Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2015 в 17:27, реферат
Цель исследования - ознакомиться с глобальной экологической проблемой и рассмотреть ее с точки зрения того, что человек сам является первопричиной многих экологических проблем, настигающих его.
Задачи исследования состоят в том, чтобы выделить несколько экологических проблем, показать на примерах их значимость и выделить возможные способы их устранения.
Введение…………………………………………………………………………...3
Сущность и формы проявления экологической проблемы.……………..5
Оценка влияния человеческого фактора на экологию..………………...13
Проблемы рационального природопользования в отдельных странах мира………...……………………………………………………………………..19
Международное сотрудничество в режиме глобальных проблем экологии…………………………………………………………………………..35
Заключение……………………………………………………………………….47
Список использованных источников…………………………………………...49
Приложения……………………………………………………………………...51
Уже в 70-80-х гг. XX в. было обнаружено отрицательное воздействие кислотных осадков на европейские леса, особенно хвойные. К началу 1990-х гг. на территории Европы поврежденные кислотными осадками леса занимали 50 млн. га, или 1/3 всей ее лесной площади. Еще больше эта доля была в Великобритании и Чехии (50-60 %), в Польше, Словакии и Нидерландах (35-50 %). А по общей площади пораженных лесов выделяются Швеция, Франция, Испания, Италия, Польша, страны на территории бывшей СФРЮ, Норвегия. Пострадали также многие памятники истории и архитектуры – словом, то, что часто именуют собирательным понятием «старые камни Европы».
Важно отметить, что от кислотных осадков часто терпят урон не только «страны-производители» – такие, как Германия, Великобритания, Бельгия. Благодаря трансграничному переносу они попадают и в другие – как соседние, так и более отдаленные – государства. Например, Норвегия, Швеция, Нидерланды, Швейцария, Австрия получают из-за границы от 70 до 95 % всех кислотных осадков, ФРГ и Франция – 50-60, Чехия и Польша – 40-50 %.
Упомянем здесь же о шумовом загрязнении, более всего связанном именно с атмосферой. В литературе приводились данные о том, что в Западной Европе 80 млн. человек живут в условиях постоянного превышения допустимых норм шума и еще 170 млн. – в условиях, когда шум смолкает только в ночные часы. K числу самых шумных европейских городов относятся София, Барселона, Будапешт, Братислава, Краков: от 10 до 45 % их жителей живут в условиях, когда уровень шума превышает предельно допустимые 70 дБ.
Загрязнение гидросферы под воздействием промышленной, сельскохозяйственной и коммунально-бытовой деятельности также достигло в Европе больших размеров. Это относится и к физическому, и к химическому загрязнению водной среды, причем как речной, так и морской [6].
Главной угрозой для водных ресурсов рек служат сточные воды, объем которых еще в начале 1990-х гг. достиг почти 250 км3 (первое место среди них занимали промышленные стоки, второе – коммунально-бытовые и третье – сельскохозяйственные). Как уже было отмечено, подкисление в результате выпадения кислотных осадков также отрицательно сказывается на качестве речных (и озерных) вод. Если иметь в виду отдельные страны, то особенно низким качеством отличаются речные воды Бельгии, Нидерландов, Чехии и Португалии, за которыми следуют Германия и Великобритания (без Шотландии). Что же касается отдельных рек, то наиболее загрязненными оказываются такие международные реки, как Рейн, Дунай, Эльба, Одер. Но от них не так уж сильно отличаются и многие национальные реки, например Сена во Франции, По в Италии, Висла в Польше.
Самой загрязненной рекой Европы, да и всего мира, по крайней мере до последнего времени, считался Рейн. На его берегах живет не менее 25 млн. человек и находится основная часть тяжелой промышленности ФРГ, ведется интенсивное земледелие, плодоводство, виноградарство. Международный рейнский флот насчитывает более 10 тыс. грузовых судов. В результате в Рейн поступают непосредственно или с притоками коммунально-бытовые стоки от населенных пунктов с населением около 20 млн. человек, а также промышленные сточные воды, эквивалентные стокам населенных пунктов с 50 млн. жителей. Специальная комиссия ООН, обследовавшая Рейн в 1970-х гг., признала эту реку пригодной лишь для судоходства. Воду из Рейна было запрещено употреблять не только для питья, но и для поливки садов и огородов.
