Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2014 в 20:00, реферат
Актуальность проблемы доказывают и существующие противоречия. Понимая необходимость развития познавательной активности дошкольников, педагоги иногда недостаточное внимание уделяют совершенствованию данного процесса в дошкольном учреждении. Кроме этого, именно наблюдение является эффективным методом ознакомления детей с окружающим миром, но иногда взрослые предоставляют ребенку готовую информацию, факты, сведения о тех или иных явлениях, заменяя непосредственные наблюдения рассматриваем картин, иллюстраций, просмотром телепередач и т.д.
Введение…………………………………………………………………………...3
1.Наблюдение как средство познания детьми окружающего мира…………....6
2.Требования к организации наблюдений детей дошкольного
возраста за природой…………………………………………………………….11
Заключение……………………………………………………………………….13
Список использованной литературы…………………………………………...14
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.Наблюдение как средство познания детьми окружающего мира…………....6
2.Требования к организации наблюдений детей дошкольного
возраста за природой…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………...
Введение
Проблема развития познавательной активности детей дошкольного возраста - сегодня одна из самых актуальных, является объектом исследования педагогов, психологов.
В учебной программе дошкольного образования определены показатели познавательного развития воспитанника старшей группы: "…проявляет интерес к новым сферам окружающего мира, к умственной, поисковой деятельности. Интересуется новыми предметами со сложным устройством и нестандартными функциями. Овладевает учебными умениями. Легко переносит представления и умения в новые условия, применяет их для решения новых интеллектуальных задач, использует различные способы получения знаний, активно экспериментирует". Один из ведущих специалистов в области умственного воспитания дошкольников, Н.Н. Поддьяков подчёркивает, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний, как это имело место в традиционной системе умственного воспитания.
В образовательных стандартах дошкольного образования одними из требований к уровню подготовки воспитанника называются следующие: "Любознателен. Проявляет познавательный интерес к сложным, незнакомым объектам. Использует разные типы вопросов для получения информации. Группирует, классифицирует и строит серию из 5 - 10 предметов и явлений по 1 - 3 признакам. Владеет логическими операциями: анализирует, выделяет качества и свойства, сравнивает, устанавливает соответствие, группирует. Составляет простые планы-схемы, маршруты, следует им. Устанавливает простейшие причинно-следственные связи.
Представляет с помощью символов как конкретные, так и абстрактные предметы, прогнозирует не только конечный результат, но и промежуточные этапы действия. Проявляет произвольное внимание. Сосредоточен при исследовании новых объектов, способен удерживать внимание при решении поставленных задач и выполнении творческих заданий. Владеет простейшими приемами обобщения, систематизации, классификации". Проблема познавательной активности - одна из наиболее значимых в педагогике, так как, являясь индивидуально-психологической характеристикой человека, отражает очень сложные взаимодействия психофизиологических, биологических и социальных условий развития. Педагоги и практики, изучавшие данную проблему, отмечают, что успех познавательного развития обусловлен познавательной активностью ребенка, так как формирование представлений зависит от того, насколько ребенок активен, увлечен и заинтересован деятельностью. Несомненно, эмоции являются той движущей силой, которая может активизировать или тормозить процесс познания. Повышение заинтересованности детей мотивирует их активность в самовыражении, способствует развитию познавательной деятельности, и повышает ее результативность. Таким образом, развитию познавательного интереса способствует такая организация деятельности, при которой ребенок вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний. Таким видом деятельности ребенка является наблюдение за природой, так как это сложный вид деятельности, включающий различные сенсорные, психические, мыслительные процессы, опирающийся на эмоциональные и волевые стороны личности ребенка. По мнению В.В. Авсейковой "Правильная организация чувственного восприятия объектов природы обеспечивает формирование и развитие у детей отчетливых представлений о животных, растениях, сезонных явлениях природы, которые послужат прочным фундаментом для образования понятий, обобщений и умозаключений, развития логического мышления".
Актуальность проблемы доказывают и существующие противоречия. Понимая необходимость развития познавательной активности дошкольников, педагоги иногда недостаточное внимание уделяют совершенствованию данного процесса в дошкольном учреждении. Кроме этого, именно наблюдение является эффективным методом ознакомления детей с окружающим миром, но иногда взрослые предоставляют ребенку готовую информацию, факты, сведения о тех или иных явлениях, заменяя непосредственные наблюдения рассматриваем картин, иллюстраций, просмотром телепередач и т.д.
Ребенок стремится к активной деятельности. Вот почему такой вид деятельности как наблюдение наиболее близкий и естественный для ребенка дошкольного возраста.
Наблюдение - целенаправленное, более или менее длительное и планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. При этом восприятие рассматривается как основной, конституирующий компонент наблюдения (Л.В. Занков).
