Предмет, метод, система, источники экологического права. Соотношение экологического права с иными отраслями права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 03:15, курс лекций

Описание работы

Предмет экологического права – эколого-правовые отношения, направленные на использование объектов природы, охраны ОС в процессе их хозяйственной и иной деятельности.
Методы экологического права: Императивный (власть и подчинение); Диспозитивный (равенство двух сторон).
Источники экологического права:
По юридической силе (законы, подзаконы, акты);
По сфере действия (федеральные, субъектов, местного самоуправления);

Файлы: 1 файл

экологическое право.docx

— 119.88 Кб (Скачать файл)
  1. Предмет, метод, система, источники экологического права. Соотношение экологического права с иными отраслями права.

Экологическое право – отрасль юридической науки, которая представляет собой систему научных знаний об экологической науке, его становлений, принципах и об особенностях правового регулирования.

Структура(из лекций):

    • общая
    • особенная (лесной кодекс, водный кодекс…)
    • специальная часть (международно-правовая охрана ОС)

Предмет экологического права – эколого-правовые отношения, направленные на использование объектов природы, охраны ОС в процессе их хозяйственной и иной деятельности.

Методы  экологического права: Императивный (власть и подчинение); Диспозитивный (равенство двух сторон).

Источники экологического права:

По юридической  силе (законы, подзаконы, акты);

По сфере действия (федеральные, субъектов, местного самоуправления);

По видам государственной  власти (Конституция РФ, ФЗ «Об охране ОС», ФЗ «Об атмосферном воздухе», ФЗ об «ООПТ», ФЗ «Об экологической экспертизе», ФЗ «Об обращении с отходами производства и потребления» и Закон о недрах, Водный, Лесной, Земельный, Градостроительный Кодексы, указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, ведомственные нормативные правовые акты (приказы и распоряжения министерств и ведомств), административные регламенты, международные договоры.

Соотношения экологического права с иными  отраслями права.

  • Коституционное право предусматривает конституционные нормы по охране окружающей природной среды; здесь же закрепляются основные базовые положения, регулирующие деятельность представительных и исполнительных органов власти в данной сфере.
  • Гражданское право. ( Земельный, Водный и т.д.). Приоритетными функциями гражданского права по отношению к экологическому являются охранительная и компенсационная. Ключевым для экологических правоотношений служит институт возмещения вреда. В условиях рыночной экономики повышается роль норм договорного права, способствующих совершенствованию, экологических отношений.
  • Уголовное право.(Уголовный кодекс, гл.26 Экологические преступления). Нормы уголовного права закрепляют составы экологических преступлений как виды общественно опасных деяний, причиняющих вред окружающей природной среде.
  • Административное право (Административный кодекс гл.7 Административные правонарушения в области охраны собственности, гл.8 Административные правонарушения в области охраны ОС и природопользования).
    • Налоговый бюджет (плата за воздействия на ОС). 
  1. Государственное регулирование экологических правоотношений.

 

Экологические правоотношения – отношения в сфере ОС, оздоровления, улучшения ОС, предупреждения и устранения вредных последствий.

  • По субъектам (физ., юр. лица, органы государственной власти)
  • По объектам (ОС и ее природные компоненты)
  • По степени правовой охраны

 

Государственное регулирование  – целенаправленное воздействие органов власти, наделенных компетенцией  в сфере природопользования по средствам форм и методов, установленных нормативно-правовыми актами.

Цель гос. регулирования  – упорядочение общественных отношений, развитие, охрана правовых и законодательных интересов субъектов отношений, а также в целях защиты интересов всего населения страны в целом.

Способы регулирования:

  • Административно-правовой (императивный) метод используется для обеспечения порядка управления и поэтому исходит из неравного положения субъектов права – из отношений власти и подчинения (Например, исключительная государственная собственность на природные ресурсы).
  • Гражданско-правовой (диспозитивный) способ базируется на основных началах гражданского законодательства и основывается на признании равенства участников регулируемых отношений. (мониторинг ОС).

 

 

Осн функции  гос регулирования:

 

1) норматворческая деятельность  по рац. использованию природных  ресурсов и охране окружающей  среды

 

2)  организационная деятельность  в данной сфере, в т.ч. планирование, финанирование, лицензирование, мониторинг  ОС, контроль и надзор за соблюдением  природоохранного законодательства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования.

 

  • Обеспечение проведения федеральной политики в области экологического развития РФ
  • Установление порядка осуществления гос мониторинга ОС, формирование гос системы наблюдений за состоянием ОС и обеспечение функционирования такой системы
  • Установление порядка осуществления гос контроля в области охраны ОС, в т.ч. на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящихся в ведении РФ, объектах, способствующих трансграничному загрязнению ОС и оказывающих негативное воздействие на ОС (федеральный гос экологический контроль)
  • Установление требований в области охраны ОС ,разработка и утверждение нормативов, гос стандартов и иных нормативных документов в области охраны ОС
  • Установление порядка определения размера платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в ОС, размещение отходов и другие виды негативного воздействия на ОС
  • Организация и проведение гос-ой экологической экспертизы
  • Образование особо охраняемых природных территорий федерального значения, природных объектов всемирного наследия ,управление природно-заповедным фондом, ведение Красной книги РФ.

 

 

 

  1. Полномочия органов государственной власти и субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования.

