Общая характеристика нормирования в области охраны окружающей среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 20:51, реферат

Описание работы

Во все времена отношение людей друг к другу и их отношение к природе являлись показателем ценностной ориентации общества, объясняющим особенности культуры, исторического процесса в ту или иную эпоху. Сейчас становится очевидным, что для раскрытия глубинных механизмов развития системы «общество–природа» (социоприродных систем), фундаментальное значение имеет выявление статуса ценностных установок, нравственных императивов в освоении, преобразовании природы. Озабоченность человечества безопасностью своего существования является предпосылкой качественно нового социоприродного развития.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….2
Общая характеристика нормирования в области охраны
окружающей среды………………………………………………………………3
Классификация экологических нормативов в сфере охраны окружающей среды………………………………………………………………………………5
Нормирование выбросов (сбросов) загрязняющих веществ…………………12
Установление ПДВ для действующих предприятий…………………………13
Установление ПДС для действующих предприятий…………………………16
Согласование и утверждение ПДВ и ПДС……………………………………17
Контроль за соблюдением ПДВ и ПДС……………………………………….19
Заключение……………………………………………………………………...21

Файлы: 1 файл

Курсовая по мониторингу.docx

— 39.64 Кб (Скачать файл)

Федеральный Закон «Об охране окружающей среды» сохраняет известное отступление  от общего смысла экологических требований – лимиты на выбросы и сбросы, которые согласно ч. 3 ст. 23 могут устанавливаться при невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.

Соответствующие разрешения действуют  только в период проведения мероприятий  по охране окружающей среды, внедрения  наилучших существующих технологий и (или) реализации других природоохранных  проектов с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и  микроорганизмов.

Установление лимитов на выбросы  и сбросы допускается только при  наличии планов снижения выбросов и  сбросов, согласованных с органами исполнительной власти, осуществляющими  государственное управление в области  охраны окружающей среды.

Утверждение нормативов образования  отходов и лимитов на их размещение осуществляется территориальными органами Министерства природных ресурсов РФ. Полномочия органов власти субъектов  РФ в части утверждения нормативов здесь не устанавливаются, но применение этих документов надлежит осуществлять с учетом положений Федерального закона «Об охране окружающей среды».

Введен новый вид нормативов – нормативы допустимого изъятия  компонентов природной среды (ст. 26), которые определяются природноресурсовым законодательством. Включение данного положения в природоохранный Закон объясняется необходимостью подчеркнуть, что такие нормативы устанавливаются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

Нормативы допустимого изъятия  компонентов природной среды  и порядок их установления определяются законодательством о недрах, земельным, водным, лесным законодательством, законодательством  о животном мире и иным законодательством  в области охраны окружающей среды, природопользования и в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, охраны и воспроизводства  отдельных видов природных ресурсов, установленными Федеральным законом  «Об охране окружающей среды», другими  федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации  в области охраны окружающей среды.

Помимо нормативов качества и нормативов воздействия, Федеральный законом  «Об охране окружающей среды» предусматривает  возможность установления иных нормативов.

Ст. 28 «Иные нормативы в области охраны окружающей среды» допускает их установление законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Если сравнивать виды нормативов по действующему и по старому законам, то новый не регулирует такие, например нормативы, как: предельно допустимые нормы применения агрохимикатов  в сельском хозяйстве, предельно  допустимые остаточные количества химических веществ в продуктах питания; нормативы санитарных и защитных зон.

Но исключение этих показателей  из числа нормативов выглядит логично  в структуре главы V настоящего Закона, поскольку они должны регулироваться другим законодательством – санитарным, о безопасном применении пестицидов и агрохимикатов и т.п. Заинтересованные региональные органы могут проанализировать, какие же именно нормативы из числа природоохранных остались за рамками Закона, и установить их самостоятельно.

 

Нормирование  выбросов (сбросов) загрязняющих веществ

 

Нормирование выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в природную  среду производится путем установления предельно допустимых выбросов этих веществ в атмосферу (ПДВ) и предельно  допустимых сбросов веществ со сточными водами в водные объекты (ПДС).

