Международное сотрудничество в области экологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2015 в 23:41, реферат

Описание работы

Международное сотрудничество - все направления и формы межгосударственных и межучрежденческих контактов - в области охраны окружающей природной среды с 70-х гг. развивалось весьма активно. Оно стало более интенсивным как по линии прямого политического сотрудничества государств, так и по линии экономического, культурного и научно-технического сотрудничества в рамках правительственных и неправительственных организаций на всех уровнях. Отношение государств, организаций, политических деятелей, ученых, представителей всех профессий и слоев населения к охране окружающей среды стало более квалифицированным, научно обоснованным, сбалансированным. Это проявилось в том, что в многочисленных международно-правовых актах, принятых за последние десятилетия, в решениях и резолюциях международных организаций, конференций, совещаний, в планах, проектах и программах совместной деятельности, а также в конкретной практической природоохранительной работе регулярно уделяется должное внимание как защите отдельных природных объектов и экологических систем, так и разработке и осуществлению мер всесторонней охраны природной среды в целом.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
1Основные принципы международного сотрудничества……………………...4
2. Экологическая политика стран мира, конвенции, соглашения, проблемы..5
2.1Экологическая политика стран Евросоюза………………………………..5
2.2 Экологическая политика Канады и США………………………………...7
2.3Экологическая политика России...................................….........................9
3. Экологический колониализм…………………………………………………11
4.Стратегия ООН в области решения глобальных экологических проблем..14
5. Общественные организации в области охраны окружающей среды……...15
5.1 Гринпис -направления, цели, принципы………………………………….18
Заключение……………………………………………………………………….21
Список используемой литературы…………………..………………………….23

Файлы: 1 файл

referat_po_ekologii_27_12.docx

— 71.85 Кб (Скачать файл)

Забота о здоровье людей - главная цель ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения), что всегда связано с ООС. ВОЗ осуществляет сбор и распространение экологической информации, связанной с охраной здоровья людей, участвует в исследовательской работе, оказывает техническую помощь, осуществляет международный контроль за загрязнением ОС.

ВМО (Всемирная метеорологическая организация) была учреждена в 1951г., как специализированное учреждение ООН. Природоохранительные функции ВМО связаны прежде всего с глобальным мониторингом ОС. Она проводит мероприятия по оценке загрязнения атмосферы различными веществами и из разных источников, оценку трансграничного переноса загрязняющих веществ, их глобального распространения в низких слоях атмосферы, а также по изучению воз действия на озоновый слой земли.

По договору с ООН осуществляет свою деятельность МАГАТЭ, учрежденное в 1957г. В соответствии с мандатом МАГАТЭ ведет широкие исследования по использованию атомной энергии, разрабатывает меры по технике безопасности при использовании ядерного топлива и в связи с этим вплотную занимается защитой ОС от опасности радиоактивного заражения.

Проблемы ОС, обострившиеся в современном мире, не могли остаться незамеченными межправительственными организациями регионального характера. Эти организации, включившиеся в международное природоохранительное сотрудничество, внесли определенный вклад в разработку мер сохранения благоприятных природных условий и обеспечения рационального использования природных ресурсов, включая меры правового характера. В числе таких организаций могут быть названы, в частности: Европейский Союз, Совет Европы, Организация экономического сотрудничества и развития, Азиатско-Африканский юридический консультативный комитет. В ООС и регионального планирования Совет Европы осуществляет: обеспечение охраны и бережного отношения к окружающей среде в Европе; сохранение и улучшение среды обитания, деятельности человека; планирование развития территорий; создание сети охраняемых заповедников. Европейская конференция министров, отвечающая за региональное планирование (СЕМАТ), созывается регулярно, начиная с 1970 г., по мере возникновения проблем. В работе Конференции участвуют представители всех государств-членов Совета Европы. Европейская хартия регионального планирования выдвинула глобальную и долгосрочную концепцию регионального планирования с целью: улучшения условий повседневной жизни; гармоничного социально-экономического развития регионов; повышения ответственности в вопросах управления при родными ресурсами; ООС и рационального использования земли.

