Новые требования норм и правил по вопросам организации и процедуре обращения с отходами на опасных производственных объектах. Размещение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 07:23, реферат

Описание работы

«Человек живет в мире отходов. Все, что он создает для удовлетворения своих бесконечно растущих потребностей и обеспечения жизнедеятельности, в конечном итоге переходит в категорию отходов. Отходы образуются в процессе добычи, переработки и материально-энергетического использования природных ресурсов, на стадии изготовления и использования конечной продукции. Человечество не погибнет в атомном кошмаре, оно захлебнется в собственных отходах»

Содержание работы

Введение.

Глава 1. Новые требования норм и правил по вопросам организации и процедуре обращения с отходами на опасных производственных объектах.

Глава 2. Размещение отходов производства и потребления.

Заключение.

Файлы: 1 файл

Реферат по экологии.doc

— 115.00 Кб (Скачать файл)

Тем самым, в настоящее время  государственной экологической экспертизе не подлежат материалы об определении места строительства объектов размещения отходов всех классов опасности, а также проектная документация на объекты обезвреживания и размещения отходов 5 класса опасности.

Ф-З №89 от24.06.1998г.содержит обязанность собственников и лиц, во владении или пользовании которых находятся объекты размещения отходов, осуществлять мониторинг состояния окружающей среды, как на территориях объектов, так и в пределах их воздействия на окружающую среду. В качестве территориальных пределов такого воздействия могут выступать границы санитарно-защитной зоны, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнений до значений, установленных гигиеническими нормативами. В соответствии с новой редакцией СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 сентября 2007 г. № 74, санитарно-защитная зона (СЗЗ) является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме, в частности, в санитарно-защитной зоне объектов размещения отходов запрещается размещение жилой застройки, скважин и колодцев для питьевых целей.

В отношении особо опасных объектов размещения отходов, к которым относятся, например, захоронения крупного рогатого скота, зараженного сибирской язвой, размер СЗЗ устанавливается постановлением Главного государственного санитарного врача РФ.

Мониторинг, то есть система наблюдений, должна осуществляться хозяйствующим субъектом в целях определения воздействия объекта размещения отходов на различные компоненты окружающей среды – атмосферный воздух, наземные и подземные воды, почву и т.д.

В отношении полигонов твердых  бытовых отходов (ТБО) действует инструкция по проектированию, эксплуатации и рекультивации, утвержденная  Министерством строительства РФ 2 ноября 1996 г., согласно которой разрабатывается специальный проект мониторинга окружающей среды вокруг полигонов ТБО, включающий разделы: контроль состояния подземных и поверхностных водных объектов, атмосферного воздуха, почв и растений, шумового загрязнения в зоне возможного неблагоприятного влияния полигона; система управления технологическими процессами на полигоне, обеспечивающая предотвращение загрязнения подземных и поверхностных водных объектов, атмосферного воздуха, почв, растений, шумового загрязнения выше допустимых пределов в случаях обнаружения загрязняющего влияния полигонов. Осуществление мониторинга предполагает отбор проб и их анализ в лаборатории, аккредитованной на такие виды работ. Объем определяемых показателей и периодичность отбора проб обосновываются в проекте мониторинга, разрабатываемом для каждого полигона отдельно. Инструкция содержит обязательные правила лишь относительно периодичности отбора проб атмосферного воздуха, которые должны проводиться ежеквартально.

Закрытие полигонов и иных объектов размещения отходов осуществляется при заполнении их до отметки, установленной  в проектной документации. После окончания использования объектов размещения отходов собственники таких объектов, или эксплуатирующие их лица обязаны осуществлять контроль за состоянием и воздействием на окружающую среду в районе расположения объектов, а также работы по восстановлению нарушенных земель (рекультивации). В соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 23 февраля 1994 г. № 140, п. 5 Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденных приказом Минприроды № 525 и Роскомзема № 67 от 22 декабря 1995 г., рекультивации подлежат земли, нарушенные при складировании и захоронении промышленных, бытовых и других отходов.

В каждом случае на проведение работ  по рекультивации земель составляется проект рекультивации.

Существуют определенные требования по рекультивации полигонов твердых  бытовых отходов (см. вышеназванную  Инструкцию по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов ТБО). Кроме полигонов, на практике встречается  большое количество несанкционированных свалок, которые устраивались и эксплуатировались без выполнения каких-либо требований государственных органов и органов местного самоуправления.

