Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 20:42, курсовая работа
Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Ускорение темпов научно-технического прогресса характеризуется все усиливающимся антропогенным воздействием на природную среду. При этом неизмеримо возросли практические возможности как положительного, так и негативного влияния человека на природу. Своим потребительским отношением к природе люди уже нанесли ей непоправимый ущерб. Почвенный покров земли, атмосфера и гидросфера загрязняются отходами производства. Началось загрязнение околоземного космического пространства частями разрушающихся космических аппаратов.
Введение
Глава 1. Современные подходы к проблеме экологического образования младших школьников во внеклассной работе
1.1 Концепция современного экологического образования в российской начальной школе
1.2 Содержание, формы, методы и приемы внеклассной работы, направленные на экологическое воспитание учащихся
Выводы по первой главе
Глава 2. Опытно - экспериментальная работа по формированию экологической культуры учащихся 4 классов
2.1 Определение уровня экологической воспитанности учащихся 4 класса
2.2 Разработка дидактического материала экологического содержания направленного на формирование экологической культуры и апробирование его в эксперименте
2.3 Определение результативности экспериментальной работы
Выводы по второй главе
Заключение
Список литературы
Уровень сформированности
экологической культуры
Констатирующий эксперимент
Контрольный эксперимент
Количество учащихся, %
низкий (1 - 3)
10 / 66,7%
0 / 0%
средний (4 - 6)
5 / 33,3%
9 / 60%
высокий (7 - 8)
0 / 0%
6 / 40%
Мы видим, что не было выявлено
ни одного человека с низким уровнем
экологической культуры, средний
уровень составил 60%, а высокий 40%
. После внеклассных занятий
Выводы по второй главе
Несмотря на активную работу по экологическому воспитанию в школах, уровень сформированности компонентов экологической культуры младших школьников, как показало исследование, остается достаточно низким.
Для систематизации работы необходима программа экологического воспитания младших школьников, обеспечивающая организацию познавательной, творческой, практической и исследовательской деятельности учащихся, использование и сочетание инновационных и традиционных форм, активных методов и приемов работы, непрерывность и последовательность в изложении материала.
При проведении эксперимента у школьников не только повысился уровень экологических знаний, но и в значительной степени изменилась мотивация поступков в природе, а также изменились интересы.
Целенаправленная
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза в начале исследования полностью подтвердилась.
Заключение
Сложившаяся экологическая
обстановка в мире ставит перед человеком
важную задачу - сохранение экологических
условий жизни в биосфере. В
связи с этим остро встает вопрос
об экологической грамотности и
экологической культуре нынешнего
и будущего поколений. У нынешнего
поколения эти показатели находятся
на крайне низком уровне. Улучшить ситуацию
можно за счет экологического воспитания
подрастающего поколения, которое
должно проводиться
В первой главе мы рассмотрели
теоретические подходы к
Опытно-экспериментальная работа, проведенная во второй главе, показала, что уровень сформированности экологической воспитанности младших школьников очень низкий. Повышению уровня экологической воспитанности способствовала работа кружка «Юный эколог», что было подтверждено в ходе контрольного эксперимента.
Проделанная работа привела к следующим выводам:
экологическое воспитание школьников - приоритетное направление в работе школы, осуществляющееся с учетом возраста учащихся, имеющее конечной целью формирование экологической культуры.
Теоретические основы экологического
воспитания младших школьников достаточно
разработаны в научной и
Несмотря на оживление работы по экологическому воспитанию в школах, ее уровень, как правило, остается достаточно низким.
Для систематизации работы необходима программа экологического воспитания младших школьников, обеспечивающая организацию познавательной, творческой, практической и исследовательской деятельности учащихся, использование и сочетание инновационных и традиционных форм, активных методов и приемов работы, непрерывность и последовательность в изложении материала.
При проведении эксперимента у школьников не только повысился уровень экологических знаний, но и в значительной степени изменилась мотивация поступков в природе, а также интересы учащихся.