Для сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений (регулирование промышленной деятельности, торговли животными и т. д.) была принята Конвенция по сохранению живой природы и окружающей среды в Европе (Бернская Конвенция). С мая 1987 г.

действует .Соглашение о предупреждении, защите и организации помощи при крупных стихийных бедствиях и технологических катастрофах. Создана сеть из 12 европейских специализированных центров для слежения за

извержениями вулканов, землетрясениями. Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан подписали в феврале 1992 г. межправительственное Соглашение о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей природной среды странами СНГ. Государства СНГ согласились создать Международный Экологический Совет и при нем Межгосударственный Экологический фонд для выполнения согласованных  межгосударственных экологических программ, в первую очередь для ликвидации последствий экологических катастроф. Следует отметить, что в настоящее время в мире насчитывается более 500 неправительственных международных организаций, включивших в свою деятельность природоохранительные мероприятия. Главная роль в этой сфере принадлежат некоторым специализированным и зарекомендовавшим себя высокой активностью организациям, таким как Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП) и Всемирный фонд охраны дикой живой природы (WWF). МСОП создан по решению учредительной ассамблеи, состоявшейся в сентябре 1948г. в Фонтебло (Франция).

В соответствии со ст. 1 Устава МСОП содействует сотрудничеству между правительствами, национальными и международными организациями, а также между отдельными лицами, занимающимися вопросами охраны природы и сохранения природных ресурсов, путем проведения соответствующих национальных и международных мероприятий. По состоянию на конец ХХ в. членами союза состояли 54 государства и больше 300 организаций из более чем 100 стран мира. Работа МСОП способствует реализации Вашингтонской конвенции о международной торговле дикими видами фауны и флоры. Так, в 1961г был создан Всемирный фонд охраны дикой природы, деятельность которого  заключается в основном в оказании финансовой поддержки природоохранительным мероприятиям. Программа работы этой организации в конце ХХ в. охватывала более 160 проектов охраны природы в 70 странах. Международная юридическая организация (МЮО), созданная в 1968г в последние годы уделяет много внимания праву ОС, участвует в подготовке международно-правовых актов природоохранительного характера. В марте 1973 года, в Вашингтоне была принята Конвенция по международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС), поправки к приложениям которой были приняты на 11-й конференции сторон СИТЕС[1]

 

5.1 Гринпис ( GREEN PEASE) ГРИНПИС (GREEN PEASE).

Небольшая группа экологов в 1971 году объявила войну американскому правительству, проводившему ядерные испытания на острове Амчитка (Аляска). И именно у них вскоре возникла идея создать организацию под названием Гринпис (Зеленый мир). За прошедшую четверть века Гринпис вырос из группы энтузиастов до мощной международной организации, которая работает по всему миру. Кампания по биоразнообразию - Гринпис борется против уничтожения лесов, варварского лова рыбы и охоты на китов, добивается сохранения существующих и создания новых охраняемых природных территорий и т.д. Кампания по защите атмосферы - Гринпис добивается сокращения выброса "парниковых газов" вызывающих "парниковый эффект", прекращения использования озоноразрушающих веществ. Антиядерная кампания - Гринпис добивается сокращения ядерных арсеналов, запрещения ядерных испытаний, свертывания опасных программ развития ядерной энергетики и постепенного отказа от нее. Кампания по токсическим веществам - Гринпис добивается запрещении  опасных технологий, решения проблем, связанных с образованием и переработкой опасных отходов, а также загрязнения окружающей среды сильноядовитыми веществами. 

Национальные офисы существуют в 27 странах мира, одним из них является Гринпис России, который существует с 1992г. Цели - защита окружающей среды, экопропаганда и экопросвещение.