Рекультивация таких свалок требует  выполнения большого объема подготовительных работ, в том числе проведения комплекса экологических исследований (гидрогеологических, геологических, почвенных, исследования атмосферы, проверки отходов на радиоактивность и т.п.), решения вопросов по утилизации отходов. Рекультивация полигона (свалки) включает два этапа: технический и биологический. На техническом этапе рекультивации осуществляются исследования состояния объекта и его воздействия на окружающую среду, происходит подготовка территории полигона (свалки) к последующему целевому использованию. Для этого необходимо получение исчерпывающих данных о геологических, гидрогеологических, геофизических, ландшафтно-геохимических, газохимических и других условий участка размещения полигона (свалки), создание рекультивационного многофункционального покрытия, планировка, формирование откосов, разработка, транспортировка и нанесение технологических слоев и потенциально плодородных почв, строительство дорог, гидротехнических и других сооружений.

Биологический этап включает мероприятия  по восстановлению территории закрытых полигонов для их дальнейшего целевого использования. В рамках этого этапа проводится комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий, направленных на восстановление нарушенных земель. 

Есть три направления рекультивации  объектов размещения отходов:

а) сельскохозяйственное направление  рекультивации осуществляется в  случае расположения полигона или иного  объекта в зоне землепользования того или иного сельскохозяйственного  предприятия. При осуществлении  сельскохозяйственного направления рекультивации выращивание овощей и фруктов, а также коллективное садоводство допускаются не раньше чем через 10 - 15 лет, создание сенокосно-пастбищных угодий - через 1 - 3 года после закрытия полигона (свалки, иного объекта размещения отходов).

б) лесохозяйственное направление рекультивации - создание на нарушенных объектами размещения отходов землях лесных насаждений различного типа. Лесоразведение предусматривает создание и выращивание лесных культур мелиоративного, противоэрозионного, полезащитного, ландшафтно-озеленительного назначения.

в) строительное направление рекультивации - приведение территории объекта размещения отходов в состояние, пригодное  для промышленного и гражданского строительства.

6. Все объекты размещения отходов  вносятся в государственный реестр, порядок ведения которого установлен постановлением Правительства РФ от 26 октября 2000 г. № 818 «О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов».

В постановлении в качестве органов  осуществляющих ведение реестра объектов размещения отходов и государственного кадастра отходов, указаны Министерство природных ресурсов РФ и его территориальные органы. Между тем, с 2004 г. после первого этапа административной реформы, указанные функции были возложены на Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Государственный кадастр отходов  разрабатывается при участии  органов государственной власти субъектов РФ и включает в себя федеральный классификационный  каталог отходов, государственный реестр объектов размещения отходов, банк данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов.

В настоящий момент Ростехнадзором разработан проект административного  регламента об исполнении государственной  функции по ведению государственного реестра объектов размещения отходов в составе государственного кадастра отходов. В п. 1.3 проекта установлено, что государственный реестр объектов размещения отходов представляет собой систематизированный свод документированных сведений о местоположении, целевом назначении, правовом положении объектов, их состоянии, наличии размещенных отходов, получаемых в результате проведения государственного учета объектов размещения отходов. Государственный реестр объектов размещения отходов состоит из территориальных разделов, содержащих сведения об объектах размещения отходов, расположенных на территории определенного субъекта Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов РФ принимаются нормативно-правовые акты, определяющие порядок ведения регионального реестра объектов размещения отходов.

 

 

 

 

                                                                                                                                                                  Заключение

         

            Значение проблемы обращения  с отходами производства и  потребления, включающей экологический,  земельный, финансовый, гражданско-правовой  и иные аспекты, проявилось  еще на самых ранних этапах  развития человеческой цивилизации.  Как писали в своих последних экологических исследованиях китайские ученые, еще в период династии Шан (XVII в. до н.э.) «законом было закреплено, что человек, выбрасывающий мусор на общественную дорогу, карается отрубанием обеих рук». В период последующих феодальных династий данный подход сохранился, и, например, «Законы Цинь» устанавливали, что «Бросающий мусор на проезжую часть будет казнен». Около 500 г. до н.э. в Афинах издается закон, запрещающий выброс мусора на улицы и предусматривающий организацию специальных свалок за городом.

