Новые требования норм и правил по вопросам организации и процедуре обращения с отходами на опасных производственных объектах. Размещение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 07:23, реферат

Описание работы

«Человек живет в мире отходов. Все, что он создает для удовлетворения своих бесконечно растущих потребностей и обеспечения жизнедеятельности, в конечном итоге переходит в категорию отходов. Отходы образуются в процессе добычи, переработки и материально-энергетического использования природных ресурсов, на стадии изготовления и использования конечной продукции. Человечество не погибнет в атомном кошмаре, оно захлебнется в собственных отходах»

Содержание работы

Введение.

Глава 1. Новые требования норм и правил по вопросам организации и процедуре обращения с отходами на опасных производственных объектах.

Глава 2. Размещение отходов производства и потребления.

Заключение.

Файлы: 1 файл

Реферат по экологии.doc

— 115.00 Кб (Скачать файл)

         Второй  механизм является по своему  содержанию гражданско-правовым  и выражается в установлении  возможности предъявления иска о запрещении деятельности, создающей опасность причинения вреда в будущем (ст. 1065 ГК РФ). Гражданско-правовое запрещение деятельности, создающей опасность причинения вреда, отличается от административного пути правовой борьбы за свои права. Яркими и характерными чертами, выделяющими этот способ защиты, являются его направленность на ограждение прав гражданина от посягательств в будущем и относительная свобода запрета, т.е. он никак не связан с административно-правовым запретом.

При рассмотрении положений статьи 1065 ГК необходимо отметить определенные проблемы правоприменения: эксплуатирующим организациям  нечасто запрещают заниматься опасными видами деятельности, в том числе, связанными с обращением опасных отходов, по судебному решению. Основная трудность состоит в том, что владельцы источников повышенной опасности осуществляют свою деятельность на основе общего разрешения закона заниматься ею. К примеру, деятельность по сбору складированию, использованию, переработке, обезвреживанию, транспортировке, опасных отходов разрешена законом и на ее осуществление выдана лицензия, что по самой своей сути изначально создает опасность причинения вреда в будущем.

       Проблема возможности  запрещения указанной деятельности  на основании ст. 1065 ГК РФ решается следующим образом. Если лицензионные требования соблюдаются эксплуатирующей организацией и при эксплуатации не превышаются нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду (ст.27 Закона об охране окружающей среды), в иске о запрещении такой деятельности должно быть отказано. Суд не вправе удовлетворять такой иск потенциального пострадавшего, поскольку это противоречит общему разрешению закона заниматься разрешенными видами деятельности.

В случае осуществления обращения  с опасными отходами с нарушением условий выданной лицензии, превышения лимитов размещения опасных отходов, риск причинения вреда в будущем возрастает, и угроза из потенциальной превращается в реальную. Именно в данном случае, исходя из положений действующего гражданского и экологического законодательства, применима статья 1065 ГК РФ о запрещении причинения вреда в будущем.

     

 Глава 2. Размещение отходов производства и потребления

           

            Создание объектов размещения  отходов осуществляется на основании  разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

            Определение места строительства  объектов размещения отходов  осуществляется на основе специальных  (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

           На территориях объектов размещения  отходов и в пределах их  воздействия на окружающую среду  собственники объектов размещения  отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

          Собственники объектов размещения  отходов, а также лица, во владении  или в пользовании которых  находятся объекты размещения  отходов, после окончания эксплуатации  данных объектов обязаны проводить  контроль за их состоянием  и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

          Запрещается захоронение отходов  в границах населенных пунктов,  лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещается захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ.

          Объекты размещения отходов вносятся  в государственный реестр объектов  размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

         Запрещается размещение отходов  на объектах, не внесенных в  государственный реестр объектов размещения отходов.

Определение «объект размещения отходов» раскрывается в ст. 1 Ф-З №89 от24.06.1998г. Под объектом размещения отходов понимается специально оборудованное сооружение, предназначенное  для размещения отходов. В соответствии с п. 2.5 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» (СанПиН 2.1.7.1322-03) объектом размещения отходов также считаются открытые площадки или специализированные помещения, на которых производится временное хранение отходов, в том числе в целях их последующей утилизации. Разновидностями объектов размещения отходов являются полигоны, шламохранилища, хвостохранилища, отвалы горных пород и другие объекты, на которых могут быть размещены отходы, отвечающие всем законодательным требованиям.

