Полномочия государственных органов и органов местного самоуправления в сфере экологии
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2015 в 16:30, курсовая работа
Описание работы
Экологическая функция — это сравнительно новое направление в деятельности государства, необходимость которого вызвана негативными последствиями хозяйственной деятельности человека на природу. Один из ведущих тезисов международной конференции ООН по окружающей среде и развитию, проходившей в июне 1992 г. в Рио-де-Жанейро, — или будет спасён весь мир, или погибнет вся цивилизация — является отнюдь не преувеличением. Глобальные и необратимые изменения природной среды сегодня очевидны и бесспорны. Одна из них (разрушение озонового слоя планеты и “парниковый эффект”) ставят человечество на грань экологической катастрофы.
Содержание работы
Введение…………………………………………………………………………………2 I. Полномочия государственных органов и органов местного самоуправления в сфере экологии…………………………………………………………………………..3 А) Полномочия Правительства…………………………………………………………4 Б) Полномочия краёв, областей………………………………………………………...8 II. Права и полномочия граждан и общественных объединений в сфере экологии..9 III. Экономические механизмы охраны окружающей природной среды…………12 IV. Государственные экологические фонды…………………………………………14 V. Экологическое страхование………………………………………………………..15 VI. Нормирование качества окружающей природной среды……………………….17 Заключение……………………………………………………………………………..19 Список использованной литературы………………………………………………….22
государственный экологический
контроль, принятие решений об ограничении,
приостановлении, прекращении деятельности
объектов, вредно воздействующих на окружающую
природную среду;
обеспечение населения необходимой
экологической информацией;
рассмотрение других вопросов,
не относящихся к компетенции Российской
Федерации.
Б) Полномочия краёв,
областей
К ведению краёв, областей в
области охраны окружающей природной
среды относятся:
определение основных
направлений охраны окружающей природной
среды и утверждение территориальных
экологических программ;
учёт и оценка природной
среды, состояния природных ресурсов,
учёт экологически вредных объектов, ведение
кадастровой документации;
учёт и оценка объёмов
образующихся отходов производства и
отработанных продуктов на предприятиях,
в учреждениях и организациях, расположенных
на территории региона, независимо от
их форм собственности и подчинённости;
планирование охраны
окружающей природной среды, финансирование
и материально-техническое обеспечение
природоохранных программ;
координация природоохранительной
деятельности органов государственного
управления, предприятий, учреждений,
организаций, содействие добровольному
кооперированию средств на выполнение
мероприятий по охране окружающей природной
среды;
координация деятельности
экологических служб предприятий, учреждений,
организаций независимо от форм собственности
и подчинения, проведение экологической
экспертизы проектов;
государственный экологический
контроль, принятие решений об ограничении,
приостановлении, прекращении деятельности
объектов, не отвечающих требованиям природоохранительного
законодательства;
запрещение строительства
экологически вредных объектов;
дача разрешений на право
использования природной среды и её ресурсов,
на выброс и сброс вредных веществ, размещение,
переработку, складирование и захоронение
отходов;
организация сбора и
рекуперация производственных и бытовых
отходов;
организация особо охраняемых
природных территорий;
организация экологического
воспитания, образования и просвещения;
обеспечение населения
необходимой экологической информацией.
К ведению органов местного
самоуправления в области охраны окружающей
природной среды относятся:
определение основных направлений
охраны окружающей природной среды города,
разработка экологических программ;
учёт и оценка состояния окружающей
природной среды и природных ресурсов
подведомственной территории;
учёт и оценка объёмов отходов
производства на объектах, расположенных
на подведомственной территории, независимо
от формы собственности и подчинения;
планирование, финансирование,
материально-техническое обеспечение
природоохранных мероприятий;
координация деятельности экологических
служб предприятий, учреждений, организаций
независимо от их форм собственности и
подчинения;
организация экологической
экспертизы проектов, государственного
экологического контроля за состоянием
окружающей природной среды;
выдача разрешений на отдельные
виды природопользования, выбросы и сбросы
вредных веществ, захоронение токсичных
отходов;
принятие решений об ограничении,
приостановлении, прекращении экологически
вредной деятельности;
разрешение споров в области
охраны окружающей природной среды;
организация охраны памятников
природы и иных особо охраняемых природных
территорий;
обеспечение населения необходимой
экологической информацией;
II. Права и полномочия
граждан и общественных объединений
в сфере экологии
Каждый гражданин имеет право
на охрану здоровья от неблагоприятного
воздействия окружающей природной среды,
вызванного хозяйственной или иной деятельностью,
аварий, катастроф, стихийных бедствий.
