Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 21:31, реферат
Земля всегда занимала главенствующее место среди национальных богатств любого государства. Ниже в таблице приведены данные о почвенных ресурсах планеты, о распространении различных типов почв. Здесь же приведены данные и об их хозяйственном освоении. В зависимости от особенностей структуры, механического и химического состава все типы почв подразделяются на подтипы, роды, виды и разновидности.
Устойчивость
или чувствительность почв к загрязняющим
веществам целесообразно
а) содержанием
гумуса;
б) качеством гумуса;
в) биологической активностью;
Г) глубиной гумусового горизонта;
д) содержанием фракции (механический
состав почвы);
е) частями глиностных минералов;
ж) глубиной почвенного профиля.
Принципы гигиенического нормирования пдк вредных веществ в почве
Принципы нормирования
предельно допустимых концентраций
вредных веществ в почве
Оценка санитарного состояния почв проводится по оценочным показателям санитарного состояния почвы населенных мест. В качестве химического показателя берется так называемое санитарное число — частное от деления количества почвенного белкового азота (в мг на 100 г абсолютно сухой почвы) на количество органического азота (в тех же единицах). В почве, как известно, содержится определенное количество азота, входящего в состав белковых веществ. При внесении в почву загрязнений содержание органического азота увеличивается и, следовательно, изменяется соотношение между ним и белковым азотом. В качестве показателя бактериального загрязнения почвы используют титр кишечной палочки (в. Coll) и титр одного из анаэробов (в. Perfingens). Эти бактерии поступают в почву с фекалиями. Так как анаэроб обладает способностью спорообразования, он сохраняется в почве более продолжительное время, чем кишечная палочка. Наличие в почве анаэроба при отсутствии кишечной палочки свидетельствует о старом фекальном загрязнении. Санитарно-гельминтологическим показателем состояния почвы является число яиц гельминтов в 1 кг почвы, а санитарно-энтомологическим — наличие личинок и куколок мух в 0,25 м2 ее поверхности.
Охрана и использование почв и земельных ресурсов
Подразделение земель
В соответствии с целевым назначением все земли подразделяются на:
1) земли сельскохозяйственного
назначения;
2) земли населенных пунктов;
3) земли промышленности, транспорта, связи
и иного несельскохозяйственного
назначения;
4) земли природоохранного, рекреационного
и оздоровительного назначения;
5) земли лесного фонда;
Б) земли водного фонда;
7) земли запаса.
К землям природоохранного, рекреационного и оздоровительного назначения относятся земли заповедников, национальных и дендрологических парков, ботанических садов, курортов и других объектов аналогичного назначения. Землями лесного фонда признаются земли, покрытые лесом, а также не покрытые лесом, но предназначенные для нужд лесного хозяйства. К землям водного фонда относятся земли, занятые водоемами, гидротехническими, водохозяйственными сооружениями, а также полосы отвода по берегам водоемов. Землями запаса являются все земли, не предоставленные во владение и долгосрочное пользование. Земли запаса предназначаются для предоставления во владение, пользование и аренду.
Охрана земель включает систему
организационных, экономических, правовых,
инженерных и других мероприятий, направленных
на защиту их от расхищения, необоснованных
изъятий из сельскохозяйственного оборота,
нерационального использования, вредных
антропогенных и природных воздействий,
в целях повышения эффективности природопользования
и создания благоприятной экологической
обстановки.
Охрана земель и их рациональное использование
осуществляются на основе комплексного
подхода к угодьям как к сложным природным
образованиям (экосистемам), с учетом их
зональных и региональных особенностей.
Система рационального использования
земель должна носить природоохранный,
ресурсосберегающий характер и предусматривать
сохранение почв, ограничение воздействий
на растительный и животный мир, геологические
породы и другие компоненты окружающей
среды. Охрана земель предусматривает:
— защиту земель
от водной и ветровой эрозии, солей,
от подветровой эрозии, подтопления,
заболачивания, вторичного засоления,
иссушения, уплотнения, загрязнения
отходами производства, других процессов
разрушения;
— рекультивацию нарушенных земель, повышение
их плодородия и других полезных свойств;
— снятие и сохранение плодородного слоя
почвы, с тем чтобы использовать его для
рекультивации земель или повышения плодородия
малопродуктивных угодий;
— установление особых режимов пользования
для земельных участков, имевших природоохранное
и историко-культурное значение.
