Основные принципы биоэтики (принцип единства жизни и этики, принцип благоговения перед жизнью, принцип гармонизации системы «человек –

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 18:04, реферат

Описание работы

Среди всех естественных наук наиболее бурно сейчас развиваются биология и медицина. Научные успехи в этом направлении, как правило, довольно быстро используются для решения практических проблем и входят в повседневную жизнь. Но они же порождают целый букет морально-нравственных проблем, которые являются предметом рассмотрения биоэтики (биомедицинской этики).
Биоэтика – это сложный культурный феномен, возникший как ответ на угрозы моральному и физическому благополучию человека, порождаемые бурным прогрессом биомедицинской науки и практики. Защита фундаментальных моральных ценностей, определяющих человеческое существование, является условием выживания человечества в современной ситуации.

Содержание работы

Введение.
Предмет и место биоэтике в современной науке.
Принципы и идеи биоэтики как науки.
Значение биоэтики как науки.
Заключение.
Список используемой литературы.
Словарь терминов.

Файлы: 1 файл

Тема 25.естествdocx.docx

— 46.97 Кб (Скачать файл)

Тема 25:

 

 

Основные принципы биоэтики (принцип единства жизни  и этики, принцип благоговения перед  жизнью, принцип гармонизации системы  «человек – биосфера»).

 

 

План.

 

 

Введение.

  1. Предмет и место биоэтике в современной науке.
  2. Принципы и идеи биоэтики как науки.
  3. Значение биоэтики как науки.

Заключение.

Список используемой литературы.

Словарь терминов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Среди всех естественных наук наиболее бурно сейчас развиваются биология и медицина. Научные успехи в этом направлении, как правило, довольно быстро используются для решения  практических проблем и входят в  повседневную жизнь. Но они же порождают  целый букет морально-нравственных проблем, которые являются предметом  рассмотрения биоэтики (биомедицинской этики).

Биоэтика – это сложный культурный феномен, возникший как ответ  на угрозы моральному и физическому  благополучию человека, порождаемые  бурным прогрессом биомедицинской науки  и практики. Защита фундаментальных  моральных ценностей, определяющих человеческое существование, является условием выживания человечества в  современной ситуации.

В 1971 году в книге «Биоэтика: мост в будущее» американский онколог  Ван Ренсселер Поттер писал: «Наука выживания должна быть не просто наукой, а новой мудростью, которая объединила бы два наиболее важных и крайне необходимых элемента – биологическое знание и общечеловеческие ценности. Исходя из этого, я предлагаю для ее обозначения термин – Биоэтика».

Российский национальный комитет  по биоэтике РАН создан в 1992г. В 1992г. организовалась Международная ассоциация биоэтики, которая каждые два года проводит Всемирные конгрессы.

Однако в целом Биоэтика существует скорее в качестве непрестанно расширяющегося и усложняющего поля этических и  правовых проблем, как правило, не имеющих  простых и однозначных решений, чем в качестве научной дисциплины со строгими о общепринятым концептуальным аппаратом. Существует множество версий биоэтики, принципиально отличающихся друг от друга по самым существенным моментам.

Предметом изучения биоэтики являются быстро накапливающиеся достижения естествознания, в первую очередь  биологии и медицины, глубокое их исследование и определение степени опасности  в настоящем и будущем при  их приложении к человеку и обществу в целом. Конечная цель биоэтики - разработка мер морального, а чаще законодательного характеpa, которые оградили бы каждого конкретного человека и человечество от нежелательных или губительных последствий внедрения новых и, к сожалению, не всегда до конца выверенных биологических и медицинских достижений.

В узком смысле понятие биоэтика обозначает весь круг этических проблем  во взаимодействии врача и пациента. Неоднозначные ситуации, постоянно  возникающие в практической медицине как порождение прогресса биологической  науки и медицинского знания, требуют  постоянного обсуждения, как в  медицинском сообществе, так и  в кругу широкой общественности.

В широком смысле термин биоэтика относится к исследованию социальных, экологических, медицинских и социально-правовых проблем, касающихся не только человека, но и любых живых организмов, включенных в экосистемы, окружающие человека. В этом смысле биоэтика имеет философскую  направленность, оценивает результаты развития новых технологий и идей в медицине и биологии в целом.

