Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 12:28, реферат
В настоящее время во всем мире наблюдается повышенный интерес к
использованию в различных отраслях экономики нетрадиционных
возобновляемых источников энергии (НВИЭ). Ведется бурная дискуссия о
выборе путей развития энергетики. Это связано, прежде всего, с растущей
необходимостью охраны окружающей среды.
внутрицикловой газификации угля на паровоздушном дутье, а также с
парогенераторами с кипящим слоем;
совершенствование паротурбинного цикла путем утилизации тепла
уходящих газов при охлаждении их ниже температуры точки росы;
организация процесса сжигания природного газа с утилизацией тепла,
что позволяет снизить расход газа на 10 — 12% и вредные выбросы — на 50 -
60%.
Украина располагает значительными ресурсами нетрадиционных
возобновляемых источников энергии (солнечная и геотермальная энергия) для
получения тепла. Однако при современном уровне развития техники их
широкое использование затруднено из-за неконкурентоспособности в
сравнении с традиционными источниками, так как государство практически не
вкладывало средства в создание нужных технологий и оборудования.
Вовлечение в энергетический баланс страны ресурсов геотермальной и
солнечной энергии для целей теплоснабжения может обеспечить экономию
органического топлива в размере 3—5%.
Недостаточно используются такие нетрадиционные источники
теплоснабжения, как тепловые насосы. При утилизации теплоты
возобновляемых источников энергии и низкотемпературных вторичных ресурсов
тепловые насосы могут обеспечить до 5% производства тепловой энергии.
Теплонасосные станции мощностью 25 — 100 МВт, способные извлекать
тепловую энергию из больших природных водоемов, систем оборотного
водоснабжения предприятий, стоков городов, могут заменить традиционные
котельные, предотвращая при этом экологический ущерб, наносимый сжиганием
топлива.
Очевидно,
что в перспективе доля
централизованного
несколько снизится в связи с увеличением удельного веса
децентрализованных источников, однако роль централизованных источников
тепла останется преобладающей. До начала процесса приватизации около 30%
источников централизованного теплоснабжения находилось в собственности
коммунальной энергетики, а остальные принадлежали отраслевым
министерствам (Минэнерго и другим). Все это была государственная
собственность. В настоящее время более 40% источников централизованного
теплоснабжения является собственностью частных лиц и местной
администрации, предполагается полная передача источников теплоснабжения
из государственной собственности в частную и в собственность местных
органов управления.
Энергетика и другие отрасли экономики оказывают негативное
воздействие на окружающую среду, при этом доля энергетических отраслей
составляет до 60%. Снижение объема выбросов за последние годы связано
главным образом с уменьшением производства электрической и тепловой
энергии, так как отсутствие финансирования не позволило реализовать новые
мероприятия по уменьшению вредных выбросов. В табл. 4 приведены расчеты
эмиссии парниковых газов, выполненные по методике IPCC. Основная доля
выбросов парниковых газов — 86% — приходится на процессы сжигания
различных видов топлива, 14% выбросов образуется в технологических
процессах производства. Мероприятия по уменьшению выбросов парниковых
газов можно систематизировать следующим образом:
реализация мер по снижению потребности в топливе и энергии;
совершенствование индустриальных (технологических) процессов с целью
снижения объемов эмиссии;
лесовосстановление,
в том числе в зоне
утилизация
жидких и твердых бытовых
СН4;
осуществление комплекса специальных мероприятий и внедрение
эффективных устройств по снижению выбросов NО , СО и др.;
прочие
способы снижения вредных
газов, совершенствование внутриотраслевой структуры производства и
др.).[4]
Крым относится к знергодефицитному региону Украины, удовлетворяющему
свои потребности за счет использования собственных ТЭР менее чем на 40%.
На настоящий момент годовая потребность Крыма в природном газе составляет
1 млрл 650 млн. куб.
м; при этом собственная
млн. куб м. Дефицит восполняется поставками из месторождений Западной
Сибири и Средней Азии по ценам, приближающимся к мировым.
Электропотребление составляет около 8 млрд. кВт/час в год. Но за счет
собственных источников вырабатывается лишь 10% необходимой энергии.
Остальная часть поступает в Крым по межсистемным линиям электропередачи
напряжением 220—330 кВт от "Одессэнерго" и "Днепроэнерго" (соответственно
52,1 и 36,9%). Однако по этим линиям предел по мощности составляет 1280
МВт. При его превышении вводятся вынужденные отключения потребителей для
предотвращения аварий и повреждения оборудования.
