Предмет, метод, система, источники экологического права. Соотношение экологического права с иными отраслями права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 03:15, курс лекций

Описание работы

Предмет экологического права – эколого-правовые отношения, направленные на использование объектов природы, охраны ОС в процессе их хозяйственной и иной деятельности.
Методы экологического права: Императивный (власть и подчинение); Диспозитивный (равенство двух сторон).
Источники экологического права:
По юридической силе (законы, подзаконы, акты);
По сфере действия (федеральные, субъектов, местного самоуправления);

Файлы: 1 файл

экологическое право.docx

— 119.88 Кб (Скачать файл)

10. обеспечение работы противолавинной  службы;

11. размещает заказы и заключает  государственные контракты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Право собственности на природные ресурсы.

Формы права собственности на природные  ресурсы определяются Конституцией РФ.

Земля и др. ресурсы могут находиться в: государственной, муниципальной, частной  собственности

            Государственная собственность


Собственность РФ собственность

     (федеральная) субъектов РФ

 

Муниципальная собственность – имущество, принадлежащие на право собственности городским, сельским поселениям и муниципальным образованиям.

Все природные ресурсы, находящиеся  как в гос-ой, так и в муниц-ой собственности находятся во владении, пользовании и распоряжении.

1)Владение объектом – одна из форм собственности; дает право использования, передачи др.лицам(т.е.продажи,дарения, наследования и т.д.);

2)Пользование –употребление, применение, использование вещей в соответствии с их назначением. Право пользования означает, что пользователь получил от владельца или распорядителя право на использование вещи или объекта в течение определенного периода на условиях, установленных собственником – распорядителем или собственником владельцем.

3)Распоряжение – возможность передачи, сдачи в аренду, самостоятельное использование

Природные объекты

Гос-ая собств-ть

Муницип соб-ть

Частн соб-ть

1. Недра

РФ/субъекты РФ

2. Водные

объекты

Только в ведении РФ. Исключения: пруд, обводненный карьер, расположенный в границе участка. Они могут находиться в собственности субъектов или муниц.образов.

3. Лесные

участки

Исключительно в фед. собств-ти, т.е. РФ (но РФ может передать уч. в собственность  субъектов, честную собств-ть для  граждан, только для древесно-кустарниковой  растительности, появившейся естеств. образом)

4. Живот. мир

РФ и субъекты РФ

5. Зем. уч-ки

+

+

+

6. Атм.возд.


 

 

Права и обязанности природопользователей.

Фиксированы в нормативно-правовых актах. Объем  прав и обязанностей различается  в зависимости от видов природных  объектов. Но как правило они имеют:

1) право пользования природными  объектами; 

2) имеют право собственности на  добытую продукцию и объекты; 

3) возводить на полученных земляных  участках постройки и сооружения, необходимые для той или иной  хоз.деятельности;

4)имеют право предъявлять иски  за ущерб, причиненный им со  стороны других юрид. лиц или  граждан. 

 

Обязанности:

1)осуществляются только разрешенные  лицензией виды деятельности;

2)соблюдать установленные сроки  и правила пользования;

3)своевременно вносить плату  за использование прир. ресурсами; 

4)возмещать ущерб нанесенный  ОС.

 

 Законодательство устанавливает  правила прекращения спец. разрешения  на природопользования:

1)отказ от разрешения самого  природопользования;

2)истечение срока действия разрешения  на природ-ия;

3) нарушение норм законодательства;

4)нарушение условий, оговоренных  в лицензии.

 

 

Лицензия может быть прекращена либо органом выдавшим ее, либо через  суд, либо автоматически (при нарушении  условий, оговоренных в лицензии.). 

  1. Плата за негативное воздействие на окружающую среду.

 

Согласно статье 16 ФЗ «Об ООС» Плата за негативное воздействие на окружающую среду.

 

Негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.

Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду  устанавливается Правительством Российской Федерации.

