Охрана промысловых видов рыб на Камчатки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 07:03, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является анализ имеющейся информации о проблеме браконьерства и охраны промысловых видов рыб Камчатки.
Для выполнения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. произвести общий обзор основных промысловых видов рыб Камчатки, составить их краткую характеристику, определить значение промысла;
2. изучить особенности браконьерского промысла, его виды, причины, оценить объемы нелегального вылова;
3. выявить основные направления деятельности в области охраны промысловых видова рыб Камчатки, доказати её необходимость.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...…4
1 Основные объекты промысла и
характеристика их вылова на Камчатке……….………………..…….……………..5
1.1 Краткая характеристика основных видов
помысловых рыб Камчатки ..………..………………………………………...….…...5
1.2 Социально-экономическое значение промысла...................................................10
2 Браконьерство промысловых видов рыб на Камчатки……………………...……12
2.1 История браконьерства на Камчатке …………………………………...……….12
2.2 Определение понятия браконьерства ……………………...……………………16
2.3 Виды браконьерства……………………………………………...……………….18
3 Масштабы браконьерства на Камчатки ………………………………...…………20
3.1 Незаконный промышленный вылов в Камчатском крае………………...……..21
3.2 Браконьерский промысел на реках Камчатки...………………….………….…..24
3. 3 Экологические последствия браконьерства...………………..…………………26
3.4 Пути решения проблемы браконьерства ………………………………………..27
4 Охрана промысловых видов рыб на Камчатки………………………...………….30
4.1 Правовые основы охраны промысловых видов рыб ....……….………………..30
4.2 Рыборазводные заводы как способ охраны промысловых видов рыб………...32
4.3 Создание особых зон охраны промысловых рыб……….………………………33
Заключение……………………………………………….……………………………36
Список использованных источников………………………...……

Файлы: 1 файл

Курсовая ПП.docx

— 867.04 Кб (Скачать файл)

Практически любой поселок на Камчатке на период путины превращается в браконьерский  стан. Работают как специально организованные бригады, так и местные жители, у которых скупают икру заезжие  заготовители. Например, в 2005 году во время  вертолётного осмотра сотрудники Гринпис  насчитали на реке Воровская 21 браконьерскую  группу. Такой незаконный промысел направлен, прежде всего, на получение  икры как наиболее дорогого продукта. Тушки рыб чаще всего просто выбрасываются.

В наибольшей мере от браконьерства  страдают популяции лососей в  бассейнах рек Камчатка, Большая  и Авача — они ближе всего  к населенным пунктам и наиболее доступны для охотников за икрой. По мнению ряда экспертов, браконьерское  изъятие лососем в бассейнах  камчатских рек и озер, вдоль которых  пролегают автомобильные дороги, может составлять до 95% от количества зашедших производителей. По опросным данным, вылов лососей зарегистрированными пользователями в низовьях рек и прибрежье в 10 и более раз может превышать разрешенные квоты. [21]

Бороться с браконьерством на реках  трудно. Не только потому, что эффективный  контроль нерестилищ требует наличия  хорошо технически вооруженной и  устойчивой к коррупции инспекции, но и потому, что незаконная добыча лососевых на икру является практически  основным источником доходов местного населения. Поэтому проблему браконьерства  нужно решать не только запретительными  мерами, но и изменением социальной и экономической политики в поселках. [6]

3.3 Экологические последствия браконьерства

Оценивая последствия масштабов  браконьерства для экономики  края, необходимо учитывать и тот  факт, что незаконный промысел разрушает  экосистемы. Особенно негативно на экосистмах отражается браконьерство  в нижнем и среднем течении  реки. Например, лишь 7 % зашедших в 2003 г. в р. Паратунку самок смогли оставить потомство; в 2005 г. только одиночные  самки чавычи и нерки дошли  до верхних нерестилищ р. Камчатки; в 2006 г. более 95 % весенней нерки, идущей на нерест в оз. Начикинское, было выбрано  браконьерами.

Браконьерство прерывает не только жизнь рыб, но и часть потока вещества и энергии, т.е. основа питания для  следующего поколения. Эти органические соединения, вносимые разлагающимися трупами производителей, играют огромную роль в пресноводных экосистемах  Камчатки. [22]

Снижение количества биогенов ведёт  к снижению численности множества  зависимых от этого звеньев экосистемы, причем не только лососей, но вплоть до вершины пищевой пирамиды — медведей. Опустошая реки, человек оставляет  и животных голодными, вынуждает  перейти на отбросы. А в результате возникающих конфликтов медведей зачастую отстреливают.