Одна из разновидностей объектов размещения отходов  – полигоны твердых бытовых отходов (ТБО), представляют собой специальные  сооружения, предназначенные для  изоляции и обезвреживания ТБО, которые должны гарантировать санитарно - эпидемиологическую безопасность населения (п. 2.1. Санитарных правил СП 2.1.7.1038-01, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 марта 2001 г. № 16). Для создания объектов размещения отходов необходимо разрешение компетентного государственного органа, которым является Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору. Необходимо обратить внимание, что в положении о Ростехнадзоре, утверждающем все направления разрешительной деятельности службы, рассматриваемый вид разрешений не указывается. Таким образом, исходя из положений законодательства и практической деятельности службы, можно констатировать, что деятельность Ростехнадзора по разрешению создания объектов размещения отходов носит характер согласования проектной документации на данные объекты.

          Ф-З №89 от24.06.1998г. устанавливает  основное правило определения  мест строительства объектов  размещения отходов, которое осуществляется  только при условии проведения специальных гидрологических, геологических и иных исследований. Градостроительным законодательством предусмотрено предпроектное проведение инженерных изысканий (ст. 47 ГрадК РФ), под которыми понимается изучение природных условий и факторов техногенного воздействия в целях рационального и безопасного использования территорий и земельных участков в их пределах, подготовки данных по обоснованию материалов, необходимых для территориального планирования, планировки территории и архитектурно-строительного проектирования.

В градостроительной  практике используются различные виды изысканий. Их выбор обуславливается  целями, преследуемыми в данной конкретной ситуации. Согласно Постановлению Правительства  РФ от 19 января 2006 г. № 20 «Об инженерных изысканиях для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства», выделяются основные и специальные виды инженерных изысканий.

К числу основных видов инженерных изысканий относятся: инженерно-геодезические изыскания; инженерно-геологические изыскания; инженерно-гидрометеорологические изыскания; инженерно-экологические изыскания; инженерно-геотехнические изыскания. К специальным видам инженерных изысканий относятся: геотехнические исследования; обследования состояния грунтов оснований зданий и сооружений, их строительных конструкций; поиск и разведка подземных вод для целей водоснабжения; локальный мониторинг компонентов окружающей среды; разведка грунтовых строительных материалов; локальные обследования загрязнения грунтов и грунтовых вод.

Инженерные изыскания выполняются  в соответствии с требованиями технических  регламентов, а также с учетом материалов и данных инженерных изысканий, которые хранятся в государственном  фонде материалов и данных инженерных изысканий, а также в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности. До вступления в силу указанных нормативных документов, при выполнении инженерных изысканий должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, нормативных технических документов федеральных органов исполнительной власти (обязательные требования действующих строительных норм и правил) в части, не противоречащей Закону о техническом регулировании и ГрадК РФ.

Конкретное содержание различных  видов инженерных изысканий можно  продемонстрировать на примере Приказа Министерства регионального развития РФ от 11 июля 2008 г. № 92 «О составе и объеме инженерных изысканий, необходимых для определения границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства федерального значения».

Согласно данному документу, в составе инженерно-геодезических изысканий могут выполняться: рекогносцировочное обследование территории; топографическая съемка,  включая съемку подземных и надземных сооружений, обновление топографических планов, инженерно-гидрографические работы; геодезические стационарные наблюдения за деформациями земной поверхности и толщи горных пород в районах развития опасных природных и техногенных процессов; камеральное трассирование и предварительный выбор вариантов размещения объектов капитального строительства федерального значения для выполнения полевых работ и обследований; полевое трассирование выбранных вариантов размещения линейных объектов федерального значения. Объем работ должен обеспечивать получение актуализированных топографических карт (планов) территории, на которой планируется размещение объектов капитального строительства федерального значения.

