Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 16:55, курсовая работа
В ходе выполнения курсовой работы была проанализирована концепция расширенной ответственности производителя за выпускаемую продукцию, ее цели, задачи и предпосылки формирования.
Изложены основные подходы, используемые в государственном экологическом управлении произ¬водством, которые включают принцип РОП. Рассмотрены ответственные стороны и виды ответственности в концепции РОП. Проанализированы инструменты управления: приёмка продукции, авансовые платы за удаление, депозитно-возвратные системы, налоги на материалы сочетание налога и субсидии, применение стандартов и таких промышленных мер, как лизинг и предоставление услуг, а также ряд других механизмов. Изучены существующие на данный момент направления применения принципа РОП в Беларуси, его нормативно-правовое обеспечение.
При лизинге производитель остается владельцем продукции (в данном случае не имеется в виду лизинг, в конце которого потребитель может получить право собственности на продукцию). Многие компании защищают лизинг своей продукции, так как это дает производителям возможность контролировать весь ее жизненный цикл, ремонтировать и повторно использовать её компоненты. Данный подход оправдан только в случае, если продукция имеет длительный жизненный цикл.
Компании, сильно заинтересованные в производстве продукции, становятся сервис-провайдерами (предоставляют услуги). Фирма, предоставляющая услуги, продолжает производить продукцию, но подчиняет её новой бизнес стратегии: продажа потребителям функций продукции, а не ее самой (физического предмета). Фактически компании вышли за рамки расширенной гарантии на продукцию с длительным жизненным циклом и рамки лизинга. Они трансформируются в сервис-провайдеров, свою продукцию направляют «посредникам по распространению услуг», перестраивая структуру своих доходов и расходов на основу продажи функций. Примерами перехода компании от продажи к предоставлению услуг могут служить фирмы Хенкел (Henkel), Кастрол (Castrol). Пакет услуг обеспечивается структурой цен за единицу (напр., за одну вымытую дверь). Компания Ксерокс (Xerox) перепрофилировалась из компании-производителя копировальных машин в компанию «управления документацией», которая продает услуги. Копировальную машину можно взять напрокат и оплату производить в зависимости от числа сделанных копий. В случае поломки аппарата представитель компании заменяет вышедший из строя узел бесплатно. Компания считает, что такой подход обеспечивает хороший контроль над их продукцией. По такой же схеме работает американская компания Интерфейс Корпорэйшн (Interface Corporation), предоставляя услуги на сданные в аренду офисные ковровые покрытия. Шведская компания Электролюкс (Electrolux) разработала концепцию продажи функций бытовой техники. Компания устанавливает покупателю дома, например, стиральную машину за небольшую плату, а он платит в зависимости от количества и вида стирок [4].
4 РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА РОП
Программа РОП может быть добровольной, обязательной или их комбинацией.
Обязательные программы позволяют справиться с проблемой отказа от участия некоторых компаний и позволяют достичь высоких уровней сбора, повторного использования и переработки. Обязательные программы с их количественными плановыми уровнями сбора, переработки, повторного использования позволяют достичь лучших результатов, чем добровольные (например, сбор батареек в Швейцарии, Нидерландах, Австрии).
Добровольный подход для внедрения программ РОП включает различные соглашения - от промышленных до правительственных инициатив (обязательства промышленности, соглашения, достигнутые путем переговоров «загрязнителя» и «загрязняемой стороны», соглашения между промышленностью и властями, добровольные программы властей, в которые привлекаются для участия частные фирмы).
Добровольные программы имеют много недостатков: компании, не желающие участвовать и покупатели, которые пытаются вернуть продукцию такой компании в систему сбора участников программы. Во избежание таких проблем законодательство обычно устанавливает следующее: либо производитель продукции сам ответственен, либо участвует в общей системе. Самым известным соглашением является Немецкое соглашение по упаковке.
Во всех программах РОП затраты несёт потребитель. Различия будут лишь в том, как и когда потребитель будет платить. Исходя из этого критерия, можно выделить три основных финансовых механизма: система видимой платы за удаление (в контексте этой системы рассматривается депозитно-возвратная система), система невидимой платы за удаление, система оплаты последним владельцем [2].
