Международные экологические конференции ООН (Стокгольм, Рио-де-Жанейро). Их решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 18:22, реферат

Описание работы

Сегодня осознание необходимости содействия и поддержания окружающей среды находит отражение практически во всех областях деятельности Организации Объединенных Наций. Активные партнерские связи между Организацией и правительствами, НПО, научным сообществом и частным сектором дают новые знания и конкретные меры по глобальным экологическим проблемам. ООН полагает, что охрана окружающей среды должна входить составной частью в любую деятельность в области экономического и социального развития. Развитие невозможно без охраны окружающей среды.

Содержание работы

Введение. 3
Конференция ООН по проблеме окружающей человека среды в Стокгольме. 4
Глава I. Декларация по окружающей среде. (извлечение) 6
Глава II. Декларация принципов (извлечение) 8
Итоги 11
Рио-де-Жанейрская конференция 1992 года. 12
Рио-де-Жанейрская декларация (извлечение) 12
Результаты работы конференции 15
"Рио+20": будущее, которого хотят не все. 16
Заключение. 18
Литература. 19

Файлы: 1 файл

реферат ООН.docx

— 66.54 Кб (Скачать файл)

"Рио+20": будущее, которого хотят не  все.

 

Конференция ООН по устойчивому развитию «Рио+20»  прошла 20-22 июня 2012 года в Рио-де-Жанейро. Через 20 лет после первой конференции  по окружающей среде и развитию страны вновь встретились, чтобы обсудить проблемы «зеленой» экономики, устойчивого  развития и искоренения бедности.

Полтора года подготовки саммита, три дня  выступлений лидеров стран и  почти миллион печатных листов документов... Тем не менее, оценки результатов конференции различны. Страны-участницы заявляют о готовности продолжать путь к «будущему, которого мы хотим», в то время как гражданское общество настаивает, что будущее, описанное в итоговом документе, им совсем не нужно.

Итоговая  декларация саммита – 283 параграфа  на 49 страницах – сильно отличается от так называемого "нулевого варианта" текста, представленного в январе 2012 года, и дело не только в его  длине - 24,6 тысячи слов против 7,2 тысячи. К последней официальной сессии подготовки к саммиту на высоком  уровне, проект итогового текста был  согласован всего на 40%, и Бразилия как страна-хозяйка организовала интенсивные неформальные консультации на основе своей версии текста, в  которую вошли все согласованные формулировки и компромиссные формулировки по всем оставшимся острым вопросам.

В итоге после долгого и напряженного обсуждения выстояли, в частности, решение  о запуске процесса разработки Целей  устойчивого развития, которые в 2015 году должны "сменить" Цели развития тысячелетия, и решение о создании нового форума высокого уровня по устойчивому  развитию при Генассамблее ООН. Кроме  того, стороны призвали Статистическое управление ООН разработать новые  индикаторы устойчивого развития, которые  бы дополнили ВВП, а также договорились расширить членство в совете Программы  ООН по окружающей среде (UNEP), не повысив, тем не менее, ее статуса до специализированной организации в системе ООН.

Вместе  с тем, странам не удалось принять  решение по защите биоразнообразия  в международных водах, а параграф, посвященный отказу от субсидий добычи ископаемого топлива, по словам экспертов  организации Oil Change International, просто повторяет  текст решения, принятого странами "Большой двадцатки" на саммите  в Питтсбурге в 2009 году.

Итоговый  текст сами страны называли и "наименьшим общим кратным" слишком разных позиций, и тонким компромиссом, любая  попытка нарушить который приведет к коллапсу всей конференции. Возможно, одну из самых удачных формулировок выбрал вице-премьер РФ Аркадий Дворкович, который назвал проект итогового документа "приемлемым для большинства участников".

В это большинство, очевидно, не входили  общественные организации, которые  тщетно пытались привлечь внимание к  тому, насколько слабым и неадекватным оказался итоговый документ саммита. В  частности, в выступлении своего представителя на первом пленарном  заседании они публично "отреклись" от текста и потребовали убрать из его первого абзаца слова "при  активном участии гражданского общества".

За  этим последовали петиции под  заголовками "Будущее, которого мы не хотим", открытые письма от руководства  крупнейших экологических и общественных организаций и даже акции протеста на территории центра, где проходила  конференция - на одной из них представители  молодежи от имени крупного бизнеса  и корпораций "благодарили" участников саммита за то, что те подарили им будущее, которого они, корпорации, хотели.