Это право обеспечивается:
планированием и нормированием
качества окружающей природной среды,
мерами по предотвращению экологически
вредной деятельности и оздоровлению
окружающей природной среды, предупреждению
и ликвидации последствий аварий, катастроф,
стихийных бедствий;
социальным и государственным
страхованием граждан, образованием государственных
и общественных резервных и иных фондов
помощи, организацией медицинского обслуживания
населения;
предоставлением каждому реальных
возможностей для проживания в условиях
благоприятной для жизни и здоровья окружающей
природной среды;
возмещением в судебном или
административном порядке вреда, причинённого
здоровью граждан в результате загрязнения
окружающей природной среды и иных вредных
воздействий на неё, в том числе последствий
аварий и катастроф;
государственным контролем
за состоянием окружающей природной среды
и соблюдением природоохранительного
законодательства, привлечением к ответственности
лиц, виновных в нарушении требований
обеспечения экологической безопасности
населения.
Граждане обязаны:
принимать участие в охране
окружающей природной среды, соблюдать
требования природоохранительного законодательства
и установленные нормативы качества окружающей
природной среды, своим личным трудом
оберегать и приумножать природные богатства,
постоянно повышать уровень своих знаний
о природе, экологическую культуру, содействовать
экологическому воспитанию подрастающего
поколения.
Граждане имеют право:
создавать общественные объединения
по охране окружающей природной среды,
фонды и иные общественные формирования
в области охраны окружающей природной
среды, вступать в члены таких объединений
и фондов, вносить свои трудовые сбережения;
принимать участие в собраниях,
митингах, пикетах, шествиях и демонстрациях,
петициях, референдумах по охране окружающей
природной среды, излагать своё мнение,
обращаться с письмами, жалобами, заявлениями
по вопросам охраны окружающей природной
среды, требовать их рассмотрения;
требовать от соответствующих
органов предоставления своевременной,
полной и достоверной информации о состоянии
окружающей природной среды и мерах по
её охране;
требовать в административном
или судебном порядке отмены решений о
размещении, проектировании, строительстве,
реконструкции, эксплуатации экологически
вредных объектов, ограничении, приостановлении,
прекращении деятельности предприятий
и других объектов, оказывающих отрицательное
влияние на окружающую природную среду
и здоровье человека;
ставить вопрос о привлечении
к ответственности виновных юридических
лиц и граждан, предъявлять в суд иски
о возмещении вреда, причинённого здоровью
и имуществу граждан экологическими правонарушениями.
Экологические и иные общественные
объединения, выполняющие экологические
функции, имеют право:
разрабатывать, утверждать
и пропагандировать свои экологические
программы, защищать экологические права
и интересы населения, развивать экологическую
культуру населения, привлекать на добровольных
началах граждан к активной природоохранительной
деятельности;
за счёт своих средств и добровольного
трудового участия населения выполнять
работы по охране и воспроизводству природных
ресурсов и улучшению окружающей природной
среды, оказывать всемерное содействие
государственным органам в борьбе с нарушениями
природоохранительного законодательства,
создавать общественные фонды по охране
окружающей природной среды и расходовать
их на проведение экологических мероприятий;
рекомендовать своих представителей
для участия в государственной экологической
экспертизе по вопросам размещения и проектирования
объектов, проводить общественную экологическую
экспертизу, требовать в административном
или судебном порядке отмены решений о
размещении, строительстве, эксплуатации
экологически вредных объектов, ограничении,
приостановлении, прекращении или перепрофилировании
их деятельности;
требовать предоставления своевременной
достоверной и полной информации о загрязнении
окружающей природной среды, мерах её
охраны;
организовывать собрания, митинги,
пикеты, шествия, демонстрации, петиции,
сбор подписей, входить с предложениями
о проведении обсуждения проектов, референдумов;
требовать назначения государственной
экологической экспертизы, выступать
с изложением экологической платформы
в средствах массовой информации;
ставить вопрос о привлечении
к ответственности виновных должностных
лиц, предъявлять в суде или арбитражном
суде иски о возмещении вреда здоровью
и имуществу граждан, причинённого экологическими
правонарушениями.