Видимая плата за удаление подразумевает, что производитель осведомлен о том, что определенная часть цены продукции идет на поддержку управления этим типом продукции в конце её жизненного цикла. Цель такой системы – возможность осознания потребителем, что он платит за управление продукцией в конце её ЖЦ. Одним из основных преимуществ такой системы является дифференциация платы, которая отражает индивидуальные затраты на переработку того или иного типа продукции или специальный дизайн продукции для облегчения переработки (например, отсутствие опасных веществ, легкость разборки). Но эта плата не дифференцирована среди одного конкретного типа продукции. А равная плата за удаление не дает возможности потребителю понять какая продукция является более перерабатываемой или экологически вредной в конце жизненного цикла. Примером такого механизма могут служить программы для электрического и электронного оборудования (холодильники, морозильники, кондиционеры воздуха и информационного и коммуникационного оборудования в Швейцарии и для автомобилей в Нидерландах).
При невидимой плате за удаление затраты на управление продукцией в конце её жизненного цикла интернализируются в стоимость продукции и делают их невидимыми для потребителей. Плата может собираться прямо с потребителей в момент продажи продукции или с производителей в зависимости от объёма продаж. Таким образом эта плата становиться частью затрат производства, как и стоимость труда или материалов; следовательно стимулирует снижение стоимости управления продукцией в конце жизненного цикла, чтобы по возможности снизить цену самой продукции. Используется при утилизации упаковки и батареек.
Депозитно-возвратная система, обычно используемая для упаковки, заключается в том, что потребитель вносит залог в момент покупки и получает его назад в момент возврата продукции в пункт сбора. Депозитно-возвратные системы достигают высоких уровней сбора из-за финансового стимулирования возврата потребителями, а высокие уровни сбора поощряют производителей повышать возможность вторичного использования, повышать перерабатываемость, делать переработку экономически выгодной.
Финансовый механизм, используемый для алюминиевых банок и ПЭТ бутылок в Швеции, является комбинацией депозитно-возвратной системы и с невидимой авансовой платой за удаление. В данном случае в цену продукции включается залог, который возвращается потребителю, и специальная плата за удаление, что дает покупателям финансовый стимул для возврата продукции и финансирует систему сбора и переработку.
Система оплаты последним владельцем используется для домашних электрических и электронных приборов в Японии и отдельных их видов в Швейцарии. В Японии производитель обязан заранее сообщать потребителям о стоимости приёмки и переработки их продукции, а магазины – о схемах сбора. В Швейцарии схема сбора заключается во внесении равной платы последним владельцем в зависимости от веса и типа продукции. Преимущества данной системы заключаются в установлении платы по возможности близкой к реальным затратам на переработку и устранении проблемы существования старой продукции (выпущенной на рынок до образования системы РОП). Недостатками являются удаление продукции вместе с муниципальными отходами, нелегальный экспорт по бросовым ценам, включая экспорт в виде сэконд-хэнда [4].
5 ПРИНЦИП РАСШИРЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
В законодательство Республики Беларусь принцип РОП был впервые введен для решения проблемы сбора и переработки отходов пластмассовой упаковки с принятием постановления Совета Министров от 27 февраля 2003 г. №261 «О некоторых вопросах обращения с отходами пластмасс». В настоящее время механизм РОП в отношении пластиковой упаковки регулируется законодательством об экологическом налоге.
Закон Республики Беларусь
«Об обращении с отходами»
от 20 июля 2007г. № 271-З установил
В соответствии со статьей 20 указанного Закона субъекты хозяйствования, осуществляющие производство и (или) импорт товаров, включенных в утверждаемый Советом Министров РБ перечень, обеспечивают:
- сбор, разделение
по видам, обезвреживание и
(или) использование отходов,
- информирование потребителей
товаров о требованиях к сбору
отходов, путем нанесения
Сбор, обезвреживание и (или)
использование отходов, образовавшихся
после утраты потребительских свойств
товаров, включенных в перечень товаров,
могут осуществляться юридическими
лицами и индивидуальными
Перечень производимых и импортируемых товаров, производители и импортеры которых обязаны осуществлять сбор отходов, образующихся после утраты потребительских свойств этих товаров, был утвержден постановлением Совета Министров РБ от 21 декабря 2007 года №1789. С 2009 года РОП распространяется на резиносодержащие технические изделия, в частности изношенные автомобильные шины. Для обеспечения их сбора и утилизации многие производители и импортеры прибегают к услугам концерна «Белресурсы». В 2009 году было собрано 16,5 тыс. тонн изношенных шин. Они были использованы в качестве альтернативного топлива для двух предприятий: Белорусского цементного завода в Костюковичах и ОАО «Красносельскстройматериалы».
