Принцип расширенной ответственности производителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 16:55, курсовая работа

Описание работы

В ходе выполнения курсовой работы была проанализирована концепция расширенной ответственности производителя за выпускаемую продукцию, ее цели, задачи и предпосылки формирования.
Изложены основные подходы, используемые в государственном экологическом управлении произ¬водством, которые включают принцип РОП. Рассмотрены ответственные стороны и виды ответственности в концепции РОП. Проанализированы инструменты управления: приёмка продукции, авансовые платы за удаление, депозитно-возвратные системы, налоги на материалы сочетание налога и субсидии, применение стандартов и таких промышленных мер, как лизинг и предоставление услуг, а также ряд других механизмов. Изучены существующие на данный момент направления применения принципа РОП в Беларуси, его нормативно-правовое обеспечение.

Файлы: 1 файл

Принцип расширенной ответственности производителя.doc

— 145.00 Кб (Скачать файл)


Министерство образования  Республики Беларусь

Кафедра экологии

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Экологическая политика»

     Тема: «Принцип расширенной ответственности производителя»

 

 

 

 

 

 

        Исполнитель:

       студентка 4-го курса, гр.                                    Каренина И. В.

                       

 

        Руководитель:                                                      

 

 

 

 

 

 

 

Минск 2011

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  3

1 ПОНЯТИЕ КОНЦЕПЦИИ РАСШИРЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

   ПРОИЗВОДИТЕЛЯ (РОП) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4

    1. Предпосылки формирования и становление концепции РОП . . . . . . . . . . . . 4
    2. Цели и задачи концепции РОП . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6

1.3 Применение РОП в экологической политике. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  7

2 ВИДЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В КОНЦЕПЦИИ РОП . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10

3 ИНСТРУМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ  МОДЕЛЬЮ РОП . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13

3.1 Административно-правовые  инструменты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13

3.2 Экономические инструменты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14

3.3 Информационные инструменты  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17

3.4 Промышленные меры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  18

4 РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА РОП . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20

5 ПРИНЦИП РОП В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  27

Список использованных источников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее время в мире происходит интенсивный рост объемов и постоянное расширение номенклатуры отходов потребления. В результате отчуждается все больше земель под полигоны для захоронение отходов, токсические и опасные вещества, содержащиеся в них, оказывают негативное влияние на окружающую среду, нерационально расходуются природные ресурсы.

Одним из вариантов решения данной проблемы является применение концепции расширенной ответственности производителя (РОП).

РОП является подходом экологической политики, в соответствии с которым ответственность производителя, финансовая и/или физическая, за продукцию расширена на пост потребительскую стадию жизненного цикла  (сбор, переработку и удаление). Установление такой ответственности может стимулировать предотвращение образования отходов, способствовать продвижению дизайна,  экологически совместимого с окружающей средой, поддерживать переработку отходов. Для реализации такой расширенной ответственности используются правовые, экономические, информационные инструменты, создающие регулирующее поле для такой ответственности с установлением новой цены продукции с учетом её воздействия  на окружающую среду на протяжении всего жизненного цикла. Таким образом, РОП является  способом официального признания конкретных экологических издержек в качестве производственных, которые компания в состоянии уменьшить на стадии проектировки товаров.

В долговременной перспективе  РОП преследует цель развития устойчивых производственно-потребительских систем путем повышения эффективности  использования и уменьшения потребления невозобновимых природных ресурсов.

 

 

  1. ПОНЯТИЕ КОНЦЕПЦИИ РАСШИРЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ  ПРОИЗВОДИТЕЛЯ (РОП)

 

1.1 Предпосылки формирования и становления концепции РОП

 

Согласно международной  терминологии отходы представляют собой  вещества или предметы, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с положениями национального законодательства. Ежегодно на нашей планете, по данным международной статистической отчетности, образуется более 2 млрд. т муниципальных отходов и свыше 10 млрд. т промышленных отходов, в составе которых свыше 530 млн т токсичных.

В 70-ые годы были предприняты первые попытки решения проблемы образования  отходов. Однако практически все меры были направлены на удаление отходов и загрязнения только после их образования. Было разработано множество методов уплотнения отходов с последующим их захоронением на специальных герметичных свалках, оборудованных очистными сооружениями. Практика, однако, показала, что требуется все больше и больше площадей для организации полигонов. В то же время, из отходов, находящихся на свалках, продолжают выделяться опасные вещества в окружающую среду. Несмотря на всё это, управление отходами в большинстве стран до сих пор сводится к захоронению на свалках, как к самому дешёвому решению.

