Полномочия государственных органов и органов местного самоуправления в сфере экологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2015 в 16:30, курсовая работа

Описание работы

Экологическая функция — это сравнительно новое направление в деятельности государства, необходимость которого вызвана негативными последствиями хозяйственной деятельности человека на природу. Один из ведущих тезисов международной конференции ООН по окружающей среде и развитию, проходившей в июне 1992 г. в Рио-де-Жанейро, — или будет спасён весь мир, или погибнет вся цивилизация — является отнюдь не преувеличением. Глобальные и необратимые изменения природной среды сегодня очевидны и бесспорны. Одна из них (разрушение озонового слоя планеты и “парниковый эффект”) ставят человечество на грань экологической катастрофы.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………2
I. Полномочия государственных органов и органов местного самоуправления в сфере экологии…………………………………………………………………………..3
А) Полномочия Правительства…………………………………………………………4
Б) Полномочия краёв, областей………………………………………………………...8
II. Права и полномочия граждан и общественных объединений в сфере экологии..9
III. Экономические механизмы охраны окружающей природной среды…………12
IV. Государственные экологические фонды…………………………………………14
V. Экологическое страхование………………………………………………………..15
VI. Нормирование качества окружающей природной среды……………………….17
Заключение……………………………………………………………………………..19
Список использованной литературы………………………………………………….22

Файлы: 1 файл

эколог.право.docx

— 61.23 Кб (Скачать файл)

 

государственный экологический контроль, принятие решений об ограничении, приостановлении, прекращении деятельности объектов, вредно воздействующих на окружающую природную среду;

 

организация природно-заповедного дела;

 

экологическое воспитание, образование, просвещение;

 

обеспечение населения необходимой экологической информацией;

 

рассмотрение других вопросов, не относящихся к компетенции Российской Федерации.

 

Б) Полномочия краёв, областей

 

К ведению краёв, областей в области охраны окружающей природной среды относятся:

 

   определение основных направлений охраны окружающей природной среды и утверждение территориальных экологических программ;

 

   учёт и оценка природной среды, состояния природных ресурсов, учёт экологически вредных объектов, ведение кадастровой документации;

 

   учёт и оценка объёмов образующихся отходов производства и отработанных продуктов на предприятиях, в учреждениях и организациях, расположенных на территории региона, независимо от их форм собственности и подчинённости;

 

   планирование охраны окружающей природной среды, финансирование и материально-техническое обеспечение природоохранных программ;

 

   координация природоохранительной деятельности органов государственного управления, предприятий, учреждений, организаций, содействие добровольному кооперированию средств на выполнение мероприятий по охране окружающей природной среды;

 

   координация деятельности экологических служб предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности и подчинения, проведение экологической экспертизы проектов;

 

   государственный экологический контроль, принятие решений об ограничении, приостановлении, прекращении деятельности объектов, не отвечающих требованиям природоохранительного законодательства;

 

   запрещение строительства экологически вредных объектов;

 

   дача разрешений на право использования природной среды и её ресурсов, на выброс и сброс вредных веществ, размещение, переработку, складирование и захоронение отходов;

 

   организация сбора и рекуперация производственных и бытовых отходов;

 

   организация особо охраняемых природных территорий;

 

   организация экологического воспитания, образования и просвещения;

 

   обеспечение населения необходимой экологической информацией.

