Содержание
Введение…………………………………………………………………………………2
I. Полномочия
государственных органов и органов
местного самоуправления в сфере экологии…………………………………………………………………………..3
А) Полномочия
Правительства…………………………………………………………4
Б) Полномочия
краёв, областей………………………………………………………...8
II. Права
и полномочия граждан и общественных
объединений в сфере экологии..9
III. Экономические
механизмы охраны окружающей
природной среды…………12
IV. Государственные
экологические фонды…………………………………………14
V. Экологическое
страхование………………………………………………………..15
VI. Нормирование
качества окружающей природной
среды……………………….17
Заключение……………………………………………………………………………..19
Список использованной литературы………………………………………………….22
Введение
Экологическая функция — это
сравнительно новое направление в деятельности
государства, необходимость которого
вызвана негативными последствиями хозяйственной
деятельности человека на природу. Один
из ведущих тезисов международной конференции
ООН по окружающей среде и развитию, проходившей
в июне 1992 г. в Рио-де-Жанейро, — или будет
спасён весь мир, или погибнет вся цивилизация
— является отнюдь не преувеличением.
Глобальные и необратимые изменения природной
среды сегодня очевидны и бесспорны. Одна
из них (разрушение озонового слоя планеты
и “парниковый эффект”) ставят человечество
на грань экологической катастрофы.
Осознавая реальность угрозы
для жизни человека, все развитые демократические
государства принимают согласованные
меры по охране окружающей природной среды.
Большую роль в международном сотрудничестве
государств по вопросам охраны природной
среды играют ООН, а также Всемирная организация
здравоохранения, Международное агентство
по атомной энергии, Межправительственная
океанографическая комиссия и другие
международные специализированные учреждения.
В нашей стране наблюдается
бурный всплеск строительной деятельности.
В сельской местности уничтожаются леса,
пахотные угодья, на их месте возводятся
роскошные коттеджи так называемых "новых
русских". Чиновники органов местного
самоуправления раздают под строительство
особняков, автозаправочных станций, офисов
участки на землях общественного назначения
(площади, улицы, переулки, проезды, дороги,
набережные), используемых для удовлетворения
культурно-бытовых потребностей населения,
и т.д. При этом нередко нарушаются экологические
права и законные интересы большинства
жителей. Их мнение игнорируется, они либо
не ставятся в известность о намечаемом
строительстве, либо им предоставляются
недостоверные сведения. Чуть ли не ежедневно
СМИ сообщают о многочисленных экологических
нарушениях, попирающих конституционное
право каждого на благоприятную окружающую
среду.
Среди причин этого явления
можно назвать экологическое невежество,
эколого-правовой нигилизм, пренебрежительное
отношение к правам граждан со стороны
чиновников. Они нередко ссылаются на
государственные или общественные интересы,
которые якобы стоят выше интересов отдельных
граждан.
Статья 42 Конституции гласит:
каждый имеет право на благоприятную окружающую
среду, достоверную информацию о её состоянии
и на возмещение ущерба, причинённого
его здоровью или имуществу экологическим
правонарушением.
Право на благоприятную окружающую
среду представляет собой нравственный
принцип, выраженный в правовой норме
Конституции; принцип для построения системы
объективного экологического законодательства,
а также его важнейшую норму; это субъективное
право гражданина, которому корреспондируют
обязанности государства по поддержанию
окружающей среды в благоприятном состоянии,
а также проведению различных мероприятий
по устранению отрицательных воздействий
неблагоприятной среды на человека.
Право, закреплённое в статье
42 Конституции, распространяется на граждан
России, иностранных граждан и лиц без
гражданства, а также на некоторые территориальные
общины граждан.
Понятие "благоприятная"
применительно к окружающей среде может
означать такое её состояние, в котором
возможны достойная жизнь и здоровье человека.
Отсюда неблагоприятной будет окружающая
среда, сама по себе губительно влияющая
на здоровье людей и не позволяющая им
вести достойную жизнь.
