Международное сотрудничество в области экологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2015 в 23:41, реферат

Описание работы

Международное сотрудничество - все направления и формы межгосударственных и межучрежденческих контактов - в области охраны окружающей природной среды с 70-х гг. развивалось весьма активно. Оно стало более интенсивным как по линии прямого политического сотрудничества государств, так и по линии экономического, культурного и научно-технического сотрудничества в рамках правительственных и неправительственных организаций на всех уровнях. Отношение государств, организаций, политических деятелей, ученых, представителей всех профессий и слоев населения к охране окружающей среды стало более квалифицированным, научно обоснованным, сбалансированным. Это проявилось в том, что в многочисленных международно-правовых актах, принятых за последние десятилетия, в решениях и резолюциях международных организаций, конференций, совещаний, в планах, проектах и программах совместной деятельности, а также в конкретной практической природоохранительной работе регулярно уделяется должное внимание как защите отдельных природных объектов и экологических систем, так и разработке и осуществлению мер всесторонней охраны природной среды в целом.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
1Основные принципы международного сотрудничества……………………...4
2. Экологическая политика стран мира, конвенции, соглашения, проблемы..5
2.1Экологическая политика стран Евросоюза………………………………..5
2.2 Экологическая политика Канады и США………………………………...7
2.3Экологическая политика России...................................….........................9
3. Экологический колониализм…………………………………………………11
4.Стратегия ООН в области решения глобальных экологических проблем..14
5. Общественные организации в области охраны окружающей среды……...15
5.1 Гринпис -направления, цели, принципы………………………………….18
Заключение……………………………………………………………………….21
Список используемой литературы…………………..………………………….23

Файлы: 1 файл

referat_po_ekologii_27_12.docx

— 71.85 Кб (Скачать файл)

2.3. Экологическая политика  России

В соответствии со статьей 92 Закона «Об охране окружающей природной среды» «Принципы международного сотрудничества в области охраны окружающей природной среды» Российская Федерация исходит в своей политике в области охраны окружающей природной среды из необходимости обеспечения всеобщей экономической безопасности и развития международного природоохранного сотрудничества в интересах настоящего и будущего поколений и руководствуется следующими принципами:

-каждый человек имеет  право на жизнь в наиболее  благоприятных экологических условиях;

-каждое государство имеет  право на использование окружающей  природной среды и природных ресурсов для целей развития и обеспечения нужд своих граждан;

-экологическое благополучие  одного государства не может  обеспечиваться за счет других государств или без учета их интересов;

-хозяйственная деятельность, осуществляемая на территории  государства, не должна наносить ущерб окружающей природной среде, как в пределах, так и за пределами его юрисдикции;

-недопустимы любые виды  хозяйственной и иной деятельности, экологические последствия которой непредсказуемы;

-должен быть установлен  контроль на глобальном, регионально национальном уровнях за состоянием и изменениями окружающей природной среды и природных ресурсов на основе международно-признанных критериев и параметров;

-должен быть обеспечен  свободный и беспрепятственный  международный обмен научно-технической информацией по проблемам окружающей природной среды и передовых природосберегающих технологий;

-государства должны оказывать  друг другу помощь в чрезвычайных

экологических ситуациях;

-все споры, связанные  с проблемами окружающей природной  среды, должны разрешаться только мирными средствами;

Таким образом, Россия признает приоритет международных правовых норм в сфере охраны окружающей природной среды. Российская Федерация развивает и углубляет экологическое сотрудничество по линии нескольких международных конвенций и соглашений. Коротко остановимся на них.

Конвенция о трансграничном загрязнении на большие расстояния (1979г). Реализация указанного документа направлена на выработку странами — участницами политики в области регулирования качества атмосферного воздуха, а также мер по борьбе с его загрязнением посредством применения экологически приемлемых малоотходных и безотходных технологий. Все это позволит установить контроль за выбросами диоксида серы, оксида азота, аммиака, летучих органических соединений.

Базельская конвенция (1989г) о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением призвана регламентировать экспорт, импорт и транзит опасных отходов на территории России. К настоящему времени принят ряд поправок к Конвенции, согласно которым под запрет на ввоз опасных отходов попадают отходы, содержащие мышьяк, ртуть, свинец, асбест и другие вещества.

 Венская конвенция (1985г)об охране озонового слоя и Монреальский протокол (1989г) по веществам, разрушающим озоновый слой. В соответствии с данным документом в России происходит поэтапное сокращение производства озоноразрушающих веществ. Предполагается проведение широкомасштабной реконструкции ряда предприятий страны, направленной на перевод последних на производство озонобезопасных веществ, используемых в медицинской, химической и холодильной промышленности.

