Основные принципы биоэтики (принцип единства жизни и этики, принцип благоговения перед жизнью, принцип гармонизации системы «человек –

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 18:04, реферат

Описание работы

Среди всех естественных наук наиболее бурно сейчас развиваются биология и медицина. Научные успехи в этом направлении, как правило, довольно быстро используются для решения практических проблем и входят в повседневную жизнь. Но они же порождают целый букет морально-нравственных проблем, которые являются предметом рассмотрения биоэтики (биомедицинской этики).
Биоэтика – это сложный культурный феномен, возникший как ответ на угрозы моральному и физическому благополучию человека, порождаемые бурным прогрессом биомедицинской науки и практики. Защита фундаментальных моральных ценностей, определяющих человеческое существование, является условием выживания человечества в современной ситуации.

Содержание работы

Введение.
Предмет и место биоэтике в современной науке.
Принципы и идеи биоэтики как науки.
Значение биоэтики как науки.
Заключение.
Список используемой литературы.
Словарь терминов.

Файлы: 1 файл

Тема 25.естествdocx.docx

— 46.97 Кб (Скачать файл)

Все эти запреты возникают под  жестким давлением отбора ради выполнения задачи сохранности вида.

Какой вывод можно сделать из этих любопытных факторов и закономерностей? Хотя аналоги между описанным  выше «социально и нравственным»  поведением некоторых животных и  человека известны давно и многим, но выводы делаются различные и даже диаметрально противоположные. Так, логика рассуждения сторонников этологической  трактовки социальных явлений (К.Лоренц, Р.Ардри, Дж.Скотт и др.) сводится к следующему: поскольку общепризнано, что человек произошел от животного мира предки прошли через длительную эволюцию, прежде чем стали тем, что мы называем Homo Sapiens, поскольку, считают они, человек должен обладать и всеми теми свойствами, которые присущи животным, включая и биологическую основу мотивации его агрессивного поведения. Сравнительно недавно возникшая социобиология доходит даже до утверждения, что в основном всех форм социального поведения человека лежат врожденные структуры, присуще ему так же как, как и всем другим представителям животного мира. Так, наш образ жизни, который, как мы считаем, создали мы сами, на самом деле в значительной мере определяется нашими генами. Социобиология утверждает, что все живые существа постоянно конкурируют между собой, стремясь обеспечить себе наилучшие шансы на успешную передачу своих генов, т.е. носителей наследственных признаков.

Человек генетически запрограммирован на совершение насильственных действий, доказывает Р.Арди, он бессилен против инстинктов собственной природы, которые неотвратимо приводят к его социальным конфликтам и борьбе.

Исследователи же, стоящие на марксистских позициях (например, австрийский философ  Вальтер Холличер), считают, что человек далеко ушел от животного мира. А значит, распространять закономерности последнего на человеческое поведение, его мотивы и механизмы, с научной точки зрения, абсолютно бесперспективно. Человек, как подчеркивал К.Маркс, «только в обществе может развивать свою истинную природу, и о силе его природы надо судить не по силе отдельных индивидуумов, а по силе всего общества». Значит человек как полностью отделившееся от животного мира существо обладает характерным, специфическими только для него чертами и признаками.

Очевидно, что диалектический подход к изучению поведения человека, исходя из двойственной природы, должен включать изучение как преемственности, так и проявления нарушения преемственности.

Базовым функциональным назначением как индивида, так и группы является сохранение видового генотипа вообще и генотипа данной популяции в частности. И групповые, и индивидуальные поведенческие реакции варьируются в пределах от ярко выраженного эгоизма до альтруизма (разумеется, термины «эгоизм» и «альтруизм» применяются в данном случае весьма условно и не содержат всего набора смыслов, обусловленных развитием человеческой культуры).

На отмеченную пару полюсообразных типовых реакций накладываются коммуникативные ритуалы, в которых и обнаруживается собственно иерархия особей и прежде всего отношения господства и подчинения. Последние включает в себя как индивидуально-статусное, так и стратовое доминирование, источники и основания которого носят множественный характер.

Следует учитывать и одно из универсальных  правил биологии – для множества  элементов системы характерны асимметрия взаимодействий и вытекающая из этого  асимметрия взаимоотношений. В то же время исследования синхронизации  поведения животных и человека показали, на самых разных уровнях интеграции - от биохимических систем организма  до сложных социальных взаимодействий – обнаруживается взаимная синхронизации поведения. Следовательно, в основе социального поведения лежит принцип асимметричности взаимоотношений и влияния ее элементами. Отсюда вытекает необходимость регулятивных механизмов, использующих «нормы» поведения и иерархию организации (она устраняет конкуренцию отдельных видов поведения, чтобы сохранить целостность и порядок системы).

