Общая характеристика нормирования в области охраны окружающей среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 20:51, реферат

Описание работы

Во все времена отношение людей друг к другу и их отношение к природе являлись показателем ценностной ориентации общества, объясняющим особенности культуры, исторического процесса в ту или иную эпоху. Сейчас становится очевидным, что для раскрытия глубинных механизмов развития системы «общество–природа» (социоприродных систем), фундаментальное значение имеет выявление статуса ценностных установок, нравственных императивов в освоении, преобразовании природы. Озабоченность человечества безопасностью своего существования является предпосылкой качественно нового социоприродного развития.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….2
Общая характеристика нормирования в области охраны
окружающей среды………………………………………………………………3
Классификация экологических нормативов в сфере охраны окружающей среды………………………………………………………………………………5
Нормирование выбросов (сбросов) загрязняющих веществ…………………12
Установление ПДВ для действующих предприятий…………………………13
Установление ПДС для действующих предприятий…………………………16
Согласование и утверждение ПДВ и ПДС……………………………………17
Контроль за соблюдением ПДВ и ПДС……………………………………….19
Заключение……………………………………………………………………...21

Файлы: 1 файл

Курсовая по мониторингу.docx

— 39.64 Кб (Скачать файл)

Содержание:

 

Введение………………………………………………………………………….2

Общая характеристика нормирования в области охраны

окружающей среды………………………………………………………………3

Классификация экологических нормативов в сфере охраны окружающей среды………………………………………………………………………………5

Нормирование выбросов (сбросов) загрязняющих веществ…………………12

Установление ПДВ для  действующих предприятий…………………………13

Установление ПДС для  действующих предприятий…………………………16

Согласование и утверждение  ПДВ и ПДС……………………………………17

Контроль за соблюдением  ПДВ и ПДС……………………………………….19

Заключение……………………………………………………………………...21

Список используемой литературы…………………………………………….23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение:

Во все времена отношение  людей друг к другу и их отношение  к природе являлись показателем  ценностной ориентации общества, объясняющим  особенности культуры, исторического  процесса в ту или иную эпоху. Сейчас становится очевидным, что для раскрытия  глубинных механизмов развития системы  «общество–природа» (социоприродных систем), фундаментальное значение имеет выявление статуса ценностных установок, нравственных императивов  в освоении, преобразовании природы.

Озабоченность человечества безопасностью  своего существования является предпосылкой качественно нового социоприродного  развития. Общество оказалось перед  альтернативой: либо сохранить сложившийся  тип деятельности – и погибнуть  в экологической катастрофе, –  либо кардинально изменить его и  сохранить природу для жизни  последующих поколений.

По современным научным представлениям о реальных процессах, происходящих в объектах окружающей природной  среды под влиянием антропогенных  воздействий, само по себе соблюдение нормативов качества никоим образом  не гарантирует экологическую безопасность человека.

Нормативное соответствие – это  общепринятый и законодательно одобренный, но все же не единственный критерий оценки истинного состояния природных  объектов с точки зрения их факторной  роли в формировании среды, благоприятной  для жизни и здоровья. Так, за рубежом  в различных целях успешно  используются результаты оценок степени  экологических рисков, а на уровне научных исследований ведутся работы и в нашей стране.

Нормирование – важнейший регулятор  экологических аспектов хозяйственной  деятельности.

Общая характеристика нормирования в области охраны окружающей среды.

Нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в  целях государственного регулирования  воздействия хозяйственной и  иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной  окружающей среды и обеспечение  экологической безопасности.

В основе системы нормирования два  вида нормативов: качества окружающей среды и допустимого воздействия  на окружающую среду. Ст. 19 «Основы нормирования в области охраны окружающей среды» Федерального закона «Об охране окружающей среды» включает в понятие нормирования установление, кроме названных основных видов, «иных нормативов в области охраны окружающей среды», а также государственных стандартов и иных нормативных документов.

Нормативы и нормативные документы  в области охраны окружающей среды  разрабатываются, утверждаются и вводятся в действие на основе современных  достижений науки и техники с  учетом международных правил и стандартов в области охраны окружающей среды. Нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ. Разработка нормативов в области охраны окружающей среды включает в себя:

– проведение научно-исследовательских работ по обоснованию нормативов в области охраны окружающей среды;

– проведение экспертизы, утверждение и опубликование нормативов в области охраны окружающей среды в установленном порядке;

– установление оснований разработки или пересмотра нормативов в области охраны окружающей среды;

– осуществление контроля за применением и соблюдением нормативов в области охраны окружающей среды;

– формирование и ведение единой информационной базы данных нормативов в области охраны окружающей среды;

– оценку и прогнозирование экологических, социальных, экономических последствий применения нормативов в области охраны окружающей среды.

Закон вносит определенность в круг субъектов, чья деятельность подлежит нормированию: нормативы допустимого  воздействия на окружающую среду  устанавливаются для юридических  и физических лиц – природопользователей (ст. 22). Действующие подзаконные нормативные акты говорят о предприятиях, учреждениях и организациях–природопользователях; индивидуальных предпринимателях и юридических лицах. Известно, что граждане пока не рассматриваются в качестве субъектов отношений платности за загрязнение ими окружающей среды.

Особый практический интерес в  связи с тенденциями децентрализации  управления представляет компетенция  региональных органов власти в сфере  нормирования.