В составе инженерно-геологических  изысканий могут выполняться: проходки горных выработок; геофизические исследования; полевые и лабораторные исследования грунтов и подземных вод; гидрогеологические исследования; сейсмологические исследования. Объем работ должен обеспечивать получение материалов и данных, включая геологическое строение, геоморфологические и гидрогеологические условия, состав, состояние и свойства грунтов, геологические и инженерно-геологические процессы, составление прогноза возможных изменений инженерно-геологических условий в части взаимодействия размещаемых объектов капитального строительства с геологической средой.

В составе инженерно-гидрометеорологических изысканий могут выполняться: рекогносцировочное обследование водных объектов на территориях  планируемого размещения  объектов капитального строительства; камеральное  трассирование вариантов зон  планируемого размещения объектов капитального строительства с выделением наиболее сложных переходов через водные объекты, подлежащих натурному обследованию; наземное гидроморфологическое обследование и проработка вариантов переходов через водные объекты со сложными инженерно-гидрологическими условиями. Объем работ с учетом использования материалов гидрометеорологических наблюдений должен обеспечивать изучение гидрометеорологических условий территории планируемого строительства, включая опасные процессы и явления, и составление прогноза возможных изменений таких условий в результате взаимодействия с проектируемым объектом.

В составе инженерно-экологических  изысканий могут выполняться: маршрутные наблюдения природной среды и  ландшафтов, состояния наземных и  водных экосистем; проходки горных выработок для определения условий распространения загрязнений; определение источников загрязнения атмосферного воздуха, почв, грунтов, поверхностных и подземных вод; радиационные исследования; эколого-гидрогеологические исследования. Объем работ должен обеспечивать: оценку экологического состояния окружающей среды на период подготовки проекта схемы территориального планирования, включая оценку химического загрязнения атмосферного воздуха, почв, грунтов, подземных и поверхностных вод; составление прогноза возможных изменений экологических условий территории при реализации намечаемых решений; разработку предложений и рекомендаций по организации природоохранных мероприятий и экологического мониторинга окружающей среды.

Выделяется два вида субъектов, проводящих инженерные изыскания: индивидуальные предприниматели (юридические лица), имеющие выданное саморегулируемой организацией свидетельство и допуске к таким работам (для инженерных изысканий, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства), а также любые физические и юридические лица, проводящие инженерные изыскания по всем иным видам работ.

Материалы и результаты инженерных изысканий оформляются в виде отчетной документации о выполнении инженерных изысканий, состоящей из текстовой и графической частей, а также приложений к ней (в текстовой, графической, цифровой и иных формах). Cостав текстовой и графической частей указанной документации, а также приложений к ней устанавливается Министерством регионального развития Российской Федерации. Результаты инженерных изысканий используются в том числе для формирования государственного фонда материалов и данных инженерных изысканий и информационных систем обеспечения градостроительной деятельности.

ГрадК РФ, ГК РФ и Постановление  Правительства РФ от 19 января 2006 г. № 20 «Об инженерных изысканиях для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства» определяют лишь общие требования к проведению инженерных изысканий. Вплоть до принятия технических регламентов, непосредственное содержание процедуры инженерных изысканий определяет СНиП 11-02-96 «Инженерные изыскания для строительства. Основные положения» (приняты постановлением Минстроя России от 29 октября 1996 г. № 18-77).

Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. № 309-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», редакция комментируемой статьи была изменена - из нее были исключены требования о наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы при определении места строительства объектов размещения отходов. Указанный законодательный акт предусмотрел еще одно нововведение: перечень объектов государственной экологической экспертизы был дополнен такой разновидностью, как проектная документация на объекты размещения и обезвреживания отходов 1-4 классов опасности (п. 7.2. ст. 11 Закона об экологической экспертизе). В случае, если рассматриваемые объекты были введены в эксплуатацию или на их строительство было получено разрешение до внесения изменений в действующее законодательство, требования п. 7.2 ст. 11 Закона об экологической экспертизе на них не распространяется.

Информация о работе Новые требования норм и правил по вопросам организации и процедуре обращения с отходами на опасных производственных объектах. Размещение