Основные принципы биоэтики (принцип единства жизни и этики, принцип благоговения перед жизнью, принцип гармонизации системы «человек –

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 18:04, реферат

Описание работы

Среди всех естественных наук наиболее бурно сейчас развиваются биология и медицина. Научные успехи в этом направлении, как правило, довольно быстро используются для решения практических проблем и входят в повседневную жизнь. Но они же порождают целый букет морально-нравственных проблем, которые являются предметом рассмотрения биоэтики (биомедицинской этики).
Биоэтика – это сложный культурный феномен, возникший как ответ на угрозы моральному и физическому благополучию человека, порождаемые бурным прогрессом биомедицинской науки и практики. Защита фундаментальных моральных ценностей, определяющих человеческое существование, является условием выживания человечества в современной ситуации.

Содержание работы

Введение.
Предмет и место биоэтике в современной науке.
Принципы и идеи биоэтики как науки.
Значение биоэтики как науки.
Заключение.
Список используемой литературы.
Словарь терминов.

Файлы: 1 файл

Тема 25.естествdocx.docx

— 46.97 Кб (Скачать файл)

Уязвимость как принцип биоэтики следует понимать в двух смыслах:

Во-первых, как характеристику любого живого существа (не обязательно человеческого), каждой отдельной жизни, по своей  природе конечной и хрупкой. В  этом смысле уязвимость как общая  характеристика жизни может иметь  более широкое, чем биоэтическое значение: она может стать связующим звеном между социально и морально отчужденными в обществе людьми, объединив их в поисках преодоления собственной уязвимости. В определенной мере весь прогресс в области медицины и биологии может рассматриваться как борьба с человеческой уязвимостью, вызванная стремлением минимизировать или "отодвинуть” ее. При этом уязвимость – в том числе смертность и конечность – оптимистически расценивается как некое обстоятельство, которое может и должно быть преодолено. Правда, здесь есть опасность лишить человека опыта боли и страданий, которые очень значимы в нашем восприятии действительности.

Второе понимание уязвимости –  в более узком смысле – относится  к отдельным человеческим группам  и популяциям (бедным, малограмотным, детям, заключенным, инвалидам и  т.п.). Здесь данный принцип лежит в основе особой заботы, ответственности, по отношению к другому, более слабому и зависимому, и требует для своей реализации соблюдения еще одного принципа биоэтики – принципа справедливости.

Справедливость – принцип, предполагающий реализацию социальной программы, в соответствии с которой обеспечивается равный доступ всех слоев и групп населения к общественным благам, в том числе получению биомедицинских услуг, доступность фармакологических средств, необходимых для поддержания здоровья, защита при проведении биомедицинских исследований наиболее уязвимых слоев населения. Согласно принципу справедливости польза для пациента всегда должна превышать научный или общественный интерес.

Таким образом, сведение воедино и  сравнение американской и западноевропейской моделей биоэтических принципов демонстрирует прежде всего их концептуальное единство и, следовательно, "работоспособность” в любых условиях. С другой стороны, прослеживается и некоторое различие. Американская модель ориентирована, в основном, на взаимодействие врача и пациента, в то время как европейская носит более "социологизированный” характер: авторы считают, что фундаментальные биоэтические принципы должны рассматриваться как нормы защиты личности в государстве, что требует более широкого социального контекста справедливости, ответственности и солидарности.

Вместе с тем рассмотренные  основополагающие принципы биоэтики не исчерпывают собой методологическую базу моральной регуляции в биомедицине. К ее базисным основаниям относятся  также высшие моральные ценности, выступающие формой проявления и  дополнения биоэтических принципов. Среди них важнейшими являются Добро и Зло, Страдание и Сострадание, Свобода и Ответственность, Долг и Совесть, Честь и Достоинство.

Биоэтика, наука об этичном отношении  к любой жизни. Ее цель - доказать право на существование всех, кому свойственна "воля к жизни". А  волю к жизни, по определению американского  философа Т. Ригана, составляют чувства и восприятия, желания, доверчивость недоверчивость, память, чувство будущего и психическая идентификация времени.

 

 

 

 

  1. Значение биоэтики как науки.

 

Термин "мировоззрение" относится  к области философии и означает отношение человека к окружающему  миру, его представление об окружающем мире и своем месте в нем.

Так же, как этика, которая не только рассматривает определенные явления  как наука, но и означает нравственное отношение к миру в целом, биоэтика - это мировоззрение, это нравственное отношение к животным и другим живым формам.

