Оценка природных ресурсов как основа управления природопользованием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2014 в 17:16, реферат

Описание работы

Тема природных ресурсов и проблем их стоимостной оценки является одной из самых актуальных, так как важную значимость сейчас приобретают проблемы формирования общей индивидуальной стоимости, как отдельных природных ресурсов, так и ресурсов, непосредственно функционирующих в рамках территориально-производственных комплексов. Во всех без исключения случаях стоимостная оценка природных ресурсов непосредственно связана с единичными природными ресурсами и объектами природопользования, в качестве которых нами рассматриваются конкретные виды полезных ископаемых, однородные по качеству и условиям функционирования, а также качественно однородные земли городского и сельскохозяйственного назначения

Файлы: 1 файл

023984.doc

— 142.50 Кб (Скачать файл)

В рыночных условиях хозяйства практический интерес приобретает классификация природных ресурсов, учитывающая, в частности, характер торговли природным сырьем. Например, можно выделить:

  • ресурсы, имеющие стратегическое значение, торговля которыми должна быть ограничена, поскольку ведет к подрыву оборонной мощи государства (урановая руда и другие радиоактивные вещества);
  • ресурсы, имеющие широкое экспортное значение и обеспечивающие основной приток валютных поступлений (нефть, алмазы, золото и т.д.);
  • ресурсы внутреннего рынка, имеющие, как правило, повсеместное распространение, например минеральное строительное сырье.

Использование различных классификаций позволяет выявить закономерности формирования групп ресурсов и их генетические характеристики, возможности хозяйственного использования, сделать выводы о направлениях их рационального использования и охраны.

Носителем различных видов естественных ресурсов является территория. При этом она обладает качеством производителя возобновимых ресурсов и «вместилищем» невозобновимых и может быть представлена как специфический ресурс. Специфика и важнейшее свойство территории как ресурса заключается в том, что она выступает в качестве конкретной географической основы, обеспечивающей размещение и выполнение всех видов хозяйственной деятельности.

Таким образом, вопросы классификации природных ресурсов имеют существенное значение для изучения последних, определения принципов их подсчета, оценки и учета.

Особое значение для экономики имеет группа минеральных ресурсов. Количественной характеристикой минеральных ресурсов является их запас. Запасы подсчитываются по месторождениям на основании результатов геолого-разведочных и эксплуатационных работ, выполненных в процессе их изучения и промышленного освоения. Выявленные и экономически оцененные запасы полезных ископаемых, количество и качество которых, хозяйственное значение, горно-технические, гидрогеологические, экологические и другие условия добычи подтверждены государственной экспертизой, подлежат государственному учету. При подсчетах запасов используются экономически обоснованные параметры кондиций, подтвержденные государственной экспертизой, без введения поправок на потери при добыче, обогащении и переработке.

Если запасы подсчитываются и учитываются, то прогнозные ресурсы оцениваются всеми недропользователями по каждому виду полезных ископаемых и направлениям их возможного промышленного освоения. В отличие от запасов прогнозные ресурсы оцениваются в целом по бассейнам, рудным районам, узлам, полям, рудопроявлениям и глубоким горизонтам месторождений на основании геологических предпосылок и аналогии с известными месторождениями, а также с учетом геологических, геофизических, геохимических работ. Подсчет и учет запасов и оценка прогнозных ресурсов производятся в единицах массы или объема. Существует раздельный государственный учет запасов полезных ископаемых, а именно учет разрабатываемых запасов, вводимых в эксплуатацию, намечаемых к разработке месторождений и запасов резервных разведанных и резервных оцененных месторождений [4].

По экономическому значению запасы полезных ископаемых подразделяются на две основные группы, подлежащие раздельному подсчету и учету: балансовые и забалансовые. К балансовым запасам относятся запасы, удовлетворяющие промышленным требованиям как по качеству сырья, так и по условиям эксплуатации, и их использование экономически целесообразно в настоящее время. Забалансовые запасы — это запасы, использование которых в настоящее время экономически нецелесообразно вследствие малой мощности залежей, низкого содержания ценного компонента, особенной сложности условий эксплуатации и применяемых процессов переработки, но в дальнейшем могущие стать объектами для промышленного освоения [3, 4].

