Содержание
Введение.
Глава 1. Новые требования норм и
правил по вопросам организации и
процедуре обращения с отходами
на опасных производственных объектах.
Глава 2. Размещение отходов производства
и потребления.
Заключение.
«Человек
живет в мире отходов. Все, что
он создает для удовлетворения своих
бесконечно растущих потребностей и
обеспечения жизнедеятельности, в конечном
итоге переходит в категорию отходов.
Отходы образуются в процессе добычи,
переработки и материально-энергетического
использования природных ресурсов, на
стадии изготовления и использования
конечной продукции. Человечество не погибнет
в атомном кошмаре, оно захлебнется в собственных
отходах»
Нильс Бор
Введение
В соответствии с Конституцией
Российской Федерации каждый
имеет право на благоприятную
окружающую среду, каждый обязан
сохранять природу и окружающую
среду, бережно относиться к природным
богатствам, которые являются основой
устойчивого развития, жизни и деятельности
народов, проживающих на территории Российской
Федерации.
Особую актуальность это приобретает
в связи с последними изменениями
в федеральном природоохранном законодательстве,
в частности, законодательном уточнении
содержания категории «опасные отходы»,
закрепление на законодательном уровне
перечня классов опасности отходов, установление
особенностей предоставления лицензий.
Безусловно,
никакой комментарий и никакие призывы
не способны изменить формировавшийся
веками менталитет россиян, и их отношение
к вопросам размещения отходов производства
и потребления. Вместе с тем, вступление
России в XXI век и постепенное формирование
гражданского общества позволяет надеяться,
что происходящие изменения затронут
и рассматриваемую сферу общественных
отношений.
Глава 1. Требования норм и правил по вопросам
организации и процедуре обращения с отходами
на опасных производственных объектах
Опасные производственные объекты,
это объекты на которых получаются,
перерабатываются, образуются, храняться,
транспортируются, уничтожаются опасные
вещества (воспламеняющиеся, окисляющие,
горючие, взрывчатые, токсичные, высокотоксичные,
а так же представляющие опасность для
окружающей среды. Индивидуальные предприниматели
и юридические лица, в процессе деятельности
которых образуются отходы 1-4 класса опасности,
обязаны подтвердить отнесение данных
отходов к конкретному классу опасности
в порядке установленном федеральным
органом исполнительной власти, осуществляющим
государственное регулирование в области
охраны окружающей среды. На отходы 1-4
класса опасности должен быть составлен
паспорт. Паспорт отходов 1-4 класса опасности
составляется на основании данных о составе
и свойствах этих отходов, оценки их опасности.
Порядок паспортизации, а также типовые
формы паспортов определяет Правительство
Российской Федерации. Деятельность индивидуальных
предпринимателей и юридических лиц, в
процессе которой образуются отходы 1-4
класса опасности, может быть ограничена
или запрещена в установленном законодательством
Российской Федерации порядке при отсутствии
технической или иной возможности обеспечить
безопасное для окружающей среды и здоровья
человека обращение с отходами 1-4 класса
опасности.Все отходы производства и потребления
подлежат делению на классы по степени
негативного воздействия на окружающую
среду, в зависимости от которого все отходы
подразделяются на 5 классов. По степени
токсичности, отходы производства и потребления
подразделяются на 4 класса в соответствии
с положением Санитарных правил по определениюкласса
опасности токсичных отходов производства
и потребления (СП 2.1.7.1386-03), утвержденных
постановлением Главного государственного
санитарного врача РФ №144. 1 класс-черезвычайно
опасные, 2 класс- высокоопасные, 3 класс-
умеренно опасные, 4 класс-малоопасные.
Эта градация отходов не распространяется
на радиоактивные, взрыво- и пожароопасные
отходы, а так же отходы, способные вызывать
инфекционные заболевания (пищевые отходы,
отходы лечебно-профилактических учреждений,
осадки хозяйственно-бытовых сточных
вод и т.д.). Определение класса опасности
отхода по степени токсичности осуществляется
исключительно аккредитированными для
данного вида работ организациями. При
этом санитарные правила устанавливают
обязанность прохождения специалистами,
осуществляющими определение класса опасности
отходов, обучения в специализированном
центре (ГУ НИ ЭЧ и ГОС им.А.Н. Сысина РАМН
или других аккредитованных гигиенических
институтах и центрах Госсанэпиднадзора),
и, как результат, получения свидетельства
установленного образца.
