Методы познания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 16:34, реферат

Описание работы

Греческое слово «методос» означает путь к чему-либо. В научном познании этот путь, очевидно, должен приводить к истине. Если такой путь найден, т.е. известны средства, приемы и способы достижения цели, то его можно показать всем, сделать всеобщим достоянием и, следовательно, обеспечить безусловную воспроизводимость научного знания. И когда по этому пути пойдут многие, он неизбежно превратится в хорошо накатанную, привычную дорогу, т.е. станет всеобщим, устоявшимся способом получения нового знания. Четко фиксируя такие «пути», наука и обеспечивает свойства объективности и общеобязательности добываемого знания.

Файлы: 1 файл

естествознание.docx

— 42.86 Кб (Скачать файл)

   Аналогия — прием познания, при котором наличие сходства, совпадение признаков нетождественных объектов позволяет предположить их сходство и в других признаках. Так, обнаруженные при изучении света явления интерференции и дифракции позволили сделать вывод о его волновой природе, поскольку раньше те же свойства были зафиксированы у звука, волновой характер которого был уже точно установлен. Аналогия — незаменимое средство наглядности, изобразительности мышления. Но еще Аристотель предупреждал, что «аналогия не есть доказательство»! Она может давать лишь предположительное знание.

   Абстрагирование — прием мышления, заключающийся в отвлечении от несущественных, незначимых для субъекта познания свойств и отношений исследуемого объекта с одновременным выделением тех его свойств, которые представляются важными и существенными в контексте исследования.   Абстрагирование является очень острым и эффективным инструментом теоретического разума, позволяющим хирургически точно «вырезать» из хаотичного переплетения реальных связей и отношений именно те, которые представляют сущность изучаемого объекта. В рамках обыденного познания «абстрактное мышление» означает, как правило, мышление бедное, бессодержательное, одностороннее. Происходит это потому, что на данном уровне фактически нет средств различения абстракций существенных и несущественных, случайных и необходимых. (Когда мы сердимся на кого-то и даже позволяем себе награждать другого человека разными обидными характеристиками; или когда мы голосуем за того или иного политика просто потому, что он «симпатичный», мы демонстрируем примеры самого настоящего абстрактного, т.е. отвлеченного, мышления. Только «отвлекаются» при этом и становятся причиной нашего поведения свойства людей не самые важные, не выражающие их суть, а случайные, поверхностные, хотя и наиболее заметные.) На теоретическом же уровне абстрагирование — лишь начальный шаг, после которого начинается длительный и сложный процесс восхождения от абстрактного (одностороннего, но существенного) к конкретному (полному, многостороннему) знанию о предмете.

   Моделирование — метод замещения изучаемого объекта подобным ему по ряду интересующих исследователя свойств и характеристик. Данные, полученные при изучении модели, затем с некоторыми поправками переносятся на реальный объект. Моделирование применяется в основном тогда, когда прямое изучение объекта либо невозможно (очевидно, что феномен «ядерной зимы» в результате массированного применения ядерного оружия кроме как на модели лучше не испытывать), либо связано с непомерными усилиями и затратами. Последствия крупных вмешательств в природные процессы (поворот рек, например) целесообразно сначала изучить на гидродинамических моделях, а потом уже  экспериментировать с реальными  природными  объектами.

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

   Подводя итоги  важно отметить, что метод научного  познания очень важен для нормальной  жизнедеятельности человека, поскольку  даже маленькие дети применяют  их в освоении картины мира.

   Модели, применяемые в обыденном и научном познании, можно разделить на два больших класса: материальные и идеальные. Первые являются природными объектами, подчиняющимися в своем функционировании естественным законам. Вторые представляют собой идеальные образования, зафиксированные в соответствующей знаковой форме и функционирующие по законам созданной нами логики мышления. Если результаты моделирования подтверждаются и могут служить основой для прогнозирования процессов, протекающих в исследуемых объектах, то говорят, что модель адекватна объекту. При этом адекватность модели зависит от цели моделирования и принятых критериев.

   Модель явления  не тождественна самому явлению,  она только дает некоторое  представление для его понимания,  некоторое приближение к действительности. Но в модели учтены все предполагаемые  признаки явления, которые кладутся  в основу модели. Эти предположения  могут быть весьма грубыми  и, тем не менее, давать вполне  удовлетворительное приближение  к реальности. Конечно, для одного  и того же явления можно  предложить не одну, а несколько  альтернативных моделей.    История науки оставила нам  в наследство огромное число  такого рода примеров. Например, в оптике в течение последних трех столетий рассматривалось несколько моделей света: корпускулярная (Ньютона), волновая (Гюйгенса, Френеля) и электромагнитная (Фарадея, Максвелла). Окончательной моделью на сегодня, согласно великой теории Джеймса Максвелла, стала электромагнитная.

   Итак, в ходе работы, были изучены и прослежены  методы естественнонаучного познания, что позволило добиться поставленной  цели, с помощью конкретизированных  задач. 

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Карпенков, С.А. Концепции современного естествознания. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Высшая школа, 2003. – 488 с: ил.
  2. Рузавин, Г. И. Концепции современного естествознания: Уч. для вузов. –М.: ЮНИТИ, 2005. – 287 с.
  3. Концепции современного естествознания/ под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова-. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юнити-Дана, 2006. – 317с.

 

 

 

 

 

 

 

.

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Методы познания