Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 16:55, курсовая работа
В ходе выполнения курсовой работы была проанализирована концепция расширенной ответственности производителя за выпускаемую продукцию, ее цели, задачи и предпосылки формирования.
Изложены основные подходы, используемые в государственном экологическом управлении произ¬водством, которые включают принцип РОП. Рассмотрены ответственные стороны и виды ответственности в концепции РОП. Проанализированы инструменты управления: приёмка продукции, авансовые платы за удаление, депозитно-возвратные системы, налоги на материалы сочетание налога и субсидии, применение стандартов и таких промышленных мер, как лизинг и предоставление услуг, а также ряд других механизмов. Изучены существующие на данный момент направления применения принципа РОП в Беларуси, его нормативно-правовое обеспечение.
Рисунок 1 - Классификация разных типов РОП
Экономическая ответственность производителя это основная база РОП, отражающая принцип "загрязнитель платит". Экономическая ответственность подразумевает, что производитель покрывает все или часть издержек, связанных со сбором, переработкой или конечной утилизацией использованных продуктов. Экономическая ответственность является мощным стимулом для уменьшения количества отходов, поскольку расходы на конечную утилизацию включаются в общую стоимость производства. Соответственно, предприятие, использующее меньшее количество упаковочных материалов или производящее продукцию, которая может быть вторично переработана или утилизирована, сокращает свои расходы и, тем самым, становится более конкурентоспособным. Благодаря этому также выигрывает потребитель, так как его расходы уменьшаются параллельно с ценой продукта, которая в свою очередь зависит от расходов на управление отходами. Например, при прямо пропорциональной зависимости между весом/объемом упаковки товара и стоимостью ее конечной утилизации, производитель будет стремиться к постоянному уменьшению количества используемых упаковочных материалов.
Физическая ответственность подразумевает, что производитель продукции физически принимает участие в сборе и конечной утилизации своих продуктов. В одном случае, производитель должен всего лишь разработать новую технологию. В другом, он на коммерческих основах устанавливает всю систему сбора и переработки отходов. Физическая ответственность может быть как индивидуальной (одна компания), так и коллективной, при которой производители вместе, на коммерческих основах, организуют систему сбора и переработки отходов через создание Организаций расширенной ответственности производителей (ОРОП). В таких организациях производители решают в той или иной степени самостоятельно как наилучшим образом решить проблему отходов. Например, во Франции, ОРОП собирает членские взносы с предпринимателей-членов ОРОП, и нанимает муниципалитеты для сбора и переработки использованных продуктов этих производителей. Похожая система создана и в других странах: Германии, Швеции, Нидерландах.
Иногда производитель ответственен и физически, и экономически. Типичный пример такой системы - депозитно-возвратные системы для тары.
Уголовная ответственность подразумевает ответственность производителя за прямой экологический ущерб, наносимый его продукцией на определенных стадиях жизненного цикла, включая использование и конечную утилизацию. Степень уголовной ответственности определяется законодательством конкретной страны.
Информационная
Пересечение этих компонентов представляет собой «владение» и означает, что производитель сохраняет право собственности на товар. В данном случае производитель не продает свои товары, а как бы сдает их в аренду. Поскольку товаром по-прежнему владеет производитель, то ответственность за товар не переходит на потребителя [1].
3 ИНСТРУМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ МОДЕЛЬЮ РОП
3.1 Административно-правовые инструменты
К административно-правовым инструментам управления концепцией РОП относятся:
- принудительный возврат продуктов (англ. «take-back»);
- стандарты по минимальному содержанию переработанного материала в продукте;
- обязательные нормы по количеству используемых вторичных материалов;
- стандарты по эффективности использования энергоресурсов;
- запреты и ограничения на размещение твердых отходов на свалках;
- запреты и ограничения на использование определенных материалов или производство определенных продуктов [1].
Ярким примером расширения ответственности производителя на пост потребительскую фазу жизненного цикла продукции является требование от производителя и/или продавца принимать продукцию или ее упаковку после ее использования.
Наиболее активное использование РОП (как по добровольной, так и по обязательной схемам) заключается в приемке продукции. РОП применяется к специфичной продукции (автомобили), категориям продукции (электронная и электрическая продукция) или потокам отходов (упаковка), которые должны быть приняты и возвращены назад. В большинстве случаев, на производителя возлагается ответственность (или он ее на себя берет добровольно) посредством закона, постановления, соглашения по достижению уровней вторичного использования, переработки или сбора, если он ещё не участвует в Организации расширенной ответственности производителей или не инициировал свою собственную схему приемки.
Принцип приемки, впервые использованный Немецким «Указанием по упаковке» в 1991, сейчас применяется в отношении ряда товаров (батарейки, шины, автомобили, компьютеры, использованные масла, масляные фильтры и контейнеры, электрическое и электронное оборудование) в таких странах как Норвегия, США, Австралия, Канада, Япония, Корея и большинстве стран Европейского Союза.
В данном случае подходы могут колебаться от законодательных требований, промышленно-правительственных соглашений до абсолютно добровольных промышленных программ.
Очень часто приемку считают чистой формой РОП.
Требования, предписывающие определенный минимум перерабатываемых или вторичных материалов, которые должны содержаться в единице продукции, стимулируют приемку материалов для переработки и повторного использования, следовательно, стимулирует и инновации. Производители и посредники берут на себя физическую ответственность. Такие требования чаще всего касаются бумажной продукции, стеклянной и пластиковой тары. Если требования не выполняются, то в силу может вступать авансовая плата за удаление тонны продукции [3].
