Основы экологического образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 15:07, реферат

Описание работы

Задача формирования экологической культуры лучше всего может быть решена, если воспитание любви к природе, чувства бережного отношения к ней начинать в раннем детском возрасте. В начальной школе закладываются основы знаний о природе и ее значении в жизни людей, о том, что человек - часть природы, о положительном или отрицательном воздействии человека на природу и природы на человека.

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 48.52 Кб (Скачать файл)


 ВВЕДЕНИЕ

Задача формирования экологической  культуры лучше всего может быть решена, если воспитание любви к  природе, чувства бережного отношения  к ней начинать в раннем детском  возрасте.

В начальной школе закладываются  основы знаний о природе и ее значении в жизни людей, о том, что человек - часть природы, о положительном  или отрицательном воздействии  человека на природу и природы  на человека.

Как известно, детям младшего школьного  возраста особенно присуще эмоционально-чувственное  восприятие окружающего мира, что  является надежным подспорьем в экологическом  образовании младших школьников при изучении таких предметов, как  изобразительное искусство, музыка, труд.

Необходимо научить ребенка  видеть прекрасное в обычных явлениях природы, красоту ее форм, красок, звуков, запахов. Эмоционально-эстетические чувства наряду с интеллектуальным восприятием природы являются основой для формирования у ребенка любви и бережного отношения к природе. Эстетическое влияние природы тесно связано с ее нравственно облагораживающим воздействием на человека и на ребенка в особенности.

Основной упор в эколого-природоохранной  подготовке младших школьников делается на воспитание чувства любви к  родной природе, внимания и заботы ко всему окружающему. У детей развивается  чувство заботы о растениях и  животных, сопереживание, сочувствие им, они приучаются участвовать в природоохранных делах, что в дальнейшем проявится в конкретных практических действиях по сохранению окружающей природы. Забота детей, естественно, должна распространяться на близких к ним людей, товарищей, «на братьев наших меньших», на все то, что их окружает - животных, комнатные растения, деревья, вещи, дом, уголок живой природы.

Поэт Юрий Куксов в доступной  детям форме рассказывает о том, что такая забота нужна всем:

Есть очень хорошее слово - забота

Не верю, что в том сомневается  кто-то.

Забота о маме, забота о друге,

О старых скворечниках

В нашей округе,

Забота о каждой зеленой березке,

Что возрастом малым 

Годится в подростки.

Ей нужен, поверь мне,

Помощник и друг.

Ей будет опорой

Тепло твоих рук.

Успешность экологического образования  связана с развитием потребности  детей к общению с природой. Нельзя допускать их отчуждения от природной среды. Эта потребность  особенно возросла у городских жителей. Жизнь человека в современном  городе сопровождается снижением физической активности, отрицательно сказывается  на здоровье детей. Кроме того, город  с массой людей, транспорта, шумов, пребывание в искусственной среде служат источником нездоровья, стресса, срыва  нервной системы хрупкого детского организма.

От общения с природой появляется ощущение радости. Природа, ее красота  оказывает заметное облагораживающее влияние на мысли и поступки человека, воспитывает неприятие насилия. Задача состоит в том, чтобы общение  с природой (с ее элементами в  виде комнатного цветка, рыбок в  аквариуме и т. д.) прививало любовь, сострадание, рождало стремление к  благородному поступку, действовало  по отношению не только к природным  явлениям, но и к окружающим людям, формировало у ребенка гуманные чувства, исключающие черствость и  жесткость ко всему живому.

 

 

 

 

 

 

 

1. Научно – теоретические  основы экологического образования

                                   Человечество подошло к порогу, за которым нужны и

                                    новая нравственность, и новые  знания, новый 

                                    менталитет, новая система ценностей.

Кто их будет создавать  и пестовать?

                                   Думаю, что решающую роль в  утверждении междис

                                    циплинарного экологического образования  играет

                                    Учитель...

                                 Н. Н. Моисеев

Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания  каждым ответственности за судьбу нашего общего дома - планеты Земля. Мы - часть  природы и целиком зависим  от нее.