Вопрос о том, что отношение  к животным может и должно быть этичным, был окончательно решен  сравнительно недавно. В течение  многих веков царило мнение о том, что только человек представляет ценность как живое существо и  имеет право использовать произвольно  любые объекты живой и неживой  природы. Этот тип мировоззрения  получил название антропоцентризма (от греческого слова "антропос" - человек).

Тем не менее, протест лучшей части  человечества против жестокого отношения  к животным, развитие этической философской  мысли, особенно в конце XIX и в XX вв., привели человечество к необходимости  пересмотреть свои взгляды на отношение к животным, подвергнуть сомнению односторонность своей этики и выработать более гуманный и справедливый взгляд на свой статус в окружающем мире.

Если биоэтику трактовать не узко (медицински и биологически), а как широкую и философски глубокую дисциплину, то ее центральное ядро – отношение к жизни и смерти. Жизнь понимается как самоценность, как высшая ценность. Поэтому возникают проблемы, которые выходят за рамки отношений врача и пациента, а именно, отношение к жизни, животным, к биогеоценозам, к биосфере и т.д.

Биоэтика возникла и стала интенсивно развиваться в начале 70-х годов  в США и Западной Европе. Большую  роль в становлении биоэтики сыграла  медицина, а так же развитее генетики, осознание не только биологами, но и  обществом возможных негативных последствий генной инженерии. Новый  уровень технико-практических возможностей медицины и экспериментальной науки  поставил перед учеными новые  этические проблемы. Биоэтика возникла как ответ на технологические  вызовы в медицине. Новые технологии трансплантации органов, зарождения и  поддержания жизни вступили в  противоречие и просто в конфликт с традиционными культурными ценностями и с традиционными аксиологическими ориентациями. Например, для христианства сердце – это не только важнейший биологический, но и духовный орган человека.

Можно сказать, что биоэтика – это  форма защиты прав человека, в том  числе его права на жизнь, на здоровье, на ответственное и свободное  самоопределение своей жизни.

Если мы будем рассматривать  биоэтику не просто как анализ взаимоотношений  врача и пациента, а в более  широком контексте и в силовом  поле тех моментальных и ценностных форм, которые определяют отношение  к жизни и смерти, к детству  и старости, то в этом случае биоэтика окажется аксиологически нагруженной. Она не только включает в себя этические нормы отношения к животным, но и экологическую этику, этику отношений человека с биогеоценозами и со всей биосферой. Не только человек, но и вся природа окажутся субъектами этических размышлений и моральной регуляции.

Мы находимся в самом начале пути по развитию биоэтики, хотя в США  уже издана пятитомная энциклопедия по данным проблемам.

Современная биоэтика включает ряд  тесно связанных форм деятельности.

Во-первых, - это мультидисциплинарная область исследования условий и последствий научно-технического прогресса в биомедицине. Встающие перед человечеством проблемы изучаются врачами, биологами, философами, богословами, юристами, психологами, политологами и представителями других дисциплин.

Во-вторых, - это сфера академической, образовательной деятельности. Различные  курсы биоэтики преподаются в  детских садах, школах и лицеях, университетах (на медицинских, биологических, философских, богословских и других факультетах). С 2000 года биоэтика введена как предмет  обязательного преподавания в медицинских  вузах России.

В-третьих, - это бурно развивающийся  социальный институт. Он включает сложную  систему международных (на уровне ООН, ЮНЕСКО, ВОЗ, Совета Европы и т.д.), национальных (в системе государственных и  профессиональных организаций), региональных и локальных (в структурах исследовательских  и практических организаций) этических  комитетов. Биоэтика в определенном аспекте является частью правозащитного движения в области здравоохранения.

Во многих странах мира биоэтика стала академической дисциплиной. Ее преподают главным образом  на философских и медицинских  факультетах университетов. В России биоэтика включена в программу обязательного  медицинского образования с 2000. Курсы  биоэтики читаются на философских факультетах. В настоящее время издаются десятки  специализированных журналов, регулярно  публикующих материалы по биоэтике. Среди них следует упомянуть «Cambridge Quarterly of Healthcare Ethics», «The International Journal for Healthcare Ethics and Ethics Committees»; «The Hastings Center Report»; «The Journal of Medicine and Philosophy. «A European Journal» и др. В России статьи по проблемам биоэтики регулярно публикует журнал «Человек». C 2000 выходит журнал «Медицинское право и этика». В США вышло два издания четырехтомной «Encyclopedia of Bioethics» (1979 и 1995). С 1993 организована Международная Биоэтическая Ассоциация, проводящая всемирные биоэтические конгрессы.