Основные направления работ (кампании): Сегодня, благодаря помощи наших сторонников, ГРИНПИС России ведет борьбу на четырех "фронтах":

-Лесная кампания - за сохранение "легких планеты" - русского  леса.

- Антиядерная кампания - против радиационного заражения  окружающей среды - этого кошмара России.

-Токсическая кампания - против  химического загрязнения, ежедневно  и

ежечасно убивающего нас и наших детей.

-Байкальская кампания - за  сохранение первозданной чистоты озера Байкал.

Принципы

1.ПРОТЕСТ ДЕЙСТВИЕМ. ГРИНПИС

проводит акции, привлекающие внимание общественности к проблемам и к тем, кто виновен в их возникновении.

2.НЕНАСИЛЬСТВЕННОСТЬ.

Мы не можем допустить, чтобы наши акции принесли вред кому-нибудь. Все действия ГРИНПИС - это осуществление мирного протеста.

3.НЕЗАВИСИМОСТЬ.

ГРИНПИС не примыкает ни к одной политической партии. Гринпис не принимает пожертвований от государственных организаций, коммерческих структур и политических партий.

 

Наиболее значительные достижения:

 1993г. - Специальное расследование Гринпис на Дальнем Востоке вынудили Россию признать факт сброса жидких радиоактивных отходов в море;

 

1995г. - Франция, Великобритания, США, Россия и Китай обязались заключить Договор о запрещении ядерных испытаний;

 

1995г. - Первая российская  территория под названием "Девственные  леса Коми" включена в Список всемирного природного наследия ЮНЕСКО.

 

1996г. - Выиграно дело в  Верховном суде по отмене части  Указа Президента России, разрешавшего ввоз отработавшего ядерного топлива АЭС.

 

1996г. - Международная лесоперерабатывающая  фирма ЭНСО провозгласила мораторий на вырубку девственных лесов в Карелии.

 

 1996г. - ЮНЕСКО включило наследия две номинации под названием "Бассейн озера Байкал" и "Вулканы Камчатки".

 

 1996г. - Более 80% избирателей, участвовавших в референдуме в Костромской области сказали НЕТ строительству Костромской АЭС.

 

1997г. - Обнародован доклад "Отравленные города", содержащий  наиболее полную информацию о диоксиновом загрязнении России.

 

1997г. - К мораторию ЭНСО  присоединились другие крупные  фирмы – ЮПМ Кюммене, МоДо и др.

 

1997г. - Открыто финансирование  Федеральной целевой программы "Защита окружающей среды и населения РФ от диоксинов и диоксиноподобных токсикантов" на 1996-1997гг.

 

1997г. - Участие Гринпис  в Комиссии по проверке ведения лесного хозяйства на Карельском перешейке Ленинградской области впервые позволило вскрыть и документально зафиксировать многочисленные нарушения, наносящие России огромный экологический и экономический ущерб.

 

1998г.- ЮНЕСКО включило в список Всемирного наследия уникальные природные территории на Алтае.

 

2009г.- Одной из важнейших побед Гринпис, которой не было бы без поддержки сотен тысяч людей по всей стране, можно считать отказ руководства Москвы и Санкт-Петербурга от строительства мусоросжигающих заводов в черте города. Теперь городские власти решили направить усилия на развитие переработки и вторичного использования отходов.

 

 2010г.- Один из крупнейших игроков на рынке ядерных технологий — французская компания AREVA отказалась от ввоза радиоактивных отходов в Россию. Территория «Плато Путорана» включена в Список всемирного природного наследия ЮНЕСКО. Это уже 9-й объект на территории России, который при нашем содействии получил самый высокий в мире природоохранный статус. «Долина реки Бикин» — место обитания уссурийского тигра — внесен в предварительный список и будет рассмотрен на сессии Комитета в 2011 году.