Целенаправленная
Подготовка дипломной работы убедила нас в большой важности разработки специальной программы, направленной на повышение экологической культуры учащихся начальных классов общеобразовательных школ.
Список литературы
1. Аголарова П.И. Игры - соревнования в экологическом образовании школьников. // Начальная школа. - 2007. - №12.
2. Алексахина Е.М., Долгачева В.С. Методические рекомендации к работе по экологическому образованию и воспитанию младших школьников. - М., 1996.
3. Алексеев С.В., Симонова
Л.В. Идея ценности в системе
экологического образования
4. Ананьева С.Г., Шахмотова С.А. Экологический КВН. // Начальная школа. - 2007. - №2.
5. Анашина А.В. Они могут принести немало бед! // Начальная школа. - 2006. - №8.
6. Асадулина С.Ю. Викторина «Природа вокруг нас». // Начальная школа. - 2007. - №4.
7. Бабакова Т.А. Технология краеведения в экологическом образовании. // Экологическое образование, 2001, №1.
8. Базулина И.В. Развитие экологической культуры под открытым небом. // Начальная школа. - 2005. - №12.
9. Барышева Ю.А. Из опыта организации эколого-краеведческой работы. // Начальная школа. - 1998. - №6.
10. Бобылева Л. Д., Бобылева О.В. Экологическое воспитание младших школьников.// Начальная школа.-2003.- №5.
11. Бобылева Л.А. Учебные пособия. Эколого-краеведческого содержания для младших школьников. // Начальная школа. - 2001. - №6.
12. Богданец Т.П. Экологический
подход при обучении
13. Бойко Л.А. Воспитание экологической культуры детей. // Начальная школа. - 2005. - №6.
14. Булатникова Т.Ф. Общение с природой как средство экологического образования младших школьников. // Начальная школа. - 1999. - №12.
15. Васильева Л.В. По лесной тропинке. // Начальная школа. - 2007. - №7.
16. Вахрушев А. А. и др. Обитатели Земли. 3 класс. Методические рекомендации для учителя. 3 класс. -- М.: Баласс, 1999.
17. Виноградова Н. Ф. Окружающий мир. Методические беседы. 1 --2 классы. -- М.: Вентана-Граф, 1997.
18. Виноградова Н. Ф. и др. Окружающий мир. Книга для учителя. 3--4 классы. - М.: Вентана-Граф. 1999.
19. Виноградова Н. Ф.
Окружающий мир в начальной
школе. Беседы с будущим
20. Виноградова Н.Ф.
21. Веселова Т.М. Формирование
экологической культуры
22. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию!: Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста.- «Детство - пресс», 2006. - 496 с.
23. Воспитание экологической
культуры школьника: Пособие
24. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. - 1996. - №6, 62-76 с.
25. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. - М., 1991.-480 с.
26. Выготский Л.С. Собрание сочинений / Л.С. Выготский. - М: Детская психология, 2001. - 362 с
27. Государственный стандарт начального общего образования по окружающему миру // Вестник образования России, № 6, 2004, с.- 51
28. Глазачев С.Н. Теоретические
основы формирования
29. Гордеева В.А., Ельшина Т.Б., Родина О.Н. Путешествие лучика. // Начальная школа. - 1999. - №12.
30. Гувеев В.В. Метод проектов как частный случай интегральной технологии обучения. // Директор школы. - 1995. - № 6, 35 - 39 с.
31. Дерим - Оглу Е.Н., Фролова М.А. Экскурсия на лесную опушку. // Начальная школа. - 1997. - №4.
32. Дерюгина А.Н. Проектная деятельность - путь к экологической культуре младших школьников. // Экологическое образование, 2004, №4, с. 21
33. Долбаева К.Ж. Системный подход к экологическому образованию младших школьников. // Начальная школа. - 2003. - №6.