Единичным объектом минеральных ресурсов служит месторождение. Месторождения полезных ископаемых по степени изученности подразделяются на разведанные и оцененные. К разведанным относятся месторождения, запасы которых, их качество, технологические свойства, условия разработки изучены с полнотой, достаточной для технико-экономического обоснования решения о порядке и условиях их вовлечения в промышленное освоение, а также проектирования строительства или реконструкции на их базе добывающего предприятия. К оцененным относятся месторождения, запасы которых, их качества, технологические свойства, условия разработки изучены в степени, позволяющей обосновать целесообразность дальнейшей разведки и разработки.

При оценке запасов полезных ископаемых принимается во внимание достоверность их учета, которая зависит от сложности геологического строения месторождений и детальности геологической разведки. По степени достоверности определения запасов в России их принято подразделять на несколько категорий [3, 4]:

 — категория детально разведанных  запасов с точно определенными границами тел полезных ископаемых, их формами и строением, обеспечивающими полное выявление природных типов и промышленных сортов минерального сырья в недрах месторождений, а также географических факторов, определяющих условия их добычи;

 — категория предварительно разведанных запасов с примерно определенными контурами тел полезных ископаемых, без точного отображения пространственного положения и природных типов минерального сырья;

 — категория разведанных  месторождений сложного геологического строения, а также слабо разведанные запасы на новых площадях, непосредственно примыкающих к детально разведанным участкам месторождений; они определяются путем экстраполяции геологических данных подробно разведанных соседних участков;

 — категория перспективных  запасов, выявленных за пределами  разведанных частей месторождений  на основе толкования их геологического  строения, с учетом аналогии сходных  и подробно разведанных тел полезных ископаемых.

Прогнозные ресурсы по степени их обоснованности подразделяют на следующие категории:

 — категория, отражающая возможность  выявления новых полезных ископаемых. Для количественной оценки ресурсов этой категории используются геологические обоснования размеров и условий залегания известных полезных ископаемых;

 — категория, в которой учитывается  возможность обнаружения новых месторождений. Предполагаемое наличие этой категории ресурсов основывается на положительной оценке их проявлений, геофизических и геохимических аномалий. Количественная оценка ресурсов основана на аналогиях с известными месторождениями того же генетического типа;

 — категория, в которой учитывается  лишь потенциальная возможность открытия месторождений того или иного вида полезного ископаемого на основании благоприятных предпосылок, полученных в результате дешифрирования космических снимков, анализа результатов геофизических и геохимических исследований.

Количественная оценка прогнозных ресурсов производится комплексно. При этом учитываются существующие на момент оценки требования к качеству и технологическим свойствам полезных ископаемых аналогичных месторождений с учетом возможных изменений этих требований в ближайшей перспективе [4].

В зарубежных странах применяется похожая классификация полезных ископаемых. Так, запасы подразделяются на вероятные и доказанные (подтвержденные), а прогнозные ресурсы — на предполагаемые, выявленные и оцененные [6].

 

 

2. Основные цели и задачи управления природопользованием

В широком смысле под управлением понимается руководство чем-либо (или кем-либо).[1]

Природопользование - один из самых сложных объектов управления, оно находится на стыке взаимодействия естественных и общественных процессов. Отсюда - чрезвычайно важная роль научного обоснования управленческих решений на всех уровнях управления природопользованием.

Управление природопользованием и охраной окружающей природной среды призвано обеспечить реализацию экологического законодательства. Общественная ценность права в целом и права граждан на благоприятную окружающую среду представляется, прежде всего, в процессе реализации соответствующих правовых предписаний. Управление выступает как средство формирования реальных общественных эколого-правовых отношений, образующих само право окружающей среды.

Эффективность системы управления природопользованием в решающей мере определяется состоянием контроля и нормирования использования природных ресурсов.

Управление природопользованием — это деятельность государства по организации рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, охраны окружающей среды, а также по обеспечению режима законности в эколого-экономических отношениях.

Роль государственного управления в этой сфере определяется значением государственных органов в механизме охраны окружающей среды. В триаде субъектов - гражданин, организация (предприниматель) и государство - государственные органы занимают особое место. Они обладают особыми правовыми и административными средствами для обеспечения реализации экологических требований законодательства, имея возможность прибегнуть при необходимости к государственному принуждению. Прежде всего, на них возложена ответственность за обеспечение охраны окружающей среды в рамках экологической функции государства.

Механизм управления природопользованием объединяет методы, функции и организационные структуры (органы управления).[7]

Методы управления — это способы воздействия на поведение и деятельность управляемых объектов с целью обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды. Все эти методы в управлении природопользованием должны применяться комплексно, в системе, при приоритете экономических методов управления.