 

К ведению органов местного самоуправления в области охраны окружающей природной среды относятся:

 

определение основных направлений охраны окружающей природной среды города, разработка экологических программ;

 

учёт и оценка состояния окружающей природной среды и природных ресурсов подведомственной территории;

 

учёт и оценка объёмов отходов производства на объектах, расположенных на подведомственной территории, независимо от формы собственности и подчинения;

 

планирование, финансирование, материально-техническое обеспечение природоохранных мероприятий;

 

координация деятельности экологических служб предприятий, учреждений, организаций независимо от их форм собственности и подчинения;

 

организация экологической экспертизы проектов, государственного экологического контроля за состоянием окружающей природной среды;

 

выдача разрешений на отдельные виды природопользования, выбросы и сбросы вредных веществ, захоронение токсичных отходов;

 

принятие решений об ограничении, приостановлении, прекращении экологически вредной деятельности;

 

разрешение споров в области охраны окружающей природной среды;

 

организация охраны памятников природы и иных особо охраняемых природных территорий;

 

экологическое воспитание, образование, просвещение;

 

обеспечение населения необходимой экологической информацией;

 

II. Права и полномочия  граждан и общественных объединений  в сфере экологии

 

Каждый гражданин имеет право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, вызванного хозяйственной или иной деятельностью, аварий, катастроф, стихийных бедствий.

 

 

 

Это право обеспечивается:

 

планированием и нормированием качества окружающей природной среды, мерами по предотвращению экологически вредной деятельности и оздоровлению окружающей природной среды, предупреждению и ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;

 

социальным и государственным страхованием граждан, образованием государственных и общественных резервных и иных фондов помощи, организацией медицинского обслуживания населения;

 

предоставлением каждому реальных возможностей для проживания в условиях благоприятной для жизни и здоровья окружающей природной среды;

 

возмещением в судебном или административном порядке вреда, причинённого здоровью граждан в результате загрязнения окружающей природной среды и иных вредных воздействий на неё, в том числе последствий аварий и катастроф;

 

государственным контролем за состоянием окружающей природной среды и соблюдением природоохранительного законодательства, привлечением к ответственности лиц, виновных в нарушении требований обеспечения экологической безопасности населения.

 

Граждане обязаны:

 

принимать участие в охране окружающей природной среды, соблюдать требования природоохранительного законодательства и установленные нормативы качества окружающей природной среды, своим личным трудом оберегать и приумножать природные богатства, постоянно повышать уровень своих знаний о природе, экологическую культуру, содействовать экологическому воспитанию подрастающего поколения.

 

Граждане имеют право:

 

создавать общественные объединения по охране окружающей природной среды, фонды и иные общественные формирования в области охраны окружающей природной среды, вступать в члены таких объединений и фондов, вносить свои трудовые сбережения;

 

принимать участие в собраниях, митингах, пикетах, шествиях и демонстрациях, петициях, референдумах по охране окружающей природной среды, излагать своё мнение, обращаться с письмами, жалобами, заявлениями по вопросам охраны окружающей природной среды, требовать их рассмотрения;

 

требовать от соответствующих органов предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей природной среды и мерах по её охране;

 

требовать в административном или судебном порядке отмены решений о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, эксплуатации экологически вредных объектов, ограничении, приостановлении, прекращении деятельности предприятий и других объектов, оказывающих отрицательное влияние на окружающую природную среду и здоровье человека;

 

ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных юридических лиц и граждан, предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причинённого здоровью и имуществу граждан экологическими правонарушениями.

 

Экологические и иные общественные объединения, выполняющие экологические функции, имеют право:

 

разрабатывать, утверждать и пропагандировать свои экологические программы, защищать экологические права и интересы населения, развивать экологическую культуру населения, привлекать на добровольных началах граждан к активной природоохранительной деятельности;

 

за счёт своих средств и добровольного трудового участия населения выполнять работы по охране и воспроизводству природных ресурсов и улучшению окружающей природной среды, оказывать всемерное содействие государственным органам в борьбе с нарушениями природоохранительного законодательства, создавать общественные фонды по охране окружающей природной среды и расходовать их на проведение экологических мероприятий;

 

рекомендовать своих представителей для участия в государственной экологической экспертизе по вопросам размещения и проектирования объектов, проводить общественную экологическую экспертизу, требовать в административном или судебном порядке отмены решений о размещении, строительстве, эксплуатации экологически вредных объектов, ограничении, приостановлении, прекращении или перепрофилировании их деятельности;