34. Егорова Г.В., Хотулева О.В. Материалы к проведению экскурсии на пришкольный участок. // Начальная школа. - 2001. - №3.
35. Егорова О. А. Природа - наш общий дом. // Начальная школа.- 2006. - №6.
36. Ердаков Е.Н. Особенности непрерывного экологического образования. // Начальная школа. - 2006. - №7.
37. Ермаков Д.С., петрова Г.Д. Интерактивные упражнения и игры в экологическом образовании. // Экологическое образование, 2004, №4.
38. Ермоленко В.В. Краски золотой осени // Начальная школа. 2007. - №8.
39. Жукова И. В помощь
экологическому воспитанию
40. Зайцева С.К. Экология для младших школьников. // Начальная школа. - 2005. - №4.
41. Захлебный Е.Н. Школа и проблемы охраны природы: Содержание природоохранительного образования. - М., 1981.
42. Захлебный А.Н., Суравегина И.Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе. - М.: «Просвещение», 1984.
43. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников.
// Начальная школа. - 2005. - №9, 55-59 с.
44. Иванова Н.В. Возможности
и специфика применения
метода в начальной школе. // Начальная школа. - 2004. - №2, 96- 101 с.
45. Клепинина 3. А. Природа и люди. 1--4 классы. Книга для учителя начальных классов. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 1999.
46. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и средн. пед. Учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 176 с.
47. Кожевникова И.А., Акимова В.П. Путешествие во времени и пространстве. // Начальная школа.- 2003. - №5.
48. Козина Е.Ф., Степонян Е.Н. Методика преподавания естествознания. - М.; «Академия», 2004.
49. Колесникова Г.И.
50. Кривенко В.Л. Витагенный подход к экологическому образованию и воспитанию младших школьников. // Начальная школа. - 2002. - №7.
51. Кропочева Т.Б. Исследовательские экскурсии в начальной школе. // Начальная школа. - 2007. - №11.
52. Кульневыч С. В., Лакоценина Т. П. Воспитательная работа в начальной школе: Практическое пособие для учителей начальных классов, студентов средних и высших педагогических учебных заведений. - Воронеж: Учитель, 2004. - 168 с.
53. Купров В.Д. Экологическое образование младших школьников. // Начальная школа. - №7.
54. Лескова С. В. Формирование экологической культуры. // Начальная школа.- 2003 - №7.
55. Листок на ладоши: методическое
пособие по проведению
56. Маленкова Л.И. Теория
и методика воспитания. Учебник.
- М.: Педагогическое общество
57. Методика обучения
58. Минаева В.М. Внеклассная работа по природоведению в начальных классах. - Мн.: Нар. асвета, 1980.
59. Минаева В.М.Н. Экологическое
воспитание в начальных
60. Моисеев Н.Н. Экология и образование. - М., 1996.
61. Моисеева Л.В. Диагностические
методики в системе
62. Николаева С.Н. Теория
и методика экологического
63. Новолодская Е.Г. Методика развития экологической культуры у младших школьников. // Начальная школа. - 2002. - №3.
64. Новолодская И.Г. Методика развития экологической культуры младших школьников. // Начальная школа. - 2002. - №3.
65. Орлова Л.А. Игра «Кто лучше знает природу?». // Начальная школа. - 2005. - №7.
66. Оценка качества знаний учащихся, оканчивающих начальную школу. / Под ред. Н.Ф. Виноградова и др. - М., 2000.
67. Павленко Е.С. Экологическое
образование и воспитание
68. Педагогика.- Учебник/Под ред. Л.П.Крившенко.-М., 2005
69. Петровский А.В. Введение в психологию / А.В. Петровский. - М: Академия, 2005.-218 с.
70. Петросова Р. Л. и
др. Методика обучения
71. Плешаков А. А. Зеленый дом. Методическое пособие для учителей начальных классов. -- М.: Просвещение, 1997.