Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 13:13, контрольная работа
Институт права природопользования занимает одно из центральных мест в системе экологического права. Он представляет собой совокупность правовых норм, которые регулируют порядок и условия использования природных ресурсов, права и обязанности природопользователей.
Государственные природоохранные органы РФ совместно с органами государственной статистики ведут количественный и качественный учет природных ресурсов, определяют их социально-экономическую оценку и на основе полученных данных прогнозируют социально-экономическое развитие.
2.4.
Нормирование качества окружающей среды
Нормативы в области охраны окружающей среды — установленные нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на нее, при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие.
Нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.
Нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении:
1) нормативов качества окружающей среды — нормативов, которые установлены в соответствии с физическими, химическими, биологическими и иными показателями для оценки состояния окружающей среды и при соблюдении которых обеспечивается благоприятная окружающая среда;
2) нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности — нормативов, которые установлены в соответствии с показателями воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и при которых соблюдаются нормативы качества окружающей среды;
3) иных нормативов в области охраны окружающей среды, таких как:
Кроме того, нормирование качества окружающей среды осуществляется при помощи технических регламентов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды.
Нормативы и
нормативные документы в
Нормативы и
методы их определения утверждаются
природоохранными органами и органами
санитарно-эпидемиологического
При нарушении нормативов качества могут быть ограничены, приостановлены, прекращены выбросы, сбросы и иные вредные воздействия. Предписание об этом дают государственные органы в области охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического надзора.
Нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК) устанавливаются для химических веществ, микроорганизмов и других биологических веществ. Показатели их нормируются в атмосферном воздухе, воде, почве.
ПДК вредных веществ устанавливались как критерии безопасности и безвредности для человека факторов среды его обитания, требования к обеспечению благоприятных условий его жизни и фиксировались в санитарных правилах и нормах. Они выражают санитарно-гигиенические требования. Наряду с ними развивается и экологическое нормирование.
Федеральный закон от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ (ред. от 23.07.2008 г., с изменениями от 27.10.2008 г.) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установил, что санитарные правила и нормы обязательны для соблюдения всеми государственными органами, общественными объединениями, хозяйствующими субъектами, должностными лицами и гражданами. На всей территории России действуют Санитарно-эпидемиологические правила.
Нормативы предельно допустимых уровней шума, вибрации, магнитных полей и иных физических воздействий устанавливаются на уровне, обеспечивающем сохранение здоровья и трудоспособности людей, охрану растительного и животного мира, благоприятных условий труда.
Санитарными нормами допустимого уровня шума на территории жилой застройки установлено, что он не должен превышать 60 децибел, а в ночное время — с 23 до 7 часов — 45 децибел. Для санаторно-курортных зон эти нормативы составляют соответственно 40 и 30 децибел.
Для территории жилой застройки органами санитарно-эпидемиологической службы обоснованы и утверждены допустимые уровни вибрации и электромагнитных воздействий.
К иным нормируемым физическим воздействиям относится тепловое воздействие. Его основными источниками являются энергетика, энергоемкие производства, коммунально-бытовое хозяйство. В принятых Правилах охраны поверхностных вод от загрязнения сточными водами установлены нормативы теплового воздействия на водные объекты. В источнике хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водоснабжения летняя температура воды не должна превышать температуру самого жаркого месяца более, чем на 3° по Цельсию, в рыбохозяйственных водоемах — быть не более чем на 5° по Цельсию выше естественной температуры воды.
Нормирование
в сфере обеспечения радиационн
Для населения средняя годовая эффективная доза облучения равна 0,001 зиверта или эффективная доза на период жизни (70 лет) — 0,07 зиверта. В отдельные годы допустимы большие значения эффективной дозы при условии, что средняя годовая эффективная доза, исчисленная последовательно за пять лет, не превысит 0,001 зиверта.
Эти основные пределы не включают в себя дозы, создаваемые естественным радиационным и техногенно-измененным радиационным фоном, а также дозы, получаемые гражданами (пациентами) при проведении медицинских рентгенорадиологических процедур и лечения. Указанные пределы доз облучения являются исходными при установлении допустимых уровней облучения организма человека и отдельных его органов.
Допустимые пределы доз облучения могут быть уменьшены Правительством Российской Федерации для отдельных территорий с учетом конкретной санитарно-гигиенической, экологической обстановки, состояния здоровья населения и уровня влияния на человека других факторов окружающей среды.
Установленные нормы введены в действие с 1 января 2000 г.
Федеральный закон «Об охране окружающей среды» требует определения для каждого источника загрязнений норматива предельно допустимых воздействий.
Выбросы и сбросы
загрязняющих веществ в окружающую
природную среду
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.08.1992 г. № 545 (с изменениями от 16.06.2000 г.) определен Порядок разработки и утверждения нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ и размещения отходов. Разработку указанных нормативов организует Министерство природы и экологии РФ совместно с государственными органами санитарно-эпидемиологического надзора и другими специально уполномоченными органами в области охраны окружающей среды, а также с органами исполнительной власти.
Проекты нормативов разрабатывают сами предприятия с учетом предложений органов местного самоуправления, научных учреждений, общественных организаций и мнения населения.
