Право природопользования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 14:54, реферат

Описание работы

Институт права природопользования занимает одно из центральных мест в системе экологического права. Он представляет собой совокупность правовых норм, которые регулируют порядок и условия использования природных ресурсов, права и обязанности природопользователей.
Право природопользования можно рассматривать и в субъективном смысле как совокупность конкретных прав и обязанностей, приобретенных субъектом в связи с получением природного объекта в пользование.

Содержание работы

1. Право природопользования: понятие, субъекты, объекты, виды
2. Правовой режим использования и охраны животного мира РФ.
3. Задача
Список литературы

Файлы: 1 файл

экологич. право.docx

— 35.03 Кб (Скачать файл)

 Оно может быть долгосрочным (в случае предоставления юридическим  лицам) или краткосрочным (при  предоставлении гражданам). Законом  о животном мире не определяются  конкретные сроки пользования  или их предельные размеры.

 Пользование животным  миром может осуществляться двумя  способами -с изъятием или без изъятия объектов животного мира из среды их обитания.

 По целевому назначению  выделяются следующие виды пользования  животным миром (ст. 34 Закона о  животном мире):

- охота;

- рыболовство, включая  добычу водных беспозвоночных  и морских млекопитающих;

- добыча объектов животного  мира, не отнесенных к объектам  охоты и рыболовства. Этот вид  пользования связан с изъятием  животных из естественной среды  их обитания (например, для научных  экспериментов, зоологических коллекций,  получения лекарственного сырья  и др.) и допускается только  по разрешениям компетентных  органов (ст. 43 Закона о животном  мире);

 - извлечение полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира - почвообразователей, естественных санитаров окружающей природной среды, опылителей растений, биофильтраторов и др. Осуществляется в естественных условиях без изъятия животных из природной среды, а пользователями в таких случаях выступают сельскохозяйственные, лесохозяйственные организации, граждане - владельцы личных подсобных хозяйств, садовых участков и др. (ст. 45 Закона о животном мире);

- изучение, исследование  и иное использование животного  мира в научных, культурно-просветительских, рекреационных, эстетических целях.  Возможно без изъятия животных  из среды их обитания (путем  различных форм наблюдения, мечения,  фотографирования и других методов  исследования) или с изъятием  объектов животного мира из  природной среды. В первом случае  оно допускается без разрешения  компетентных органов и бесплатно, во втором - по разрешениям бесплатно или за определенную плату (ст. 44 Закона о животном мире);

- получение продуктов  жизнедеятельности объектов животного  мира (меда, пантов и т. д.). Допускается  без изъятия животных из природной  среды и их уничтожения, а  также без нарушения среды  их обитания (ст. 46 Закона о животном  мире).

 Федеральными законами  «О континентальном шельфе РФ»  и «Об исключительной экономической  зоне РФ» предусмотрены и другие  виды пользования животным миром  - товарное выращивание, искусственное  воспроизводство водных биологических  ресурсов и т. д. (ст. 10 Закона  о континентальном шельфе, ст. 8 Закона  об исключительной экономической  зоне РФ).

Правовая охрана животного  мира - это закрепленная законом  система мер, направленных на сохранение биологического разнообразия и обеспечение  устойчивого существования животного  мира, а также на создание условий  для непрерывного использования  и воспроизводства объектов животного  мира.

 Необходимыми условиями  осуществления деятельности по  охране животного мира являются  разработка и реализация федеральных  и территориальных государственных  программ по охране животного  мира и среды его обитания; ведение государственного учета,  государственного кадастра и  экологического мониторинга объектов  животного мира.

 Пользователи животным  миром обязаны ежегодно проводить  учет используемых ими объектов  животного мира и объемов их  изъятия и представлять эти  данные в компетентные государственные  органы, ведущие учет и кадастр  объектов животного мира. Государственный  мониторинг объектов животного  мира необходим для своевременного  выявления изменений в состоянии  животного мира, предупреждения  и устранения последствий негативных  процессов и явлений в целях  сохранения биологического разнообразия, рационального использования животного  мира*.