I. Полномочия
государственных органов и органов
местного самоуправления в сфере экологии
Природа и её богатства являются
национальным достоянием народов России,
естественной основой их устойчивого
социально-экономического развития и
благосостояния человека.
Задачами природоохранительного
законодательства Российской Федерации
являются регулирование отношений в сфере
взаимодействия общества и природы с целью
сохранения природных богатств и естественной
среды обитания человека, предотвращения
экологически вредного воздействия хозяйственной
и иной деятельности, оздоровления и улучшения
качества окружающей природной среды,
укрепления законности и правопорядка
в интересах настоящего и будущих поколений
людей.
При осуществлении хозяйственной,
управленческой и иной деятельности, оказывающей
отрицательное воздействие на состояние
окружающей природной среды государственные
органы, предприятия, учреждения, организации,
а также граждане Российской Федерации,
иностранные юридические лица и граждане,
лица без гражданства обязаны руководствоваться
следующими основными принципами:
приоритетом охраны
жизни и здоровья человека, обеспечения
благоприятных экологических условий
для жизни, труда и отдыха населения;
научно обоснованным
сочетанием экологических и экономических
интересов общества, обеспечивающих реальные
гарантии прав человека на здоровую и
благоприятную для жизни окружающую природную
среду;
рациональным использованием
природных ресурсов с учётом законов природы,
потенциальных возможностей окружающей
природной среды, необходимости воспроизводства
природных ресурсов и недопущения необратимых
последствий для окружающей природной
среды и здоровья человека;
соблюдением требований
природоохранительного законодательства,
неотвратимостью наступления ответственности
за их нарушения;
гласностью в работе
и тесной связью с общественными организациями
и населением в решении природоохранительных
задач;
Охране от загрязнения, порчи,
повреждения, истощения, разрушения на
территории Российской Федерации и республик
в составе Российской Федерации подлежат:
естественные экологические
системы, озоновый слой атмосферы;
земля, её недра, поверхностные
и подземные воды, атмосферный воздух,
леса и иная растительность, животный
мир, микроорганизмы, генетический фонд,
природные ландшафты.
Особой охране подлежат
государственные природные заповедники,
природные заказники, национальные природные
парки, памятники природы, редкие или находящиеся
под угрозой исчезновения виды растений
и животных и места их обитания.
А) Полномочия Правителства
Правительство Российской Федерации
в области охраны окружающей природной
среды:
осуществляет реализацию государственной
экологической политики;
обеспечивает разработку
и реализацию государственных экологических
программ Российской Федерации, республик
в составе Российской Федерации, межгосударственных
и региональных экологических программ;
координирует деятельность
министерств, ведомств, других учреждений
и организаций на территории Российской
Федерации в области охраны окружающей
природной среды;
устанавливает порядок
образования и использования федерального
внебюджетного экологического фонда;
организует подготовку
и распространение ежегодного государственного
доклада о состоянии окружающей природной
среды;
устанавливает порядок
разработки и утверждения экологических
нормативов выбросов и сбросов загрязняющих
веществ в окружающую природную среду,
лимитов использования природных ресурсов,
размещения отходов;
устанавливает порядок
определения платы и её предельных размеров
за пользование природными ресурсами,
загрязнение окружающей природной среды,
размещение отходов, другие виды вредного
воздействия;
принимает решения об
организации особо охраняемых природных
территорий и объектов и включении их
в природно-заповедный фонд Российской
Федерации;
организует систему
всеобщего непрерывного экологического
воспитания и образования граждан;
принимает решения о
прекращении деятельности предприятий,
учреждений и организаций независимо
от форм собственности и подчинения в
случае нарушения ими природоохранительного
законодательства;
обеспечивает население
необходимой экологической информацией;
руководит внешними
связями Российской Федерации в области
охраны окружающей природной среды.
