Международное сотрудничество в области экологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2015 в 23:41, реферат

Описание работы

Международное сотрудничество - все направления и формы межгосударственных и межучрежденческих контактов - в области охраны окружающей природной среды с 70-х гг. развивалось весьма активно. Оно стало более интенсивным как по линии прямого политического сотрудничества государств, так и по линии экономического, культурного и научно-технического сотрудничества в рамках правительственных и неправительственных организаций на всех уровнях. Отношение государств, организаций, политических деятелей, ученых, представителей всех профессий и слоев населения к охране окружающей среды стало более квалифицированным, научно обоснованным, сбалансированным. Это проявилось в том, что в многочисленных международно-правовых актах, принятых за последние десятилетия, в решениях и резолюциях международных организаций, конференций, совещаний, в планах, проектах и программах совместной деятельности, а также в конкретной практической природоохранительной работе регулярно уделяется должное внимание как защите отдельных природных объектов и экологических систем, так и разработке и осуществлению мер всесторонней охраны природной среды в целом.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
1Основные принципы международного сотрудничества……………………...4
2. Экологическая политика стран мира, конвенции, соглашения, проблемы..5
2.1Экологическая политика стран Евросоюза………………………………..5
2.2 Экологическая политика Канады и США………………………………...7
2.3Экологическая политика России...................................….........................9
3. Экологический колониализм…………………………………………………11
4.Стратегия ООН в области решения глобальных экологических проблем..14
5. Общественные организации в области охраны окружающей среды……...15
5.1 Гринпис -направления, цели, принципы………………………………….18
Заключение……………………………………………………………………….21
Список используемой литературы…………………..………………………….23

Файлы: 1 файл

referat_po_ekologii_27_12.docx

— 71.85 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

1Основные принципы международного сотрудничества……………………...4

2. Экологическая политика  стран мира, конвенции, соглашения, проблемы..5

2.1Экологическая политика стран Евросоюза………………………………..5

2.2 Экологическая политика Канады и США………………………………...7

2.3Экологическая политика  России...................................….........................9

3. Экологический колониализм…………………………………………………11

4.Стратегия ООН в области  решения глобальных экологических проблем..14

5. Общественные организации  в области охраны окружающей среды……...15

5.1 Гринпис -направления, цели, принципы………………………………….18

Заключение……………………………………………………………………….21

Список используемой литературы…………………..………………………….23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

        Международное сотрудничество - все направления и формы межгосударственных и межучрежденческих контактов - в области охраны окружающей природной среды с 70-х гг. развивалось весьма активно. Оно стало более интенсивным как по линии прямого политического сотрудничества государств, так и по линии экономического, культурного и научно-технического сотрудничества в рамках правительственных и неправительственных организаций на всех уровнях. Отношение государств, организаций, политических деятелей, ученых, представителей всех профессий и слоев населения к охране окружающей среды стало более квалифицированным, научно обоснованным, сбалансированным. Это проявилось в том, что в многочисленных международно-правовых актах, принятых за последние десятилетия, в решениях и резолюциях международных организаций, конференций, совещаний, в планах, проектах и программах совместной деятельности, а также в конкретной практической природоохранительной работе регулярно уделяется должное внимание как защите отдельных природных объектов и экологических систем, так и разработке и осуществлению мер всесторонней охраны природной среды в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Основные принципы  международного сотрудничества

Основополагающие принципы международного сотрудничества в области охраны окружающей среды были сформулированы в Декларации

Стокгольмской конференции ООН 1972г. по проблемам окружающей среды.

Первый принцип (основной): государства вправе использовать собственные

ресурсы в соответствии со своей национальной политикой в подходе к проблемам окружающей среды. Однако на них лежит ответственность за то,

чтобы их деятельность не причиняла ущерба окружающей среде других государств или регионов, лежащих за пределами национальной территории.