Класс опасности отхода в зависимости
от степени его токсичности
может быть определен расчетным
или экспериментальным путем. Расчетный
метод применяется, если известен качественный
и количественный состав отхода и в литературных
источниках имеются необходимые сведения
для определения показателей опасности
компонентов отхода, в противном случае
определение класса опасности производится
экспериментально. Определение класса
опасности отходов производится для каждой
партии отходов, вывозимых за пределы
предприятия, на котором они образовались.
При складировании отходов на полигонах
(накопителях) предприятия отбор проб
для определения класса опасности производится
один раз в три года при условии неизменности
технологического процесса и используемого
сырья.
В соответствии с СанПиН 2.1.7.728-99
«Правила сбора, хранения и
удаления отходов лечебно-профилактических
учреждений», утв. постановлением
Главного государственного санитарного
врача РФ от 22 января 1999 г., отходы
здравоохранения подразделяются
по степени их эпидемиологической, токсикологической
и радиационной опасности на пять классов
опасности: Класс А. Неопасные отходы лечебно
- профилактических учреждений; Класс
Б. Опасные (рискованные) отходы лечебно
- профилактических учреждений; Класс
В. Чрезвычайно опасные отходы лечебно
- профилактических учреждений; Класс
Г. Отходы лечебно - профилактических учреждений,
по составу близкие к промышленным ; Класс
Д. Радиоактивные отходы лечебно - профилактических
учреждений. В зависимости от устанавливаемого
класса, санитарным законодательством
устанавливаются особенности сбора, хранения
и утилизации отходов здравоохранения.
Помимо
класса опасности каждому отходу
производства присваивается классификационный
код, учитывающий состав, количество,
агрегатное состояние отходов, их токсикологические,
экологические и другие характеристики
на основании требований ГОСТ 30775-2001 «Классификация,
идентификация и кодирование отходов».
Указанным стандартом утверждается номенклатура
отходов, в которой все отходы производства
подразделяются на группы в зависимости
от отраслей промышленности, где они образуются.
Например, выделяются отходы горнодобывающей,
целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей
промышленности, отходы сельского хозяйства,
нефтепереработки и др. Целью рассматриваемых
требований служит формирование единого
языка общения производителей и потребителей
отходов, а также контролирующих органов,
в том числе, использование единого перечня
(номенклатуры) отходов при расчетах нормативов
образования отходов и лимитов на их размещение.
Федеральным
законом от 30 декабря 2008 г., паспорт
опасных отходов стал необходим
только для отходов 1-4 класса
опасности (что не противоречит
взятым на себя Россией международным
обязательствам, так как отходы 5 класса
фактически не представляют угрозы для
человека и окружающей среды, а класс опасности
присваивается до составления паспорта
отхода).В результате анализа нормативно-правовых
актов Правительства РФ и федеральных
органов исполнительной власти следует
сделать вывод о том, что деятельность
по паспортизации не ограничивается лишь
составлением собственником паспорта
опасных отходов. Например, в соответствии
с утвержденным Ростехнадзором Порядком
организации работы по паспортизации
опасных отходов (приказ от 15 августа 2007
г. № 570), деятельность по паспортизации
включает в себя:
- подготовку заявителями сведений
о происхождении, составе, свойствах
отходов, конкретных объектах
размещения отходов, технологиях
их использования и обезвреживания
и материалов отнесения отходов
к конкретному классу опасности для окружающей
среды;
- рассмотрение Ростехнадзором
и его территориальными органами
материалов, представляемых заявителями,
о происхождении, составе и
свойствах отходов, условиях и
конкретных объектах размещения
отходов, технологиях их использовании
и обезвреживания, отнесении отходов к
конкретному классу опасности для окружающей
среды, и подготовка документов о подтверждении
(не подтверждении) отнесения отходов
к конкретному классу опасности для окружающей
среды;
- оформление и выдачу территориальными
органами Ростехнадзора документов,
подтверждающих отнесение опасного
отхода к классу опасности
отхода для окружающей среды
(свидетельство о классе опасности
отхода для окружающей среды)
согласно образцу;
- согласование паспортов опасных
отходов.