К основным потребителям электроэнергии в Крыму относятся:
промышленность (включая агропроизводство) — 35%, сельское хозяйство —
22%, население — 21%, социальная сфера — 15%, прочие потребители — 7%.
Главными
производителями
тепловые электростанции. Они расположены в Симферополе, Севастополе,
Саках и Керчи. Все, за исключением Камыш-Бурунской, использующей уголь,
работают на газе, в режиме производства электроэнергии и тепла, т. е.
являются теплоэлектроцентралями (ТЭЦ). Суммарная мощность всех
электростанций Крыма составляет 374,5 МВт. Мощность Симферопольской ТЭЦ
составляет 278 МВт, Севастопольской — 54,5 МВт, Камыш-Бурунской - 30 МВт
и Сакской - 12 МВт.
На каждого жителя республики приходится около 3 тыс. кВт.час
электроэнергии в год. Для сравнения: в бывшем СССР в среднем 6 тыс., в
США — 11 тыс., в Норвегии — 15 тыс. кВт час в год на человека.
Добиться
прироста производства
объеме, обеспечивающем полное снятие дефицита, невозможно. Однако
уменьшение зависимости от "Одессэнерго" и "Днепроэнерго" возможно за счет
наращивания собственных генерирующих мощностей, как на основе
реконструкции и расширения действующих электростанций, так и ввода новых
источников.[9]
Анализ
данных о прогнозируемых
территории Крымского региона позволяет сделать вывод о том, что Крым
имеет достаточные потенциальные возможности для увеличения собственной
добычи нефти и природного газа. Однако, для их освоения требуются
значительные капитальные вложения с привлечением зарубежных инвесторов,
что можно возможно только в перспективе.
Как известно, развитие основных отраслей экономики Крыма полностью
зависит от надежности энергообеспечения внутренних потребителей и
стоимости энергоносителей. Периодическое увеличение затрат на
приобретение ТЭР при переходе к рыночным отношениям ставит в очень
тяжелое экономическое положение как отдельные энергоемкие промышленные
предприятия, так и основные отрасли экономики Крыма в целом.
В то же время, эффективность использования ТЭР на промышленных
предприятиях Крыма очень низка. При общем спаде производства,
энергетические затраты на единицу национального валового продукта
увеличились на 25-40 %, что в 2-3 раза выше показателей, в экономически
развитых странах Западной Европы. При этом стоимость энергоресурсов на
многих промышленных отечественных предприятиях уже достигает 50-70% от
стоимости всех затрат, заложенных в себестоимость выпускаемой продукции.
Это приводит к ее неконкурентноспособности и снижению реализации как на
внешнем, так и на внутреннем рынках, что способствует дестабилизации
социально-экономического положения в обществе.
Кроме того, по оценкам специалистов, при сохранении существующих
способах добычи нефти и природного газа и их потреблении на уровне 80-х
гг., извлекаемые запасы природных ресурсов в Крыму могут быть исчерпаны
уже через 40-50 лет.
Для решения этих проблем необходимы, прежде всего, переоценка
приоритетов и принятие нетрадиционных и эффектииных мер по перестройке
топливно-энергетического хозяйства Крыма в направлении более экономного
использования его главного достояния - топливно-энергетических ресурсов.
Энергетическая политика должна соответствовать современным требованиям:
быть социально значимой и сориентироваться на повышение жизненного уровня
населения. Снижение энергоемкости отечественной продукции является
важнейшим условием обеспечения энергетической безопасности Украины и
Крымского региона в частности.
Важнейшие
направления этой политики
энергосбережении", Указом Президента Украины от 2 апреля 1997 г. №285/97
"О решении
Совета национальной
1997 г. про неотложные меры для обеспечения Украины энергоносителями и их
рациональному использованию". Они отражены в Комплексной государственной
Программе энергосбережения Украины (КГПЭ) и Концепции энергосбережения
Крыма на период до 2010 г.
Однако для экономического обоснования основных направлении по
экономии ТЭР в Крыму, необходима собственная региональная государственная
программа по энергосбережению, которая позволит проводить жесткую
энергосберегающую политику и в конечном итоге стабилизировать
экономическую ситуацию в регионе.
Отдавая приоритет повышению эффективности использования
энергоресурсов, можно в значительной степени "разгрузить" инвестиционную
Информация о работе Нетрадиционные возобновляемые источники энергии