Рамочная конвенция ООН об изменении климата и Киотский протокол (1997г) к Конвенции. В рамках данной Конвенции предусмотрено, что ведущие страны мира, ответственные за основное загрязнение природной среды, принимают на себя обязанность снизить выбросы тех веществ (в частности, диоксида углерода), которые способствуют изменению глобального климата. Модернизации экономики России может способствовать использование предусмотренных Киотским протоколом рыночных механизмов — торговли  квотами на выбросы парниковых газов с переуступкой квот другим странам. В 1992г. в Москве страны СНГ заключили межправительственное соглашение о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей природной среды. В соответствии с ним в июле 1992г на совещании в Минске руководители природоохранных ведомств государств – участников соглашения подписали Протокол о создании и полномочиях Межгосударственного экологического совета (МЭС). Этот совет был учрежден для согласования природоохранной деятельности государств  Основной задачей фонда является финансирование межгосударственных экологических программ. Советом был утвержден перечень самых уязвимых природных зон на территории стран содружества: Чернобыльская зона, бассейны Амударьи, Днепра; озеро Балхаш; Черное, Азовское, Каспийское

моря; Приаралье. В настоящее время разрабатываются несколько соглашений

между странами СНГ: об охране и использовании мигрирующих видов птиц

и млекопитающих и мест их обитания; о редких, находящихся под угрозой

исчезновения видах животных и растений; о сотрудничестве между МЭС и

ЮНЕП.[4][2]

 

 

 

 

 

 

 

3. Экологический  колониализм

Заинтересованность правительства России в привлечении иностранного капитала для углубления рыночных преобразований в экономике делает страну весьма привлекательной для размещения на ее территории экологически «грязных» предприятий. Об этом красноречиво свидетельствует опыт Советского Союза.

Еще около 30 лет назад американская корпорация «Оксидентал петролеум» подписала соглашение о строительстве на территории СССР заводов по производству жидкого аммиака с последующей его поставкой в США и многие другие страны мира. Общая стоимость проекта — 20 млрд долларов, он был назван «сделкой века». Чем же она обернулась? Заводы были построены, они буквально залили мировой рынок жидким аммиаком, но по цене вдвое ниже мировой (В.Ю. Катасонов, 1990 г.). При этом сооруженный в рамках данного соглашения аммиакопровод Тольятти—Одесса стал в перспективе самой настоящей «экологической бомбой». Авария на нем, как считают специалисты, могла бы стать экологической катастрофой, сопоставимой помасштабам с трагедией г. Бхопала (Индия). Печать неоднократно сообщала, что под видом международного экологического сотрудничества некоторые отечественные коммерческие организации, пользуясь лазейками в законодательстве, пытались разместить вредные отходы иностранных предприятий на территории России, причем даже в курортных зонах. Оснований для подобного беспокойства более чем достаточно. Имеется печальный опыт и стран так называемого «третьего мира»: привлекая иностранные инвестиции для подъема своих национальных экономик, они вынуждены были отдавать на расхищение свои природные ресурсы, и превращались невольно в объекты «экологического колониализма». В этой связи следует указать, что американский журнал «Экология» привел характерную классификацию промышленных производств, принятую в США: 1) предприятия, которые, характеризуясь минимальным ущербом для ОПС, могут размещаться на территории самой Америки; 2) предприятия, которые могут быть размещены только в пределах морского бассейна США; 3) предприятия, которые должны быть вынесены как можно дальше от границ США, например в развивающиеся страны Азии и Африки при сколь угодно дорогой транспортировке готовой продукции обратно в США. Исходя из такого ранжирования, некоторые монополии США ныне проводят самую настоящую политику «экологического колониализма». Ее важный элемент —использование так называемых двойных стандартов: более дорогая и совершенная с экологической точки зрения технология внедряется на территории развитых капиталистических стран, а более дешевая и «грязная» — развивающихся. К чему это может привести, наглядно демонстрирует пример индийского города Бхопал, где по вине американской химической корпорации «Юнион Карбайд» в 1984 г. Произошла экологическая катастрофа, которая унесла, по меньшей мере, 3 тысячи человеческих жизней. Жертвами политики «двойных стандартов» в экологии в развивающихся странах каждый год становятся тысячи и тысячи людей. В частности, американский специалист в области международной экономики Б. Каслмен пришел к выводу, что в результате различий экологических стандартов уровень профессиональных заболеваний на предприятиях ТНК, размещенных в странах «третьего мира», существенно выше, чем в промышленно развитых.