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Биоэтика по-новому освещает структуру  и происхождение человеческой морали, обнаруживая, что в нашем внутреннем мире и в нашем поведении, помимо форм, порожденных разумом, культурой, обществом, есть и формы, обусловленные  древними генетическими программами, доставшимися нам от наших животных предков. Эти исследования помогают нам глубже понять смысл человеческой нравственности, ее происхождение и  структуру.

Если биоэтику трактовать не узкомедицински и биологически, а как широкую и философски-глубокую дисциплину, то ее центральное ядро – отношение к жизни и смерти. Жизнь понимается как самоценность, как высшая ценность. Поэтому возникают проблемы, которые выходят за рамки отношений врача и пациента, а именно отношение к жизни, животным, к биогеоценозам, к биосфере и т.д. Биоэтика возникла и стала интенсивно развиваться в начале 1970-х годов в США и Западной Европе. Большую роль в становлении биоэтики сыграла медицина, а также развитие генетики, осознание не только биологами, но и обществом возможных негативных последствий генной инженерии. Новый уровень технико-практических возможностей медицины и экспериментальной науки поставил перед учеными новые этические проблемы. Биоэтика возникла как ответ на технологические вызовы в медицине. Новые технологии трансплантации органов, зарождения и поддержания жизни вступили в противоречие с традиционными культурными ценностями. Например, для христианства сердце – это не только важнейший биологический, но и духовный орган человека. Можно сказать что биоэтика – это форма защиты прав человека, в том числе его права на жизнь, на здоровье, на ответственное и свободное самоопределение своей жизни.

Биоэтика должна основываться на гуманизме, и лишь в таком виде она может быть приемлема.

Использованная литература

 

  1. Биоэтика: междисциплинарные стратегии и приоритеты. Учебно-методическое пособие. Под ред. проф. Яскевича Я.С. - Минск БГЭУ, 2007.
  2. Воронов В.К., М.В. Гречнева, Р.З. Сагдеев. Основы современного естествознания: Учеб. пособие для вузов.. – М.; Высш. шк., 1999.
  3. Карпенков С.Х. Основные концепции естествознания: Учебн. пособие для вузов. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998.
  4. Концепции современного естествознания: Под общ. Ред. С.И. Самыгина. - 7-е изд., доп. и перераб. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005.
  5. Концепции современного естествознания: учебник для студентов вузов: Под ред. В.Н. Лавриенко, В.П. Ратникова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-Дана, 2008.
  6. Свиридов В.В. Концепции современного естествознания: Учебное пособие. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2005.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Словарь терминов.

 

Автономия личности – принцип биомедицинской этики, основанный на единстве прав врача и пациента, предполагающий их взаимный диалог, при котором право выбора и ответственность не сосредоточиваются всецело в руках врача, а распределяются между ним и пациентом.

Биоэтика — система новых этических стандартов в сфере экспериментальной и теоретической деятельности, биологии и медицине, а также при практическом применении результатов данных исследований; изменение традиционных норм морали и этических принципов под влиянием НТР.

Принципы биоэтики – наиболее фундаментальные понятия биомедицинской этики, на базе которых вырабатываются конкретные моральные нормы поведения врача и медика-исследователя.

Справедливость – принцип, предполагающий реализацию социальной программы, в соответствии с которой обеспечивается равный доступ всех слоев и групп населения к общественным благам, в том числе получению биомедицинских услуг, доступность фармакологических средств, необходимых для поддержания здоровья, защита при проведении биомедицинских исследований наиболее уязвимых слоев населения.

Уязвимость – принцип биоэтики, имеющий два смысла. 1) У. – характеристика любого живого существа (не обязательно человеческого), каждой отдельной жизни, по своей природе конечной и хрупкой. В этом смысле весь прогресс в области медицины и биологии может рассматриваться как борьба с человеческой уязвимостью, вызванная стремлением минимизировать или «отодвинуть» ее. При этом У., в том числе смертность и конечность, расценивается как обстоятельство, которое может и должно быть преодолено, однако, здесь есть опасность лишить человека опыта боли и страданий, которые очень значимы в нашем восприятии действительности. 2)  У.  в более узком смысле –  относится к отдельным человеческим группам и популяциям (бедным, малограмотным, детям, заключенным, инвалидам и т.п.), которые, будучи более слабыми и зависимыми,  требуют особой заботы, ответственности,  эмпатии,  а также соблюдения еще одного принципа биоэтики – принципа справедливости.

Целостность – это то, что обеспечивает тождественность личности самой себе, ее самоидентификацию, и поэтому не должно подвергаться манипуляциям или разрушению.


Информация о работе Основные принципы биоэтики (принцип единства жизни и этики, принцип благоговения перед жизнью, принцип гармонизации системы «человек –