Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 20:42, курсовая работа
Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Ускорение темпов научно-технического прогресса характеризуется все усиливающимся антропогенным воздействием на природную среду. При этом неизмеримо возросли практические возможности как положительного, так и негативного влияния человека на природу. Своим потребительским отношением к природе люди уже нанесли ей непоправимый ущерб. Почвенный покров земли, атмосфера и гидросфера загрязняются отходами производства. Началось загрязнение околоземного космического пространства частями разрушающихся космических аппаратов.
Введение
Глава 1. Современные подходы к проблеме экологического образования младших школьников во внеклассной работе
1.1 Концепция современного экологического образования в российской начальной школе
1.2 Содержание, формы, методы и приемы внеклассной работы, направленные на экологическое воспитание учащихся
Выводы по первой главе
Глава 2. Опытно - экспериментальная работа по формированию экологической культуры учащихся 4 классов
2.1 Определение уровня экологической воспитанности учащихся 4 класса
2.2 Разработка дидактического материала экологического содержания направленного на формирование экологической культуры и апробирование его в эксперименте
2.3 Определение результативности экспериментальной работы
Выводы по второй главе
Заключение
Список литературы
В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
Учебный проект должен соответствовать определенным требованиям, в которые входят:
1. наличие социально значимой задачи (проблемы) - исследовательской, информационной, практической;
2. планирование действий по разрешению проблемы;
3. исследовательская работа учащихся.
Результатом деятельности является «продукт», т.е. средство, которое разработали участники проектной группы для разрешения поставленной проблемы. Подготовленный «продукт» должен быть представлен в виде презентации.
В современной методической
литературе описано несколько
Учебный проект для школьников - это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели. [30, 36]
В учебном проекте моделируются те же обобщенные этапы и процессуальные процедуры, что и в реальной работе над проектом в любой деятельности.
Ход осуществления учебного
проекта от момента объявления его
темы до завершения учащимися самоанализа
над проделанной
Учитель
Ученик
Первый этап- «погружение» в проект
Постановка проблемы, целей и задач исследования
Выбор проблемы, вживание в ситуацию
Второй этап - организация деятельности
Организация групп, распределение ролей, планирование деятельности по решению задач
Разбивка на группы, распределение ролей, планирование работы
Третий этап - осуществление деятельности
Консультирование и контроль
Самостоятельная и активная работа в соответствии с намеченным планом (поиск информации, консультации с учителем, подготовка презентации результатов)
Четвертый этап - презентация проекта
Обобщение и разюмирование результатов
Демонстрация результатов исследования
Пятый этап - оценка работы
Подведение итогов обучения, оценка умений исследователей
Взаимооценка
Разнообразные виды внеклассной работы в экологическом кружке взаимно дополняют друг друга, обогащая процесс обучения и воспитания младших школьников.
Комплексное использование описанных выше форм внеклассной работы по курсу «Окружающий мир», по мнению ученых способствует развитию у младших школьников интереса к познанию природы, исследованию ее экологического состояния, поиска причин и источников загрязнения окружающей среды. А главное, дает возможность проводить с детьми посильные практические работы по охране природы родного края.
Выводы по первой главе
На основе изучения и анализа литературы по проблеме экологического воспитания младших школьников сделаны выводы о том, что экологическое воспитание школьников - приоритетное направление в работе школы, осуществляющееся с учетом возраста учащихся, имеющее конечной целью формирование экологической культуры. Под экологическим образованием понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентации, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде и здоровью, т.е. процесс формирования экологической культуры. Экологическая культура рассматривается как культура единения человека с природой, гармоничного слияния социальных нужд и потребностей людей с нормальным существованием и развитием среды.
Экологическое воспитание учащихся должно проводиться в системе, с использованием местного краеведческого материала, с учетом преемственности, постепенного усложнения и углубления отдельных элементов.
Необходимо вовлекать
младших школьников в посильные
для них практические дела по охране
местных природных ресурсов. Большие
возможности для включения
В последнее время во внеклассной работе широко применяются инновационные методы. Как показал анализ методической и научной литературы, современные технологии экологического воспитания младших школьников разработаны и отражены недостаточно.
Глава 2. Опытно - экспериментальная работа по формированию экологической культуры учащихся 4 класса
Исследовательская работа проводилась на базе МОУ СОШ №3 г. Уварово Тамбовской области. Для проведения исследования было привлечено 30 учащихся четвертых классов.
Контрольную группу составили 15 детей 4 «Б» класса. В экспериментальную группу вошли 15 учащихся 4 «В» класса.
Целью эксперимента является доказательство гипотезы. Задача эксперимента: сбор фактов, подтверждающих или опровергающих выдвинутую гипотезу.
Структура эксперимента определилась в соответствии с задачей:
1 этап- подготовка и осуществление констатирующего эксперимента (применение метода анкетирования);
2 этап- подготовка и осуществление формирующего эксперимента, в ходе проведения внеклассной работы по окружающему миру, используя экологический материал;
3 этап - контрольный эксперимент.
Для исследования были использованы следующие методики: анкетирование и наблюдение.
2.1 Определение уровня
экологической воспитанности
Эксперимент проводился с
учащимися контрольной и
Прочитайте высказывания и подчеркните вариант ответа
(согласен; не согласен)
Нужно заботиться о животных, потому что они приносят пользу человеку.