Второй принцип: природные ресурсы Земли, включая воздух, воду, землю,

флору, фауну и особенно репрезентативные (характерные) образцы естественных экосистем, должны быть сохранены на благо нынешнего и будущих поколений путем тщательного планирования деятельности человека

и управления ею по мере необходимости. Третий принцип: невозобновимые ресурсы должны разрабатываться таким образом, чтобы обеспечивалась их защита от истощения в будущем и чтобы выгоды от их разработки в международных пространствах получало все человечество. Принципы международного взаимодействия в области охраны окружающей среды дополнены Всемирной хартией природы, которая была одобрена Генеральной Ассамблеей ООН и провозглашена в резолюции от 28 октября

1988 г.:

1) биологические ресурсы  используются лишь в пределах  их природной

способности к восстановлению;

2) производительность почв  поддерживается или улучшается  благодаря

мерам по сохранению их долгосрочного плодородия и процесса разложения

органических веществ, по предотвращению эрозии и любых других форм

саморазрушения;

3) ресурсы многократного  пользования, включая воду, используются

повторно или рециклируются;

4) невозобновляемые ресурсы однократного пользования эксплуатируются в

меру, с учетом запасов, возможности рациональной переработки для

потребления и совместимости их эксплуатации с функционированием

естественных систем;

5) должны приниматься  особые меры с целью недопущения  сброса

радиоактивных и токсичных отходов;

6) необходимо воздерживаться  от деятельности, способной нанести

непоправимый ущерб природе;

7) районы, пришедшие в  результате деятельности человека  в упадок,

подлежат восстановлению в соответствии с их природным потенциалом и

требованием поддержания благосостояния проживающего в этом районе

населения.[2]

 

 

 

2.Экологическая  политика стран мира. Международные  конвенции и

соглашения, посвященные проблемам окружающей природной среды.

2.1Экологическая политика  стран Евросоюза. Для решения экологических задач в рамках единого Европейского экологического пространства действует региональная экологическая организация - Европейское агентство по окружающей среде (ЕЕА), призванное осуществлять достоверную экспертизу по оценке степени экологической опасности, способствовать разработке экологического законодательства и созданию условий для реализации программ в сфере охраны окружающей среды. Европейское сообщество обладает широкой компетенцией в области

экологии. При этом компетенция ЕС в области охраны окружающей среды

является совместной с государствами-членами. В деятельность Европейского сообщества в области охраны окружающей среды принято выделять четыре этапа: 1957-1972 годы, 1972-1986 годы, 1986-1992 годы, 1992 год-настоящее время.

Первый этап (1957-1972 годы) начинается с появления Сообщества. Однако  договор об образовании Сообщества не содержал норм об охране

окружающей среды. Мероприятия Сообщества были направлены на достижение иных экономически и социально значимых целей и лишь косвенно затрагивали экологическую сферу; природоохранная деятельность

осуществлялась факультативно.

Второй этап (1972-1986 годы) начинается с принятия решения о развитии деятельности организации в сфере защиты окружающей среды. Это было связано с разработкой законопроектов в странах-участниках, с экологическими катастрофами (промышленная авария в Севезо (Италия, 1976)), активизацией международного экологического сотрудничества. Однако положения учредительного договора не были пересмотрены, компетенция в области охраны окружающей среды по-прежнему отсутствовала. Деятельность Сообщества по охране окружающей среды стала осуществляться путём реализации дополнительной компетенции. В 1973 году была принята Первая программа действий Сообщества в отношении окружающей среды, определившая цели, задачи, принципы и приоритетные направления экологической деятельности организации. Отдельно предусматривалось проведение конкретных природоохранных мероприятий на ближайшие годы. Программа оказала существенное влияние

на последующие аналогичные программы, принятые в 1977 и 1983 годах. Во второй период Сообществом был принят ряд важнейших актов, определивших процедуру оценки воздействия на окружающую среду, стандарты эмиссии загрязнения окружающей среды.

Третий этап (1986-1992 годы) был связан с завершением формирования экологической политики Сообщества, закреплением в учредительном договоре соответствующих полномочий. Были закреплены цели и принципы экологической политики, обозначены полномочия по международному сотрудничеству. В третий период были заложены механизмы мониторинга окружающей среды, экологической сертификации, сбора и обработки экологической информации, проведены первые мероприятия по созданию механизма финансирования и защите экологических прав.