Обратим внимание также на то, что для международных рек региона очень характерен трансграничный перенос загрязнений. Так, от загрязнения Рейна в наибольшей мере страдают Нидерланды, расположенные в его дельте; при этом загрязненные воды реки по рукавам и каналам проникают даже в искусственное озеро Эйсселмер. Загрязнение Эльбы в верхнем течении, находящемся частично в пределах Чехии, в наибольшей мере сказывается в ФРГ. Тем более трансграничные переносы характерны для Дуная, протекающего через восемь стран.
Естественно, что загрязненность речных вод (наряду с различиями в обеспеченности речным стоком) влияет на размеры водопотребления. Это относится и к странам, и к городам. Так, первое место в регионе по душевому потреблению воды занимает столица Норвегии Осло (650 л. в день). К числу крупных водопотребителей относятся также Стокгольм, Берген, Рейкьявик в Северной Европе, некоторые другие города. А замыкают этот перечень Амстердам, Роттердам, Брюссель, Париж, Берлин, Ливерпуль (100-150 л. в день).
Загрязнение морской среды достигло наибольшего уровня в 60-70-х гг. XX в. Это относилось и к морям Средиземноморского бассейна, и к Северному, и к Балтийскому, а также к примыкающей к Европе части акватории Атлантического океана. Их антропогенное загрязнение происходило и происходит двумя основными путями: 1) с суши, 2) в результате деятельности в морских акваториях. В первом случае имеются в виду прежде всего стоки рек, во втором – эксплуатационные сливы и аварийные выбросы с морских судов, последствия аварий на буровых платформах, подводных трубопроводах.
В качестве наиболее яркого примера сильно загрязненного моря чаще всего приводят Средиземное (Приложение Б). Свой «вклад» в его загрязнение вносят 430 млн. жителей 20 прибрежных стран, из которых 130 млн. живут непосредственно на морском побережье, в том числе в 120 крупных приморских городах и сотнях других населенных пунктов. В такой же степени это относится, как уже отмечалось, к десяткам миллионов туристов, к морским и воздушным перевозкам и т. д. Через Средиземное море ежегодно проходят около 30 % торговых судов и 20 % нефтеналивных танкеров мира. Надо учитывать и такую природную особенность межматерикового Средиземного моря, как замедленный ритм обновления его вод [6].
Первые признаки ухудшения экологической ситуации в акватории этого моря были отмечены еще в 1950-е гг. А в 1970-е гг., по данным ВОЗ, в него ежегодно сбрасывалось 12 млн. т органических веществ и, кроме того, много тяжелых металлов, радиоактивных веществ. В море попадало также много нефти и бытового мусора. В портах Барселоны, Марселя, Генуи, Неаполя, Пирея суда с трудом подходили к причалам, так как вся поверхность моря была покрыта пластмассовыми бутылками, тарелками, резиновыми шинами, другим мусором. Очень большой ущерб был нанесен пляжам. Статистика свидетельствует о том, что 52 % всех загрязнений попадает в Средиземное море с судов, 43 – с суши (в том числе 25 % городских и 17 % промышленных стоков) и 6 % – из атмосферы.
Экологическое состояние входящего в систему Средиземноморья Черного моря в последнее время также вызывает большую тревогу. Водосборный бассейн этого моря расположен в пределах девяти стран. Нахождение на его берегах крупных портово-промышленных комплексов, довольно интенсивное судоходство (ежегодно через его акваторию проходят 5000-6000 судов) уже сами по себе создают ощутимую опасность загрязнения. Но особенно много загрязняющих веществ привносят в море впадающие в него реки, в особенности Дунай: с его водами в морскую среду ежегодно попадают 10 млн. т органических веществ, много азота, фосфора, нефти и нефтепродуктов, моющих средств. В результате в Черном море увеличился объем вод, зараженных сероводородом, уменьшилась среда обитания морских животных.
