Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 20:51, реферат
Во все времена отношение людей друг к другу и их отношение к природе являлись показателем ценностной ориентации общества, объясняющим особенности культуры, исторического процесса в ту или иную эпоху. Сейчас становится очевидным, что для раскрытия глубинных механизмов развития системы «общество–природа» (социоприродных систем), фундаментальное значение имеет выявление статуса ценностных установок, нравственных императивов в освоении, преобразовании природы. Озабоченность человечества безопасностью своего существования является предпосылкой качественно нового социоприродного развития.
Введение………………………………………………………………………….2
Общая характеристика нормирования в области охраны
окружающей среды………………………………………………………………3
Классификация экологических нормативов в сфере охраны окружающей среды………………………………………………………………………………5
Нормирование выбросов (сбросов) загрязняющих веществ…………………12
Установление ПДВ для действующих предприятий…………………………13
Установление ПДС для действующих предприятий…………………………16
Согласование и утверждение ПДВ и ПДС……………………………………17
Контроль за соблюдением ПДВ и ПДС……………………………………….19
Заключение……………………………………………………………………...21
Федеральный Закон «Об охране окружающей
среды» сохраняет известное
Соответствующие разрешения действуют только в период проведения мероприятий по охране окружающей среды, внедрения наилучших существующих технологий и (или) реализации других природоохранных проектов с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.
Установление лимитов на выбросы и сбросы допускается только при наличии планов снижения выбросов и сбросов, согласованных с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Утверждение нормативов образования отходов и лимитов на их размещение осуществляется территориальными органами Министерства природных ресурсов РФ. Полномочия органов власти субъектов РФ в части утверждения нормативов здесь не устанавливаются, но применение этих документов надлежит осуществлять с учетом положений Федерального закона «Об охране окружающей среды».
Введен новый вид нормативов
– нормативы допустимого
Нормативы допустимого изъятия
компонентов природной среды
и порядок их установления определяются
законодательством о недрах, земельным,
водным, лесным законодательством, законодательством
о животном мире и иным законодательством
в области охраны окружающей среды,
природопользования и в соответствии
с требованиями в области охраны
окружающей среды, охраны и воспроизводства
отдельных видов природных
Помимо нормативов качества и нормативов воздействия, Федеральный законом «Об охране окружающей среды» предусматривает возможность установления иных нормативов.
Ст. 28 «Иные нормативы в области охраны окружающей среды» допускает их установление законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Если сравнивать виды нормативов по действующему и по старому законам, то новый не регулирует такие, например нормативы, как: предельно допустимые нормы применения агрохимикатов в сельском хозяйстве, предельно допустимые остаточные количества химических веществ в продуктах питания; нормативы санитарных и защитных зон.
Но исключение этих показателей
из числа нормативов выглядит логично
в структуре главы V настоящего Закона,
поскольку они должны регулироваться
другим законодательством –
Нормирование выбросов (сбросов) загрязняющих веществ
Нормирование выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в природную среду производится путем установления предельно допустимых выбросов этих веществ в атмосферу (ПДВ) и предельно допустимых сбросов веществ со сточными водами в водные объекты (ПДС).
ПДВ – это масса выбросов вредных веществ в единицу времени от данного источника или совокупности источников загрязнения атмосферы города или другого населенного пункта с учетом перспективы развития промышленных предприятий и рассеивания вредных веществ в атмосфере, создающая приземную концентрацию, непревышающую их предельно допустимые концентрации (ПДК) для населения, растительного и животного мира (по ГОСТ 17.2.3.02-78 «Охрана природы. Атмосфера. Правила установления допустимых выбросов вредных веществ промышленными предприятиями»), если нет других более жестких экологических ограничений.
ПДС – это масса вещества
в сточных водах, максимально
допустимая к отведению с установленным
режимом в данном пункте водного
объекта в единицу времени
с целью обеспечения норм качества
воды в контрольном пункте. ПДС
устанавливаются с учетом ПДК
в местах водопользования, ассимилирующей
способности водного объекта
и оптимального распределения массы
сбрасываемых веществ между
ПДВ и ПДС являются основой для планирования мероприятий и проведения экологической экспертизы по предотвращению загрязнения атмосферы и гидросферы.
Нормативы ПДВ (ПДС) в целом для предприятия должны устанавливаться в совокупности значений ПДВ (ПДС) для отдельных действующих, проектируемых и реконструируемых источников загрязнения.
ПДВ и ПДС для
проектируемых и
При выбросе (сбросе)
в окружающую среду веществ,
для которых не установлены
ПДК, органы по охране природы
вправе принять решение о
Ввод в эксплуатацию новых производств, в выбросах (сбросах) которых содержатся вещества с неустановленными ПДК, запрещен.