согласен не согласен
Если во время прогулки в лесу я увижу свалку мусора, меня это огорчит.
согласен не согласен
Находясь в лесу, нарви букет цветов и подари их маме.
согласен не согласен
Если увидишь пчелу, убей ее, она может укусить.
согласен не согласен
Придя в лес, не шуми, шумом ты побеспокоишь птиц на гнездах, вспугнешь животных.
согласен не согласен
Наша страна богата природными ресурсами, эти запасы никогда не закончатся.
согласен не согласен
Человек должен заботиться о растениях, так как без них невозможна жизнь на Земле.
согласен не согласен
Заводы и фабрики могут наносить вред окружающей среде.
согласен не согласен
Для выявления уровня сформированности экологической культуры и экологических знаний была проведена обработка полученных результатов. Нами использовался метод математической обработки данных эксперимента - метод ограниченного выбора, когда число выборов определено.
Результаты обрабатываются следующим образом: за каждый правильный ответ начисляется 1 балл, неправильный - 0 баллов. Степень сформированности экологической культуры определяется по шкале:
высокий уровень;
средний уровень;
низкий уровень.
Оценка результатов:
7 - 8 правильных ответов - высокий уровень;
4 - 6 правильных ответов - средний уровень;
1- 3 правильных ответов - низкий уровень.
Высокий уровень: знание взаимосвязей и взаимозависимостей организмов в природе. Общение с представителями животного и растительного мира вызвано заботой о них. Знание и выполнение норм и правил поведения в природе. Экологические знания и элементы экологической культуры сформированы достаточно хорошо. Правильные ответы на все вопросы анкеты.
Средний уровень: недостаточное знание экологических взаимосвязей организмов в природе. Дети недостаточно хорошо знают и выполняют правила поведения в природе. Экологические знания и культура сформированы на среднем уровне.
Низкий уровень: незнание экологических взаимосвязей и взаимозависимостей организмов в природе. Дети не контролируют свое поведение, поступки в природе. Сформирован низкий уровень экологических знаний и культуры.
В ходе констатирующего эксперимента мы получили следующие результаты:
учащихся с высоким уровнем в контрольной группе 1 человек, в экспериментальной - 0 человек;
учащихся со средним уровнем в контрольной группе 3 человека, в экспериментальной - 5 человек;
учащихся с низким уровнем в контрольной группе 11 человек, в экспериментальной - 10 человек.
Результативность
F / N * 100%,
где F - количество верных ответов
N - количество учащихся.
Контрольная группа:
1/15*100% = 6,7%
3/15*100% = 20%
11/15*100% = 73,3%
Экспериментальная группа:
0/15*100% = 0%
5/15*100% = 33,3%
10/15*100% = 66,7%
Данные экспериментального изучения уровня сформированности экологической культуры учащихся на начальном этапе представим в таблице.
Таблица 1.
Уровень сформированности экологической воспитанности учащихся на начало исследования.
Уровень сформированности
экологической культуры
Экспериментальная группа
Контрольная группа
Количество учащихся, %
низкий (1 - 3)
10 / 66,7%
11 / 70,3%
средний (4 - 6)
5 / 33,3%
3 / 20%
высокий (7 - 8)
0 / 0%
1 / 6,7%
Таким образом, подводя итоги
опроса, можно сделать вывод о
том, что экологическая
2.2 Разработка дидактических
материалов для внеклассной
На основе изучения и анализа литературы по проблеме экологического образования младших школьников мы разработали методику организации и проведения занятий кружка «Юный эколог».
Содержание занятий направлено на повышение уровня экологической воспитанности, т. е. на воспитание гуманного отношения к природе, на формирование практических навыков и умений разнообразной деятельности в ней, а также на сохранение и укрепление здоровья детей.
В основе работы кружка лежит краеведческий принцип. Исследование школьниками реальной жизни в процессе занятий дает материал для обсуждения разнообразных жизненных ситуаций о состоянии природной среды, поведении людей в природе. Это позволяет детям извлекать уроки на будущее, изменять цели своей деятельности, принимать решения в соответствии с убеждениями.
Тематика занятий кружка «Юный эколог» составлена с опорой на учебно-методический комплекс А.А. Плешакова «Зеленый дом». Программа кружка рассчитана для учащихся четвертых классов на полгода обучения. Занятия проводятся один раз в неделю.
Главная цель работы кружка заключается в формировании у учащихся четвертых классов такого компонента экологической культуры как экологическая воспитанность.
Нами были поставлены следующие задачи:
1. Формировать ряд базисных природоохранительных понятий.
2. Изучать природу окрестности
школы, выявлять природные
3. Включать учащихся в
разнообразную творческую и
4. Сохранять и укреплять здоровье детей.
5. Прививать любовь и интерес учащихся к природе.
В целом содержание занятий кружка позволит полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал природы.
При построении программы кружковой работы мы сочли целесообразным заострить внимание на четырех основных направлениях работы:
· познавательном;
· творческом;
· практическом;
· исследовательском.
Познавательное направление работы кружка включило цикл мероприятий, на которых использовались следующие формы: дидактические игры, беседы, рассказ учителя, путешествия, викторины, что способствует более глубокому расширению экологических знаний младших школьников.
Творческое направление работы кружка предполагает выполнение детьми следующих заданий: сочинение экологических сказок, изготовление поделок, разработка «зеленого уголка» в классе, организация выставки рисунков.