________

* Подробнее о государственном  кадастре и мониторинге объектов  животного мира см. главы 4, 5 данного учебного пособия.

 

Организация и осуществление  указанной деятельности регламентируется Постановлением Правительства РФ «О порядке ведения государственного учета, государственного кадастра и  государственного мониторинга объектов животного мира» от 10 ноября 1996 № 1342.

 Обязательной мерой  охраны животного мира является  государственная экологическая  экспертиза, предшествующая принятию  хозяйственных решений, способных  повлиять на животный мир и  среду его обитания. Обязательной  государственной экспертизе подлежат  удобрения, пестициды и биостимуляторы  роста растений, а также материалы,  обеспечивающие объемы (квоты, лимиты) изъятия объектов животного мира  и проведение работ по акклиматизации  и гибридизации этих объектов. Она осуществляется государственным  органом по охране окружающей  природной среды при участии  органов по охране животного  мира.

 В целях обеспечения соблюдения всеми юридическими лицами и гражданами требований законодательства РФ о животном мире осуществляется государственный контроль органами общей и специальной компетенции (Министерства сельского хозяйства РФ, Государственного комитета РФ по охране окружающей среды, Федеральной службы лесного хозяйства России и др.), особое место среди которых занимают специализированные подразделения - охотничьи инспекции, рыбоохрана и др.*

___________

* Постановление Правительства  РФ «О специально уполномоченных  государственных органах по охране, контролю и регулированию использования  объектов животного мира и  среды их обитания» от 19 января 1998 № 67.

 

Должностные лица этих органов  наделены широкими полномочиями при  осуществлении своих контрольных  функций (ст. 31 Закона о животном мире):

- проверять у юридических  лиц и граждан документы на  право пользования животным миром,  право находиться на особо  охраняемой территории (акватории)  и разрешения органов внутренних  дел на хранение и ношение  огнестрельного оружия;

- задерживать нарушителей  законодательства о животном  мире, составлять протоколы на  совершенные ими правонарушения  и доставлять указанных нарушителей  в правоохранительные органы;

- производить досмотр  вещей и личный досмотр задержанных  лиц, остановку и досмотр транспортных  средств, проверку оружия и  других орудий добывания объектов  животного мира, полученной от  них продукции;

- изымать у нарушителей  незаконно добытую продукцию,  оружие и другие орудия добывания  объектов животного мира, в том  числе транспортные средства, а  также соответствующие документы;

- хранить и носить  служебное огнестрельное оружие  и специальные средства при  исполнении служебных обязанностей;

- применять в установленном  порядке физическую силу, специальные  средства: наручники, резиновые палки,  слезоточивый газ, устройства  для принудительной остановки  транспорта, служебных собак и  огнестрельное оружие.

 Во исполнение данной статьи Закона о животном мире и в соответствии с Федеральным законом «Об оружии» Постановлением Правительства РФ от 2 февраля 1998 № 133 были утверждены правила использования и применения служебного оружия и специальных средств должностными лицами органов Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ, Государственного комитета РФ по охране окружающей среды и Федеральной службы лесного хозяйства России и их территориальных органов.

 Сохранение животного  мира может быть достигнуто  как в процессе непосредственной  охраны самих животных и их  популяций, так и охраной среды  их обитания. Поэтому меры охраны  животного мира реализуются по  трем основным направлениям:

- организация рационального  использования животного мира, регулирование  численности животных и их  воспроизводства;

- сохранение видового  многообразия животных (генетического  фонда животных сообществ);

- охрана среды обитания  животных.

 Содержание этих направлений  раскрывается применительно к  следующим основным требованиям  (мерам) охраны животного мира, закрепленным в законодательстве:

1. Регулирование рационального  использования животного мира. Оно  осуществляется прежде всего путем нормирования в области охраны и использования животного мира, которое заключается в установлении лимитов (объемов, квот) использования животных, а также стандартов, норм и правил их рационального использования и охраны.

