Наблюдение как средство познания детьми окружающего мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2014 в 20:00, реферат

Описание работы

Актуальность проблемы доказывают и существующие противоречия. Понимая необходимость развития познавательной активности дошкольников, педагоги иногда недостаточное внимание уделяют совершенствованию данного процесса в дошкольном учреждении. Кроме этого, именно наблюдение является эффективным методом ознакомления детей с окружающим миром, но иногда взрослые предоставляют ребенку готовую информацию, факты, сведения о тех или иных явлениях, заменяя непосредственные наблюдения рассматриваем картин, иллюстраций, просмотром телепередач и т.д.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1.Наблюдение как средство познания детьми окружающего мира…………....6
2.Требования к организации наблюдений детей дошкольного
возраста за природой…………………………………………………………….11
Заключение……………………………………………………………………….13
Список использованной литературы…………………………………………...14

Файлы: 1 файл

экология.rtf

— 192.88 Кб (Скачать файл)

Эффективность метода наблюдения обеспечивается при выполнении воспитателем следующих требований.

Целенаправленность наблюдения за природой. При организации наблюдения педагог должен ясно и конкретно определять цели, задачи наблюдения.

Эмоциональность, неравнодушие восприятия. Без чувств рождаемых общением с природой, не может быть заинтересованности, следовательно, и не может быть активности.

Осмысленность наблюдения. Познавательная деятельность требует особого восприятия явлений. Однако выделение особенностей окружающего мира должно быть не механическим, а осмысленным. Ребёнок должен понимать многие видимые явления. Например, почему цветок растет быстрее, если за ним ухаживать, почему на дереве мох растет с северной стороны.

Активность детей. В наблюдении необходимо обеспечить самую разнообразную активность детей: эмоциональную, мыслительную, речевую, двигательную. Только при этом процесс наблюдения будет эффективен.

Повторность наблюдений особенно важна для создания детьми разнообразных, выразительных образов. В процессе неоднократных наблюдений дети могут видеть один предмет в изменяющихся условиях, а значит, с разными характеристиками (берёзка в ясный солнечный день, на закате солнца, в ветреный день; лес в "золотую" и позднюю осень).

Учёт возрастных возможностей детей при определении содержания представлений, формируемых в ходе наблюдения. Это требование реализуется и в содержании и в методике организации наблюдения с детьми.

Методика организации и проведения наблюдения с детьми предлагает необходимость выбора места и времени в соответствии с задачами наблюдения, разнообразие вопросов, активизирующую познавательную деятельность детей, обогащение наблюдения другими приёмами: рассказ, пояснение, художественное слово, игровые моменты, элементы обследования и т. п.

Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования познавательной активности у детей дошкольного возраста через организацию наблюдений за природой показывает, что этой проблеме уделяется большое внимание со стороны педагогов, психологов, практиков. Проблема достаточно хорошо изучена и освящена в литературе, однако и сегодня требуется дальнейшая работа в данном направлении.

Заключение

 

Наблюдения за природой являются эффективным средством развития познавательной активности детей дошкольного возраста. Через наблюдения ребенок удовлетворяет потребность в познании окружающего мира.

В процессе наблюдений дети учатся: видеть и выделять проблему; принимать и ставить цель; решать проблемы: анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы, предположения, делать выводы; фиксировать этапы действий и результаты графически.

Использование наблюдения как метода познания является эффективным и необходимым для развития у дошкольников исследовательской деятельности, познавательной активности, увеличения объема представлений, умений и навыков.

В детских наблюдениях проявляется активность детей, направленная на получение новых сведений, новых представлений.

Таким образом, наблюдение является одним из видов познавательной деятельности детей и взрослых.

Целенаправленное использование метода наблюдения (во всех его разновидностях) способствует разностороннему развитию ребенка. Для развития познавательных способностей детей, для формирования у детей умения познавать природу во всем своем многообразии важно использовать метод наблюдения. Вместе с детьми нужно наблюдать за явлениями природы, и это неисчерпаемый и важнейший из объектов наблюдения.

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Авсейкова, В.В. Мир природы через наблюдения / В.В. Авсейкова, Н.В. Чеховская.- Мозырь : Издательский дом "Белый ветер", 2001.
  2. Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика : учебное пособие / Л.Р. Болотина, Т.С. Комарова, С.П. Баранов. - 2-е издание. - Москва : Академия, 1997.
  3. Âåðåòåííèêîâà, Ñ. À. Îçíàêîìëåíèå äîøêîëüíèêîâ ñ ïðèðîäîé: ó÷åáíèê / Ñ.À. Âåðåòåííèêîâà. -- Ìîñêâà : "Ïðîñâåùåíèå", 1980.
  4. Íèêîëàåâà, Ñ.Í. Òåîðèÿ è ìåòîäèêà ýêîëîãè÷åñêîãî îáðàçîâàíèÿ äåòåé: Ó÷åá. ïîñîáèå äëÿ ñòóä. âûñø. ïåä. ó÷åá. Çàâåäåíèé / Ñ.Í. Íèêîëàåâà. -- Ìîñêâà : Èçäàòåëüñêèé öåíòð "Àêàäåìèÿ", 2002.
  5. Образовательные стандарты Дошкольное образование.
  6. Саморукова, П.Г. Как знакомить дошкольников с природой : учебное пособие / П. Г. Саморукова. -- Москва : "Просвещение", 1983.
  7. Серебрякова, Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте: учебное пособие/ Т.А.Серебрякова. - Москва: "Академия", 2006.

 

 

 


Информация о работе Наблюдение как средство познания детьми окружающего мира