К числу очень загрязненных относятся также Северное и Балтийское моря. Их загрязнение следует отнести как на счет интенсивного судоходства (в Северном море единовременно находятся примерно 5000 судов на более чем 100 маршрутах) и нефтедобычи, так и в еще большей мере – на счет речных выносов. Реки, впадающие в эти моря, ежегодно выносят в них десятки и сотни тысяч тонн хлоридов, фосфатов и нитратов (рисунок 4). В результате в прибрежных участках морей участились случаи бурного разрастания ядовитых водорослей, вызывающих так называемые красные приливы. Впервые такие «приливы» были обнаружены при помощи космических снимков еще в 1970 г. Они представляли собой полосу загрязнений, протянувшуюся вдоль южных берегов Северного и Балтийского морей, причем ширина ее колебалась от 7-10 до 100-120 км вблизи наиболее крупных источников загрязняющих стоков с суши. А летом 1988 г. в морском поясе Северной Европы подобный «прилив» привел не только к массовой гибели тюленей, но и практически к полному уничтожению живых организмов в обширных акваториях.
Атлантическое и Североморское побережье Европы терпит большой ущерб и от так называемых черных приливов, которые вызываются катастрофами супертанкеров у ее берегов [6].
В марте 1967 г. у берегов Великобритании наскочил на скалы танкер «Торри-Каньон», вмещавший 120 тыс. т нефти. Она вытекала из танкера в течение нескольких недель и медленно дрейфовала в сторону острова. Английское правительство пустило в ход военно-морские и воздушные силы, армию. Бомбардировщики сбрасывали на танкер зажигательные бомбы. Вылившуюся в море нефть поджигали напалмом, посыпали детергентами, которые погубили всю органическую жизнь на этом участке акватории. Затем ветры пригнали нефтяное пятно к берегам Франции, где оно нанесло огромный вред пляжам, устричным плантациям. Часть нефти, опустившаяся на дно, привела к гибели донной флоры и фауны. Через 11 лет трагедия у берегов Франции повторилась в удвоенном масштабе. В марте 1978 г. американский супертанкер «Амоко Кадис», следовавший из Персидского залива в Роттердам, всего в полутора милях от берега потерял управление и сел на скалы, разломившись надвое. Из его танков в море вылилось 223 тыс. т сырой нефти, которая образовала «черный прилив», обрушившийся на пляжи, устричные плантации, рыбацкие гавани на протяжении почти 300 км. Берега достигло более 60 тыс. т нефти, которую затем пришлось собирать механическим путем. К этому перечню можно добавить еще катастрофы «Олимпик Брейвери», «Кастилло де Бельвер» и других танкеров. В начале 1993 г. танкер «Браер» напоролся на скалы у Шетландских о-вов. В 2002 г. греческий танкер «Престиж», плававший под багамским флагом, во время шторма раскололся надвое и затонул поблизости от побережья Испании, вызвав еще одну экологическую катастрофу.
Европа отличается также большими масштабами загрязнения почвенного покрова. Это объясняется в первую очередь большим количеством промышленных, горнопромышленных, сельскохозяйственных и бытовых отходов, постоянно возрастающей металлизацией и химизацией окружающей среды. Только городских отходов здесь ежегодно образуется почти 150 млн. т, в том числе в Германии – более 20 млн., в Италии, Великобритании, Турции и во Франции – от 15 до 20 млн., в Испании и Польше – от 10 до 15 млн. т. В результате наиболее сильной деградации к настоящему времени подверглись почвы Юго-Восточной Англии, стран Бенилюкса, Германии, Италии, Испании и фактически всех стран Центрально-Восточной Европы.
О странах Центрально-Восточной Европы в этой связи нужно сказать отдельно. Загрязнение окружающей среды в этом субрегионе Европы приняло особенно большие размеры. И объясняется это несколькими причинами.
В странах Центрально-Восточной Европы время от времени случаются экологические аварии и даже катастрофы. Пример такого рода – крупная авария, произошедшая в самом начале 2000 г. на комбинате цветной металлургии в румынском городе Бая-Маре, расположенном в северной части страны. Здесь произошел аварийный выброс цианида, который попал в р. Сомеш, а из нее в Тису и затем в Дунай. В результате в Сомеше и Тисе погибла почти вся рыба. На восстановление экологического баланса этих рек потребуется, по мнению специалистов, не менее 10 лет.
Впрочем, техногенные аварии случаются, конечно, и в Западной Европе. Достаточно сказать, что только за последние 15 лет в странах Евросоюза возникло более 300 крупных аварийных ситуаций в промышленности. То же относится и к разного рода стихийным бедствиям. Так, за период с начала 1970-х до середины 1990-х гг. в Европе имели место более 160 крупных наводнений. А особенно сильное наводнение в августе 2002 г. нанесло огромный ущерб Германии, Чехии, Австрии, Хорватии, а также Великобритании, Италии, Испании; при этом особенно пострадали Дрезден, Прага, да и некоторые другие города. В январе 2003 г. от нового наводнения пострадали 11 стран. Для стран Средиземноморья проблемой остаются засухи и лесные пожары.