Основные из них:

· административные (командно-распорядительные) — обеспечиваемые возможностью государственного принуждения. Административно-правовые методы управления заключаются в разработке и издании правовых и административных актов, регулирующих организацию и управление в сфере природопользования, права и обязанности руководящих работников, должностных лиц и населения страны по экономному использованию и воспроизводству природных ресурсов и обеспечению равновесия в природной среде. Административные акты имеют обязательную силу и непосредственно воздействуют на коллективы предприятий, организаций, отдельных работников и население данного района.

· экономические — создающие непосредственную материальную заинтересованность субъектов хозяйствования в выполнении необходимых экологических мероприятий, решений органов управления в сфере природопользования Экономические методы управления природопользованием заключаются в широком использовании системы цен, тарифов, платежей, штрафов, премий, фондов экономического стимулирования, кредитов и т.п.;

· социально-психологические методы управления представляют собой систему средств социального и психологического воздействия на коллективы предприятий и организаций, отдельных работников и население данного района с целью обеспечения благоприятных погодных условий проживания человека, снижения заболеваемости населения, увеличение продолжительности жизни людей и способности их к труду, сохранение эстетической ценности природных ландшафтов, заповедных зон и т.п. Эти  методы реализуются посредством мер как поощрительного характера, так и воздействия на нарушителей (благодарности или, напротив, выговоры, устные или в приказах администрации и т.п.).

· организационные методы, охватывающие процессы подготовки, принятие и реализацию решений, направленных на предотвращение и ликвидацию нарушений, загрязнений окружающей среды, организацию малоотходных и безотходных технологий при использовании природных ресурсов. Организационные методы обеспечивают распределение функций в сфере управления, поддержание технологической дисциплины, контроля, обобщения опыта, рационализацию управления на основе достижения науки и техники.

Управление природопользованием предполагает осуществление целого ряда специфических функций, то есть видов деятельности, воздействующих на эколого-экономические отношения.

Общими для всех отраслей и звеньев управления природопользованием являются:

· нормотворчество и законодательная инициатива в области охраны окружающей среды и природопользования;

· учет природных объектов и ведение природных кадастров;

· осуществление мониторинга окружающей среды;

· экологический контроль, экспертиза и аудит;

· эколого-экономическое прогнозирование и планирование;

· экономическое стимулирование природоохранной деятельности;

· разрешение споров о праве пользования природными ресурсами, применение санкций за нарушение природоохранного законодательства и др. 

3. Основные направления развития управления природопользованием

В настоящее время управление природопользованием должно быть направлено на [5] :

1. снижение загрязнения окружающей среды;

2. сокращение потребления природных  ресурсов;

3. не истощительное использование  возобновляемых природных ресурсов;

4. формирование необходимого развития  резерва минеральных ресурсов;

5. эффективное использование первичного  природного сырья;

6. создание экономических условий для предпринимателей;

7. международное сотрудничество

От сырьевой экономики - к инновационной. Значительный ресурсный потенциал таит и опасность - при таких природных богатствах возникает соблазн повременить с дорогостоящим переводом экономики с привычного экстенсивного на интенсивный путь развития с глубокой переработкой сырья. Но в перспективе экстенсивный путь ведет в тупик. При таком сценарии развития Россия обречена на все большее отставание от передовых стран. Поэтому уже сейчас необходим комплекс мер, способствующих перестройке всей экономики. В России сегодня есть два богатейших источника сырья. Первый - ее уникальные природные ресурсы, второй - транжирящее их хозяйство (только энергосбережение могло бы сократить энергопотребление вдвое; похожая ситуация и с другими ресурсами). Все сильнее сказывается и нерациональная структура экономики с множеством отраслей, низкая производительность труда в промышленности и сельском хозяйстве, высокий износ основных фондов, достигший на многих предприятиях критической величины. Так что без структурной перестройки экономики и ее технического перевооружения нам все равно не обойтись. По сравнению с развитыми странами Россия запоздала с техническим перевооружением промышленности и сельского хозяйства, но сегодня главное - не упустить возможности, минуя эту стадию, осуществить прорыв к высокотехнологическим, наукоемким производствам, позволяющим получать продукцию выше качеством при меньших затратах труда, энергии, сырья и давления на окружающую среду. Для этого потребуется:

Информация о работе Оценка природных ресурсов как основа управления природопользованием