Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 15:07, реферат
Задача формирования экологической культуры лучше всего может быть решена, если воспитание любви к природе, чувства бережного отношения к ней начинать в раннем детском возрасте. В начальной школе закладываются основы знаний о природе и ее значении в жизни людей, о том, что человек - часть природы, о положительном или отрицательном воздействии человека на природу и природы на человека.
ВВЕДЕНИЕ
Задача формирования экологической культуры лучше всего может быть решена, если воспитание любви к природе, чувства бережного отношения к ней начинать в раннем детском возрасте.
В начальной школе закладываются основы знаний о природе и ее значении в жизни людей, о том, что человек - часть природы, о положительном или отрицательном воздействии человека на природу и природы на человека.
Как известно, детям младшего школьного
возраста особенно присуще эмоционально-
Необходимо научить ребенка видеть прекрасное в обычных явлениях природы, красоту ее форм, красок, звуков, запахов. Эмоционально-эстетические чувства наряду с интеллектуальным восприятием природы являются основой для формирования у ребенка любви и бережного отношения к природе. Эстетическое влияние природы тесно связано с ее нравственно облагораживающим воздействием на человека и на ребенка в особенности.
Основной упор в эколого-природоохранной подготовке младших школьников делается на воспитание чувства любви к родной природе, внимания и заботы ко всему окружающему. У детей развивается чувство заботы о растениях и животных, сопереживание, сочувствие им, они приучаются участвовать в природоохранных делах, что в дальнейшем проявится в конкретных практических действиях по сохранению окружающей природы. Забота детей, естественно, должна распространяться на близких к ним людей, товарищей, «на братьев наших меньших», на все то, что их окружает - животных, комнатные растения, деревья, вещи, дом, уголок живой природы.
Поэт Юрий Куксов в доступной детям форме рассказывает о том, что такая забота нужна всем:
Есть очень хорошее слово - забота
Не верю, что в том сомневается кто-то.
Забота о маме, забота о друге,
О старых скворечниках
В нашей округе,
Забота о каждой зеленой березке,
Что возрастом малым
Годится в подростки.
Ей нужен, поверь мне,
Помощник и друг.
Ей будет опорой
Тепло твоих рук.
Успешность экологического образования
связана с развитием
От общения с природой появляется ощущение радости. Природа, ее красота оказывает заметное облагораживающее влияние на мысли и поступки человека, воспитывает неприятие насилия. Задача состоит в том, чтобы общение с природой (с ее элементами в виде комнатного цветка, рыбок в аквариуме и т. д.) прививало любовь, сострадание, рождало стремление к благородному поступку, действовало по отношению не только к природным явлениям, но и к окружающим людям, формировало у ребенка гуманные чувства, исключающие черствость и жесткость ко всему живому.
1. Научно – теоретические
основы экологического
Кто их будет создавать и пестовать?
Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности за судьбу нашего общего дома - планеты Земля. Мы - часть природы и целиком зависим от нее.
Истоки экологической культуры берут свое начало в многовековом опыте народа - в традициях бережного отношения к природе, природным богатствам родной земли. В глубокой древности наши предки хорошо знали природу, взаимосвязи животных организмов с окружающей средой. Еще не зная грамоты и не имея письменности, люди могли читать книгу природы и передавать накопленные знания детям. В процессе общения с природой, постигая ее закономерности, люди постепенно устанавливали нормы и правила поведения в природе.
Природа издавна занимала важное место в творчестве разных народов нашей страны. Из поколения в поколение передавались накопленные знания и умения, воспитывалась любовь к родной земле, потребность заботиться о ней.
Народная педагогика изначально строилась на таких фундаментальных основах, как труд, бережное отношение к природе, на высоких нравственных принципах, на уважении к человеку как носителю народной мудрости. Народная мудрость, помогавшая выживать в условиях суровой природы, нашла отражение в сказках, героическом эпосе, пословицах, поговорках, загадках, а также в праздниках и обрядах, обычаях и играх.
Формирование экологической
Эта формулировка опирается на такие психофизиологические особенности учащихся, как целостное мировосприятие, врожденная любознательность и эмоциональная восприимчивость; стремление овладеть грамотой (методами) изучения природного и социального окружения, правилами и нормами поведения в природе и обществе, научиться оказывать помощь природным обитателям.
В целевой установке
Следовательно, стратегическая цель экологического образования в начальной школе предполагает планируемый результат - модель выпускника начальной школы. Это сложный процесс, требующий решения следующих задач:
2. Аквариум и экологическое воспитание школьников.
Трудно ответить на вопрос, кто, где и когда впервые поймал рыбку и посадил ее в сосуд - каменный ли, глиняный или стеклянный. Но достоверно известно, что люди увлекаются разведением рыб в аквариумах уже не одно тысячелетие. В Египте на античных фресках Долины Царей можно увидеть довольно точные изображения электрического сома, рыбы-слона, угря и др. В Древнем Китае содержанием и разведением рыб занимались более 3,5 тысяч лет назад. В период династии Инь-Шанг существовали даже письменные руководства по данному вопросу. Много времени прошло с тех пор, и былое хобби людей, каким являлось это увлечение, оформилось, можно сказать, в самостоятельную науку - аквариумистику.