3.2 Экономические инструменты
К экономическим инструментам управления моделью РОП относятся:
- налогообложение на использование первичных материалов;
- снятие субсидий в случае использования первичных материалов;
- системы депозитов (например, депозиты за тару);
- авансовая плата за удаление;
- госзаказы на продукцию с улучшенными экологическими параметрами [1].
В депозитно-возвратной системе депозит вносится при покупке продукции и полностью или частично возмещается при возврате продукта в магазин или в специальную организацию.
Традиционно депозитно-возвратные системы применялись для тары от напитков. Несмотря на успех этих схем, они не получили широкого распространения среди другой продукции; но использовались в некоторой степени для батареек, флуоресцентных ламп, шин, пакетов в магазинах.
Между производителями
и продавцами должны быть установлены
административные соглашения в отношении
организации депозитно-
Депозит должен включать стоимость тары (специфичной продукции) плюс экологическую стоимость удаления. Величина возвращаемого залога должна быть равна экологическим затратам, которые удалось избежать плюс ценность тары (например, как стеклобоя).
Депозитно-возвратная система часто используется как средство поддержания повторного использования и снижения количества потребляемых ресурсов (например, тара для напитков).
Авансовая плата за удаление
в контексте РОП может
Некоторые страны вместе
с программой авансовой платы
устанавливают систему для
Сама по себе авансовая плата за удаление не является программой РОП. Потребитель вносит плату за переработку или обращение с продукцией в конце ее жизненного цикла. Чтобы авансовая плата за удаление стала РОП некоторая часть организации обращения с продукцией на пост потребительском этапе должна быть возложена на производителя.
Например, производители или импортеры могут создать индивидуальную структуру в магазинах для возврата продукции или установить свои приемные пункты; организовать частную фирму для организации сбора и обращения с продукцией.
Целью налогов на материалы является уменьшение использования первичных материалов, трудно перерабатываемых материалов, материалов, содержащих токсические вещества и стимулирование использования вторичных, перерабатываемых или менее токсичных материалов. Специальные налоги устанавливаются на отдельные материалы, которые могут стать причиной загрязнения, создать опасность. Данный инструмент может быть использован, когда основная цель — снижение использования ресурсов. Размер налога устанавливается в зависимости от наносимого продукцией вреда, затрат на управление данным видом отходов (затрат на переработку, вторичное использование, восстановление продукции) [3].
Комбинация налога и субсидии является альтернативным экономическим инструментом РОП (был предложен в Вашингтоне в 1998). Он может быть использован в качестве инструмента РОП, если налог, собранный с производителей, направляется на субсидирование управления отходами. Производитель получает непосредственный сигнал о необходимости изменения материальных потоков, дизайна продукции и создания финансового механизма поддержания переработки и обращения [4].
Данный инструмент совмещает налог на производимую промежуточную продукцию (например, алюминиевые слитки, рулоны бумаги) с субсидированием организаций, занимающихся сбором перерабатываемых материалов (напр., использованных банок от напитков, старых газет).
Налог взимается по весу, а не за единицу продукции, так как нацелен на снижение физического количества материалов, которые станут отходами. Субсидией затем обеспечиваются фирмы или местные службы ЖКХ, занимающиеся управлением отходами. Производитель в данном случае несет финансовую (налог) и физическую (полную или частичную) ответственность за обращение с продукцией на пост потребительском этапе. Например, производитель может перерабатывать свою продукцию, а местные службы ЖКХ собирают и сортируют отходы, используя субсидии. Налоговые ставки должны быть разработаны таким образом, чтобы удерживать производителя от использования материалов, которые трудно переработать или которые негативно воздействуют на окружающую среду (например, обладают высокой токсичностью) [3].
3.3 Информационные инструменты
К информационным инструментам управления моделью РОП относятся:
- использование эко-маркирования типа «знак одобрения» (Green Seal, Blue Angel), которые помогают найти на рынке продукцию с улучшенными экологическими параметрами;
- маркирование с экологической информацией (знак энергетической эффективности, использование хлорированных фторо-углеродов (ХФУ));
- публикация информации об экологических свойствах продукта на упаковке;
- маркирование опасных продуктов;
- информация о сроке службы продукта и количестве потребляемой ими электроэнергии или других материалов [1].
Экологическая маркировка используются как средство, направленное на обеспечение потребителей достоверной информацией об экологичности приобретаемого предмета потребления, формирования, таким образом, устойчивого потребительского спроса на экологичные товары и способствующего посредством этого разработке, производству и использованию изделий, в меньшей степени загрязняющих окружающую среду на протяжении всего жизненного цикла.
Маркировка может иметь форму знака, графического изображения на изделии или таре, может быть представлена в виде текстового документа, технического бюллетеня, рекламного, публичного объявления и т. п.
Практически все страны ЕС поддерживают экологическую маркировку как средство реализации экологической политики. Экологическая маркировка является добровольной [3].
3.4 Промышленные меры
Фирмы могут проявлять свои собственные инициативы, задачи которых могут совпадать с задачами РОП. Они не будут ответственны за политику РОП, но могут её стимулировать. Одной из таких промышленных мер является лизинг, при котором владение продукцией никогда не заканчивается. Другая мера – новая концепция, которая основывается на новом подходе в экономике: переход от продажи продукции к предоставлению услуг.
Информация о работе Принцип расширенной ответственности производителя