Значит, главный вывод, который  делает биоэтика, заключается в том, что в нашем поведении, помимо действий, порожденных разумом, есть действия мотивированные программами, доставшиеся нам от животных предков.

Но, конечно же, поведение человека не ограничивается этими животными  программами. Ведь человек живет  и действует, пробуждаемый множеством потребностей.

Основные принципы биоэтики, некоторые из них широко признаны уже сегодня:

- принцип единства жизни и  этики, их глубокое соответствие  и взаимообусловленности.

- принцип жизни в качестве  высшей категории среди этических  ценностей, принцип «благоговения  перед жизнью».

- принцип гармонизации системы  «человек – биосфера».

Многомерные требования практической медицины и биологии, с одной стороны, и социально-гуманистические ожидания общества, с другой, привели к  необходимости разработки универсальных  этических принципов – фундаментальных  понятий биомедицинской этики, на базе которых вырабатываются конкретные моральные нормы поведения врача  и медика–исследователя и которые  могут быть положены в основу сложной  системы обеспечения здоровья народонаселения. Следует отметить, что международная  общественность и научно-медицинское  сообщество ведет постоянную работу в этом направлении. Достаточно напомнить  этические принципы биомедицинских исследований Нюрнбергского кодекса (1947), Хельсинской декларации (1964), Конвенции  Совета Европы "О правах человека в биомедицине” (1996) и др.

Хельсинская декларация включает в  число основных такие принципы биоэтики, как принцип автономии личности, информированного согласия и конфиденциальности. В медицинском научном сообществе также разрабатываются и обсуждаются принципы биоэтики, которые можно было бы признать универсальными. Признаются, прежде всего, уважение автономии личности (ее права на самоопределение) и стремление к обеспечению блага пациента, базирующиеся на фундаментальных демократических ценностях, которыми выступают, в частности, солидарность, соучастие, сострадание, идея коммуникалистских интересов (Б. Дженнингс). "Классические” принципы биоэтики, предложенные Т. Бичампом и Дж. Чилдресом – так называемые "джорджтаунские мантры” (по имени университета в США, в котором работают авторы) также включают в себя: уважение автономии личности, справедливость, непричинение зла, ориентацию на благо (делай добро). Основные этические принципы европейской биоэтики и биоправа, разработанные в рамках исследовательского проекта Европейской Комиссии, – "принципы Кемпа” (по имени П. Кемпа – координатора и автора концептуальных идей) – в качестве основополагающих включают в себя автономию личности, человеческое достоинство, целостность и уязвимость человека.

Очевидно, что принцип автономии  личности признается всеми авторами без исключения и ставится ими  на первое место. Что касается других принципов, то они выступают в  разном наборе и иногда несут в  себе разное содержание, отражающее специфику  региональных походов к правам человека, национальных традиций и ценностей.

Автономия личности – принцип биомедицинской этики, основанный на единстве прав врача  и пациента, предполагающий их взаимный диалог, при котором право выбора и ответственность не сосредоточиваются  всецело в руках врача, а распределяются между ним и пациентом. Согласно этому принципу принятие надежного  в этическом отношении медицинского решения основано на взаимном уважении врача и больного и их активном совместном участии в этом процессе, требующем компетентности, информированности  пациента и добровольности принятия решения. Сложные медицинские вмешательства  проводятся с письменного согласия пациента, ознакомленного с их целью  и возможными результатами. Этическим  основанием принципа автономии личности выступает признание ее независимости  и права на самоопределение. Таким  образом, уважение автономии относится, прежде всего к личности, обладающей возможностью и правом распоряжаться своей жизнью и здоровьем, вплоть до сознательного отказа от лечения, даже если это решение будет стоить ей жизни. Принцип автономии личности тесно связан с другим основополагающим принципом биоэтики – информированным согласием.

Информированное согласие – принцип  биомедицинской этики, требующий соблюдения права пациента знать всю правду о состоянии своего здоровья, о  существующих способах лечения его  заболевания и риске, связанном  с каждым из них. В автономной модели взаимоотношений этот принцип –  не жест доброй воли или желания  врача, это его обязанность.

Информированное согласие – это  коммуникативный диалог врача и  пациента, предполагающий соблюдение ряда этических и процессуальных норм: учет психического состояния, уровня культуры, национальных и религиозных  особенностей пациента, тактичность  врача или исследователя, его  моральные качества, способность  обеспечить понимание информации пациентом. Правильное информирование о состоянии  здоровья и его прогнозе дает пациенту возможность самостоятельно и достойно распорядиться своим правом на жизнь, обеспечивая ему свободу добровольного выбора.

