Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 07:23, реферат
«Человек живет в мире отходов. Все, что он создает для удовлетворения своих бесконечно растущих потребностей и обеспечения жизнедеятельности, в конечном итоге переходит в категорию отходов. Отходы образуются в процессе добычи, переработки и материально-энергетического использования природных ресурсов, на стадии изготовления и использования конечной продукции. Человечество не погибнет в атомном кошмаре, оно захлебнется в собственных отходах»
Введение.
Глава 1. Новые требования норм и правил по вопросам организации и процедуре обращения с отходами на опасных производственных объектах.
Глава 2. Размещение отходов производства и потребления.
Заключение.
Тем самым, в настоящее время государственной экологической экспертизе не подлежат материалы об определении места строительства объектов размещения отходов всех классов опасности, а также проектная документация на объекты обезвреживания и размещения отходов 5 класса опасности.
Ф-З №89 от24.06.1998г.содержит обязанность собственников и лиц, во владении или пользовании которых находятся объекты размещения отходов, осуществлять мониторинг состояния окружающей среды, как на территориях объектов, так и в пределах их воздействия на окружающую среду. В качестве территориальных пределов такого воздействия могут выступать границы санитарно-защитной зоны, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнений до значений, установленных гигиеническими нормативами. В соответствии с новой редакцией СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 сентября 2007 г. № 74, санитарно-защитная зона (СЗЗ) является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме, в частности, в санитарно-защитной зоне объектов размещения отходов запрещается размещение жилой застройки, скважин и колодцев для питьевых целей.
В отношении особо опасных объектов размещения отходов, к которым относятся, например, захоронения крупного рогатого скота, зараженного сибирской язвой, размер СЗЗ устанавливается постановлением Главного государственного санитарного врача РФ.
Мониторинг, то есть система наблюдений, должна осуществляться хозяйствующим субъектом в целях определения воздействия объекта размещения отходов на различные компоненты окружающей среды – атмосферный воздух, наземные и подземные воды, почву и т.д.
В отношении полигонов твердых бытовых отходов (ТБО) действует инструкция по проектированию, эксплуатации и рекультивации, утвержденная Министерством строительства РФ 2 ноября 1996 г., согласно которой разрабатывается специальный проект мониторинга окружающей среды вокруг полигонов ТБО, включающий разделы: контроль состояния подземных и поверхностных водных объектов, атмосферного воздуха, почв и растений, шумового загрязнения в зоне возможного неблагоприятного влияния полигона; система управления технологическими процессами на полигоне, обеспечивающая предотвращение загрязнения подземных и поверхностных водных объектов, атмосферного воздуха, почв, растений, шумового загрязнения выше допустимых пределов в случаях обнаружения загрязняющего влияния полигонов. Осуществление мониторинга предполагает отбор проб и их анализ в лаборатории, аккредитованной на такие виды работ. Объем определяемых показателей и периодичность отбора проб обосновываются в проекте мониторинга, разрабатываемом для каждого полигона отдельно. Инструкция содержит обязательные правила лишь относительно периодичности отбора проб атмосферного воздуха, которые должны проводиться ежеквартально.
Закрытие полигонов и иных объектов размещения отходов осуществляется при заполнении их до отметки, установленной в проектной документации. После окончания использования объектов размещения отходов собственники таких объектов, или эксплуатирующие их лица обязаны осуществлять контроль за состоянием и воздействием на окружающую среду в районе расположения объектов, а также работы по восстановлению нарушенных земель (рекультивации). В соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 23 февраля 1994 г. № 140, п. 5 Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденных приказом Минприроды № 525 и Роскомзема № 67 от 22 декабря 1995 г., рекультивации подлежат земли, нарушенные при складировании и захоронении промышленных, бытовых и других отходов.
В каждом случае на проведение работ по рекультивации земель составляется проект рекультивации.