Биоэтика как исследовательское  направление междисциплинарного характера сформировалось в кон. 60-х - нач.70-х гг. Термин "биоэтика" предложен В.Р.Поттером в 1969г. Трактовка ее разнородна. Прежде всего, биоэтику пытаются отождествлять с биомедицинской этикой, ограничив ее содержание этическими проблемами отношений "врач - пациент". Более широкое понимание биоэтики включает в себя ряд аксиологических, социальных проблем и проблем, связанных с системами здравоохранения и с отношением человека к животным и растениям. Кроме того, термин "биоэтика" указывает на то, что она ориентируется на исследования живых существ независимо от того, находят ли они свое применение в терапии или нет. Иными словами, биоэтика ориентируется на достижения современной биологии при обосновании или решении моральных коллизий, возникающих в ходе научных исследований.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Предмет и место биоэтике в современной науке.

 

В современной науке наблюдаются  ярко выраженные реальные основания междисциплинарного синтеза знания.  Это связано,  прежде всего, с теми поворотами, которые произошли в науке в последние десятилетия прошлого века. Дело в том, что по сравнению с предыдущим этапом в орбиту научного исследования попадают сложноорганизованные, само-развивающиеся («человекоразмерные») объекты, которые невозможно изучить в рамках одной научной дисциплины, только ее методами, изолированно, вне целостной системы научного знания. Сохранение таких систем, в которые включен сам человек, зависит от манипулирования с ее отдельными компонентами.

При изучении «человекоразмерных» объектов, которые становятся доминирующими в современной науке, поиск истины освещается гуманистическими ценностями и моральными ориентирами, предполагается включение аксиологических факторов в состав объясняющих положений и устанавливаются связи между этическими ценностями науки и нормами общесоциального характера. Аксиологические и гуманистические ориентации, внутренне присущие социально-гуманитарному знанию, в современной науке приобретают универсальный характер.

Новая тенденция взаимосвязи отдельных  наук выражается в интеграции естественнонаучного, социогуманитарного и технического знания, взаимодействии, например, биологического и гуманитарного знания, которое существенно влияет на изменение стратегии научного поиска в целом и способствует становлению новых научных направлений - биофилософии как комплексной, междисциплинарной отрасли знания, вскрывающей проблемы Универсума через призму феномена жизни, биополитики, ставящей задачи выяснения эволюционно-биологических корней человеческого общества и государственности, исследования биологических основ и ограничения поведения индивидов и групп в политически важных ситуациях (бунт, уличные шествия, избирательные кампании и др.), синергетики как науки о сложноразвивающихся системах и т.д.

В процессе взаимодействия биологии, медицины и этики формируется  и биоэтика, как междисциплинарное научное направление, академическая дисциплина и социальный институт. Биоэтика опредмечивается в контексте общей стилистики, характерной для постнеклассической науки последней трети ХХ века, когда в ткань науки входят непривычные для классической науки идеалы блага человека и человечества, морали и добра, долга и ответственности за результаты,  полученные в процессе научного изучения человекоразмерных объектов.

На первый взгляд кажется, что между  этикой и биологией нет ни чего общего. Ведь этика является отраслью социально-гуманитарного знания, исследующей  сферу предписаний, норм и принципов  человеческого поведения, в то время  как биология – одна из естественных наук, познающие сущность жизни.

Тем не менее, связь между этикой и биологией есть. Ведь современная  наука убедительно доказала, что  человек есть продукт длительной биологической эволюции, одной из сторон которой является возникновение  и совершенствование способности  живых организмов использовать в  борьбе за существование не только физические, но и различные психологические  факторы, в том числе и такие, как этические нормы.

Биоэтика как раз занимается изучением психических процессов, которые, возникнув, на ранних ступенях эволюции живого и постепенно развиваясь от элементарных форм ко все более сложным, привели в конце концов к появлению совокупности требований и принципов, именуемых человеческой этикой.

Биоэтика по направлению своих  интересов наиболее близко подходит к объекту исследования социально-гуманитарных наук, занимаясь изучением следующих  основных проблем:

1) проблемы глубинных, биологических  истоков этических принципов  человеческого поведения, проявление  зачатков этих принципов в  поведении живых организмов уже  на ранних стадиях биологической  эволюции, причем не только у  животных, но и у растений;

2) разрешения на этой основе  вопросов соотношения в этических  принципах человека врожденного  и приобретенного, биологического  и социального, сознательного  и бессознательного;

3) разработки комплекса новых  этических форм, актуальность которых  связана с возможностью негативных  необратимых последствий для  человека крупнейших открытий  современной биологии, в частности  генетики.