Добровольность – еще один принцип  биомедицинской этики, связанный с  автономией пациента. Это уважение свободы волеизъявления личности, предполагающего  самостоятельное принятие решение  или согласие на медицинские манипуляции  или исследования при условии  информированности и отсутствия внешнего принуждения – не только физического или морального давления, но и зависимости разного рода. В свою очередь добровольность и  отсутствие зависимости приводят к  требованию и ожиданию конфиденциальности.

Конфиденциальность – принцип  биомедицинской этики, проявляющийся  во взаимном доверии между врачом и пациентом. Нарушение конфиденциальности ухудшает взаимоотношения пациента и врача и затрудняет выполнение последним своих обязанностей. Принцип  конфиденциальности опирается на моральные  соображения, по которым каждый индивид  имеет право решать, кому, и в какой мере он может передать свои мысли, переживания, чувства, обстоятельства жизни.

Конфиденциальность предполагает строгое соблюдение врачебной тайны, надежное хранение врачом информации, полученной от пациента, анонимность  проводимых исследований, минимизацию  вмешательства в личную жизнь  пациента, тщательное хранение конфиденциальных данных и ограничение доступа  к ним не только при жизни, но и  после смерти пациента.

Рассмотренные нами принципы – автономии  личности, информированного согласия, конфиденциальности, добровольности –  это принципы одного – "субъект-субъектного” порядка, предполагающие равенство и независимость партнеров, активную роль пациента и его право на самоопределение в процессе лечения или обследования. Но по мере развития медицины и вовлечения в биомедицинские исследования и манипуляции все большего числа людей, особую роль начинают играть принципы, условно говоря, "страдательного” порядка, предполагающие заботу общества и медиков – врачей и исследователей о соблюдении этических требований по отношению к пациентам, попадающим в зависимость от них.

Совершенно особое место в этом ряду занимает категория достоинство. В широком этическом контексте это, прежде всего, объективная самоценность, которой обладает каждый человек по праву своего рождения, потому что он человек. Отсюда – человеческое достоинство.

Поэтому все люди, и пациенты в  том числе, независимо от их социального  статуса, психического и физического  состояния и поведения имеют  равные права на признание и уважение собственного достоинства. Таким образом, в биомедицинской практике этот принцип  охватывает более широкий круг ситуаций, чем принцип автономности, который  предполагает осознанную дееспособность и самостоятельность личности. Уважение же человеческого достоинства связано  не только с наличием чувства и  сознания своего достоинства, которые  проявляются во внутренней уверенности  личности в собственной ценности, в сопротивлении попыткам посягнуть  на свою индивидуальность и независимость, в самоуважении (их может и не быть). Принцип уважения достоинства  относится и к таким ситуациям, когда человек не в состоянии  выразить свою волю, когда в силу своего физического или психического расстройства он совершенно не способен к автономным действиям, когда приходится говорить даже не о человеческой личности, а о человеческом существе.

Речь идет о таких ситуациях, как вегетативное существование, тяжелые  формы гериатрического состояния, эксперименты с эмбрионом человека и др.

Особую роль в системе биоэтических принципов играют в этой связи принципы целостности и уязвимости, выдвинутые европейскими биоэтиками. Эти принципы непосредственно связаны с уважением достоинства личности и затрагивают как физическую, так и психическую стороны жизнедеятельности индивида.

Целостность – это то, что обеспечивает тождественность личности самой  себе, ее самоидентификацию, и поэтому  не должно подвергаться манипуляциям или разрушению. Она связана с "жизненной историей” индивида, которая создается памятью о  наиболее важных событиях собственной  жизни и интерпретацией жизненного опыта. Иными словами, целостность  личности – это ее уникальность, индивидуальность и неповторимость. К сожалению, некоторые медицинские  вмешательства, имеющие благую цель восстановить здоровье человека, улучшить его состояние, часто бывают связаны  с нарушением целостности. Необходимость  защищать психофизическую целостность  человека, минимизировать ее нарушения  требуют сегодня разработки этических  и правовых норм, относящихся, в частности, к генетическим манипуляциям и вмешательствам в генетическую структуру индивида, к проблеме использования частей человеческого тела – органов и тканей и т.п.

Информация о работе Основные принципы биоэтики (принцип единства жизни и этики, принцип благоговения перед жизнью, принцип гармонизации системы «человек –