 Особое значение имеет  установление запретов и ограничений  на использование объектов животного  мира. В целях их сохранения  и воспроизводства определенные  виды пользования или пользование  отдельными объектами животного  мира могут быть ограничены, приостановлены  или запрещены в определенных  местах или на определенные  сроки (ст. 17, 21 Закона о животном  мире). Вопрос о реализации указанных  мер был затронут в связи с рассмотрением правового регулирования использования животного мира.

2. Охрана среды обитания, условий размножения и путей  миграции животных.

 Закон устанавливает  общее правило о том, что  любая деятельность, влекущая за  собой изменение среды обитания  животных и ухудшение условий  их размножения, нагула, отдыха  и путей миграции, должна осуществляться  с соблюдением требований по  охране животного мира.

 В частности, при размещении, проектировании, строительстве населенных пунктов, предприятий, сооружений и других объектов, совершенствовании существующих и внедрении новых технологических процессов, введении в хозяйственный оборот целинных земель, мелиорации земель, осуществлении лесных пользований, проведении геологоразведочных работ, добыче полезных ископаемых, определении мест выпаса скота, туристических маршрутов и организации мест массового отдыха и т. д. должны предусматриваться и проводиться мероприятия по сохранению среды обитания и путей миграции животных.

 При размещении и  строительстве транспортных магистралей,  линий электропередачи и связи,  а также каналов, плотин и  других гидротехнических сооружений  должны осуществляться меры по  сохранению путей миграции объектов  животного мира и мест их  постоянной концентрации, в том числе в период размножения и зимовки (ст. 22 Закона о животном мире).

 В целях охраны мест обитания редких или ценных в научном либо в хозяйственном отношении животных выделяются защитные участки территорий и акваторий, имеющие местное значение, но необходимые для осуществления их жизненного цикла. На них запрещаются отдельные виды хозяйственной деятельности или регламентируются сроки и порядок их проведения.

 На обеспечение охраны  среды обитания животных от  загрязнения и разрушения направлены  также нормы земельного, лесного,  водного законодательства, законодательства  о недрах и особо охраняемых  природных территориях.

3. Наиболее полное и  эффективное сохранение животных  сообществ может быть обеспечено  в заповедниках, заказниках, национальных  парках и других особо охраняемых  территориях. В пределах этих  территорий полностью запрещено  или ограничено пользование животным  миром, а также всякая деятельность, не совместимая с целями охраны  животных.

4. В целях сохранения  редких и находящихся под угрозой  исчезновения видов животных, воспроизводство  которых в естественных условиях  невозможно, специально уполномоченные  органы обязаны принимать меры  по созданию необходимых условий  для разведения их в неволе - в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания (ст. 26 Закона о животном мире). При этом лица (как юридические так и физические), которые занимаются содержанием и разведением животных, обязаны гуманно обращаться с ними, соблюдать надлежащие санитарно-ветеринарные и зоологические требования. В противном случае они могут быть привлечены к ответственности, а животные подлежат конфискации в судебном порядке.

5. Закон «О животном  мире» предусматривает специальные  меры по предотвращению гибели  животных при осуществлении производственных  процессов. Эти требования конкретизируются  в Постановлении Правительства  РФ от 13 августа 1996 № 997, которым  утверждены «Требования по предотвращению  гибели объектов животного мира  при осуществлении производственных  процессов, а также при эксплуатации  транспортных магистралей, трубопроводов,  линий связи и электропередачи». Указанные требования распространяются  на сельскохозяйственную, лесохозяйственную и лесопромышленную деятельность, эксплуатацию транспортных магистралей и объектов, линий передачи и связи, промышленные и водохозяйственные процессы, ирригационные и мелиоративные работы и объекты и др.

 Имеется в виду предотвращение гибели животных в результате изменения среды обитания и нарушения путей миграции, попадания в водозаборные сооружения, узлы производственного оборудования, под движущийся транспорт и сельскохозяйственные машины, а также в результате строительства производственных объектов, добычи, переработки и транспортировки сырья, столкновения с проводами и действия электротока, воздействия электромагнитных полей, шума и вибрации и др.

Информация о работе Право природопользования