В 80-ые годы распространился метод  снижения объема отходов путем их сжигания. Этот метод более прогрессивен, так как при сжигании твердых отходов их объем уменьшается в десятки раз и многие опасные соединения распадаются на менее вредные вещества. Процесс сжигания отходов также служит источником дополнительной энергии, которая затем может использоваться для производства электроэнергии или в системах отопления. Однако, несмотря на свою прогрессивность по сравнению с захоронением на свалках, метод сжигания имеет и отрицательные стороны, такие как образование высокотоксичных газовых выбросов (например, диоксинов) и накопление токсичных элементов (например, тяжелых металлов) в золе после сжигания.

Именно поэтому общественность во многих странах протестует против строительства, как новых свалок, так и мусоросжигательных предприятий. Возрастающие требования по уровням выбросов вынуждают использовать более продвинутое оборудование очистки, контроля загрязнения, следовательно, нести большие расходы по обработке отходов.

Общественное давление, нехватка места, увеличение объема потребляемой продукции  и увеличивающиеся затраты на управление отходами способствовали возникновению  новых идей и подходов к решению  этой проблемы.

Первый комплексный подход к управлению отходами был разработан Европейской Комиссией в конце 70-х годов. Он был направлен на достижение устойчивого развития и известен как «Иерархия методов управления отходами», которая основана на следующей последовательности подходов:

- предотвращение образования отходов как основной метод управления;

- минимизация объемов образующихся отходов;

- увеличение объемов переработки и вторичного использования отходов;

- восстановление энергии, заложенной в отходах;

- захоронение отходов как наименее приемлемый метод управления.

Для того чтобы внедрить эти принципы, развитые страны, такие как Германия, Швеция, США, Япония и др., начали разработку конкретных планов по предотвращению образования отходов и по созданию финансовой базы для создания систем управление отходами. Именно тогда был сформулирован принцип «загрязнитель платит», основная идея которого состоит в том, что производитель отходов должен, так или иначе, нести ответственность за их дальнейшую утилизацию. Вслед за ним в 80-х годах появилась концепция ответственности производителя за произведенную им продукцию на протяжении всего жизненного цикла, включая и стадию его конечной утилизации [1].

Эта идея была сформулирована в Швеции в 1992 году и получила название -  принцип расширенной ответственности производителя (РОП). В связи с этим в настоящее время в зарубежном законодательстве под «загрязнителем» понимается не столько потребитель продукции, сколько ее производитель, что легко прослеживается из контекста Директив.

Шведское Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов дало следующее определение принципу РОП: расширенная ответственность производителя (РОП) является стратегией в области охраны окружающей среды, которая направлена на снижение экологического воздействия, оказываемого продуктом на протяжении всего жизненного цикла путем возложения ответственности за ущерб, наносимый продуктом и, особенно, обязанности по сбору, переработке и окончательной утилизации продукта на его производителя. Под производителем в данном случае подразумеваются национальные производители, импортеры или первые дистрибьюторы в стране [2].

 

1.2 Цели и задачи концепции РОП

 

Главная цель РОП - предотвратить загрязнение и уменьшить количества потребляемых природных ресурсов на всех стадиях жизненного цикла продукта путем разработки новых или совершенствования уже существующих технологий производства как самого продукта, так и его упаковки.

Основными задачами здесь  являются:

- консервация природных ресурсов/материалов;

- предотвращение образования отходов;

- разработка продукции, более совместимой с окружающей средой;

- запрет использования некоторых материалов для достижения устойчивого развития [2].

В долговременной перспективе  РОП преследует цель развития устойчивых производственно-потребительских систем путем повышения эффективности использования и уменьшения потребления невозобновимых природных ресурсов. Эта цель достигается:

- предотвращением образования  отходов;

- использованием экологически более приемлемых материалов и  процессов;

- созданием замкнутых циклов использования материальных ресурсов;

- созданием продуктов с длительным сроком службы;

- производством легко перерабатываемых продуктов;

- увеличением процента вторичной переработки и повторного использования материалов;

- возложением затрат за управление отходами на производителя в соответствии с принципом "загрязнитель платит".