Существуют определенные требования
по рекультивации полигонов
Рекультивация таких свалок требует выполнения большого объема подготовительных работ, в том числе проведения комплекса экологических исследований (гидрогеологических, геологических, почвенных, исследования атмосферы, проверки отходов на радиоактивность и т.п.), решения вопросов по утилизации отходов. Рекультивация полигона (свалки) включает два этапа: технический и биологический. На техническом этапе рекультивации осуществляются исследования состояния объекта и его воздействия на окружающую среду, происходит подготовка территории полигона (свалки) к последующему целевому использованию. Для этого необходимо получение исчерпывающих данных о геологических, гидрогеологических, геофизических, ландшафтно-геохимических, газохимических и других условий участка размещения полигона (свалки), создание рекультивационного многофункционального покрытия, планировка, формирование откосов, разработка, транспортировка и нанесение технологических слоев и потенциально плодородных почв, строительство дорог, гидротехнических и других сооружений.
Биологический этап включает мероприятия по восстановлению территории закрытых полигонов для их дальнейшего целевого использования. В рамках этого этапа проводится комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий, направленных на восстановление нарушенных земель.
Есть три направления
а) сельскохозяйственное направление
рекультивации осуществляется в
случае расположения полигона или иного
объекта в зоне землепользования
того или иного
б) лесохозяйственное направление рекультивации - создание на нарушенных объектами размещения отходов землях лесных насаждений различного типа. Лесоразведение предусматривает создание и выращивание лесных культур мелиоративного, противоэрозионного, полезащитного, ландшафтно-озеленительного назначения.
в) строительное направление рекультивации
- приведение территории объекта размещения
отходов в состояние, пригодное
для промышленного и
6. Все объекты размещения
В постановлении в качестве органов осуществляющих ведение реестра объектов размещения отходов и государственного кадастра отходов, указаны Министерство природных ресурсов РФ и его территориальные органы. Между тем, с 2004 г. после первого этапа административной реформы, указанные функции были возложены на Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Государственный кадастр отходов разрабатывается при участии органов государственной власти субъектов РФ и включает в себя федеральный классификационный каталог отходов, государственный реестр объектов размещения отходов, банк данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов.
В настоящий момент Ростехнадзором разработан проект административного регламента об исполнении государственной функции по ведению государственного реестра объектов размещения отходов в составе государственного кадастра отходов. В п. 1.3 проекта установлено, что государственный реестр объектов размещения отходов представляет собой систематизированный свод документированных сведений о местоположении, целевом назначении, правовом положении объектов, их состоянии, наличии размещенных отходов, получаемых в результате проведения государственного учета объектов размещения отходов. Государственный реестр объектов размещения отходов состоит из территориальных разделов, содержащих сведения об объектах размещения отходов, расположенных на территории определенного субъекта Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов РФ принимаются нормативно-правовые акты, определяющие порядок ведения регионального реестра объектов размещения отходов.
Значение проблемы обращения
с отходами производства и
потребления, включающей
В нашей стране отношение к проблеме размещения отходов производства и потребления изначально основывалось совершенно на других представлениях. Как отмечали современные российские историки, анализируя эпоху формирования нашей цивилизации, славянский восток – это область, где можно не заботиться о сбережении природных ресурсов, где можно брать все, что хочешь, и в каком угодно количестве. Восток – это место, где можно не заботиться об отходах. Ни об отходах производства, ни об отходах собственной жизнедеятельности, поскольку всегда можно уйти дальше на Восток.
Действительно, славянские традиции подсечно-огневого земледелия, обуславливающие постоянное движение населения на Восток, в отличие от тесной и бедной природными ресурсами Европы, не стимулировали наших предков к рациональному природопользованию, включая отношение к отходам производства и потребления. И это отношение стало настолько неотъемлемой частью менталитета современного россиянина, что представить себе какую-то иную модель поведения ему просто не под силу.
Результаты подобного
Под полигоны (свалки) твердых бытовых отходов ежегодно отчуждается около 10 тыс. га пригодных для использования земель, не считая площади земель, загрязняемых многочисленными несанкционированными свалками.
Еще более наглядна данная проблема
на уровне отдельных городских
Между тем, вступление человечества в
эпоху глобализации обусловило и
появление новых
Несомненно, ненадлежащее размещение отходов в отдельно взятом муниципальном образовании любого государства не означает «всемирной экологической катастрофы». Поэтому, например, когда весной – летом 2008 г. в Италии работники мусорной отрасли устроили забастовку и перестали вывозить мусор, то пострадали от этого только сами жители итальянских городов.
Однако совсем другое дело – это
обращение с опасными отходами. В
настоящее время можно с