Основы экологического образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 15:07, реферат

Описание работы

Задача формирования экологической культуры лучше всего может быть решена, если воспитание любви к природе, чувства бережного отношения к ней начинать в раннем детском возрасте. В начальной школе закладываются основы знаний о природе и ее значении в жизни людей, о том, что человек - часть природы, о положительном или отрицательном воздействии человека на природу и природы на человека.

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 48.52 Кб (Скачать файл)

Среди содержательных и организационных  мер экологического образования  младших школьников особое место  занимает беседа. Экологическое образование  в первую очередь нацелено на воспитание у детей культуры отношений с  окружающей средой, а воспитание, по убеждению В. А. Сухомлинского, это, прежде всего, постоянное духовное общение  учителя и ребенка. Именно беседа выявляет нравственную позицию ребенка  в его отношениях с животными, растениями, людьми.

Воспитывать чувства, отношения - это  значит словом и делом вызывать у  детей соответствующую реакцию, намеренно создавая определенную ситуацию или используя естественную обстановку.

Именно участие в беседе, индивидуальной или коллективной, дает ребенку возможность  понять целесообразность выбора того или иного образца поведения, мотивы своего или чужого поступка.

Важной особенностью психического развития младшего школьника является его обостренная потребность  в активном усвоении общечеловеческих ценностей и нормативов, способность брать ответственность за свое поведение, поступки, оценивать их с точки зрения добра и зла. А для этого он сам должен быть добрым ко всему живому.

Процесс формирования современных  экологических ценностей, воспитания гуманного отношения ребенка  к окружающему достаточно сложен и проблематичен. Поскольку он зависит  не только от новых нравственных ценностей  в содержании образования, не только от использования эффективных форм обучения и воспитания на данном возрастном этапе, но и от реального жизненного опыта, среди окружения ребенка в школе, на улице, дома, в семье. Однако УДО работает на перспективу и создание самых благоприятных условий для формирования человека-гражданина, его ответственности за судьбу планеты Земля.

Ситуаций нравственного выбора в жизни детей множество, и  во время беседы они должны разобраться, что экологически целесообразно, а  что нет, что нравственно, гуманно, а что безнравственно и жестоко. Важно, что детям не дается рецепт поведения в готовом виде, а постепенно через содержание и логику вопросов, заданий, ответов подводят ребенка к собственным выводам и заключениям. А это гораздо действеннее, чем простое предъявление запретов и предписаний, которые дети автоматически выполняют только потому, что так надо, но не по велению своих чувств.

Беседуя с детьми на этические темы, я стараюсь быть предельно деликатной и тактичной, чтобы не ранить хрупкую  душу ребенка, не вызвать гнев и преследование  товарищей. При рассмотрении конкретных экологических ситуаций, стараюсь показать роль поведения человека и значение его деятельности в изменении окружающей среды, в сохранении жизни природных обитателей. А это позволит мотивированно и обоснованно подвести детей к выводу о необходимости защищать и охранять природные объекты, природную среду - наш общий большой дом. Мы знаем, что сегодня в нашем доме появилось множество болезней: оскуднение и истощение, разрушение и загрязнение природных ресурсов, деградация природной среды, ухудшение экологического качества воды, воздуха, почвы, которые связаны с безграмотной деятельностью человека, нарушающей связи организмов со средой обитания. Поэтому очень важно с самого раннего детства учить ребенка находить многочисленные связи в природе - между неживой природой и живыми существами; растениями и животными; между животными; между деятельностью человека и его здоровьем, состоянием природного окружения, отдельны обитателей природы. И этому во многом поможет доверительная обстановка беседы, активное участие в ней каждого ребенка со своими мыслями, чувствами, выводами. Так постепенно будут реализовываться основные этические принципы человечества и биосферы: сохранение биосферы как основы развития; совместное бесконфликтное развитие человека и природы (коэволюция), необходимое для сохранения человечества в составе биосферы, для выживания его на планете. Главное, чтобы каждый понял: «Ты пришел в гости к природе - не делай ничего, чтобы счел неприличным сделать в гостях», - как советовал ученый - географ Д. Л. Арманд.