Четвёртый этап (1992 год по настоящее время) начался с принятия Маастрихтского договора о Европейском союзе в 1992 году. Договор о ЕС был дополнен экологическими целями деятельности организации, защита окружающей среды признавалась одним из направлений деятельности ЕС. Основными задачами в сфере охраны окружающей среды, требующими координации усилий всех европейских стран, признавалось решение следующих проблем: климатические изменения, разрушение озонового слоя Земли, потеря биоразнообразия, увеличение числа технических аварий, управление источниками пресной воды, деградация лесных ресурсов, управление прибрежными территориями, производство и утилизация отходов, городская экология. На современном этапе особенности деятельности Европейского сообщества в сфере защиты окружающей среды

заключаются:

• в совместной экологической компетенции ЕС с государствами- членами;

• неразрывной связи экологической деятельности ЕС с другими направлениями интеграции;

• в «дуализме компетенции», выражающемся в том, что организации предоставляются учредительным договором полномочия в сфере охраны окружающей среды для достижения непосредственно целей экологической политики ЕС, а также для достижения целей поддержания функционирования внутреннего рынка Лидером среди стран ЕС в области охраны окружающей среды считается Германия. Правовое регулирование в области охраны окружающей среды и использовании природных ресурсов здесь сосредоточено на уровне федеральных земель и местных органов власти. Сфера полномочий федеральных органов в области охраны окружающей среды и регулирования использования природных ресурсов ограничивается разработкой и реализацией федеральной экологической политики; законотворчеством; нормативно-правовым регулированием; координацией природоохранной деятельности, экологическим мониторингом, международным сотрудничеством, включая работу с Европейским союзом; регулированием производства и использования всех видов радиоактивных веществ и атомной энергии. Федеральному министерству по охране окружающей среды, наделенному не столько исполнительными, сколько управленческими функциями, подчинен ряд федеральных органов. Среди них Экологическая федеральная служба (ответственная за экспертизу), Федеральная служба защиты природы (в отличие от первой ее компетенция распространяется и на охрану природы и ландшафтов), Федеральная служба по защите от радиационного воздействия, Институт Роберта Коха (ответственен за введение в оборот генно-модифицированных организмов) и др.

2.2 Экологическая политика  Канады и США

Канада — страна с огромными природными ресурсами и высокими показателями качества окружающей среды — показывает пример в сфере обеспечения международной экологической безопасности, является инициатором и донором многих международных экологических программ, занимает лидирующие позиции в области экологического нормотворчества, создания научной и технологической базы решения природоохранных  проблем. В 90-е гг. XX в. Канада издала Красную книгу, где подчеркнута мысль о том, что «экологическая безопасность, обеспечиваемая путем реализации устойчивого развития, является краеугольным камнем во внешней политике Канады». Охрана окружающей среды стала предметом взаимных претензий между Канадой и США на федеральном и, особенно, на местном уровнях. Граница между ними (около 9000 км) проходит по уязвимым экосистемам (район Арктики, Великие озера и моря), поэтому пограничные экопроблемы необходимо решать совместно, так как требуются немалые капиталовложения. В первую очередь это касается проблемы сохранения водных ресурсов Великих озер, где размещается 1/5 всех запасов пресной воды на Земле. В этом регионе проживают до 40 млн чел. из обеих стран; работает свыше 50 % занятых в обрабатывающей промышленности Канады и 20 % занятых в этих отраслях в США. Загрязнение атмосферы в США вследствие переноса вызывает ядовитые кислотные дожди в соседних провинциях Канады, что рождает дипломатическую войну между этими государствами. Острые трансграничные экологические проблемы вынуждают правительства США и Канады искать оптимальные меры по их решению в ОМК (Объединенная международная комиссия), главной задачей которой является осуществление контроля за состоянием водной среды в пограничных районах (Великие озера и река Святого Лаврентия) и с 1991 г. — контроль за загрязнением воздушной среды. Но юридической силы этот контроль не имеет, поскольку до сих пор между США и Канадой не заключено двустороннее соглашение о сотрудничестве по вопросам экологии (в то же время такие соглашения имеются между США и Россией, Канадой и