Предусматривающий
обязательное подтверждение индивидуальными
предпринимателями и юридическими
лицами отнесения отходов к
конкретному классу опасности,
фактически регулирует деятельность
по паспортизации опасных отходов.
Материалы отнесения отходов к классам
опасности подготавливаются заявителем
в соответствии с Критериями отнесения
опасных отходов к классу опасности для
окружающей среды, утвержденными Приказом
Министерства природных ресурсов Российской
Федерации от 15 июня 2001 года № 511. Документом,
подтверждающим отнесение отхода к конкретному
классу опасности для окружающей среды,
является свидетельство, которое выдается
для каждого конкретного вида отходов
(форма свидетельства утверждена приказом
Ростехнадзора от 15 августа 2007 г.
Паспорт
опасных отходов является частью
технической документации на
любые отходы на всех тапах
их жизненного цикла. В соответствии
со ст.1 Ф-З №89 от 24.06.1998г. законом
паспорт опасных отходов представляет
собой документ, удостоверяющий принадлежность
отходов к отходам соответствующего вида
и класса опасности, содержащий сведения
об их составе. Паспорт должен содержать
в краткой текстовой или табличной форме
достоверную информацию обязательного
характера, необходимую для принятия решения
любого уровня о порядке обращения с отходами
в зависимости от вида и степени их опасности
для здоровья и жизни людей, для обеспечения
требований охраны окружающей среды, а
также о необходимых и целесообразных
способах их использования в качестве
сырья для производства товарной продукции
либо о целесообразности переработки
отходов в соответствующее сырье. Паспортизация
опасных отходов осуществляется Федеральной
службой по экологическому, технологическому
и атомному надзору и ее территориальными
органами. Заявление о согласовании паспортов
опасных отходов и исходные данные об
отходах подаются в территориальные управления
Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору
по месту регистрации юридического лица
в бумажном и электронном виде по форме,
размещенной на официальном сайте Ростехнадзора.
Форма паспорта опасного отхода и инструкция
по ее заполнению утверждены приказом
Министерства природных ресурсов от 2
декабря 2002 г.В некоторых случаях паспорт
опасного отхода действует течении определенного
времени. При этом для отходов, включенных
в федеральный классификационный каталог
отходов (далее – ФККО), утвержденный приказом
Министерства природных ресурсов Российской
Федерации от 2 декабря 2002 года № 786, срок
действия паспорта опасных отходов не
устанавливается, а для отходов, не включенных
в ФККО - ограничивается на период регистрации
данного отхода в ФККО.
За несоблюдение требований о составлении
паспорта опасного отхода индивидуальные
предприниматели и юридические
лица могут привлекаться к административной
ответственности по ст. 8.2. КоАП РФ. При
этом не имеет значения, имеются ли у хозяйствующих
субъектов утвержденные нормативы образования
отходов, лицензии и прочие документы.
Ф-З №89 от 24.06.1998г.
предусматривает возможность ограничения
или запрещения деятельности индивидуальных
предпринимателей или юридических лиц,
в процессе которой образуются отходы
1-4 класса опасности, в случае реальной
угрозы окружающей среде или здоровью
человека. Действующее законодательство
предусматривает два различных по своему
содержанию и порядку применения механизма,
направленных на прекращение опасной
деятельности. Первый из них – административное
приостановление деятельности, которое
назначается в качестве наказания за административные
правонарушения (ст. 3.12 КоАП РФ).Поскольку
административное приостановление деятельности
является, по сути, административным наказанием,
данная мера может иметь место, если она
значится в качестве санкции за административное
правонарушение. В отношении деятельности
в области обращения с отходами административно-правовой
запрет может применяться в случае, если
доказан состав административного правонарушения,
выразившегося в несоблюдении экологических
или санитарно-эпидемиологических требований
при обращении с отходами производства
и иными опасными веществами (ст. 8.2. КоАП).
КоАП РФ четко не определяет, как быть
в том случае, если срок административного
приостановления деятельности истек,
а хозяйствующий субъект не устранил обстоятельства,
послужившие причиной применения данного
вида наказания. Следует сделать вывод
о том, что по окончании срока наказания
лицо вправе возобновить деятельность.
Однако если в его деятельности все осталось
по-прежнему, с момента возобновления
деятельности будет возобновлено и совершение
правонарушения. Соответственно, лицо
вновь можно будет привлечь к административной
ответственности.