ПДВ – это масса выбросов вредных веществ в единицу  времени от данного источника  или совокупности источников загрязнения  атмосферы города или другого  населенного пункта с учетом перспективы  развития промышленных предприятий  и рассеивания вредных веществ в атмосфере, создающая приземную концентрацию, непревышающую их предельно допустимые концентрации (ПДК) для населения, растительного и животного мира (по ГОСТ 17.2.3.02-78 «Охрана природы. Атмосфера. Правила установления допустимых выбросов вредных веществ промышленными предприятиями»), если нет других более жестких экологических ограничений.

ПДС – это масса вещества в сточных водах, максимально  допустимая к отведению с установленным  режимом в данном пункте водного  объекта в единицу времени  с целью обеспечения норм качества воды в контрольном пункте. ПДС  устанавливаются с учетом ПДК  в местах водопользования, ассимилирующей способности водного объекта  и оптимального распределения массы  сбрасываемых веществ между водопользователями, сбрасывающими сточные воды (ГОСТ 17.1.1.01-77 «Охрана природы. Гидросфера. Использование и охрана вод. Основные термины и определения»).

ПДВ и ПДС являются основой  для планирования мероприятий и  проведения экологической экспертизы по предотвращению загрязнения атмосферы  и гидросферы.

Нормативы ПДВ (ПДС) в целом  для предприятия должны устанавливаться  в совокупности значений ПДВ (ПДС) для  отдельных действующих, проектируемых  и реконструируемых источников загрязнения.

 ПДВ и ПДС для  проектируемых и реконструируемых  предприятий определяются на  различных стадиях проектирования  объектов. Для вновь вводимых (реконструируемых) предприятий нормативы ПДВ и  ПДС должны быть обеспечены  к моменту приемки этих объектов  в эксплуатацию.

 При выбросе (сбросе) в окружающую среду веществ,  для которых не установлены  ПДК, органы по охране природы  вправе принять решение о приостановке  работы предприятия или отдельных  его участков (технологических линий).

Ввод в эксплуатацию новых  производств, в выбросах (сбросах) которых  содержатся вещества с неустановленными ПДК, запрещен.

 

Установление  ПДВ для действующих предприятий

 

Расчет величин нормативов ПДВ проводится на основании рекомендаций, данных в «Методике расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных  веществ, содержащихся в выбросах предприятий»

ПДВ устанавливаются для  каждого источника загрязнения  атмосферы на действующем предприятии  при условии, что выбросы вредных  веществ от данного источника  и от совокупности источников населенного  пункта, с учетом перспективы развития в нем промышленных предприятий  и рассеивания загрязняющих веществ  в атмосфере, не создадут приземную  концентрацию, превышающую ПДК.

 Если значения ПДВ  по ряду объективных причин  не могут быть достигнуты на  предприятии, то в этом случае  вводится поэтапное снижение  выбросов загрязняющих веществ  до значений, обеспечивающих соблюдение  ПДВ.

 При установлении ПДВ  необходимо учитывать перспективу  развития предприятия, физико-географические  и климатические условия местности,  расположение промышленных площадок  и участков существующей и  намеченной жилой застройки, санаториев, зон отдыха городов.

Для регионов, включенных в  Конвенцию 1979 г. о трансграничном загрязнении  воздуха на большие расстояния, расчет ПДВ необходимо проводить с учетом недопустимости роста выбросов окислов  азота выше уровня 1987 г.

 Для неорганизованных  выбросов и совокупности мелких  одиночных источников (вентиляционные  выбросы из одного производственного  помещения; от одной, расположенной  в помещении или на открытом  воздухе, установки; аэрационных  фонарей; вентиляционных шахт  и т.д.) устанавливают суммарный  ПДВ.

При установлении ПДВ для  источника загрязнения атмосферы  учитывают определенные расчетом или  экспериментальным методом значения фоновых концентраций загрязняющих веществ в воздухе от остальных источников (в т.ч. и от автотранспорта) города или других населенных пунктов.

Информацию о фоновых  концентрациях загрязняющих веществ  в атмосферном воздухе необходимо запрашивать в установленном  порядке («Временные указания по определению  фоновых концентраций ...») в органах, осуществляющих контроль за загрязнением окружающей среды.

 При проведении расчета  ПДВ по методике ОНД-86 необходимо  иметь в виду, что величина  фонового загрязнения атмосферы  Сф  или Сф1 включает загрязнение, возникшее в результате трансграничного переноса вредных веществ.