Все землевладельцы, землепользователи
и арендаторы, независимо от форм и сроков
использования земель, осуществляют работы
по защите и повышению качества земель
за счет собственных средств и несут ответственность
за ухудшение экологической обстановки
на своем земельном участке и сопряженной
территории, связанное с их деятельностью.
В 1992 г. Правительство российской федерации приняло постановление «об утверждении положения о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель». Специально уполномоченными государственными органами, осуществляющими государственный контроль за использованием и охраной земель, являются: комитет по земельной реформе и земельным ресурсам при правительстве рф и его органы на местах, госкомитет по охране окружающей среды рф и его органы на местах, санитарно-эпидемиологическая служба рф, министерство архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства рф и местные органы архитектурно-строительного надзора.
Земельный кадастр
Для обеспечения
рационального использования и
охраны земель, защиты прав собственников
земли, землепользователей и арендаторов
и создания объективной основы для
установления цены на землю, земельного
налога, арендной платы в российской
федерации ведется
Оценка земель населенных пунктов и других категорий земель осуществляется с учетом их местоположения, функционального использования, степени социального и инженерно-транспортного обустройства, экологической ситуации. Данные государственного земельного кадастра подлежат обязательному применению при планировании, использовании и охране земель, их изъятии и предоставлении, определении платежей за землю, проведении землеустройства, оценке хозяйственной деятельности, осуществлении государственного контроля и других мероприятий, связанных с использованием и охраной земель. В 1996 г. Постановлением правительства рф утверждена федеральная целевая программа «создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра». Цель программы — развертывание государственной информационной системы, обеспечивающей на всей территории россии регистрацию, количественный и качественный учет, сплошную оценку земель; поддержку землеустройства, мониторинг земель, государственный контроль за использованием земель, рациональное использование земельных ресурсов, оптимальное развитие территорий, установление границ с особым правовым режимом (природоохранный, заповедный, рекреационный).
Почвозащитная система земледелия
Большое значение
имеет внедрение почвозащитной
бесплужной системы земледелия. Только
переход от отвальной вспашки
к бесплужной обработке уменьшает
смыв почвы в 2—4 раза. А дополнение
ее щелеванием на склонах круче 1°
уменьшает смыв почвы в 18—23 раза.
Бесплужная обработка предотвращает
появление пыльных бурь, в значительной
степени снижает потенциальную
засоренность пахотного слоя семенами
сорных растений, очищает почву от
сорняков, что, в свою очередь, позволяет
уменьшить пестицидную
Бесплужная обработка почвы — высокоэффективный агромелиоративный прием. Годовой влагонакопительный эффект ее равен 30—50 мм, что стабилизирует земледелие, особенно во время сильных засух. Таким образом, почвозащитная бесплужная система земледелия — альтернатива угрожающей экологической ситуации, которая создалась в сельскохозяйственном производстве. При обработке почвы без оборота пласта в почве ускоряются восстановительные процессы, возрастают коэффициенты гумификации органического вещества и потенциальное почвенное плодородие. Перестав оборачивать пласт и оставив на поверхности почвы менее ценную часть урожая, моделируют дерновый (черноземный) процесс почвообразования в производственных условиях. Бесплужная обработка почвы позволила использовать в качестве удобрения помимо навоза, которого всегда не хватает, малоценную часть урожая: солому, измельченные стебли кукурузы, подсолнечника и других грубостебельных культур, ботву картофеля, томатов, кормовой и сахарной свеклы и т.п. Любые пожнивные органические остатки при бесплужной обработке почвы можно использовать для воспроизводства почвенного плодородия.