Установление
ПДВ для действующих
Расчет величин нормативов
ПДВ проводится на основании рекомендаций,
данных в «Методике расчета
ПДВ устанавливаются для каждого источника загрязнения атмосферы на действующем предприятии при условии, что выбросы вредных веществ от данного источника и от совокупности источников населенного пункта, с учетом перспективы развития в нем промышленных предприятий и рассеивания загрязняющих веществ в атмосфере, не создадут приземную концентрацию, превышающую ПДК.
Если значения ПДВ по ряду объективных причин не могут быть достигнуты на предприятии, то в этом случае вводится поэтапное снижение выбросов загрязняющих веществ до значений, обеспечивающих соблюдение ПДВ.
При установлении ПДВ
необходимо учитывать
Для регионов, включенных в Конвенцию 1979 г. о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния, расчет ПДВ необходимо проводить с учетом недопустимости роста выбросов окислов азота выше уровня 1987 г.
Для неорганизованных
выбросов и совокупности
При установлении ПДВ для
источника загрязнения
Информацию о фоновых
концентрациях загрязняющих веществ
в атмосферном воздухе
При проведении расчета
ПДВ по методике ОНД-86 необходимо
иметь в виду, что величина
фонового загрязнения
Информация о вкладе загрязняющих
веществ иностранного происхождения
в фоновое загрязнение в
Нецелесообразно исключать из величин фонового загрязнения долю трансграничного переноса, так как независимо от состава фоновое загрязнение во всей его полноте является реальным фактором, ограничивающим допустимый выброс для каждого предприятия.
В случае применения компьютерных программ для расчета загрязнения атмосферы, при установлении ПДВ, необходимо использовать программы, согласованные в установленном порядке .
ПДВ рассчитывается
для веществ, имеющих ПДК или
ОБУВ. Если ПДК или ОБУВ для
веществ, входящих в состав
выбросов от технологических
процессов, не разработаны, то
предприятию следует
В этом случае для действующих предприятий проект ПДВ может быть согласован, при условии представления предприятием в уполномоченный государственный орган в установленный срок заявки на разработку ПДК и ОБУВ.
Разработка ПДВ может
осуществляться как самим
Установление
ПДС для действующих
В сответсвии с « Инструкцией
о порядке согласования и выдачи
разрешений на специальное водопользование»,
НВН 33.5.1.02.83, ПДС устанавливается
в разрешениях на специальное
водопользование. В случаях, если водохозяйственная
и водоохранная деятельность действующих
предприятий не удовлетворяет нормам
и правилам в области использования
и охраны вод (забор воды свыше
установленных норм, отсутствие или
неэффективная работа очистных или
других сооружений, неудовлетворительное
техническое состояние
В этих случаях органы по охране природы составляют заключение с указанием причин отказа в выдаче разрешения на специальное водопользование и дают обязательное предписание об устранении этих причин в определенные сроки. Одновременно органы по охране природы утверждают предприятию лимиты забора свежей воды для исчисления платы за воду и нормативы ПДС.
Лимиты на забор свежей
воды устанавливаются на основании
представляемых в органы охраны природы
проектной документации, данных статотчетности
по форме 2 ТП (водхоз), индивидуальных
балансовых норм водопотребления и
водоотведения, разработанных по заказу
предприятий
Согласование и утверждение ПДВ и ПДС
Нормативы ПДВ и ПДС утверждаются местными (республиканскими или областными) органами
Обеспечение согласования и утверждения ПДВ и ПДС входит в обязанности предпрития - природопользователя.
Представляемые на согласование и утверждение материалы по установлению ПДВ и ПДС должы содержать ходатайство, пояснительную записку, результаты расчетов нормативов ПДВ и ПДС и планы мероприятий по достижению установленных нормативов.
Планы мероприятий
по достижению ПДВ и ПДС
должы содержать конкретные
При разработке мероприятий следует отдавать приоритет внедрению экологически прогрессивных технологий с учетом достижений отечественной и зарубежной науки и практики.
Указанные планы согласовываются утверждаются руководителем предприятия и в полной мере должны быть обеспечены финансовыми, материально-техническими ресурсами, проектными и строительно-монтажными работами.
Представляемые на согласование проекты норм ПДВ (ПДС) должны быть рассмотрены в двухнедельный срок, а по особо крупным объектам (в отдельных случаях) он может быть продлен до 30 дней.
В случае отказа органов государственного санитарного надзора от рассмотрения (или необоснованного отклонения) представленных материалов местные подразделения по охране природы вправе принять самостоятельное решение по вопросу утверждения ПДВ и ПДС.
Информация о работе Общая характеристика нормирования в области охраны окружающей среды