В условиях преобладания западного переноса воздушных масс эколого-географическое положение России можно назвать относительно невыгодным. Трансграничный перенос соединений серы и азота из стран Европы оказывается в несколько раз большим, чем перенос их из России в западном направлении. Только на границе с Финляндией и Норвегией в качестве главной загрязняющей воздушный бассейн стороны выступает Россия [6].
Самым загрязненным городом России является Норильск, а промышленным центром с наиболее благоприятной экологической обстановкой - Ставрополь. В 2010 году предприятия Норильска выбросили в окружающую атмосферу почти 2 млн. т. загрязняющих атмосферный воздух веществ. Стоит отметить, что 20 лет назад этот показатель был еще выше: в 1992 году норильские производства выбросили в атмосферу 2208,3 тыс. т. Промышленных загрязнений.
Вторым по загрязненности является Череповец с 333,3 тыс. т., ежегодно выбрасываемых в атмосферу. На третьем месте Новокузнецк, едва переваливший за 300 тыс. т. загрязняющих выбросов, на четвертом - Липецк (299,1 тыс. т), на пятом - Магнитогорск (231,9 тыс. тонн). Затем, по нисходящей, первую десятку замыкают Ангарск (207,4 тыс. т), Омск (198,2 тыс. т), Красноярск (148,6 тыс. т), Уфа (134,1 тыс. т) и Челябинск (117,8 тыс. тонн).
Что касается Москвы, то в прошлом году столичные предприятия выбросили в окружающую атмосферу 62,9 тыс. т.. загрязняющих веществ. Это, конечно, гораздо больше, чем во Владимире (4 тыс. т.). Кроме того должен отметить, что за последние два десятилетия обстановка с промышленными выбросами в Москве улучшилась в четыре с лишним раза. Если в 1992 году количество загрязняющих веществ в столице держалось на уровне 250,6 тыс. т., то уже в 2000 году оно сократилось до 110,8 тыс. т., после чего снижалось почти ежегодно.
В Северной столице наблюдается примерно та же картина. Показатель выбросов в 149,5 тыс. т. в 1992 году за последующие три года сократился вдвое - до 78 тыс. т., а в 2010 году предприятия Санкт-Петербурга выбросили в атмосферу 56,6 тыс. т. загрязняющих веществ.
Самыми благоприятными с экологической точки зрения промышленными города России: Магадан (5,9 тыс. т. загрязняющих выбросов), Кызыл (5,8 тыс. т.), Владимир (4 тыс. т.) и Ставрополь (3,6 тыс. т.).
Всего в 2010 году промышленные
центры страны произвели 19,1 млн. т. загрязняющих
веществ, что на 100 тыс. т. больше, чем в
2009 году.
Самыми экологически чистым регионами
России являются Белгородская область,
Чукотский автономный округ и Республика
Алтай. Москва занимает 46 место среди субъектов
РФ.
Пятерка самых экологически загрязненных регионов России выглядит так: 79-е место- Московская область, 80-е место - Оренбургская область, 81-е место - Республика Северная Осетия, 82-е место - Свердловская область и 83-е место - Челябинская область.
В 2006 год был опубликован рейтинг 35 самых загрязненных мест в мире, который составили специалисты американского института Блексмита на основе данных по состоянию воздуха и здоровья людей. В список вошли 35 мест, среди них сразу два из Челябинской области - Магнитогорск и город Озёрск (производственное объединение «Маяк»), занимающееся хранением и переработкой отработанного ядерного топлива. ПО «Маяк» и Магнитогорск всё же не вошли в десятку самых загрязненных мест планеты, зато туда вошли три других российские территории: на втором месте (сразу после Чернобыля) идет Дзержинск (Нижегородская область). На 8-месте среди самых грязных мест мира - Норильск.
В десятку самых грязных мест мира вошел поселок Рудная пристань, являющийся частью Дальнегорска (Приморский край). Здесь расположен металлургический цех Дальневосточного горно-металлургического комбината (обработка свинца).
Информация о работе Оценка влияния человеческого фактора на экологию