Мониторинг земель
Это система наблюдения за состоянием земельного фонда для своевременного выявления и оценки изменений, предупреждения и устранения последствий негативных процессов. Согласно положению «о мониторинге земель в российской федерации», утвержденному постановлением правительства россии 15 июля 1992 г., мониторинг земель является составной частью мониторинга окружающей природной среды. Объектом мониторинга земель являются все земли российской федерации независимо от форм собственности на землю, целевого назначения и характера использования. Мониторинг земель имеет подсистемы, соответствующие категориям земель:
— сельскохозяйственного
назначения;
— населенных пунктов;
— промышленности, транспорта, связи,
радиовещания, телевидения, информатики
и космического обеспечения, энергетики,
обороны и иного назначения;
— природоохранного, природно-заповедного,
оздоровительного, рекреационного и историко-культурного
назначения;
— лесного фонда;
— водного фонда;
— запаса.
В зависимости от территориального охвата осуществляется федеральный, региональный и локальный мониторинг земель. В соответствии с международными научно-техническими программами российская федерация может принимать участие в работах по глобальному мониторингу земель. При ведении мониторинга земель выявляютсяследующие процессы:
— эволюционные
(связанные с естественно-
— цикличные (связанные с суточными, сезонными,
годовыми и иными периодами изменений
природного характера);
— антропогенные (связанные с человеческой
деятельностью);
— чрезвычайные ситуации (связанные с
авариями, катастрофами, стихийными и
экологическими бедствиями). Основными
задачами мониторинга земель являются:
— своевременное выявление изменений
состояния земельного фонда, их оценка,
прогноз и выработка рекомендаций по предупреждению
и устранению последствий негативных
процессов;
— информационное обеспечение государственного
земельного кадастра, рациональное землепользование
и землеустройство, контроль за использованием
и охраной земель.
Содержание мониторинга земель составляют
систематические наблюдения (съемки, обследования
и изыскания) за состоянием земель, выявление
изменений и оценка:
— состояния землепользовании, угодий,
полей, участков;
— процессов, связанных с изменением плодородия
почв (опустынивание, развитие водной
и ветровой эрозии, потери гумуса, ухудшение
структуры почв, заболачивание и засоление),
зарастанием и закустариванием сельскохозяйственных
угодий, загрязнением земель пестицидами,
тяжелыми металлами, радионуклидами, другими
токсичными веществами;
— состояния береговых линий рек, морей,
озер, заливов, водохранилищ, лиманов,
гидротехнических сооружений;
— процессов, вызванных образованием
оврагов, оползнями, селевыми потоками,
землетрясениями, карстовыми, криогенными
и другими явлениями;
— состояния земель населенных пунктов,
объектов нефте- и газодобычи, очистных
сооружений, навозохранилищ, свалок, складов
горюче-смазочных материалов, удобрений,
стоянок автотранспорта, мест захоронения
токсичных промышленных отходов и радиоактивных
материалов, а также других промышленных
объектов. Оценка состояния земель выполняется
путем анализа ряда последовательных
наблюдений (периодических, сезонных,
суточных), направленности и интенсивности
изменений и сравнения полученных показателей
с нормативными. Показатели состояния
земель выражаются как в абсолютных, так
и в относительных значениях, отнесенных
к определенному периоду или сроку. По
результатам оценки состояния земель
составляются оперативные сводки, доклады,
научные прогнозы и рекомендации с приложением
к ним тематических карт, диаграмм и таблиц,
характеризующих динамику и направление
развития изменений. Мониторинг земель
ведется комитетом по земельной реформе
и земельным ресурсам при правительстве
рф (роскомземом) и государственным комитетом
по охране окружающей среды и при участии
министерства сельского хозяйства, министерства
архитектуры, строительства и жилищно-коммунального
хозяйства, комитета по геологии и использованию
недр при правительстве рф, других заинтересованных
министерств и ведомств. Организация и
координация деятельности указанных министерств
и ведомств, обобщение данных мониторинга
земель осуществляются роскомземом и
госкомприродой россии.
Информация о работе Почва как среда жизни. Экологические режимы почвы