Кроме того, о недовольстве общественных организаций говорили и представители "Диалогов об устойчивом развитии" - серии специальных мероприятий, которые Бразилия провела в преддверии конференции на высоком уровне. В  числе экспертов, направленных от "диалогов" на круглые столы с участием глав государств и правительств, были, в  частности, экс-президенты Ирландии и  Чили Мэри Робинсон и Мишель Бачелет, а также экс-премьер Норвегии Гро Харлем Брундтланд.

Однако  все эти усилия были напрасны. Гендиректор Greenpeace International Куми Найду назвал невероятным тот факт, что лидеры стран, "по сути, не провели ни часа в переговорах по поводу текста", этим занимались только профессиональные переговорщики. "Главы государств просто использовали этот саммит как возможность сфотографироваться в удачном месте... я думаю, люди будут называть этот саммит не "Рио+20", а "Рио минус 20", - сказал Найду.

Хотя  переговорные залы принесли гражданскому обществу мало поводов для радости, за их дверями на "Рио+20" произошло  довольно много важных событий. По данным ООН, общий объем заявленного  финансирования для проектов устойчивого  развития сельского хозяйства, энергетики и транспорта, снижения рисков природных  катастроф, лесной политики и других направлениях превысил 510 миллиардов долларов. В общей сложности правительства  стран, бизнес, общественные организации и университеты представили более 690 новых целей и проектов в сфере устойчивого развития и "зеленой" экономики.

В каком-то смысле саммит "Рио+20" оправдал ожидания экспертов, большинство из которых прогнозировали лишь незначительный прогресс или даже полное его отсутствие. Так, сопредседатель Международной  ресурсной панели ООН Эрнст Ульрих фон Вайцзеккер в ходе своего визита в Москву в мае заявлял, что  его прогноз по итогам конференции  плохой, поскольку странам из-за серьезных разногласий едва ли удастся  даже вновь закрепить принципы декларации Рио-92.

Сам генсек ООН Пан Ги Мун на одной  из пресс-конференций перед саммитом отмечал, что, по его мнению, "программой минимум" конференции должно стать  решение о начале работы над Целями устойчивого развития - и эта "программа  минимум" была успешно выполнена.

Министр окружающей среды Бразилии Изабелла Тешейра на пресс-конференции в  среду преподала журналистам  неожиданный урок истории, напомнив, что заголовки материалов в газетах  июня 1992 года о саммите, который сейчас считается истоком всего процесса перехода к устойчивому развитию и "зеленой" революции, начинались со слова "разочарование". Таким  образом, министр, по-видимому, рассчитывала убедить всех в том, что роль и  значение саммита 2012 года еще предстоит  осмыслить.

В последний день саммита Тешейра, объявив о создании в Рио-де-Жанейро  центра проблем устойчивого развития, отметила, что теперь город будет  ждать саммита "Рио+40".

Заключение.

 

К основным международно-правовым источникам в области охраны окружающей среды  относятся международные конвенции, договоры, соглашения, резолюции и  документы международных организаций  в части охраны окружающей среды  и рационального использования  природных ресурсов. Важнейшее место  в этом ряду отводится резолюциям Генеральной Ассамблеи ООН. Право  окружающей среды тесно связано  с морским, атомным, космическим  и другими отраслями международного права.

Регулирование экологических отношений между  государствами и другими субъектами международного права пока характеризуется  довольно высокой степенью фрагментарности  и отсутствием системного подхода. В этой области пока нет единого  кодифицирующего акта, хотя попытки  по его подготовке предпринимаются. В нормотворческой деятельности доминирует пообъектный подход, когда  принимаются соглашения, направленные на охрану и использование отдельных  природных объектов ─ животного  мира, вод, атмосферного воздуха и  др.

  В некоторых случаях пообъектное  регулирование уже достигло высокого  уровня развития. Особенно это  касается охраны животного мира, где проведена кодификация в  рамках Конвенции ООН о биоразнообразии. 

  За последнее время принят  ряд соглашений, направленных на  комплексное решение отдельных  экологических проблем, например  проблемы опасных отходов, а  также устанавливающих требования  для источников экологически  вредной деятельности.

 

Литература.

 

  1. Доклад  Конференции ООН по окружающей среде  и развитию. Рио-де-Жанейро,3- 14 июня 1992 год. Т. 2
  2. Охрана природы. Международные организации, конвенции и программы.-  М 1995. С. 129.
  3. Охрана природы. Справочник.— М., 1987. — С. 135.
  4. Интернет

 




Информация о работе Международные экологические конференции ООН (Стокгольм, Рио-де-Жанейро). Их решения