Ребенок живет в мире, полном звуков. Источники их разнообразны: человек  и его деятельность, техника, природа  и ее обитатели. Особую притягательную силу для маленького человека имеют  звуки природы - пение птиц, журчание бегущей воды, хрустальный звон капели, шелест листвы, раскаты грома. В то же время многие не умеют слушать, и все богатство природных звуков остается для них незамеченным. И не случайно эти люди - и взрослые, и дети, чье слуховое восприятие не развито, находясь в гостях у природы, создают мощный фактор беспокойства для ее обитателей. Зачастую они не имеют ни малейшего представления о том, что находятся в особом мире, где каждый звук - сигнал, своеобразная информация для всех живых организмов леса, луга, водоема. Совсем не просто это сделать, хотя природа наделила каждого из нас органами зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания. Но этот дар, как и всякий другой, нуждается в развитии, поскольку все прекрасное в природе постигается каждым человеком индивидуально.

Понимание природы должно рождаться как чувство, которое  можно развить и воспитать, если с малых лет обучать ребенка  эстетическому восприятию и видению  окружающего мира. Детям необходимо наблюдать и отмечать красоту  лесов, полей, садов, Замечать красоту  отдельных явлений и объектов природы: темные тучи, яркие звезды, серебристые рыбки, разноцветные камушки  в аквариуме и т.д. Разглядывать узоры мороза на окнах, снежинки, замечать сверкание снега; отличать и сопоставлять формы цветов и листьев, замечать относительную величину и окраску, формы предметов; воспринимать красоту  звуков в природе: шум ветра, шелест листьев, звон весенней капели, пение  птиц; различать и уметь сопоставлять наиболее характерные особенности  сезонных изменений в природе (краски, запахи, звуки); замечать, как преображается природа в результате труда человека (посадка деревьев, цветов).    Дети постепенно должны проявлять творческую фантазию и самостоятельность, сооружая постройки из снега, составляя букеты цветов, наблюдая явления природы во время прогулки, по собственной инициативе вспомнить и спеть соответствующую песню, прочитать стихотворение, придумать как использовать природный материал.

Эстетическое познание предполагает возможность учиться и учить красоте. И если ребенок не испытывает восторга перед многообразием природного окружения, то позднее, сколько над этим ни бейся, человека, как правило, не удивит красота природы. Все дело в том, что эстетическое чувство природы важно развивать и формировать, когда складывается духовный мир растущего человека, т. е. в младшем школьном и младшем подростковом возрасте.

Показателен следующий пример. В  Японии детей от пяти до шестнадцати  лет во время каникул возят  по стране и неторопливо показывают ее пейзажи, горы, долины, реки, водопады, древнюю архитектуру и современные  города. Детские души наполняются  глубокими эмоционально-эстетическими  и познавательно-интеллектуальными переживаниями, у них формируются первые понятия о природной красоте, ее многообразии, о красоте, созданной руками человека. Всему миру известна высокая эстетическая культура японского народа, его образцовое умение беречь и создавать красоту родной земли, благоустраивать ее. Этот пример убедительно показывает - все берет свое начало в эстетическом развитии детей. Пренебрежение эстетическим воспитанием приводит к тому, что из школы выходят люди, эмоционально глухие и черствые, ущербные в социальном плане, не ценящие гармонию и красоту окружающего мира, ведь чувство прекрасного - величайший регулятор отношений человека к природе и обществу.

Природа является первоосновой всякой красоты и величия. И поэтому  учитель должен стараться систематически приобщать своих питомцев к разнообразным проявлениям этой красоты - на уроках, экскурсиях, во время ролевых игр, при проведении специальных бесед, праздников и других мероприятий во внеурочное время. Он как бы приучает ребенка не только глядеть, но и видеть, не только слушать, но и слышать.