Информация о вкладе загрязняющих веществ иностранного происхождения  в фоновое загрязнение в настоящее  время создается на основании  представляемых странами весьма приближенных данных об источниках и выбросах и  рассчитывается для сетки квадратов  со сторонами 150х150 км. Имеется методика, позволяющая производить расчет только для переноса соединений серы.

Нецелесообразно исключать  из величин фонового загрязнения  долю трансграничного переноса, так  как независимо от состава фоновое  загрязнение во всей его полноте  является реальным фактором, ограничивающим допустимый выброс для каждого предприятия.

В случае применения компьютерных программ для расчета загрязнения  атмосферы, при установлении ПДВ, необходимо использовать программы, согласованные  в установленном порядке .

 ПДВ рассчитывается  для веществ, имеющих ПДК или  ОБУВ. Если ПДК или ОБУВ для  веществ, входящих в состав  выбросов от технологических  процессов, не разработаны, то  предприятию следует обратиться  в Минздрав с заявкой на их разработку, а также на получение сведений о суммарном их вредном воздействии.

В этом случае для действующих  предприятий проект ПДВ может  быть согласован, при условии представления  предприятием в уполномоченный государственный  орган в установленный срок заявки на разработку ПДК и ОБУВ.

 Разработка ПДВ может  осуществляться как самим предприятием, так и с привлечением специализированной  организации.

 

Установление  ПДС для действующих предприятий

 

В сответсвии с « Инструкцией  о порядке согласования и выдачи разрешений на специальное водопользование», НВН 33.5.1.02.83, ПДС устанавливается  в разрешениях на специальное  водопользование. В случаях, если водохозяйственная  и водоохранная деятельность действующих  предприятий не удовлетворяет нормам и правилам в области использования  и охраны вод (забор воды свыше  установленных норм, отсутствие или  неэффективная работа очистных или  других сооружений, неудовлетворительное техническое состояние водохозяйственных  сооружений, загрязнение водных объектов и т.п.), в соответствии с п.2.8 упомянутой инструкции разрешения на специальное  водопользование таким предприятиям не выдаются. 

В этих случаях органы по охране природы составляют заключение с указанием причин отказа в выдаче разрешения на специальное водопользование  и дают обязательное предписание  об устранении этих причин в определенные сроки. Одновременно органы по охране природы утверждают предприятию лимиты забора свежей воды для исчисления платы за воду и нормативы ПДС.

Лимиты на забор свежей воды устанавливаются на основании  представляемых в органы охраны природы  проектной документации, данных статотчетности по форме 2 ТП (водхоз), индивидуальных балансовых норм водопотребления и  водоотведения, разработанных по заказу предприятий специализированными  организациями или самим предприятием и утвержденных  в установленном порядке. Нормативы ПДС рассчитываются, как правило, в целом по бассейну рек.

 

Согласование  и утверждение ПДВ и ПДС

 

Нормативы ПДВ и ПДС утверждаются местными (республиканскими или областными) органами

Обеспечение согласования и  утверждения ПДВ и ПДС входит в обязанности предпрития - природопользователя.

Представляемые на согласование и утверждение материалы по установлению ПДВ и ПДС должы содержать  ходатайство, пояснительную записку, результаты расчетов нормативов ПДВ  и ПДС и планы мероприятий  по достижению установленных нормативов.

 Планы мероприятий  по достижению ПДВ и ПДС  должы содержать конкретные мероприятия по снижению выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую природную среду, вплоть до полного прекращения выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в атмосферу и гидросферу с учетом требований СниП 1.04.03-85 « Нормы продолжительности строительства и задела в строительстве предприятий, зданий и сооружений».

При разработке мероприятий  следует отдавать приоритет внедрению  экологически прогрессивных технологий с учетом достижений отечественной  и зарубежной науки и практики.

Указанные планы согласовываются  утверждаются руководителем предприятия  и в полной мере должны быть обеспечены финансовыми, материально-техническими ресурсами, проектными и строительно-монтажными работами.

 Представляемые на  согласование проекты норм ПДВ (ПДС) должны быть рассмотрены в двухнедельный срок, а по особо крупным объектам (в отдельных случаях) он может быть продлен до 30 дней.

В случае отказа органов  государственного санитарного надзора  от рассмотрения (или необоснованного  отклонения) представленных материалов местные подразделения по охране природы вправе принять самостоятельное  решение по вопросу утверждения  ПДВ и ПДС.

Информация о работе Общая характеристика нормирования в области охраны окружающей среды