Для успешного функционирования РОП существует много стимулов, например:

- экономические выгоды (вторично переработанное сырье имеет определенную рыночную стоимость);

- законодательные требования;

- готовность компании к ужесточению законодательных требований в будущем;

- формирование позитивного имиджа компании [1].

 

    1. Применение РОП в экологической политике

 

В соответствии с РОП  ответственность производителя  за загрязнение окружающей среды его продуктом расширилась от фазы производства до фазы конечного захоронения продукта. Другими словами, расширенная ответственность производителя определяется как подход  экологической политики, в котором ответственность производителя за продукцию, физическая и/или финансовая, расширена на послереализационную стадию жизненного цикла продукции.

Возложение ответственности  за обращение с продукцией на постпотребительской фазе на производителей является единственным способом привлечения внимания производителей к неблагоприятным воздействиям, которые оказывают их товары в конце жизненного цикла.

В обращении продукции на всем ее жизненном цикле  участвуют: производитель, импортер (или реализатор), потребитель продукции, переработчик (или утилизатор товаров и отходов). Очевидно, что непосредственный производитель является стороной, которая способна оказать наибольшее влияние на снижение отрицательного воздействия продукта на окружающую среду еще на стадии проектирования продукции, применяя принципы экодизайна. Только производители могут разрабатывать и внедрять экологически приемлемые технологии производства, эффективно разрабатывать новую продукцию из материалов с возможностью их последующего повторного использования, переработки или безопасного обезвреживания, а также находить новые рынки сбыта для нее. Кроме того, именно производитель получает прибыль и аккумулирует деньги, которые могут быть направлены на финансирование системы сбора и переработки отходов. Именно поэтому большая часть существующих схем РОП направлена на производителей. Однако в некоторых случаях ответственность может быть распределена между несколькими сторонами, например, между производителями и потребителями [2].

Опыт стран Европейского Союза в применении РОП показал, что принцип имеет большой потенциал для достижения целей устойчивого развития. РОП первоначально была введена в экологическую политику с целью решения острой проблемы утилизации отходов упаковочных материалов. Например, в Германии, до момента внедрения РОП, доля упаковочных материалов составляла 30% от веса и 50% от объема всего количества бытовых отходах. После внедрения РОП в Германии количество упаковочных материалов в бытовых отходах уменьшилось на 13 %.

В конце 90-х годов, РОП получила признание в разных странах мира, таких как Швеция, Тайвань, Норвегия, Нидерланды, Австрия, Германия, Япония. Хотя в каждой стане существует своя организация-инициатор РОП, все схемы в той или иной мере следуют принципу возложения ответственности на производителя продукции.

К товарам, для которых в настоящее  время используется принцип РОП, в зарубежных странах относятся: упаковка (бумажная, пластмассовая, стеклянная, металлическая), электрическое и электронное оборудование (батарейки, аккумуляторы, компьютеры, бытовая техника), автомобили, материалы и оборудование к ним (аккумуляторы, масла, автошины), химические вещества, применяемые в быту (растворители, краски), медицинские препараты, ковры, строительные материалы, офисные канцелярские принадлежности, мебель [1]. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ВИДЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В КОНЦЕПЦИИ РОП

 

В программе РОП существует два вида разделения ответственности. Первый – разделение ответственности между местными властями и производителями. Основной производитель вносит плату за физическое управление продукцией в конце её жизненного цикла, а службы ЖКХ несет физическую ответственность за само управление отходами. Например, службы ЖКХ (полностью или частично) отвечают за сбор и сортировку, а производитель (полностью или частично) финансирует эту деятельность и затем принимает рассортированные отходы для обработки или службы ЖКХ продолжают заниматься обращением с отходами, но производитель оплачивает все дополнительные  затраты, связанные с обращением и удалением  своей продукции. Второй вид разделения ответственности – формальное или неформальное соглашение между производителем и одним или несколькими участниками продукционной цепочки. Производитель в данном случае несет основную ответственность и курирует программу РОП. Примерами такой модели являются: соглашение с магазинами для сбора/возврата депозитов (залогов), соглашение  с перерабатывающими фирмами о сборе продукции [3].

Существует пять основных видов ответственности производителя: экономическая, физическая, уголовная  и информационная ответственность и право собственности, составляющих модель РОП (Рисунок 1).

Информация о работе Принцип расширенной ответственности производителя