 

 

4. Игры экологической  направленности.

Игра – основная деятельность детей. Силой воображения игровых действий, роли, способностью перевоплощаться  в образ дети создают игру. В  играх нет реальной обусловленности  обстоятельствами, пространством, временем.

Для более эффективного развивающего и обогащающего эффекта целесообразно  использование комплекса разнообразных  игр: дидактических, творческих, сюжетно-ролевых, подвижных и т.д.

Дидактические игры – это игры с готовым содержанием и правилами. В процессе дидактической игры дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся  у них представления о предметах  и явлениях природы, растениях, животных. Игры дают возможность детям оперировать  самими предметами природы, сравнивать их, отличать изменения отдельных, внешних  признаков. Многие игры подводят детей  к умению обобщать и классифицировать, вызывают эмоциональное отношение  к природе.

В творческих играх происходит важный и сложный процесс освоения знаний, который мобилизует умственные способности  ребёнка, его воображение, внимание, память. Разыгрывая роли, изображая  те или иные события, дети размышляют над ними, устанавливают связь  между различными явлениями. Они  учатся самостоятельно решать игровые  задачи, находить лучший способ осуществления  задуманного, пользоваться своими знаниями, выражать их словом.

Творческую игру нельзя подчинить  узким дидактическим целям, с  её помощью решаются основные воспитательные задачи. В творческих играх открывается  широкий простор для выдумки, экспериментирования.

Игра – самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение  со сверстниками. Их объединяет общая  цель, совместные усилия к её достижению, общие переживания. Игровые переживания  оставляют глубокий след в сознании ребёнка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни. Игра дисциплинирует детей, приучает их подчинять свои действия, чувства и мысли поставленной цели.

Сюжетно-ролевая игра – это воспроизведение  событий, происходящих в жизни или  в литературном произведении. В этих событиях действуют люди или персонажи  произведений. Исследованиями педагогов  и психологов выявлена структура  сюжетно-ролевой игры, включающая такие  элементы, как воображаемая ситуация, сюжет, роли, ролевые слова и действия, игровые действия с атрибутами и  игрушками. В развитой форме самостоятельной  игровой деятельности все эти  элементы функционально взаимодействуют  в едином игровом процессе. Главное  условие игры – наличие у детей  знаний о той или другой стороне  действительности, о деятельности людей  в ней, их конкретно-ситуативном  поведении. Эти знания служат источником построения сюжета игры, осуществления  ролей, ролевых отношений. Можно  выделить две формы сюжетно-ролевых  игр: самостоятельные и игры, организуемые воспитателем. Широкое использование  в педагогическом процессе последних  обеспечивает развитие первых.

Игра – одно из средств в развитии личности ребенка, формирования его  экологического сознания.

В чем смысл игр экологической  направленности? В – первых в  том, что в них познавательные задачи как бы спрятаны, замаскированы. Например, игры с загадками –  это преимущественно дидактические  игры. Отгадывание загадок – это  сама по себе уже игра, особая форма  игры. Во-вторых, экологическое содержание в дидактических играх, тоже представлено в завуалированном виде, что требует  от педагога особой организации  познавательной деятельности детей. В – третьих, экологические игры помогают ребёнку увидеть неповторимость и целостность экосистемы, осознать невозможность нарушения её целостности, понять, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные проблемы.

К примеру, в ходе ранневесенней  экскурсии внимание детей в обязательном порядке привлечет цветущая ива, ее соцветия – прямостоячие сережки, золотистые пуховки или свечки, как  в загадке:

Желтые овечки

Бегают по свечке

Свечка, та как мед, – 

Всех на пир зовет. 