Другая точка зрения представлена в высказываниях С.Л. Рубинштейна и Б.М. Теплова. Не отрицая сенсорной основы наблюдения, они переносят центр тяжести в определении наблюдения на интеллектуальные процессы. Так, Б.М. Теплов называет наблюдение "думающим восприятием". С.Л. Рубинштейн считает, что стадии развития наблюдения - это ступени интерпретации, т.е. осмысления наблюдаемых явлений.
В понимании наблюдаемого явления существенное значение имеют опыт, знания и умения ребенка. Целью наблюдения может быть усвоение разных представлений - установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов.
Известный психолог Б.Г. Ананьев отмечает, что наблюдение есть сложная психологическая деятельность, в которой восприятие, мышление и речь соединяются в единый и целостный акт умственной работы. Широкие сенсорные основы деятельности наблюдения делают ее доступной детям дошкольного возраста.
С одной стороны, наблюдение является источником знаний, с другой - оно само требует наличия определенных знаний как отправных моментов наблюдений. Осмысленное восприятие предметов зарождается рано. Однако небольшие опыт и знания маленького ребенка не позволяют ему видеть существенные стороны предметов. Восприятие находится в плену моторных и эмоциональных реакций. Яркие впечатления, прежде всего от быстро меняющихся, движущихся предметов и явлений - это результат непроизвольных наблюдений детей.
С другой стороны, в высшем своем проявлении наблюдение - это деятельность, самостоятельно организуемая самим наблюдателем. Но это умение, как утверждает С.Л. Рубинштейн, опирается на более или менее обширную систему знаний. Педагогический процесс, направленный на формирование наблюдения, должен обеспечить постепенное накопление и систематизацию знаний, а также становление все более осознанного отношения наблюдателя к наблюдаемому объекту.
Важным является вопрос о содержании наблюдений - что может и должен видеть ребенок, какие особенности объектов природы замечать. С.Л. Рубинштейн считает, что для ребенка во все периоды его развития могут быть доступны как целое, так и части. Различные формы восприятия у ребенка обычно сосуществуют. При этом наибольшую значимость приобретает смысловая интерпретация как частей, так и целого.
По мере овладения деятельностью наблюдения у детей формируется наблюдательность, как одно из важнейших качеств личности. Наблюдательность - это умение, способность подмечать характерные, но малозаметные особенности предметов и явлений, их качеств, связей и отношений.
Сущность метода наблюдения заключается в чувственном познании природных объектов, в познании их через различные формы восприятия - зрительное, слуховое, тактильное, кинестетическое, обонятельное и др. "Наблюдения - это сложный вид психической деятельности, включающий различные сенсорные и мыслительные процессы и опирающийся на эмоционально-волевые стороны личности ребенка". К.Д. Ушинский писал: "Если учение имеет претензию на развитие ума в детях, то оно должно упражнять их способность наблюдения". Дети учатся разным способам обследования объектов, учатся следовать определенному плану наблюдения.
Обучение, недостаточно опирающееся на наблюдения, ведет к формированию у детей представлений, не имеющих под собой чувственной основы. Нужно развивать у детей познавательные способности (интерес к окружающему миру, наблюдательность, любознательность) и совершенствовать сенсорные процессы (ощущения, восприятие, представление). Наблюдение играет ведущую роль в прогулках, экскурсиях, на занятиях по ознакомлению с живыми объектами природы.
Наблюдения способствуют развитию познавательной активности детей, если педагог предлагает детям сравнить предметы, объединять их в группы по схожим признакам, классифицировать и анализировать увиденное. Важным условием, повышающим результативность наблюдения, является участие в восприятии одновременно большего числа органов чувств. Важно опираться не только на зрение ребенка, но и на слух, обоняние, осязание ребенка. Активные действия, включенные в процесс восприятия, обеспечивают развитие познавательных процессов ребенка, способствуют лучшему запоминанию материала. Результативность наблюдения обеспечивается использованием приема сравнения. К.Д. Ушинский писал: "Если вы хотите, чтобы какой-нибудь предмет внешней природы был понят ясно, то отличайте его от самых сходных с ним предметов и находите в нем сходство с самыми отдаленными от него предметами, только тогда вы выясните себе все существенные признаки предмета, а это значит и понять предмет". При организации наблюдения педагог задает вопросы, направляющие внимание ребенка к наиболее характерным особенностям внешнего вида и поведения наблюдаемого объекта. При этом не следует отвлекать внимание детей вопросами, которые непосредственно не связаны с наблюдением. Во время наблюдения все внимание детей должно быть сосредоточено на объекте.
В зависимости от поставленных задач воспитатель использует различные виды наблюдений. По этапам усвоения знаний наблюдения бывают первичные, повторные, сравнительные и итоговые.