Мексикой, Китаем и Чили). В 1990-е гг. (с 1 января 1994 г.) вошло в силу соглашение НАФТа (североамериканское соглашение о свободной торговле) между США, Канадой и Мексикой, где проживает 380 млн чел. на 15 % территории мира и производится до 35 % мирового ВВП. Создана комиссия по экологическому сотрудничеству со штаб-квартирой в Монреале, сюда входят министры трех стран, отвечающие за охрану окружающей среды. Роль комиссии — разрешение экологических споров и конфликтов, выработка единых экологических стандартов и требований. Общий бюджет комиссии — 45 млн долл. в год. Канада задает тон в комиссии, поскольку активно занимается природоохранной деятельностью, и результаты ее положительны — выбросы в атмосферу (с 1980 г. по 1992 г.) сократились на 40 %, углерода — на 56 %, пыли — на 38 %, окислов азота — на 28 %. Внешняя торговля обеспечивает 40 % ВВП Канады, а прямые канадские инвестиции за пределами Северной Америки превысили 140 млрд долл. В Канаде осуществляется тщательная экологическая экспертиза внешнеторговых соглашений, внедрена экологическая маркировка выпускаемой на рынок продукции.

Канада — один из главных доноров Глобального экофонда при ООН — только в 1994—1996 гг. выделила на его поддержку 111,1 млн канад. долл. Канадское агентство международного развития (КАМР) оказало в 1995/1996

финансовом году помощь развивающимся странам (2,1 млрд долл.), в том числе и России, и помощь эта продолжается в размере до 2 % бюджета (весь бюджет — 100 млрд долл.). Среди финансируемых КАМР проектов следует отметить проекты по лесному хозяйству, в том числе по сохранению и рациональному использованию тропических лесов. Ежегодные вложения в охрану лесов оцениваются в 110 млн канад. долл., что ставит Канаду наряду с США в ранг стран, обеспечивающих крупную финансовую помощь развитию лесного хозяйства планеты. Специальная модель для лесов мира разработана канадскими учеными в рамках «Зеленого плана». В 1997 г. в Канаде был принят закон о Национальной стратегии в области использования океанов, установления заповедного режима для специально  выделенных акваторий. Международное соглашение о рыболовстве было подготовлено в Канаде (1995 г.). У правительства Канады и деловых кругов имеются обширные планы по продвижению на мировой рынок товаров и услуг, связанных с охраной окружающей среды, в экобизнесе действует 4,5 тыс. фирм с численностью занятых 150 тыс. чел. и ежегодной продажей товаров на 11 млрд канад. долл., при ежегодном росте 10 %. В Ванкувере ежегодно организуется международная ярмарка «Глоб» — в области экотехнологий. Министерство окружающей среды Канады осуществляет программу «Зеленый корпус», позволяющую другим странам использовать уникальный опыт Канады в разработке и реализации международных экологических проектов. Все перечисленное дает основание признать Канаду лидером в решении экологических проблем планеты, вносящей достойный вклад в реализацию программы ООН «Повестка дня на XXI в.» (от 1992 г.). США и Канада стали первыми странами, где природоохранное законодательство введено в ранг государственной политики, а торговля квотами загрязнения стала частью бизнеса. В США создан специальный Президентский совет по охране окружающей среды, а в Канаде проводятся общественные круглые столы. Агентства по охране окружающей среды в США и Канаде имеют большие полномочия. Характерно, что площадь национальных парков возросла в США до 9 % от территории страны, а в Канаде до 15 %. США, Канада и Мексика заключили Североамериканское соглашение о свободной торговле (1994 г.), куда входит и сотрудничество по проблемам окружающей среды, также действуют более 17 региональных конвенций МСОС. США и Канадой приняты программы ускоренного сокращения и ликвидации производства стойких органических загрязнителей (СОЗ). Говоря о перспективах охраны окружающей среды в США и Канаде, нужно иметь в виду не только законодательные и другие меры, но и переход к постиндустриальной стадии развития. Этот переход влечет за собой кардинальные структурные сдвиги во всей экономике, включающие также уменьшение доли «грязных» производств и производственной сферы вообще. Опыт США и Канады, безусловно, заслуживает внимания и применения в экологической политике России, что послужит экологизации производства и повышению роли населения в принятии «зеленых» законов.[4]

Информация о работе Международное сотрудничество в области экологии