Понятие права природопользования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 13:13, контрольная работа

Описание работы

Институт права природопользования занимает одно из центральных мест в системе экологического права. Он представляет собой совокупность правовых норм, которые регулируют порядок и условия использования природных ресурсов, права и обязанности природопользователей.

Файлы: 1 файл

Понятие права природопользовани12.doc

— 462.50 Кб (Скачать файл)

6) нарушение  условий и требований, установленных  лицензией, договором и законодательством;

7) изъятие природного  объекта для государственных или муниципальных нужд.

Законодательством о природных ресурсах предусмотрены  и иные основания прекращения  права природопользования.

Переход права  природопользования возможен лишь в  порядке правопреемства, в случае смерти гражданина право природопользования переходит к его наследникам; при реорганизации юридического лица — к лицу, к которому переходят права и обязанности данного юридического лица в сфере природопользования.

Условиями перехода являются:

1) использование  объекта правопреемниками для собственных нужд;

2) неизменность  цели природопользования.

2.2.

Лицензирование и лимитирование  природопользования

Осуществление права на использование и потребление  того или иного природного ресурса  приводит к необходимости введения для некоторых ресурсов лицензирования, то есть предварительного получения разрешения на такое пользование или вид деятельности. Особое значение придается лицензированию в новых социально-экономических условиях перехода к рынку.

Общий порядок  лицензирования регулируется Федеральным законом от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ (ред. от 23.07.2008 г.) «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Лицензия является официальным документом, который разрешает осуществление указанного в ней вида деятельности и определяет обязательные для исполнения требования его осуществления. Лицензия является одним из оснований возникновения права природопользования. Получение лицензии необходимо при возникновении права пользования участком недр, объектами животного мира, участком лесного фонда, права комплексного природопользования. Кроме того, определенные виды деятельности могут осуществляться исключительно на основании лицензии. Лицензированию подлежат:

  • утилизация, складирование, перемещение, размещение, захоронение, уничтожение промышленных и иных отходов, материалов, веществ;
  • проведение экологической паспортизации, сертификации, экологического аудита;
  • осуществление видов деятельности, связанных с работами (услугами) природоохранного назначения.

Лицензированию  подлежат виды деятельности, осуществляемые юридическими, а также физическими  лицами, занимающимися предпринимательской  деятельностью без образования юридического лица. Органами, уполномоченными на ведение лицензирования, являются Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы. Федеральная служба выдает лицензии юридическим и физическим лицам, осуществляющим деятельность на всей территории РФ. Соответственно, ее территориальные органы выдают лицензии юридическим и физическим лицам, осуществляющим деятельность на территории субъектов РФ.

В лицензии указываются:

  • вид деятельности, на осуществление которой выдается лицензия;
  • срок действия лицензии;
  • условия осуществления лицензируемого вида деятельности (правила и нормы, в соответствии с которыми осуществляется деятельность, перечень мероприятий по обеспечению экологической безопасности, дополнительные условия, отражающие специфические особенности лицензируемого вида деятельности и др.).

Наиболее важными данными, которые необходимо предоставить для получения лицензии, являются:

  • сведения о профессиональной подготовке специалистов, обеспечивающих осуществление лицензируемого вида деятельности. При отсутствии указанных сведений лицензионный орган может потребовать провести аттестацию специалистов на профессиональную пригодность;
  • данные о нормативно-методическом обеспечении, об организационно-технических возможностях и материально-техническом оснащении для выполнения видов деятельности, информация о предыдущей деятельности и опыте работы;
  • экологическое обоснование деятельности (для видов деятельности, связанных с обращением с отходами и проведением природоохранных работ на территориях (акваториях) природных и хозяйственных объектов, а также рекультивацией указанных территорий).

До принятия решения о выдаче лицензии лицензионный орган:

  • проводит экспертизу представленных материалов с оценкой их полноты и достоверности, соответствия условий лицензируемого вида деятельности экологическим требованиям, установленным для него в нормативных документах;
  • определяет условия действия лицензии (лицензионные условия);
  • организует в случае необходимости проведение дополнительной (в том числе независимой) экспертизы и экологического аудита.

Решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии принимается в течение 30 дней со дня получения заявления со всеми  документами. В случае проведения дополнительной экспертизы решение принимается  в 15-дневный срок со дня получения экспертного заключения, но не позднее, чем через 60 дней со дня подачи заявления.

Основаниями для отказа в выдаче лицензии являются:

  • наличие в документах, представленных заявителем, недостоверной или искаженной информации;
  • отрицательное экспертное заключение, установившее несоответствие условиям, необходимым для осуществления соответствующего вида деятельности, и условиям экологической безопасности.

Как правило, лицензии выдаются на срок не более трех лет. Могут выдаваться лицензии на срок до трех лет по заявлению лица, обратившегося за ее получением. Лицензия выдается отдельно на каждый вид деятельности. Передача лицензии другому юридическому или физическому лицу запрещается.

При ликвидации юридического лица или прекращении  действия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя выданная лицензия теряет юридическую силу.

В случае реорганизации, изменения наименования юридического лица, изменения паспортных данных физического лица, утраты лицензии лицензия должна быть переоформлена.

Лицензионный  орган вправе приостановить действие лицензии или аннулировать ее в случаях:

  • представления лицензиатом соответствующего заявления;
  • обнаружения недостоверных данных в документах, представленных для получения лицензии;
  • нарушения лицензиатом условий, определенных в лицензии;
  • невыполнения лицензиатом предписаний или распоряжений государственных органов или приостановления ими деятельности юридического лица, а также физического лица, занимающегося предпринимательской деятельностью рез образования юридического лица;
  • ликвидации юридического лица или прекращения действия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве предпринимателя.