 

требовать предоставления своевременной достоверной и полной информации о загрязнении окружающей природной среды, мерах её охраны;

 

организовывать собрания, митинги, пикеты, шествия, демонстрации, петиции, сбор подписей, входить с предложениями о проведении обсуждения проектов, референдумов;

 

требовать назначения государственной экологической экспертизы, выступать с изложением экологической платформы в средствах массовой информации;

 

ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных должностных лиц, предъявлять в суде или арбитражном суде иски о возмещении вреда здоровью и имуществу граждан, причинённого экологическими правонарушениями.

 

Экологическая деятельность общественных объединений проводится в полном соответствии с их уставами и законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.

 

Государство гарантирует экологическим и иным общественным объединениям, выполняющим экологические функции, гражданам возможность реализации предоставленных им прав в области охраны окружающей природной среды в соответствии с законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.

 

III. Экономические  механизмы охраны окружающей  природной среды

 

Экономический механизм охраны окружающей природной среды имеет своими задачами:

 

планирование и финансирование природоохранных мероприятий;

 

установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов;

 

установление нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды вредного воздействия;

 

предоставление предприятиям, учреждениям и организациям, а также гражданам налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении ими малоотходных и ресурсосберегающих технологий и нетрадиционных видов энергии, осуществлении других эффективных мер по охране окружающей природной среды;

 

возмещение в установленном порядке вреда, причинённого окружающей природной среде и здоровью человека.

 

Государственные природоохранительные органы Российской Федерации совместно с органами государственной статистики, природопользователями ведут количественный и качественный учёт природных ресурсов и вторичного сырья, определяют их социально-экономическую оценку.

 

На государственные природоохранительные органы возлагается ведение государственного земельного, водного, лесного кадастров, государственных кадастров недр, животного мира, особо охраняемых природных территорий и объектов.

 

Планирование мероприятий по охране окружающей природной среды и природопользованию осуществляется в составе программ, прогнозов социально-экономического развития на основе государственной экологической программы, с учётом природоресурсного потенциала отдельных регионов.

 

Финансирование экологических программ и мероприятий по охране окружающей природной среды производится за счёт:

 

республиканского бюджета Российской Федерации, бюджетов республик в составе Российской Федерации, бюджетов автономной области, автономных округов, областей, краёв и местных Советов народных депутатов;

 

средств предприятий, учреждений и организаций;

 

федерального, республиканских, краевых, областных, местных экологических фондов;

 

фондов экологического страхования;

 

кредитов банков;

 

добровольных взносов населения, иностранных юридических лиц и граждан, а также других источников.

 

Финансирование экологических программ и мероприятий по охране окружающей природной среды в федеральном, республиканских и других бюджетах выделяется отдельной строкой и обеспечивается материально-техническими ресурсами.

 

Лимиты на природопользование являются системой экологических ограничений по территориям и представляют собой установленные предприятиям-природопользователям на определённый срок объёмы предельного использования (изъятия) природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещения отходов производства.

 

Лимиты на природопользование устанавливаются предприятиям-природопользователям специально уполномоченными на то государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды, исходя из необходимости поэтапного достижения нормативных объёмов использования (изъятия) природных ресурсов, предельно допустимых выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и нормативных объёмов размещения отходов производства с учётом экологической обстановки в регионе.

 

Срок достижения нормативных объёмов природопользования и лимиты по годам устанавливаются в соответствии с утверждёнными показателями государственных и региональных экологических программ.

 

Платность природопользования включает плату за природные ресурсы, за загрязнение окружающей природной среды и за другие виды воздействия.

 

Плата за природные ресурсы (земля, недра, вода, лес и иная растительность, животный мир, рекреационные и другие природные ресурсы) взимается:

 

за право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов;

 

Информация о работе Полномочия государственных органов и органов местного самоуправления в сфере экологии