Согласно ст. 6 Федерального закона «Об охране окружающей среды» к их полномочиям отнесены: разработка и утверждение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды, содержащих соответствующие требования, нормы и правила не ниже установленных на федеральном уровне. Принятые позднее подзаконные нормативные акты Правительства РФ устанавливают следующее.

Индивидуальные предприниматели  и юридические лица, приступающие к осуществлению деятельности в  области обращения с отходами на основании методических указаний Министерства природных ресурсов Российской Федерации разрабатывают проекты  нормативов образования отходов  и лимитов на размещение конкретного  вида отходов в конкретных объектах размещения отходов и представляют их на утверждение в территориальные  органы Министерства.

 

Классификация экологических  нормативов в сфере охраны окружающей среды

 

Нормативы в области охраны окружающей среды – установленные нормативы  качества окружающей среды и нормативы  допустимого воздействия на нее, при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется  биологическое разнообразие.

Нормативы качества окружающей среды  – нормативы, которые установлены  в соответствии с физическими, химическими, биологическими и иными показателями для оценки состояния окружающей среды и при соблюдении которых  обеспечивается благоприятная окружающая среда.

Нормативы качества окружающей среды  устанавливаются для оценки состояния  окружающей среды в целях сохранения естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и других организмов.

 

К нормативам качества окружающей среды  относятся:

– нормативы, установленные в соответствии с химическими показателями состояния окружающей среды, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, включая радиоактивные вещества;

– нормативы, установленные в соответствии с физическими показателями состояния окружающей среды, в том числе с показателями уровней радиоактивности и тепла;

– нормативы, установленные в соответствии с биологическими показателями состояния окружающей среды, в том числе видов и групп растений, животных и других организмов, используемых как индикаторы качества окружающей среды, а также нормативы предельно допустимых концентраций микроорганизмов;

– иные нормативы качества окружающей среды.

Нормативы допустимого воздействия  на окружающую среду – нормативы, которые установлены в соответствии с показателями воздействия хозяйственной  и иной деятельности на окружающую среду и при которых соблюдаются  нормативы качества окружающей среды.

В целях предотвращения негативного  воздействия на окружающую среду  хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц – природопользователей устанавливаются  следующие нормативы допустимого  воздействия на окружающую среду:

– нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов – нормативы, которые установлены для субъектов хозяйственной и иной деятельности в соответствии с показателями массы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов, допустимых для поступления в окружающую среду от стационарных, передвижных и иных источников в установленном режиме и с учетом технологических нормативов, и при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества окружающей среды;

– нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение;

– нормативы допустимых физических воздействий (количество тепла, уровни шума, вибрации, ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий) – нормативы, которые установлены в соответствии с уровнями допустимого воздействия физических факторов на окружающую среду и при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества окружающей среды;

– нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды – нормативы, установленные в соответствии с ограничениями объема их изъятия в целях сохранения природных и природно-антропогенных объектов, обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем и предотвращения их деградации;

– нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду – нормативы, которые установлены в соответствии с величиной допустимого совокупного воздействия всех источников на окружающую среду и (или) отдельные компоненты природной среды в пределах конкретных территорий и (или) акваторий и при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие;

– нормативы иного допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, устанавливаемые законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в целях охраны окружающей среды.

Нормативы допустимого воздействия  на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий.

В числе нормативов допустимого  воздействия Федеральный Закон  «Об охране окружающей среды» вводит нормативы допустимой антропогенной  нагрузки на окружающую среду.

Он рассматривается как вид  нормативов допустимого воздействия (ч. 1 ст. 22) и в этом своем качестве устанавливается хозяйствующим субъектам (ч. 1 ст. 27). Но одновременно с тем нормативы допустимой антропогенной нагрузки наряду с нормативами качества и технологическими нормативами служат исходными (данными) при установлении нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов (ч. 1 ст. 23).

Кроме того, нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду устанавливаются по каждому  виду воздействия хозяйственной  и иной деятельности на окружающую среду и совокупному воздействию  всех источников, находящихся на этих территориях и (или) акваториях (ч. 2 ст. 27) – и в этой трактовке нормативы уже отрываются от конкретных хозяйствующих субъектов и привязываются к территориям.

Практический интерес представляет также введение технологических нормативов, которые рассматриваются в качестве исходных при установлении нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду наряду с нормативами допустимой антропогенной нагрузки и нормативами качества окружающей среды (ч. 1 ст. 23).

Технологические нормативы устанавливаются  для стационарных, передвижных и  иных источников на основе использования  наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов (ч. 2 ст. 23).

В то же время, технологический норматив – норматив допустимых выбросов и  сбросов веществ и микроорганизмов, который устанавливается для  стационарных, передвижных и иных источников, технологических процессов, оборудования и отражает допустимую массу выбросов и сбросов веществ  и микроорганизмов в окружающую среду в расчете на единицу  выпускаемой продукции (ст. 1).

Последняя формулировка дана приближенно  к определению технического норматива  выброса, введенному Федеральным законом  «Об охране атмосферного воздуха» (ст. 1). По совокупности приведенных понятий, роль технологических нормативов состоит, видимо в обосновании и формировании конкретных величин допустимых выбросов и сбросов. Использование технологических нормативов в расчетах может стать инструментом стимулирования перехода предприятий на более совершенные технологии.

Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» (ст. 12) рассматривает технические нормативы выбросов и предельно допустимые выбросы как самостоятельные, устанавливаемые альтернативно в зависимости от указанных в самом этом законе характеристик источников выбросов.

Информация о работе Общая характеристика нормирования в области охраны окружающей среды