2012г.- Кампания в защиту Арктики побудила правительство Канады приостановить выдачу новых лицензий на разработку арктического шельфа. Компании «Шелл», «КонокоФиллипс» и «Газпром» отложили бурение. Крупные мировые инвестиционные агентства признали высокие финансовые риски арктических шельфовых проектов. Генеральную прокуратуру удалось убедить в том, что решение Минприроды об изъятии земель национального парка «Югыдва» незаконно. Разработанная волонтёрами Гринпис интерактивная карта пунктов приёма вторичного сырья расширилась до 10 городов, а число её посетителей превысило 150 000 человек.

 

2013г.- Закрыт Байкальский ЦБК. Эта победа достигнута благодаря сотням тысяч людей в разных странах мира и множеству различных организаций, в т.ч. Гринпис.

Весна 2013 года стала самой спокойной за многие годы — число травяных пожаров уменьшилось на 56%. Открылись пункты раздельного сбора отходов для покупателей: Москва — сети «Я любимый» и «Дикси»; Санкт-Петербург — «Ашан».[1][3][6]

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, в результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы. В списке глобальных приоритетов международного сообщества проблематика защиты окружающей среды и устойчивого развития уверенно выдвигается на одно из первых мест. Именно в этой области прочно утвердился многосторонний подход к решению стоящих перед человечеством проблем. Основную роль в данном направл ении играет ООН как универсальный механизм выработки согласованных решений и важнейший источник международного природоохранного права.

Острота современных экологических проблем требует участия в их решен и широких масс населения. Любые технологические, организационные и экономические меры могут дать должный эффект лишь в том случае, если экологическая идея овладеет массами. Массовое экологическое образование призвано формировать экологическое мировоззрение, нравственность и экологическую культуру людей. Для достижения этих целей нужна интеграция всех знаний, как о природных, так и общественных законах функционирования окружающей среды.

Попытки решения проблем экологического кризиса начали предприниматься со времени первой конференции по окружающей среде в Стокгольме (1972г.). Однако первые пятнадцать лет действий в рамках подобной политики показали, что, решая отдельные локальные проблемы окружающей среды, человечество не только не смогло предотвратить глобальные природные изменения, напротив, эти изменения усугубились.

 Для обозначения действий, необходимых для преодоления кризиса, был введен термин Устойчивое развитие. В дальнейшем термин был закреплен Конференцией ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро 1992 г.), где ему попытались придать более конкретные и даже программные формы.

Изучение экологических проблем различного уровня в пятилетие, предшествующее встрече в Рио, стало исключительно важным этапом для осознания надвигающейся опасности. Было доказано, что жить, и особенно действовать так, как человек делал это в последние 100-150 лет, больше нельзя.

В декабре 1997г в Японии при участии более чем 120 стран был принят Киотский протокол к Рамочной конвенции ООН об изменении климата. Этот документ распределил обязательства развитых индустриальных стран по ограничению выбросов парниковых газов и стал первым глобальным шагом по противодействию изменению климата. Цель ставилась не очень амбициозная — в период с 2008 по 2012 гг. снизить совокупный уровень выбросов на 7%.

Россия также присоединилась к данном протоколу. Россия принимает активное участие в развитии международного сотрудничества в этой области. Многие годы Россия входит в Совет управляющих Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) и Cовет управляющих Программы ООН по населенным пунктам (ООН-Хабитат). Наше сотрудничество с этими организациями развивается динамично и плодотворно.

Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды в течение прошедших десятилетий, несомненно, прогрессировало. Оно расширилось, охватив все страны и народы, стало более глубоко связанным с всесторонним развитием общества. Возросла научная обоснованность природоохранительной деятельности правительств и международных организаций. Сотрудничество выросло в организационном отношения. Природоохранительное сотрудничество стало неотъемлемым элементом жизни международного сообщества на современном этапе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

1.А.Г. Банников. Основы экологии  и охрана окружающей среды- СПб.: Изд-во «Питер», 1999. – 186с

2.Э.А. Арустамов. Экологические основы природопользования.-М.; 2001– 668с.

Информация о работе Международное сотрудничество в области экологии