Очевидно, повстречав в низине или  на берегу водоема иву, дети отгадают загадку. Но если ограничиться только этим, - ее экологическая сущность останется  без внимания. А суть вот в чем: ранней весной, когда деревья еще  голые, ива цветет и зовет всех – муравьев, пчел, шмелей, проснувшихся бабочек, мух и жуков на ивовый пир. Как она их зовет? Ответ на этот вопрос и подсказывает приведенная  выше загадка. Запахи – это язык общения. Запахи издают многие животные и растения. Именно настоящее царство  чудесных запахов в мире растений – деревьев, цветов, кустарников  и трав. Почему? Зачем? Опять же с  одной целью – привлечь насекомых  – опылителей. А зачем цветам нужны эти насекомые? Вот какую  цепочку вопросов, позволяющих раскрыть экологическую информацию, вызвал только один игровой прием в виде отгадывания  загадки. А если загадок и проблемных вопросов много, например, при отгадывании  кроссворда?

Кроссворд тоже можно рассматривать  как разновидность дидактической  игры, помогающей педагогу решать различные  задачи: выяснить имеющиеся у детей  знания, заинтересованность их изучением  нового материала, обобщить пройденную тему.

Особую привлекательность для  детей всех возрастов представляют игры – викторины. В «Толковом  словаре русского языка» викторина  рассматривается как «игра в  ответ на вопрос из разных областей знаний».

Внимательно – образовательное  значение игр – викторин в том, что они мобилизуют интеллектуальные силы растущего человека. На станции  юннатов накоплен большой опыт проведения различных игр, связанных с пропагандой  экологических знаний и их конкретизацией. Такие игры, как: «Сокровища юннатского сада», «Знатоки природы», «Вдоль лесной тропинки».

Игры экологической тематики проводятся станцией и в городском масштабе: «Счастливый случай», «День Воды».

Дети – творцы настоящего и будущего. В этом обаяние игры. Дети не ставят в игре каких-то иных целей, чем цель – играть. Но было бы неправильно  не учитывать обучающего и развивающего влияния игры и при сохранении в ней непосредственности жизни  детей.

Заключение.

Природа - зеленая лаборатория под  голубым небом - во все времена  и у всех народов была источником обучения, воспитания и развития. Это  не случайно. Ведь природа - колыбель человечества, а каждый человек - дитя матери - природы, ее сын или дочь. Природа породила человека, наделила его разумом, речью, дала возможность трудиться. Забыта народная мудрость, о которой не раз говорил В. А. Сухомлинский: «Человек стал человеком, когда услышал шелест листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков, жаворонка в бездонном небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, - услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни».

И, хотя педагоги издавна считали  природу вечным источником мыслей и  добрых чувств детей, в школьной практике воспитательные и познавательные возможности общения с природой используются крайне неудовлетворительно. И неудивительно, что большинство людей через всю жизнь проходят словно с завязанными глазами, нечувствительные к красоте и чудесам созданий, безмолвно совершающих рядом с нами витки своих жизненных спиралей, безразличные к их неохватному многообразию и численности, отмечает с горечью американский педагог Ройгал Карота.

И все это объясняется тем, что  природа чужда человеку, который  не знает ее, не понимает красоты, звуков, красок, форм, ароматов. Известно, что  понимание природы рождается впервые как чувство. Прежде всего, это эстетические чувства, ибо природа является первоосновой всякой красоты, источником творчества - музыки, поэзии, живописи и архитектуры. Краски, формы, звуки, ароматы природы удивительно разнообразны. Даже на островках природы в городе - во дворах, в парках, на газонах всегда, в любое время года и при любом состоянии погоды, можно встретиться с природной красотой.

Очевидно, процесс формирования новых  отношений, процесс становления  и развития экологической культуры не прост и длителен, поэтому экологическое  образование человека надо начинать с самых ранних лет. В этом процессе особенно велика роль начального этапа обучения.

Высокая познавательная активность, любознательность, заинтересованность ребенка в ознакомлении с природой - это бесценный дар, которым нужно  умело пользоваться для развития его мышления, расширения природоведческого  кругозора, экологической культуры.

Информация о работе Основы экологического образования