Экологическая деятельность
общественных объединений проводится
в полном соответствии с их уставами и
законодательством Российской Федерации
и республик в составе Российской Федерации.
Государство гарантирует экологическим
и иным общественным объединениям, выполняющим
экологические функции, гражданам возможность
реализации предоставленных им прав в
области охраны окружающей природной
среды в соответствии с законодательством
Российской Федерации и республик в составе
Российской Федерации.
III. Экономические
механизмы охраны окружающей
природной среды
Экономический механизм охраны
окружающей природной среды имеет своими
задачами:
планирование и финансирование
природоохранных мероприятий;
установление лимитов использования
природных ресурсов, выбросов и сбросов
загрязняющих веществ в окружающую природную
среду и размещение отходов;
установление нормативов платы
и размеров платежей за использование
природных ресурсов, выбросы и сбросы
загрязняющих веществ в окружающую природную
среду, размещение отходов и другие виды
вредного воздействия;
предоставление предприятиям,
учреждениям и организациям, а также гражданам
налоговых, кредитных и иных льгот при
внедрении ими малоотходных и ресурсосберегающих
технологий и нетрадиционных видов энергии,
осуществлении других эффективных мер
по охране окружающей природной среды;
возмещение в установленном
порядке вреда, причинённого окружающей
природной среде и здоровью человека.
Государственные природоохранительные
органы Российской Федерации совместно
с органами государственной статистики,
природопользователями ведут количественный
и качественный учёт природных ресурсов
и вторичного сырья, определяют их социально-экономическую
оценку.
На государственные природоохранительные
органы возлагается ведение государственного
земельного, водного, лесного кадастров,
государственных кадастров недр, животного
мира, особо охраняемых природных территорий
и объектов.
Планирование мероприятий по
охране окружающей природной среды и природопользованию
осуществляется в составе программ, прогнозов
социально-экономического развития на
основе государственной экологической
программы, с учётом природоресурсного
потенциала отдельных регионов.
Финансирование экологических
программ и мероприятий по охране окружающей
природной среды производится за счёт:
республиканского бюджета Российской
Федерации, бюджетов республик в составе
Российской Федерации, бюджетов автономной
области, автономных округов, областей,
краёв и местных Советов народных депутатов;
средств предприятий, учреждений
и организаций;
федерального, республиканских,
краевых, областных, местных экологических
фондов;
фондов экологического страхования;
кредитов банков;
добровольных взносов населения,
иностранных юридических лиц и граждан,
а также других источников.
Финансирование экологических
программ и мероприятий по охране окружающей
природной среды в федеральном, республиканских
и других бюджетах выделяется отдельной
строкой и обеспечивается материально-техническими
ресурсами.
Лимиты на природопользование
являются системой экологических ограничений
по территориям и представляют собой установленные
предприятиям-природопользователям на
определённый срок объёмы предельного
использования (изъятия) природных ресурсов,
выбросов и сбросов загрязняющих веществ
в окружающую природную среду и размещения
отходов производства.
Лимиты на природопользование
устанавливаются предприятиям-природопользователям
специально уполномоченными на то государственными
органами Российской Федерации в области
охраны окружающей природной среды, исходя
из необходимости поэтапного достижения
нормативных объёмов использования (изъятия)
природных ресурсов, предельно допустимых
выбросов и сбросов загрязняющих веществ
в окружающую природную среду и нормативных
объёмов размещения отходов производства
с учётом экологической обстановки в регионе.
Срок достижения нормативных
объёмов природопользования и лимиты
по годам устанавливаются в соответствии
с утверждёнными показателями государственных
и региональных экологических программ.
Платность природопользования
включает плату за природные ресурсы,
за загрязнение окружающей природной
среды и за другие виды воздействия.
Плата за природные ресурсы
(земля, недра, вода, лес и иная растительность,
животный мир, рекреационные и другие
природные ресурсы) взимается:
за право пользования природными
ресурсами в пределах установленных лимитов;