Комнатные аквариумы в России появились примерно в 1856 году. В это время в печати была опубликована статья «Озеро в комнате» - о значении аквариума в воспитании разумного, бережного отношения ко всему живому. Занятие аквариумным делом влияет также на формирование характера человека, приносит эстетическое удовлетворение, в какой-то мере успокаивает нервную систему. Кто с увлечением ухаживает за рыбами в своем «бассейне», тот становится более восприимчивым к красоте природы. Современная жизнь отмечается напряжением и динамизмом. Люди устают от ее стремительного темпа, перегруженности информацией, а также от вынужденного общения с себе подобными на работе, в школе, на улице. В таких условиях большое значение имеет возможность хотя бы на некоторое время отрешиться от повседневной суеты, уйти в мир, где жизнь течет неспешно и мудро: тихо журчит вода, плавно колышутся растения, безмолвно и грациозно двигаются рыбы. Наблюдение за аквариумом успокаивает, настраивает на добрый лад, поднимает настроение.
Приходя заниматься в наш кружок, ребята учатся правильно содержать, ухаживать и разводить разные виды рыб и другие водные организмы. Делятся разной информацией, спорят между собой, меняются рыбками и растениями. Рассматривая через стекло аквариума, уголок подводного царства, школьники наглядно убеждаются в том, что в природе все между собой тесно связано. В правильно оборудованном аквариуме животные находятся в условиях, близких к естественным, поэтому наблюдения за ними дают интересные сведения об их образе жизни и поведении, а также о разнообразных приспособлениях к водной среде. Но главной задачей нашей станции всегда являлось воспитание в подрастающем поколении любви к природе, умение понимать и охранять природу. В этом отношении аквариум учит ребенка визуально познавать мир, не дотрагиваясь до него, ощущать его в первую очередь через призму знаний. Дети учатся видеть красоту, выявлять закономерности этого хрупкого мирка посредством изучения, и это является приоритетом в изучении данного предмета.
Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП) издает и обновляет Красную книгу, в которую включены виды, находящиеся под угрозой вымирания. И согласно списку, уже более 80 видов костных рыб в природе исчезли, более 700 отнесены к той или другой высшей категории опасности: некоторые виды находятся под угрозой исчезновения, считаются исчезнувшими и уязвимыми. Повышенная ловля рыбы, наряду с загрязнением и разрушением мест их обитания, вызвала значительное снижение численности популяции некоторых рыб. Такая рыбка, как скифия, была истреблена в природе спустя десятилетие после своего открытия в 1978 году. Однако она продолжает жить в условиях неволи благодаря опытным аквариумистам, которые ее разводят. В нашем кружке ведутся беседы о том, как сохранить исчезающую Красную рыбу нашей местности.
Хотелось бы привести слова знаменитого ученого, доктора Герберта Р. Асельрода, посвятившего свою жизнь аквариумистике. В статье «Добро пожаловать в мир контролируемой свободы» он писал: «Большинству цивилизованных людей хорошо известно или они быстро убеждаются в том, что со свободой всегда приходит ответственность. Эти два понятия неразрывно связаны. Каждый свободен лишь до тех пор, пока не посягнет на чью-то свободу, и в этом основной секрет аквариумистики. Обитатели аквариума существуют в узком мирке, огражденном стеклянными стенками. Они полностью зависят от нас. Мы должны обеспечить их кормом и защищать от холода, перегрева, врагов. Мы должны помогать им размножаться и оставаться такими, какими они были созданы».
Часто, еще со школьной скамьи, прививается людям одностороннее понимание природы и отношение к ней. При этом имеется в виду, что человек - царь природы, грозный ее покоритель, и потому он все может и все должен брать от природы.
Бесспорно, власть человека над природой велика и непрерывно возрастает. Человек меняет русла и течение рек, создает искусственные моря, уничтожая при этом вредную (в его понимании) фауну и флору, насаждает сады и леса, акклиматизирует полезных животных и растения. Но чем больше власть человека над природой, тем рачительней и заботливей он должен относиться к ней.
Аквариумист - это человек, который искренне любит природу и заботится о ней.
Трудно допустить, что ребенок, любовно выращивающий у себя дома красивых рыбок, ухаживающий за водными растениями, станет бездумно уничтожать живую природу в естественном ее состоянии. Аквариумист всегда и везде остается заботливым в общении с окружающей его природой.
Добавлю, что уход за живыми существами воспитывает у учащихся бережное и доброе отношение к природе, а также к людям. Дети становятся добрее, и у них появляется интерес ко всему живому.
Поэтому аквариумистика в высшей степени
подходит для решения вопросов экологического
воспитания подрастающего поколения.
А роль учителя заключается в том, чтобы
заинтересовать детей интересным и увлекательным
познанием подводного мира.
3. Этические беседы по экологии.
источник детского разума