В нашей стране отношение к проблеме размещения отходов производства и  потребления изначально основывалось совершенно на других представлениях. Как отмечали современные российские историки, анализируя эпоху формирования нашей цивилизации, славянский восток – это область, где можно не заботиться о сбережении природных ресурсов, где можно брать все, что хочешь, и в каком угодно количестве. Восток – это место, где можно не заботиться об отходах. Ни об отходах производства, ни об отходах собственной жизнедеятельности, поскольку всегда можно уйти дальше на Восток.

Действительно, славянские традиции подсечно-огневого земледелия, обуславливающие  постоянное движение населения на Восток, в отличие от тесной и бедной природными ресурсами Европы, не стимулировали наших предков к рациональному природопользованию, включая отношение к отходам производства и потребления. И это отношение стало настолько неотъемлемой частью менталитета современного россиянина, что представить себе какую-то иную модель поведения ему просто не под силу.

Результаты подобного отношения  к природе мы наблюдаем сейчас в России повсеместно. Между тем, сложившаяся в нашей стране ситуация в области образования, использования, обезвреживания, хранения и захоронения  отходов ведет к опасному загрязнению окружающей среды, нерациональному использованию природных ресурсов, значительному экономическому ущербу и представляет реальную угрозу здоровью современных и будущих поколений страны. Ежегодно в Российской Федерации образуется около 7 млрд. тонн отходов, из которых используется лишь 2 млрд. тонн, или 28,6 %. На территории страны в отвалах и хранилищах накоплено около 80 млрд. тонн только твердых отходов. Особую тревогу вызывает накопление в отвалах и свалках токсичных, в том числе содержащих канцерогенные вещества, отходов, общее количество которых достигло 1,6 млрд. тонн.

Под полигоны (свалки) твердых бытовых  отходов ежегодно отчуждается около 10 тыс. га пригодных для использования  земель, не считая площади земель, загрязняемых многочисленными несанкционированными свалками.

Еще более наглядна данная проблема на уровне отдельных городских муниципальных  образований. Так, городском округе Волгоград уже много лет констатируется устойчивое увеличение массы (объемов) отходов, поступающих в окружающую среду, и, как следствие указанной тенденции, аккумуляция массы отходов как промышленных токсичных, так и бытовых. Динамика образования отходов представлена следующими показателями: от 2707,596 тыс. т в 2002 году до 3367,312 тыс. т в 2006 году, из них от жилищного фонда собирается и вывозится около 60% всех отходов, 40% - от предприятий, учреждений и организаций. Ежегодно в Волгограде увеличение отходов на душу населения составляет 4-6%. Остро стоит проблема образования и ликвидации стихийных и несанкционированных свалок, которые, как правило, располагаются на склонах балок, оврагов, иных участках с понижением рельефа и высокой проницаемостью подстилающих грунтов, а также прямых выходах к водоемам, в частности к р. Волге, и в непосредственной близости от жилых массивов. Так, только в 2005 году на территории Волгограда было выявлено около 200 таких свалок, на которых размещено более 50 тыс. т не классифицированных по составу отходов. Ориентировочная площадь стихийных свалок составляет около 95 га городских земель.

Между тем, вступление человечества в  эпоху глобализации обусловило и  появление новых интернациональных  угроз, важнейшей из которых является экологическая угроза. Действительно, когда нечем дышать и нет чистой воды для питья, многие экономические  и политические проблемы теряют свою актуальность. Отсюда важнейшей задачей мирового сообщества, провозглашенной на трех последних мировых экологических саммитах (Стокгольм, 1972; Рио-де-Жанейро, 1992; Йоханнесбург, 2002) является обеспечение реализации права человека на благоприятную окружающую среду. Важнейшей составной частью данного блага является повышение эффективного обращения с отходами, как на национальном, так и международном уровне.

Несомненно, ненадлежащее размещение отходов в отдельно взятом муниципальном образовании любого государства не означает «всемирной экологической катастрофы». Поэтому, например, когда весной – летом 2008 г. в Италии работники мусорной отрасли устроили забастовку и перестали вывозить мусор, то пострадали от этого только сами жители итальянских городов. 

Однако совсем другое дело – это  обращение с опасными отходами. В  настоящее время можно с уверенностью констатировать, что проблема опасных  отходов является глобальной проблемой, давшей себя знать практически во всех странах. Неизбежным следствием данного процесса стало урегулирование нормами права общественных отношений, направленных на обеспечение безопасности в процессе сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения опасных отходов. 

Информация о работе Новые требования норм и правил по вопросам организации и процедуре обращения с отходами на опасных производственных объектах. Размещение