В случае изменения  обстоятельств, повлекших приостановление действия лицензии, действие лицензии может быть возобновлено.

Лицензия и  договор на природопользование являются основаниями возникновения права  природопользования. Лицензия на природопользование — это документ, устанавливающий экологические требования, ограничения, предельные объемы использования природных ресурсов и загрязнения окружающей природной среды, условия природопользования.

Получение лицензии необходимо при возникновении права  пользования:

  • участком недр;
  • участком лесного фонда;
  • объектами животного мира;
  • права комплексного природопользования.

Лицензия содержит следующие сведения:

  • данные о целевом назначении работ, связанных с природопользованием;
  • границы территории (земельного участка), предоставляемого для ведения работ, связанных с природопользованием;
  • перечень используемых природных ресурсов, лимиты (предельные объемы) их изъятия или использования;
  • перечень, нормативы и лимиты выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и размещаемых отходов;
  • план природоохранных мероприятий;
  • особые экологические требования, при которых допускается хозяйственная деятельность;
  • сроки действия лицензии и установленных в ней экологических ограничений;
  • ответственность за несоблюдение предприятием требований в области охраны окружающей среды и условий природопользования.

Если лицензия представляет собой, по сути, разрешение на ведение определенного вида деятельности, возлагающее обязанности на лицензируемого, то договор на природопользование создает обязанности как для органов власти, так и для природопользователя.

Природоресурсное  законодательство предусматривает специфические виды договоров:

  • законодательство о недрах — лицензионный договор и соглашение о разделе продукции;
  • водное законодательство — договор пользования водным объектом;
  • земельное законодательство — договор аренды и временного пользования земельным участком.

Эти договоры заключаются  с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления. В ряде случаев заключения договора не требуется, например, при краткосрочном лесопользовании или при пользовании объектами животного мира гражданами.

Лимиты  на природопользование — это система экологических ограничений по территориям, представляющая собой установленные для природопользователей на определенный срок объемы предельного использования (изъятия) природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещения отходов производства.

Проекты лимитов  разрабатываются предприятиями, учреждениями и организациями — природопользователями — и утверждаются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (за исключением лимитов отвода земель для строительства объектов, которые утверждаются Министерством промышленности и торговли) в целях достижения нормативных объемов использования природных ресурсов, предельно допустимых выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и нормативных объемов размещения отходов производства с учетом экологической обстановки в регионе. Руководство работой по определению лимитов природопользования осуществляется на соответствующей территории органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления совместно со специально уполномоченными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и использования природных ресурсов.

Лимиты на природопользование устанавливаются на определенный срок по каждому виду используемых (изымаемых) природных ресурсов, и могут пересматриваться с учетом развития техники, усовершенствования технологических процессов, изменения потребности в данном виде ресурса и его состояния, а также других факторов.

К лимитам на природопользование относятся:

1) нормы отвода  земель для строительства автомобильных  и железных дорог, аэропортов, магистральных трубопроводов, мелиоративных систем и т.п.;

2) лимиты водопользования — предельно допустимые объемы изъятия водных ресурсов или сброса сточных вод нормативного качества, которые устанавливаются водопользователю на определенный срок;

3) расчетная лесосека — норма вырубки древесины, соответствующая ее годовому приросту, который устанавливается по каждому лесхозу, а в отдельных случаях — по каждому лесничеству и передаваемому в пользование участку леса;

4) лимиты использования  объектов животного мира — устанавливаются при охоте, рыболовстве, а также добыче животных, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства;

5) лимиты на  выбросы и сбросы загрязняющих  веществ и микроорганизмов, на  размещение отходов производства  и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду.

2.3.

Экономическое и правовое стимулирование рационального природопользования

Если организационно-правовой механизм делает основной упор на административные, организационные и правовые меры (учет, контроль, разрешение споров, ответственность, возмещение ущерба), то экономический механизм — именно на экономические меры.

Введение этого  механизма — объективная необходимость, осознанная государством еще в конце 1980-х гг. В связи с этим 7 января 1988 г. было принято Постановление Правительства СССР № 32 «О коренной перестройке дела охраны природы в стране». В нем впервые был провозглашен переход от преимущественно административных к преимущественно экономическим методам управления экономикой и, в том числе, природопользованием и охраной природы, были сформулированы понятия экономических рычагов (мер), которые в своей совокупности составляют экономический механизм охраны окружающей природной среды.

Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды в настоящее время осуществляется в соответствии с гл. IV Федерального закона «Об охране окружающей среды».

К методам экономического регулирования в области охраны окружающей среды относятся:

  • разработка государственных прогнозов социально-экономического развития на основе экологических прогнозов;
  • разработка федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации и целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации;
  • разработка и проведение мероприятий по охране окружающей среды в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде;
  • установление платы за негативное воздействие на окружающую среду;
  • установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду;
  • проведение экономической оценки природных объектов и природно-антропогенных объектов;
  • проведение экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;
  • предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов, а также при осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей среды в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • поддержка предпринимательской, инновационной и иной деятельности (в том числе экологического страхования), направленной на охрану окружающей среды;
  • возмещение в установленном порядке вреда окружающей среде;
  • иные методы экономического регулирования по совершенствованию и эффективному осуществлению охраны окружающей среды.

Информация о работе Понятие права природопользования