В 2010 году Министерство промышленности приступило к разработке проекта нормативно-правового акта, который определит условия реализации принципа расширенной ответственности производителя (РОП) в управлении отходами сложнобытовой техники и вышедших из эксплуатации автомобилей, передает БелаПАН. Планируется, что в 2011—2012 годах региональные центры по сбору данных отходов будут созданы в каждой области Беларуси.
Сложная бытовая техника, а также телекоммуникационное и компьютерное оборудование, осветительные приборы, игрушки относятся к электрическому и электронному оборудованию (ЭЭО). В европейских странах доля отходов ЭЭО составляет 4-6% в потоке ТБО, и прогнозы говорят об увеличении объема данного вида отходов на 3-5% ежегодно. Отходы ЭЭО являются одной из наиболее опасных групп в составе бытовых отходов, и их захоронение ведет к загрязнению окружающей среды тяжелыми металлами (ртуть, мышьяк, свинец, кадмий, хром) и галогенизированными органическими соединениями (ХФУ, ПХБ, ПВХ, хлорпарафины, октодекабифенилы). Кроме того, захоронение отходов ЭЭО приводит к безвозвратной потере ценного вторсырья - черных, цветных и драгоценных металлов, полимеров, резины и стекла.
До последнего времени проблема отходов электрического и электронного оборудования в Беларуси не стояла остро в связи с относительно низким уровнем потребления этих товаров и общественной тенденцией хранить старое и вышедшее из строя оборудование. Однако с ростом благосостояния населения неизбежно увеличение уровня образования отходов ЭЭО, которые в настоящее время в основном направляются на захоронение.
Реализация программ РОП для ЭЭО была облегчена в Европейском союзе принятием в 2003 году Директивы об отходах ЭЭО 2002/96/ЕС, дополненную Директивой об ограничении использования некоторых опасных веществ в ЭЭО (Директива RoHS). Главная цель Директивы об отходах ЭЭО – улучшить управление отходами ЭЭО, и стимулировать производителей разрабатывать и производить менее опасную для ОС и человека и более перерабатываемую продукцию. Производители и импортеры могут нести ответсвенность индивидуально и коллективно. Например, шведские производители и импортеры несут ответственность коллективно – для этой цели в 2001 г. была создана Организация расширенной ответственности производителя (ОРОП) El-Kretsen. El-Kretsen занимается сбором, транспортировкой, переработкой отходов всех типов ЭЭО, ведет переговоры с государственными органами и муниципалитетами.
Что же касается Беларуси, то принятию подобного механизма для отходов сложной бытовой техники на данном этапе препятствуют противоречие с законодательством об обращении с металлами, сопротивление национальных производителей, сложность процесса переработки многих видов бытовой техники, например телевизоров. Следовательно, нововведение может вступить в силу еще очень нескоро. На ознакомление производителей и импортеров с новыми условиями работы и организацию системы сбора таких отходов может потребоваться несколько лет.
Основными трудностями на пути реализации программ РОП в Беларуси являются:
- сопротивление производителей и импортеров;
- неразвитая инфраструктура сбора и переработки отходов;
- низкий уровень общественного понимания,
- особенности национального законодательства;
- незаконный импорт товаров («серые» импортеры не участвуя в программе РОП получают дополнительные ценовые преимущества);
- неопределенность затрат на сбор и переработку отходов СБТ.
От успешности решения указанных проблем во многом зависит эффективность потенциальных программ РОП в Беларуси. Применение принципа РОП позволит снизить воздействие ТБО на ОС, развить сеть сбора и переработки отходов, стимулировать производителя разрабатывать менее опасную и более продукцию технику, вовлекать в производство вторичное сырье и снизить затраты на обращение с отходами [5].
Информация о работе Принцип расширенной ответственности производителя