Во время подготовки гнезд для  икры лососи перекапывают грунт, освобождая от накопившегося ила выходы грунтовых  вод, и тем активно противостоят заболачиванию ключей  и малых  водотоков. Запустение же нерестилищ влечёт за собой заиливание источников,ухудшение режима водного питания, их дальнейшую деградацию и непригодность для успешного нереста последующих поколений. Такие пароцессы в настоящее время наблюдаются во многих ареалах Камчатки.

Изъятие значительной части заводских  рыб браконьерами, осуществляемое с  особенной лёгкостью вблизи лососёвых  рыборазводных заводов (ЛРЗ), фактически обесценивает и делает бессмысленным  затраты на искусственное разведение. Более того, браконьерский промысел, забирая в самой реке и на нерестилищах лососей разного происхождения  при наличии их интенсивного заводского воспроизводства в том же речном бассейне, функционирует как механизм, обеспечивающий постепенное замещение  естественных популяций искусственно выращенными рыбами. Причем, как  браконьерство, так и разведение рыб уменьшают их биологшическое разнообразие за счёт непропорционального  изъятия генотипического материала, снижая устойчивость популяций к  воздействию неблагоприятных факторов.

В конечном итоге, браконьерство несёт  вполне реальную угрозу самому существованию  наиболее продуктивных популяций лососей  на Камчатке. Примером такого воздействия  сегодня является опустошение р. Авачи, где ещё в начале XX века в период хода лососей трудно было дышать у реки от запаха разлагающихся тушек, а в начале XXI века — порой не найти ни одной рыбы на естественных нерестилищах. [5]

3.4 Пути решения проблемы браконьерства

В качестве одного из путей решения  проблемы браконьерства специалистами  предлагается реформа системы пользования  рыбопромысловыми участками и передача их в долгосрочное пользование по принципу «один водоем — один пользователь». Предполагается, что в этом случае сами пользователи будут прилагать  все усилия для охраны нерестилищ от браконьеров. У этой идеи есть как  сторонники, так и противники. С  одной стороны, подобная реформа  может вызвать конфликты, как  между потенциальными пользователями, так и между пользователями и  местным населением и спровоцировать новую атаку на нерестилища, которая будет, к тому же носить характер социального протеста. С другой, при переходе на новую систему пользования, региональные власти могут решить эту проблему путем отбора кандидатов, которые докажут свое умение организовать сотрудничество с местным населением, оставлять и создавать для них возможности трудоустройства и жизнеобеспечения. [6]

Ещё один путь повышения эффективности  борьбы с браконьерством — внести  изменения в уголовное законодательство. Не только капитан судна, но и директор компании должен нести ответственность  за незаконный промысел. Судно-нарушитель должно быть конфисковано. Но часто  имущество браконьеров находится  в перекрестном владении. Суда сдаются  в «аренду» сторонним компаниям, которые и отправляют их на промысел от своего имени, тогда как истинные владельцы остаются в стороне. Однако внести поправки в действующее законодательство с целью его ужесточения будет  недостаточно. Проблема в том, что  вся нынешняя система контроля не может эффективно бороться с браконьерами. И причин этому немало. Среди них  и отсутствие необходимой материально-технической  базы, и коррупция, и целый ряд  других факторов. Можно в 2–3 раза увеличить  расходы на рыбоохрану, но вряд ли появятся значительные результаты. По крайней  мере, в Дальневосточном бассейне. Ловить браконьеров в море очень  сложно и дорого. Единственная возможность  — направить все добытые морепродукты на российский берег, ввести их обязательное декларирование в наших портах. Это  общепринятая мировая практика –  все, что вылавливается, выгружается  в порту, считается и проверяется, а после декларирования, соответственно, погружается на транспортное судно  и отвозится в любом направлении. У нас же большая часть биоресурсов, добываемых в исключительной экономической  зоне, прямым ходом идет за рубеж.