К компетенции специально уполномоченных
на то государственных органов Российской
Федерации в области охраны окружающей
природной среды относятся:
комплексное управление в области
охраны окружающей природной среды в Российской
Федерации, проведение единой научно-технической
политики по вопросам охраны окружающей
природной среды и использования природных
ресурсов, координация деятельности министерств,
ведомств, предприятий, учреждений и организаций
в этой области;
государственный контроль за
использованием и охраной земель, недр,
поверхностных и подземных вод, атмосферного
воздуха, лесов и иной растительности,
животного мира, природных ресурсов, континентального
шельфа и морской экономической зоны Российской
Федерации, а также за соблюдением норм
экологической безопасности;
организация мониторинга окружающей
природной среды, создание и обеспечение
работы государственной службы наблюдения
за состоянием окружающей природной среды;
утверждение нормативов, правил,
участие в разработке стандартов по регулированию
использования природных ресурсов и охране
окружающей природной среды от загрязнения
и иных вредных воздействий;
осуществление государственной
экологической экспертизы;
получение бесплатно от министерств,
ведомств, предприятий, учреждений и организаций
экологической информации;
обеспечение экологической
информацией населения;
выдача разрешений на захоронение
(складирование) промышленных, коммунально-бытовых
и иных отходов, выбросы, сбросы загрязняющих
веществ в окружающую природную среду,
на использование природных ресурсов
в соответствии с законодательством Российской
Федерации;
ограничение или приостановление
деятельности предприятий и иных объектов
независимо от форм собственности и подчинения,
если их эксплуатация осуществляется
с нарушением природоохранительного законодательства,
лицензий на использование природных
ресурсов, с превышением лимитов выбросов
и сбросов загрязняющих веществ;
предъявление исков о возмещении
вреда, причинённого в результате нарушения
природоохранительного законодательства;
разработка государственных,
межгосударственных и региональных экологических
программ;
составление протоколов и рассмотрение
дел об административных правонарушениях
в области охраны окружающей природной
среды и использования природных ресурсов;
учёт и оценка природных ресурсов,
ведение федеральных кадастров природных
ресурсов;
управление природно-заповедным
фондом Российской Федерации, ведение
Красной книги Российской Федерации, организация
природно-заповедного дела;
участие в организации системы
всеобщего, непрерывного экологического
воспитания и образования;
координация работ других специально
уполномоченных на то органов государственного
управления в области охраны окружающей
природной среды;
осуществление международного
сотрудничества в области охраны окружающей
природной среды, изучение, обобщение
и распространение международного опыта,
обеспечение выполнения обязательств
Российской Федерации в соответствии
с международными соглашениями в области
окружающей природной среды.
Решения специально уполномоченных
на то государственных органов Российской
Федерации в области охраны окружающей
природной среды по вопросам, отнесённым
к их компетенции, обязательны для всех
юридических лиц и граждан и могут быть
обжалованы в судебном порядке.
К ведению республик в составе
Российской Федерации, автономной области,
автономных округов в области охраны окружающей
природной среды относятся:
определение основных направлений
охраны окружающей природной среды и утверждение
экологических программ;
учёт и оценка состояния природных
ресурсов, учёт экологически вредных объектов,
ведение кадастров природных ресурсов;
планирование охраны окружающей
природной среды, использования природных
ресурсов, финансирование и материально-техническое
обеспечение экологических программ;
координация природоохранительной
деятельности органов государственного
управления, предприятий, учреждений,
организаций, содействие добровольному
кооперированию средств на выполнение
мероприятий по охране окружающей природной
среды;
выдача разрешений на право
пользования землей, недрами, водами, лесами
и иной растительностью, животным миром,
на размещение, переработку, захоронение
(складирование) промышленных, коммунально-бытовых
и иных отходов;
установление дифференцированных
ставок платы за пользование природными
ресурсами, за выбросы и сбросы вредных
веществ;
руководство экологической
службой, проведение государственной
экологической экспертизы;