Конкретным предприятиям нормативы выбросов и сбросов, размещения отходов устанавливают органы Министерства природы и экологии РФ и другие специально уполномоченные органы. Так, по химическим веществам нормативы выбросов вводят органы охраны окружающей природной среды, по биологическим веществам, микроорганизмам, физическим воздействиям, радиации — органы санитарно-эпидемиологического надзора.
На основе установленных нормативов предприятиям выдается разрешение на выбросы, сбросы, размещение отходов.
Нормативы установлены в ряде других законов и подзаконных актов. Так, в Водном кодексе Российской Федерации установлены специальные нормы об установлении предельно допустимых воздействий на водные объекты.
Источники вредных воздействий — предприятия, теплоэлектростанции, аэропорты и др. — отделяются от жилых массивов санитарно-защитными зонами. Санитарными нормами проектирования промышленных предприятий их размеры определены для предприятий пяти классов санитарной вредности от 1000 до 50 метров. При больших масштабах производства, ограниченной возможности очистки выбросов и неблагоприятных условиях взаимного размещения промышленных предприятий и жилой застройки санитарно-защитные зоны могут быть увеличены в 3 раза. Для крупных производственных комплексов эти зоны могут быть установлены в особых размерах, с учетом мощности предприятий. В санитарно-защитной зоне запрещается строительство жилья, 40% ее территории рекомендуется занимать зелеными насаждениями.
Водоохранной зоной является территория, примыкающая к акватории, на которой устанавливается специальный режим использования и охраны природных ресурсов и осуществления иной хозяйственной деятельности. В пределах водоохранных зон выделяются прибрежные полосы, представляющие территории строгого режима. Режим этих зон будет установлен принятым в развитие Водного кодекса специальным Постановлением Правительства РФ от 23.11.1996 г. № 1404.
Постановлением Правительства РФ от 2 марта 2000 г. № 183 утверждено Положение о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него.
Постановлением Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344 установлены Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления.
В целях защиты особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним участках земли и водного пространства могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности.
Список литературы
1. Лесной кодекс РФ от 29.02.1997 г.
2. Водный кодекс РФ от 16.11.1995 г.
3. ФЗ "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 г.
4. ФЗ "Об экологической экспертизе" от 23.11.1995 г.
5. Бринчук
М.М. Экологическое право (
6. Боголюбов
С.А. Экологическое право.
7. Ерофеев
Б.В. Экологическое право
8. Петров
В.В. Экологическое право
ДОКЛАД ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ПРАВУ ПО ТЕМЕ: ПРАВО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ. ВИДЫ ПРАВ НА ПРИРОДНЫЕ ОБЪЕКТЫ И РЕСУРСЫ
Право природопользования -
это институт экологического права, который
представляет собой систему норм, регулирующих
использование природных ресурсов, совокупность
прав и обязанностей, возникающих в связи
с использованием природных ресурсов.
Речь идет о праве по использованию природных
объектов и ресурсов для определенных
целей, что относится в основном к праву
природоресурсному.
В зависимости от основания
как критерия для классификации выделяются
разные виды права природопользования.
Наиболее распространенной в науке экологического
права выделяют следующую классификацию
права природопользования в зависимости
от требования по наличию разрешительной
документации: право общего природопользования
и право специального природопользования.
Право общего природопользования
представляет собой право использования
природных ресурсов без получения разрешительных
документов со стороны государства и иных
уполномоченных лиц. Право специального
природопользования представляет собой
право использования природных ресурсов
с обязательным получением соответствующих
разрешительных документов. Так, к примеру,
сбор грибов гражданами в лесу для личного
пользования является общим правом природопользования,
и для этого не требуется получения каких-либо
документов, а вот использование земельного
участка для строительства уже требует
получения документов как на земельный
участок, так и на возведение здания, строения,
сооружения.
Существует еще одна
распространенная классификация права
природопользования в зависимости от
использования природного объекта, природного
ресурса: землепользование, лесопользование,
недропользование, водопользование, пользование
животным миром и т.д.
Можно выделить еще
одну классификацию права природопользования.
Так, общим критерием, объединяющим право
природопользования отдельных природных
ресурсов, является срок пользования ими.
Таким образом, можно выделить постоянное
право природопользования (без определенного
срока) и срочное. Срочное делится на долгосрочное
и краткосрочное. Выделяется также право
ограниченного пользования чужим имуществом
(сервитут). Так, существует лесной сервитут,
водный сервитут, земельный сервитут.
Право природопользования
тесно связано с понятием оборотоспособности
природных ресурсов. В соответствии со
ст. 129 Гражданского кодекса РФ оборотоспособностью
является возможность объекта гражданского
права свободно отчуждаться или переходить
от одного лица к другому. Земля и другие
природные ресурсы, согласно данной статье,
могут отчуждаться или переходить от одного
лица к другому иными способами в той мере,
в какой их оборот допускается законами
о земле и других природных ресурсах.
Объединяющим показателем
для природных ресурсов и объектов является
также понятие изъятых из оборота или
ограниченных в обороте природных ресурсов.
Изъятие из оборота подразумевает невозможность
прежде всего находиться в частной собственности,
ограничение в обороте подразумевает
совершение ограниченной возможности
по совершению и сделок и возможностью
находиться в частной собственности только
при прямом указании на то в законе.