Введение декларирования привлекает не всех рыбаков. И это понятно: российские порты пока не готовы к этому технически. Процедуры оформления и проверок очень громоздкие, многие порты имеют  помимо государственных собственные  структуры, которые также взимают  свои сборы, т.е. все упирается во время и деньги. На этом фоне иностранные порты выглядят для российских рыбаков очень привлекательно — судно с рыбой там обслуживают в течение нескольких часов. [8]

Рыбакам проще отвезти сырье  туда или перегрузить прямо в  море, получить наличные и не платить  никаких налогов. Нельзя отрицать, что  декларирование продукции в российских портах неизбежно приведет к росту  издержек рыбодобывающих предприятий. Однако в силах государства эти  издержки минимизировать  — за счет упрощения административных процедур. Например,  можно уже сейчас создать  в российских портах особые таможенные зоны, находясь в которых судно  будет продолжать оставаться за границей.

Согласно поправкам к закону «О рыболовстве», с 1 января 2009 года всю  рыбу, выловленную в экономической  зоне РФ, необходимо доставлять на таможенную территорию России, то есть в российские порты. С 2009 года вся рыба, которая  будет приходить в порты, на экспорт  может быть продана только через  российскую рыбную биржу. Отделения  биржи откроются в Москве, Санкт-Петербурге, Калининграде, Мурманске, Владивостоке, Петропавловске-Камчатском. В пробном  режиме торговая площадка начала функционировать  еще в декабре 2007 года. Ожидается, что заработать в полном объеме биржа  сможет во второй половине 2008 года. [23]

Таким образом, о масштабах браконьерского промысла на Камчатке свидетельствуют  не только доказательства учёных, но цифры  статистики. Основные нелегальные выловы принадлежат криминальному и  промышленному браконьерству, а  также промысел иностранными судами, в частности, — Японскими. Особенный вред экосистемам наносится криминальным браконьерством на реках. Из-за того, что криминальный промысел направлен в основном на добычу икры, сильно нарушается динамическое соотношение полов в популяции, что приводит к негативным последствиям. Основные пути решения проблемы браконьерства специалисты видят в реформе системы пользования рыбопромысловыми участками и внесении изменения в уголовное законодательство.

4 Охрана промысловых видов рыб  Камчатки

Браконьерский промысел существенно  подрывает основы управления запасами рыбных ресурсов, увеличивает коррупцию  и криминализирует общество, уводит доходы от рыбного промысла из региона  и ведет к потере стимулов развития Камчатки. Но, кроме этого, браконьерство, в первую очередь, пагубно отражается на численности и состоянии самих  промысловых видов рыб. Очевидно, что этот природный ресурс являются довольно хрупкими и уже в скором времени из возобновляемого ресурса может стать невозобновляемым. [6] Поэтому кроме рационального использования промысловых рыб, также необходима и их охрана.

4.1 Правовые основы охраны промысловых  видов рыб 

Законодательство в сфере рыболовства  и охраны водных биологических ресурсов начало оформляться только в 90-е  годы XX века. В советское время эксплуатация рыбохозяйственных водоёмов и бассейнов определялась преимущественно на уровне правительственных и ведомственных актов.  В 1982 году принят Закон РСФСР «Об охране и использовании животного мира», который не был акцентирован на водных биоресурсах. Ключевым оказалось постановление Совмина СССР от 15 сентября 1958 г. № 1045 «О воспроизводстве рыбных запасов во внутренних водоёмах СССР». Существенные изменения в это Положение были внесены постановлениями Совмина 1965, 1969, 1976 гг. Они предусматривали меры усиления охраны рыбных запасов. Данное Положение частично действовало даже в 90-е годы, являясь ориентиром для российских «рыбников». На его основе принимались и другие нормативные правовые акты. Указанная нормативная база дейтсвовала несколько десятилетий.

В 90-е годы произошли существенные изменения в экологическом законодательстве. Они выразились в ускорении договорных начал и в реализации принципов  платностим природопользования. Безусловно, это касается и водных биоресурсов. [7]

Важнейшим этапом в реформировании законодательства в рассматриваемой  сфере явилась «Концепция развития рыбного хозяйства РФ на период до 2020 года», заложившая основные этапы реформирования рыбохозяйственного комплекса.