  • Обеспечение проведения федеральной политики в области экологического развития РФ
  • Установление порядка осуществления гос мониторинга ОС, формирование гос системы наблюдений за состоянием ОС и обеспечение функционирования такой системы
  • Установление порядка осуществления гос контроля в области охраны ОС, в т.ч. на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящихся в ведении РФ, объектах, способствующих трансграничному загрязнению ОС и оказывающих негативное воздействие на ОС (федеральный гос экологический контроль)
  • Установление требований в области охраны ОС ,разработка и утверждение нормативов, гос стандартов и иных нормативных документов в области охраны ОС
  • Установление порядка определения размера платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в ОС, размещение отходов и другие виды негативного воздействия на ОС
  • Организация и проведение гос-ой экологической экспертизы
  • Образование особо охраняемых природных территорий федерального значения, природных объектов всемирного наследия ,управление природно-заповедным фондом, ведение Красной книги РФ.

Субъектов РФ:

  • Осуществление гос контроля в области охраны ОС (гос экологического контроля)
  • Установление нормативов качества ОС, содержащих соответствующие требования и нормы не ниже требований и норм, установленных на федеральном уровне
  • Ведение учета объектов и источников негативного воздействия на ОС, гос экологический контроль которых осуществляется субъектом РФ
  • Контроль в установленном федеральным законодательством порядке платы за негативное возд на ОС по объектам хоз и иной деятельности, за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю
  • Ведение Красной книги субъекта РФ
  • Право образования ООПТ регионального значения, управление и контроль во области охраны и использования таких территорий

Полномочия РФ и субъектов РФ могут перераспределяться 3 способами:

  • Заключение договоров о разграничении полномочий. (Полномочия передаются между РФ и субъектами РФ полностью без предоставления финансирования передающей стороной)
  • Заключение соглашений о передачи осуществления части полномочий (Заключается на определенный срок, при этом полномочие передается с финансированием из соответствующего бюджета)
  • Передача полномочий на основании ФЗ, передача осуществляется при условии предоставления субвенций (пособий) из федерального бюджета.
  1. Система и структура органов государственной власти РФ, регулирующих экологические правоотношения, основные полномочия и принципы взаимодействия

Система органов государственной  власти

В зависимости от уровня гос управления выделяются органы гос власти РФ и органы гос власти субъектов РФ.

 

    В зависимости от характера компетенции:

  • Органы общей компетенции (Президент РФ, Правительство РФ, Федеральное собрание РФ, правительства, администрации субъектов РФ)
  • Органы отраслевой компетенции (Министерство обороны РФ, Мин здравоохранения и социального развития РФ, Мин экономического развития и торговли РФ, Мин транспорта РФ, Минсельхоз РФ)
  • Органы специальной компетенции (Мин природных ресурсов России, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, федеральная служба по экологическому (Росприроднадзор), федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу ОС при Правительстве РФ (Росгидромет), федеральное агенство лесного хозяйства при МПР России, федеральное агенство по недропользованию при МПР России….)

Система федеральных органов исполнительной власти в зависимости от выполняемых ими функций: Федеральные Министерства, Федеральные службы и Федеральные агенства.

Федеральное министерство - осуществляет функции по выработке гос политики и нормативно-правового регулирования в установленной актами Президентам РФ и Правительства РФ сфере деятельности

- Не  вправе осуществлять контрольно-надзорные  функции, правоприменительные, ф-ции  по управлению госуд-м имуществом

- Осуществлять  координацию и контроль деятельности, находящуюся в его ведении  федеральных служб и федеральных  агенств.

Федеральная служба – занимается контрольно-надзорными функциями

- не  вправе осуществлять нормативно-правовое  регулирование и управление государственным  имуществом и оказание платных  услуг.

Федеральное агенство –осуществляет функции по оказанию услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные  функции, за исключением функций по контролю и надзору

- ведет  реестры, регистры и кадастры

- не  вправе осуществлять нормативно-правовое  регулирование и функции по  контролю и надзору

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Полномочия органов государственной  власти РФ в области ООС и природопользования.

  • Обеспечение проведения федеральной политики в области экологического развития РФ
  • Установление порядка осуществления гос мониторинга ОС, формирование гос системы наблюдений за состоянием ОС и обеспечение функционирования такой системы
  • Установление порядка осуществления гос контроля в области охраны ОС, в т.ч. на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящихся в ведении РФ, объектах, способствующих трансграничному загрязнению ОС и оказывающих негативное воздействие на ОС (федеральный гос экологический контроль)
  • Установление требований в области охраны ОС ,разработка и утверждение нормативов, гос стандартов и иных нормативных документов в области охраны ОС
  • Установление порядка определения размера платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в ОС, размещение отходов и другие виды негативного воздействия на ОС
  • Организация и проведение гос-ой экологической экспертизы
  • Образование особо охраняемых природных территорий федерального значения, природных объектов всемирного наследия,управление природно-заповедным фондом, ведение Красной книги РФ.


 






 

 


 

 

 

 

 


 

 

 


 

 

Т.О. – представительства  в субъектах РФ

 

 

 

  1. Полномочия Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации;

Минприроды РФ – постановление  правительства РФ от 29.05.2008 №404 утверждено «Положение о министерстве природных  ресурсов и экологии РФ»

Функции:

  1. Выработка госполитики

  1. Нормативно-правовое регулирование в сфере:

  •  изучения использования воспроизводства и охраны природных ресурсов (лес, недра, животный мир и т.д.)

  • мониторинга ОС, ее загрязнения

  • особо охраняемых природных территорий (ООПТ)

Принимает следующие правовые акты (Полномочия):

 

    • технические нормативы выбросов загрязняющих веществ(ЗВ) в атмосферу
    • порядок установления источников выбросов ЗВ в атмосферу
    • перечни объектов, в отношении которых должны определяться технические нормативы выбросов
    • порядок выдачи и форма разрешения на выбросы ЗВ
    • порядок гос.учета и реестра по использованию недр
    • федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии
    • порядок проведения расследования причин аварий и инцидентов.

Информация о работе Предмет, метод, система, источники экологического права. Соотношение экологического права с иными отраслями права