Истоки экологической культуры берут свое начало в многовековом опыте народа - в традициях бережного  отношения к природе, природным  богатствам родной земли. В глубокой древности наши предки хорошо знали  природу, взаимосвязи животных организмов с окружающей средой. Еще не зная грамоты и не имея письменности, люди могли читать книгу природы  и передавать накопленные знания детям. В процессе общения с природой, постигая ее закономерности, люди постепенно устанавливали нормы и правила  поведения в природе.

Природа издавна занимала важное место  в творчестве разных народов нашей страны. Из поколения в поколение передавались накопленные знания и умения, воспитывалась любовь к родной земле, потребность заботиться о ней.

Народная педагогика изначально строилась  на таких фундаментальных основах, как труд, бережное отношение к природе, на высоких нравственных принципах, на уважении к человеку как носителю народной мудрости. Народная мудрость, помогавшая выживать в условиях суровой природы, нашла отражение в сказках, героическом эпосе, пословицах, поговорках, загадках, а также в праздниках и обрядах, обычаях и играх.

Формирование экологической культуры, определяющей отношение к окружающей среде, надо рассматривать как сложный  комплексный процесс, который во многом зависит от возрастных особенностей и возможностей учащихся. Первым возрастным этапом обучения является начальная школа. Конкретная цель экологического образования младших школьников может быть сформулирована как становление научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически - деятельностного отношения к окружающей среде, к здоровью на основе единства чувственного и рационального познания природного и социального окружения человека.

Эта формулировка опирается на такие  психофизиологические особенности  учащихся, как целостное мировосприятие, врожденная любознательность и эмоциональная  восприимчивость; стремление овладеть грамотой (методами) изучения природного и социального окружения, правилами и нормами поведения в природе и обществе, научиться оказывать помощь природным обитателям.

В целевой установке экологического образования отмечена и такая  специфическая особенность - неразрывное  единство чувственного и рационального  познания природного и социального  окружения человека как важное условие  становления у детей элементов  экологической культуры.

Следовательно, стратегическая цель экологического образования в начальной школе предполагает планируемый результат - модель выпускника начальной школы. Это сложный процесс, требующий решения следующих задач:

  • Обучение - формирование знаний об экосистемной организации природы Земли;
  • Системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды своей местности;
  • Воспитание потребностей (мотивов, побуждений), направленных на реализацию здорового образа жизни и улучшение состояния окружающей среды;
  • Развитие интеллектуальной сферы - способности к целевому, причинному анализу экологических ситуаций; эмоциональной сферы - эстетического воспитания и оценки состояния окружающей среды; волевой сферы - уверенности в возможности решить экологические проблемы; стремление участвовать в практических делах по защите окружающей среды. 

2. Аквариум и экологическое  воспитание школьников.

Трудно ответить на вопрос, кто, где  и когда впервые поймал рыбку  и посадил ее в сосуд - каменный ли, глиняный или стеклянный. Но достоверно известно, что люди увлекаются разведением рыб в аквариумах уже не одно тысячелетие. В Египте на античных фресках Долины Царей можно увидеть довольно точные изображения электрического сома, рыбы-слона, угря и др. В Древнем Китае содержанием и разведением рыб занимались более 3,5 тысяч лет назад. В период династии Инь-Шанг существовали даже письменные руководства по данному вопросу. Много времени прошло с тех пор, и былое хобби людей, каким являлось это увлечение, оформилось, можно сказать, в самостоятельную науку - аквариумистику.

Комнатные аквариумы в России появились  примерно в 1856 году. В это время  в печати была опубликована статья «Озеро в комнате» - о значении аквариума  в воспитании разумного, бережного  отношения ко всему живому. Занятие  аквариумным делом влияет также  на формирование характера человека, приносит эстетическое удовлетворение, в какой-то мере успокаивает нервную  систему. Кто с увлечением ухаживает  за рыбами в своем «бассейне», тот  становится более восприимчивым  к красоте природы. Современная  жизнь отмечается напряжением и  динамизмом. Люди устают от ее стремительного темпа, перегруженности информацией, а также от вынужденного общения с себе подобными на работе, в школе, на улице. В таких условиях большое значение имеет возможность хотя бы на некоторое время отрешиться от повседневной суеты, уйти в мир, где жизнь течет неспешно и мудро: тихо журчит вода, плавно колышутся растения, безмолвно и грациозно двигаются рыбы. Наблюдение за аквариумом успокаивает, настраивает на добрый лад, поднимает настроение.