Особо следует остановиться на проблеме нелегального трансграничного перемещения токсичных отходов. В настоящее время твердые и жидкие отходы с высоким содержанием загрязняющих веществ являются спутниками различных промышленных производств в развитых странах Северной Америки (прежде всего США), Европы и Азии. Общественность этих стран крайне негативно относится к переработке таких отходов на собственной территории, поэтому многие фирмы и даже правительства ищут возможность для их размещения в других странах. Препятствием такому трансграничному перемещению опасных отходов служит Базельская конвенция о контроле трансграничной перевозки опасных

отходов и их утилизации (1989г). В этих условиях некоторые промышленные компании ищут пути вывоза таких отходов под видом низкоэнергоемких теплоносителей, маскируя тем самым истинное содержание высокотоксичных загрязняющих веществ. Статус низкоэнергоемких теплоносителей промышленные отходы «приобретают» после частичной переработки и (или) брикетирования на территории стран-производителей. В этом случае отходы уже формально не подпадают под ограничения Базельской конвенции и могут быть ввезены в третьи страны для их последующего сжигания в специальных печах. Многие страны, в том числе Россия, испытывающие экономические проблемы, принимают указанные отходы для переработки, сжигания, нейтрализации. Годовое трансграничное перемещение опасных отходов из развитых стран в третьи составило в 1994г почти 2 млн т. Однако по некоторым данным (Проблемы региональной экологии. 2001, № 3), размеры нелегальной торговли и (или нелегального трансграничного перемещения) резко увеличились и составляют в настоящее время 50—100 млн т. Сообщается, что в результате этого Индия стала «глобальной свалкой» для огромного количества технического цинка, отходов от производства свинца, а также использованных аккумуляторов из Германии, США, Австралии, Великобритании и Дании. В у1998—1999 гг. на территорию Индии было ввезено более 100 тыс. т. отходов, большая часть которых являются ядовитыми или потенциально ядовитыми. Известны попытки обхода Базельской конвенции, которые предпринимались рядом иностранных фирм в целях ввоза аналогичных отходов на территорию России. Так, существуют проекты строительства заводов по сжиганию ввозимых (под видом низкоэнергоемких носителей) опасных отходов на территории Московской и Новгородской областей, Алтайского края и др. Согласно некоторым данным (A.M. Никаноров, Т.А. Хоружая, 1999 г.), в период с 1967 по 1993г 95 фирм (из Германии, США, Австрии, Италии, Канады и других стран) предприняли попытки ввезти в Россию более 30 млн т опасных отходов. В 1993г ввезено и размешено на территории России около 4000 т отходов, в том числе радиоактивных, ртутных, цинковых идругих. В 1997г. завезено в качестве вторичного сырья около 230 тыс.только учтенных отходов. Некоторые иностранные компании предлагают бесплатно построить заводы по переработке опасных отходов, если на них: впоследствии будет перерабатываться и определенное количество зарубежных. При этом следует учитывать, что при ввозе отдельных отходов, не являющихся токсичными, их дальнейшая переработка может привести к образованию крайне вредных веществ. Так, при сжигании относительно безвредных хлорсодержащих пластиков образуются высокотоксичные полихлорированные бифенилы, диоксины, фураны и др. В соответствии с вышеизложенным назрела необходимость строгой регламентации вплоть до запрещения трансграничного перемещения на территорию России опасных твердых и жидких отходов, которые содержат тяжелые металлы, хлорорганические вещества и нитросоединения и выдаются за низкоэнергоемкие теплоносители, якобы безопасные для населения принимающей страны. К сожалению, в 2001 г., несмотря на протесты общественности, Минатом РФ протолкнул так называемую «сделку века», связанную с завозом на территорию России отработанного ядерного

топлива (около 20 тыс. т), выгруженного из реакторов зарубежных АЭС и предназначенного для длительного хранения и переработки. Все это может привести к тому, что Россия может превратиться в «свалку отходов» иностранного происхождения с самыми тяжелыми экологическими последствиями для нынешнего и особенно будущих поколений.

Нет сомнения, что, опираясь на свои громадные природные ресурсы, научно- технический потенциал и высококвалифицированную рабочую силу, Россия в XXI веке начнет подъем экономики. Это позволит ей вернуть подобающее место в списке великих промышленных держав, резко снизить зависимость страны от Запада, перестать быть сырьевым донором последнего и рынком сбыта его второсортной технологической продукции. В связи с этим важно при проведении политики международного экологического сотрудничества исключать взятие Россией на себя таких обязательств, которые бы помешали в перспективе ее собственному развитию. «Экологическая карта», разыгрываемая в социальном, экономическом и военном аспектах, может стать эффективным, острым средством воздействия на международную и внутреннюю политику страны.[4]

 

 

 

 

 

 

 

4. Стратегия ООН  в области решения глобальных экологических

проблем.