Как видно из характера исследуемых  проблем, биоэтика, оставаясь, во многом составной частью биологической  науки, тесно смыкается с такими пограничными науками, как философия, психология, а через них с этикой. В биоэтической проблематике, пожалуй, наиболее ярко появляется то глубокое единство естествознания гуманитарных наук, о котором говорил выдающийся русский натуралист В.В. Докучаев (1846-1903): «Существует соотношения, генетическая связь, вековая, закономерная между мертвой и живой природой, с одной стороны, и человеком, его бытом и даже духовным миром – с другой. Именно эти отношения, эти закономерные взаимодействия и составляют сущность познания естества, ядро истиной натурфилософии – лучшую и высшую прелесть естествознания».

Рассмотрение основных биоэтических проблем убедительно обнаруживает глубокую истинность этой мысли выдающегося русского ученого.

Однако, хотя это положение и  признается большинством специалистов по биоэтике, оно не является общепризнанным. В частности, представители недавно возникшего на стыке биологии, социологии, социологии и психологии направления, именуемого социобилогией (1975), основателем которой является американский ученый Э.Уилсон р.(1929), утверждает, что любое животное, в том числе человек, есть простая машина, обеспечивающая сохранность заложенного в ней генетического поведения представляют собой всего лишь стратегии для наиболее активного распространения этих генов. Правда, социобиологический подход встречает серьезные возражения, прежде всего из-за возможности истолкования этой теории в духе оправдания социальной несправедливости.

В давнем споре о соотношении  в человеке биологического и социального  правильное решение, по-видимому, состоит  в признании двойственности природы  человека, сочетания в ней как  преемственности, так и нарушения  этой преемственности. Именно эту истину выражает древняя, китайская мудрость, гласящая, что все, что есть в зверях, присутствует и в людях, но не все  человеческое присутствует в зверях.

Проблемы биоэтики имеют выраженный междисциплинарный характер, к ним  причастны биологи, медики, экологи, философы и правоведы, представители  религиозных конфессий. Обобщая научные, общественные и религиозные взгляды, национальные особенности, традиции они создают совокупность моральных принципов, норм и правил, которые соблюдают в своей профессиональной деятельности.

Наиболее важные из них закрепляются соответствующими законодательными актами, находят отражение в международных  конвенциях, декларациях, хартиях. Таким  образом, важным является стремление преодолеть разрыв нравственности и жизни, укоренить  этику в жизни. Важнейшая черта  этических размышлений — стремление понять единство факторов эволюционного процесса и этических ценностей, осмыслить жизнь во всей ценности ее проявлений, в том числе и ее высших — нравственных побуждений, ориентаций, поступков.

 

 

 

 

  1. Принципы и идеи биоэтики как науки.

 

Биоэтику (или сложные поведенческие  программы, присущие животному миру) следует рассматривать как естественное обоснование человеческой морали. Ведь много признаков, присущих человеку, генетически обусловлено. И только часть человеческих черт обусловлена  воспитанием и другими факторами  внешней среды обитания. Поэтому  суть эволюции составляет процесс передачи генов от поколения к поколению. Все человеческие действия – это  его поведение. Хронометрия человеческого поведения показывает, в какой значительной степени биологично ваше поведение.

С помощью биоэтики можно ответить на вопрос о происхождении таких  важнейших проявлений человеческого  разума, как мораль и этика.

В какой степени верна эта  гипотеза?

Отвечая на этот вопрос, следует учитывать, что этологи (или специалисты  по поведению животных) открыли у  животных (и не только у высших) большой  набор инстинктивных запретов, необходимых  и полезных в общении с сородичами.

Так же такое мораль животных (или  основные принципы биоэтики)?

По мнению выдающего австрийского этолога Конрада Лоренца, это  создание естественным способом врожденного  заперта выполнять обычные программы  поведения в некоторых случаях возникающие при общении с себе подобными. Значит, полезный необходимый инстинкт остается неизменным (у хищника это гонять добычу, убивать ее, рвать на части и пр.), но для особых случаев его проявление было бы вредно, вводиться специально созданный механизм торможения. Любопытно, что культурно-историческое развитие человеческого общества происходит аналогичным образом, ведь важнейшие требования всех моральных заповедей и кодексов – это не предписания, а именно запреты. Как врожденные механизмы и ритуалы, препятствующие асоциальному поведению животных, так и человеческие табу определяют поведение, аналогичное истинно моральному лишь с функциональной точки зрения; во всем остальном оно так же далеко от морали, как животное от человека.

Информация о работе Основные принципы биоэтики (принцип единства жизни и этики, принцип благоговения перед жизнью, принцип гармонизации системы «человек –