Приходя заниматься в наш кружок, ребята учатся правильно содержать, ухаживать и разводить разные виды рыб и другие водные организмы. Делятся разной информацией, спорят между собой, меняются рыбками и  растениями. Рассматривая через стекло аквариума, уголок подводного царства, школьники наглядно убеждаются в том, что в природе все между собой тесно связано. В правильно оборудованном аквариуме животные находятся в условиях, близких к естественным, поэтому наблюдения за ними дают интересные сведения об их образе жизни и поведении, а также о разнообразных приспособлениях к водной среде. Но главной задачей нашей станции всегда являлось воспитание в подрастающем поколении любви к природе, умение понимать и охранять природу. В этом отношении аквариум учит ребенка визуально познавать мир, не дотрагиваясь до него, ощущать его в первую очередь через призму знаний. Дети учатся видеть красоту, выявлять закономерности этого хрупкого мирка посредством изучения, и это является приоритетом в изучении данного предмета.

Международный союз охраны природы  и природных ресурсов (МСОП) издает и обновляет Красную книгу, в  которую включены виды, находящиеся  под угрозой вымирания. И согласно списку, уже более 80 видов костных  рыб в природе исчезли, более 700 отнесены к той или другой высшей категории опасности: некоторые виды находятся под угрозой исчезновения, считаются исчезнувшими и уязвимыми. Повышенная ловля рыбы, наряду с загрязнением и разрушением мест их обитания, вызвала значительное снижение численности популяции некоторых рыб. Такая рыбка, как скифия, была истреблена в природе спустя десятилетие после своего открытия в 1978 году. Однако она продолжает жить в условиях неволи благодаря опытным аквариумистам, которые ее разводят. В нашем кружке ведутся беседы о том, как сохранить исчезающую Красную рыбу нашей местности.

Хотелось бы привести слова знаменитого  ученого, доктора Герберта Р. Асельрода, посвятившего свою жизнь аквариумистике. В статье «Добро пожаловать в мир  контролируемой свободы» он писал: «Большинству цивилизованных людей хорошо известно или они быстро убеждаются в том, что со свободой всегда приходит ответственность. Эти два понятия неразрывно связаны. Каждый свободен лишь до тех пор, пока не посягнет на чью-то свободу, и в этом основной секрет аквариумистики. Обитатели аквариума существуют в узком мирке, огражденном стеклянными стенками. Они полностью зависят от нас. Мы должны обеспечить их кормом и защищать от холода, перегрева, врагов. Мы должны помогать им размножаться и оставаться такими, какими они были созданы».

Часто, еще со школьной скамьи, прививается  людям одностороннее понимание  природы и отношение к ней. При этом имеется в виду, что  человек - царь природы, грозный ее покоритель, и потому он все может и все  должен брать от природы.

Бесспорно, власть человека над природой велика и непрерывно возрастает. Человек  меняет русла и течение рек, создает  искусственные моря, уничтожая при  этом вредную (в его понимании) фауну  и флору, насаждает сады и леса, акклиматизирует полезных животных и растения. Но чем больше власть человека над природой, тем рачительней и заботливей он должен относиться к ней.

Аквариумист - это человек, который  искренне любит природу и заботится  о ней.

Трудно допустить, что ребенок, любовно выращивающий у себя дома красивых рыбок, ухаживающий за водными  растениями, станет бездумно уничтожать живую природу в естественном ее состоянии. Аквариумист всегда и  везде остается заботливым в общении с окружающей его природой.

Добавлю, что уход за живыми существами воспитывает у учащихся бережное и доброе отношение к природе, а также к людям. Дети становятся добрее, и у них появляется интерес ко всему живому.

Поэтому аквариумистика в высшей степени  подходит для решения вопросов экологического воспитания подрастающего поколения. А роль учителя заключается в том, чтобы заинтересовать детей интересным и увлекательным познанием подводного мира. 

3. Этические беседы по  экологии.

                                     Мир, окружающий ребенка, - это, прежде всего, мир

                                    природы с безграничными богатствами  явлений, 

                                    с неисчерпаемой красотой. В природе  - вечный 

источник детского разума

                                                                                       В. А. Сухомлинский

Информация о работе Основы экологического образования