При решении глобальных экологических проблем особую роль должен

играть такой международный орган, как Организация Объединенных Наций

(ООН). Она призвана разработать  стратегию в области экологии  и охраны природы и стать при этом координатором ее исполнения.

В июне 1992г в Рио-де-Жанейро проходила на уровне глав государств и представительств Конференция ООН по окружающей среде и развитию, ставшая переломным этапом в международном экологическом движении. Одним из самых главных результатов ее работы стал вывод: нынешняя рыночно-потребительская модель, действующая в ряде развитых стран, стремительно ведет к гибели всего человечества. Это модель неустойчивого развития, характеризующаяся экологически несбалансированной разработкой и потреблением природно-энергетических и сырьевых ресурсов биосферы, что делает нецелесообразным движение развивающихся стран (в том числе и России) по пути, которым пришли к благополучию развитые страны. Исходя их этого провозглашена необходимость перехода мирового сообщества на рельсы устойчивого развития, обеспечивающего баланс между решением социально-экономических проблем и сохранением окружающей среды, удовлетворением основных жизненных потребностей нынешнего поколения с сохранением таких возможностей для будущих поколений.

Конференция в Рио-де-Жанейро должна была предложить новую модель развития, которая бы способствовала в перспективе сочетанию благополучия всех живущих и сохранения природной среды. Но при этом исходная посылка была сформулирована четко: обеспечить экологическую безопасность планеты в социально несправедливом мире невозможно. Итоговым документом указанной конференции явилась «Повестка на XXI век» — программный документ, который содержит около 40 разделов по направлениям деятельности мирового сообщества в области взаимосвязанных проблем окружающей среды и социально- экономического развития на период до 2000г и на долгосрочную перспективу с предложениями о путях и средствах достижения поставленных целей. При этом предусмотрено, что развитые страны принимают на себя обязательства довести часть своего национального продукта, выделяемую на экологически целесообразное развитие, до 0,7%. Те страны, которые находятся в процессе перехода к рыночной экономике (Россия в том числе), будут добровольно участвовать в экономических программах по мере своих возможностей.

Экономическое развитие человечества и защита окружающей среды как сегодня, так и в будущем, должны рассматриваться с позиций единства указанных стратегических целей, а не с позиций конфликтного противостояния. Вследствие этого должны возникнуть и развиваться новые формы социально-экономического развития общества (экоразвитие), новые механизмы соответствующей политики (эко- политика), которые в значительно большей мере обеспечивают реализацию системы целей общественного развития, построенной с учетом экологических интересов человечества. Конечно, вышеприведенные предложения являются далеко не полным отражением содержания и объема предстоящей работы. Сложность и многогранность ее очевидна, так как необходимо достигнуть согласия и единодушия большого числа стран и народов, весьма разных по своему политическому устройству, экономическому развитию, образу жизни, национальным и религиозным обычаям.[2][5]

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Международные  организации в области охраны  окружающей среды.

Возрастающий интерес международного сообщества к проблемам ОС после .Второй мировой войны нашел свое выражение не только в усилении прямого международного сотрудничества, проведении большого числа политических, социально-экономических и научно-технических форумов, посвященных отдельным аспектам взаимодействия общества и природы, но и в росте числа, повышении активности и расширении компетенции международных организаций. Такие организации позволяют объединить природоохранительную деятельность всех заинтересованных государств независимо от их политических позиций, определенным образом вычленяя и подчеркивая экологические проблемы из всей совокупности политических, экономических и других международных проблем. По признаку пространственной сферы полномочий или субъектно-территориальному признаку различаются организации глобальные и региональные (субрегиональные).

Важную роль в области ООС играют и активно занимаются организацией исследований окружающей среды и ее ресурсов специализированные учреждения ООН.

ЮНЕСКО (Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры), образованная в 1945г., уже в первые годы своей деятельности поддержала научные инициативы и общественные природоохранительные движения. Наиболее известным природоохранительным направлением в деятельности ЮНЕСКО является научная программа "Человек и биосфера" (МАБ), принятая в 1970г на ХVI Генеральной конференции этой организации. К выполнению программы МАБ уже приступили около 100 стран.

ФАО (Организация Объединенных Наций по вопросам продовольствия и сельского хозяйства), образованная в октябре 1945г, является специализированным учреждением ООН и занимается вопросами продовольственных ресурсов и раз вития сельского хозяйства в целях улучшения условий жизни народов мира. В соответствии с своей компетенцией она обращает внимание на охрану и рациональное использование земель, водных ресурсов, лесов и иной растительности, животного мира суши, биологических ресурсов океанов и морей. ФАО участвует в осуществлении более 100 природоохранительных программ на глобальном, региональном и национальном уровнях.

Информация о работе Международное сотрудничество в области экологии