К негативным воздействиям относятся:

- выбросы  в атмосферу загр.веществ

- сбросы  загряз.веществ в водные объекты

- загрязнение  недр,почв

- производство  и хранение вредных отходов

- загрязнение  окружающей среды физ.воздействиями  (шум, тепло, электормаг)

 

Расчет платы за негативное воздействие  на окружающую среду складывается :

• Плата  за загрязнение в рамках предельно  допустимых нормативов

• Плата  за загрязнение с превышением  предельно допустимых нормативов, но в пределах лимитов, временно согласованных  нормативов

• Загрязнение  с превышение лимитов означает поведение  субъекта, выходящее за рамки предписанного ( 5-кратное увеличение по сравнению  с платой в установл.лимитах)

• загрязнение  в отсутствии разрешения (лицензии) (25-кратное увеличение размера по сравнению с базовыми нормативами)

 

Расчет платы за негативное воздействие  на окружающую среду заполняется и подается в местное управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора

Внесение  платы не освобождает субъектов  хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда  окружающей среде.

 

 

  1. Нормирование в области охраны окружающей среды.

(Федеральный закон "Об охране  окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ  Глава 5)

Нормирование  в области охраны окружающей среды  осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной  или иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной  окружающей среды и обеспечение  экологической безопасности.

В соответствии с экологическим законодательством нормативы качества окружающей среды едины для всей территории России.

Нормативами в области охраны окружающей среды  являются установленными показателями, параметры качества окружающей среды  и пределы допустимого воздействия  на нее, при соблюдении требований которых  обеспечивается устойчивое функционирование экосистем и сохранение видового разнообразия.

Нормативы в области охраны окружающей среды делятся:

- нормативы качества окружающей среды (оценка состояния по химическим, физическим, биологическим параметрам - ПДК,ПДУ)

- нормативы предельно допустимого воздействия на состояние окр.среды (пределя вредного воздействия, установленные для отдельных источников – ПДВ,ПДС)

- нормативы допустимого изъятия природных ресурсов (нормативы водопользования, расчетная лесосека, нормирование в области использования и охраны животного мира)

 

 

 

 

 

  1. Оценка воздействия на окружающую среду.

 

Оценка воздействия на окружающую среду провидится в отношении планируемой хозяйственной или иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду.

Цели – выявление и анализ всех возможных воздействий намечаемой деятельности на окружающую среду, а также прогнозирование и оценка изменения окружающей среды, которые могут с ней произойти в рез-те осуществления намечаемой деятельности.

Оценку проводит либо субъект намечаемой хоз.деятельности (заказчик), либо третье лицо (исполнитель).

Объекты – проекты хоз. или иной деятельности, которые в соответствии с законодательством подлежат представлению на государственную экологическую экспертизу.

Правовое регулирование оценки воздействия – ФЗ Об охране окр.среды.

Результатами оценки воздействия  на окружающую среду являются:

1) информация о характере и масштабах воздействия на окружающую среду

2) выявление и учет общественных предпочтений при принятии заказчиком решений, касающихся намечаемой деятельности;

3) решения заказчика по определению альтернативных вариантов реализации намечаемой деятельности  или отказа от нее с учетом результатов проведенной оценки воздействия на окружающую среду.

Результаты оценки воздействия  на окружающую среду документируются  в материалах по оценке воздействия, которые являются частью документации по этой деятельности, представляемой на экологическую экспертизу, а также  используемой в процессе принятия иных управленческих решений, относящихся  к данной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие и принципы экологической экспертизы.

Согласно статье 1 ФЗ «Об экологической экспертизе»

“Экологическая экспертиза — установление соответствия документов и документации, обосновывающих намечаемую хозяйственную и иную деятельность экологическим требованиям, установленным техническими требованиями и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду»

Согласно статье 4 ФЗ “Об экологической экспертизе” экологическая экспертиза может быть:

  • государственной
  • общественной.

Согласно статье 3 Принципы экологической  экспертизы:

  1. презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
  2. обязательное проведение государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы;
  3. комплексная оценка воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности и ее последствия;
  4. обязательный учет требований экологической безопасности при проведен<span class="List_002

Информация о работе Предмет, метод, система, источники экологического права. Соотношение экологического права с иными отраслями права