Первичные наблюдения проводятся с целью ознакомления с новым объектом) растениями, животными, явлениями неживой природы), формирования представлений о названии, отдельных особенностях внешнего вида и поведения.
Повторные наблюдения проводятся для уточнения, дополнения, расширения представлений детей о животных, растениях, явлениях неживой природы.
Обобщающие наблюдения проводятся для систематизации, обобщения представлений детей, полученных в процессе прежних наблюдений.
По продолжительности наблюдения могут быть: кратковременные (в течение нескольких минут) и длительные (от нескольких дней до нескольких месяцев).
По форме организации детей наблюдения бываю индивидуальные, подгрупповые и фронтальные.
По степени активности детей: по инициативе воспитателя и по инициативе детей.
По характеру познавательных задач: распознающие и воссоздающие.
Распознающие наблюдения- это наблюдения для формирования у детей представлений о разнообразии растений, животных, объектов неживой природы, представлений детей о свойствах и качествах предметов и объектов природы (величина, форма и т.д.), а также о связях наблюдаемых объектов с другими.
Воссоздающие - это восстановление картины целого по отдельным признакам.
Ряд взаимосвязанных наблюдений за определенным объектом природы в течение недели, месяца - циклические наблюдения. Это наблюдения за явлениями неживой природы, за объектами растительного и животного мира. Каждое новое наблюдение помогает детям узнавать новые стороны и особенности уже знакомого объекта природы.
Наблюдение, по определению Б.Г. Ананьева, есть сложная психологическая деятельность, в которой восприятие, мышление и речь соединяются в единый и целостный акт умственной работы, а В.Г. Загвязинский утверждает, что это целенаправленное и систематическое восприятие исследователем действий или поведения человека или особенностей протекания изучаемого явления о процесса и их специфических изменений. Восприятие рассматривается как основной компонент наблюдения. Наблюдение как познавательная деятельность, считают В.И. Логинова, А.К. Матвеева, П.Г. Саморукова - это продукт длительного развития в процессе воспитания и обучения ребенка и формируется уже в дошкольном возрасте. Наблюдение, отмечает Л. Аветисян, играет важную роль в разностороннем развитии ребенка.
У дошкольников, метод наблюдения, является важнейшим "проводником" в природу и ее явлений. Наблюдения расширяют кругозор детей, обогащают их мышление множеством конкретных сведений о секретах жизни природы. Приобщая ребенка к миру природы с помощью наблюдения, взрослые сознательно развивают различные стороны его личности, пробуждают интерес и желание познавать природу, интерес к жизни животных, желание им помочь, показывают уникальность жизни в любой, даже самой причудливой форме, указывают на сезонные изменения, необходимость сохранять, уважительно и бережно относиться к природе.
Циклы наблюдений, сопровождаемые познавательным общением воспитателя с детьми, развивают в них наблюдательность, стойкий интерес к природе, формируют отчетливые конкретные представления о ней.
Вопрос о том, каким образом человек познает, мир имеет сложный ответ. По крайней мере, три источника познания определяют исследователи:
- это ощущения, продукты органов чувств, которыми наделила нас природа, они сообщают нам наиболее доступные сведения об окружающем мире;
- это разум и мышление, которые помогают познавать то, что органам чувств недоступно;
- это, наконец, "интуитивное прозрение. Его существование часто ставится под сомнение. Но никому не известно, насколько это справедливо. И вполне допустить. Что существует какой-то особый орган внутреннего постижения, раскрывающий перед нами сущность бытия" [20, с.90].
Таким образом, для того чтобы у ребенка сформировались достоверные представления об окружающем мире необходимо организовывать разные виды наблюдений с детьми за природой. Циклы наблюдений, сопровождаемые познавательным общением воспитателя с детьми, развивают у детей наблюдательность, стойкий интерес к природе, формируют отчетливые конкретные представления об окружающем мире.
познавательный активность наблюдение природа
2. Требования к организации наблюдений детей дошкольного возраста за природой
Одним из важнейших средств познавательного развития детей дошкольного возраста являются наблюдения за природой. При выборе тех или иных методов обучения, необходимо прежде всего стремится к продуктивному результату, а использование наглядных методов обеспечивает развитие восприятия как ведущего познавательного процесса, а также развитие наглядно-действенной, наглядно-образной форм мышления и речи, основных видов деятельности дошкольника - игры, изобразительной и трудовой деятельности. Наблюдение, как деятельность, определяет возможности общего умственного развития. И именно в наблюдение, ребенок проходит все ступени мышления. Умение наблюдать обеспечивает полноту и адекватность формирующихся знаний.
Информация о работе Наблюдение как средство познания детьми окружающего мира