20 декабря 2004 года был принят  Федеральный закон «О рыболовстве  и сохранении водных биологических  ресурсов». Он создал единую  основу правового регулирования  отношений в области водных  биоресурсов. В Федеральном законе  «О рыболовстве и сохранении  водных биологических ресурсов»  решаются вопросы права собственности  на водные биоресурсы и пользования  ими, регламинтируется предоставление  квот и разрешения вылова водных  биоресурсов. Не обойдены вниманием  сохранения водных биоресурсов  и их среды обитания (гл.6), а  также ограничения рыболовства  в целях их сохранения (гл. 26), возмещение  вреда, приченённого водным биоресурсам.  Кроме того, Федеральным законом  «О рыболовстве и сохранении  водных биологических ресурсов»   предусмотрены классификации водных  объектов рыбохозяйственного значения; требования к водному режиму  и качеству воды; установление  рыбоохранных зон, рыбохозяйственных  заповедных зон. Одним из принципов  рассматриваемого Федерального  закона является платность использования  водных биоресурсов. Поэтому данный  Федеральный закон действует  в комплексе с Налоговым кодексом.

Законодательство РФ предусмотрены  следующие виды юридической ответственности  за правонарушения в сфере рыболовства  и охраны водных биологических ресурсов: административная, уголовная, имущественная, дисциплинарная. Но наказания по ним  предусмотрены в основном в виде штрафов, конфискаций орудий лова. [6]

Рыбоохранная деятельность характеризуется  предельно низкой результативностью. Например, если сопоставить данные о конфискации продукции, приведённые  в официальных отчётах Россельхознадзора  по Камчатской области за 2005 – 2006 годы, и научно обоснованные оценки масштабов  браконьерства, то можно прийти к  выводу, что конфискованная органами рыбоохраны браконьерская продукция  составляет менее 4 % от общих оъемов браконьерского вылова.

Из этого следует, что меры, применяемые  по отношению к нарушителям природоохранного законодательства достаточно мягки  и не могут полностью обеспечить охрану промысловых рыбных ресурсов.

Росту эффективности рыбооьхранной  деятельности препядствует состояние  органов власти, призванных осуществлять эту деятельность, а также неадекватная исходная концепция «борьбы с  браконьерством», которая не учитыает реальную сложность социально-экономической  природы этого феномена. [8]

4.2 Рыборазводные заводы как  способ охраны промысловых видов  рыб

Для охраны ряда промысловых (и не только) проходных рыб очень большое  значение имеют рыборазводные (рыводные) заводы. [24] Это объясняется тем, сохранять  и охранять проще те виды, которые  имеют большее биологическое  разнообразие, которое и можно  получить при помощи рыборазводных  заводов. Особенно это касается тихоокеанских  лососей.

История лососеводства на Камчатке начилась ещё в 1914 – 1915 гг. с сооружения первых рыбоводных заводов: на реке Быстрой, притоке р. Большой и др. Во второй половине 1950-х гг. была предпринята  малоуспешная попытка создания нескольких колхозных рыбоводных заводов, в  том числе, на р. Паратункев ключе  Холодном. Эти ЛРЗ, построенные непрофессионалами, имелимассу технологических просчётов  и вскоре были закрыты. [25]

В настоящее время на юге Камчатского  края функционируют 5 лососевых рыбоводных заводов (ЛРЗ), выпускающих ежегодно до 41 млн. экземпляров молоди кеты, кижуча, нерки и чавычи.

В целом доля рыб заводского происхождения  в прибрежных уловах камчатских лососей  менее 0,5 %. Но в отдельных водоёмах, где расположены ЛРЗ, заводской  вклад может достигать 80 % и заметно  влиять на экосистему. Такое влияние  искусственно выращенных лососей не всегда имеет положительный характер.

Так, значительное число заводских  рыб в местах естественного нереста  является весьма негативным аспектом влияния искусственного разведения на общее воспроизводство лососей. Считается, что увеличение доли заводских  рыб свыше 10 – 12 % влечет негативные последствия. Например, смешанный нерест может давать потомство, которое обладает пониженной пригодностью для естестывенного воспроизводства. Одним из реальных путей уменьшения негативного влияния искусственного воспроизводства на диких рыб является экосистемный подход, а именно — ориентация на максимальное приближение условий выращивания заводских рыб, выпускаемых на пастбищный нагул, к естественным.

Информация о работе Охрана промысловых видов рыб на Камчатки