Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 20:10, курсовая работа
В соответствии с Водным кодексом Российской Федерации «Воды являются важнейшим компонентом окружающей природной среды, возобновляемым, ограниченным и уязвимым природным ресурсом, используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на ее территории, обеспечивают экономическое, социальное, экологическое благополучие населения, существование животного и растительного мира.
Устойчивое развитие взаимоотношений общества с окружающей средой возможно при обязательном осознании ценности и значимости водного фактора и его функций в существовании техноприродных систем.
1. Состояние водопользования………………………………………………..3
1.1. Водные ресурсы, их качество и использование…………………………..3
1.2. Водохозяйственные проблемы………………………………………….......6
2. Концепция использования и охраны водно-ресурсного потенциала…12
2.1. Цель…………………………………………………………………………..12
2.2. Основные принципы водохозяйственной политики………………………12
2.3. Механизмы реализации………………………………………………….13
2.3.1. Нормативно-правовое регулирование……………………………………13
2.3.2. Экономические и финансовые механизмы…………………………14
2.3.3. Организационные механизмы…………………………………….......16
Карта-анаморфоз……………………………………………………………….17
Список используемой литературы……………………………………………17
Планомерность, этапность и тщательная обоснованность преобразований
Открытость информации и участие общественности в принятии решений
2.3. Механизмы реализации
2.3.1. Нормативно-правовое регулирование
Законодательно-правовые акты
Совершенствование
нормативного правового регулирования
водных отношений должно осуществляться
в следующих направлениях: сопряжение
административного и
Нормативно-правовое регулирование должно обеспечить:
законодательное закрепление основ организации водного хозяйства и системы обустройства водных объектов;
совершенствование
правового регулирования
согласованность нормативной правовой базы на федеральном, бассейновом и региональном уровнях;
целевое использование средств, предназначенных для обустройства и охраны водных объектов, предотвращения вредного воздействия вод;
правовые гарантии по защите инвестиций в водное хозяйство;
законодательное
и нормативное закрепление форм
и методов участия общественных
организаций и граждан в
Нормирование
Основная задача нормирования сводится к тому, чтобы способствовать планированию и наиболее эффективному использованию в производственных процессах технически и экономически обоснованного количества воды. Нормирование включает разработку, утверждение и контроль за выполнением норм водопотребления и лимитов водопользования (включая сброс загрязняющих веществ).
Водохозяйственная
политика ориентируется на поэтапный
переход к такому нормированию водопользования,
которое бы обеспечивало постоянное
и планомерное снижение вредных
воздействий на водные объекты при
помощи гибкой системы экологически
ориентированных целевых
Контроль
Контроль как механизм управления обеспечивает реализацию водного законодательства, выполнение целевых водохозяйственных программ, соблюдение требований, касающихся отдельных аспектов охраны здоровья населения, и включает административные и хозяйственные методы.
2.3.2. Экономические и финансовые механизмы
Платежи за водопользование
Правильно установленная плата за пользование водными объектами должна обеспечивать достижение следующих целей:
поступление доходов в бюджетную систему;
финансирование работ по обустройству, содержанию и охране водных объектов на уровне, обеспечивающем их длительное и беспрепятственное использование;
стимулирование мероприятий по экономному использованию и эффективной охране водных ресурсов.
Инвестирования в сферу использования, восстановления и охраны водных объектов
Основными принципами являются:
последовательная
децентрализация
обеспечение экологической безопасности населения путем централизованных инвестиций в водное хозяйство с переносом центра тяжести от безвозвратного бюджетного финансирования к кредитованию на возвратной основе;
бюджетное финансирование инвестиционных проектов на возвратной основе;
повышение роли водопользователей в создании инвестиционных фондов;
расширение
практики совместного государственно-
Страхование
Водохозяйственное
страхование – это
2.3.3. Организационные механизмы
Государственное управление использованием и охраной водных объектов
Управление использованием и охраной водных ресурсов относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Это реализуется федеральными органами управления использованием и охраной водных ресурсов в субъектах Российской Федерации, которые осуществляют управление водными ресурсами на своей территории совместно с соответствующими органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
При государственном управлении использованием, восстановлением и охраной водных объектов должно быть обеспечено:
соблюдение принципа бассейнового планирования и территориального администрирования;
разграничение функций по управлению использованием и охраной водных ресурсов между федеральным органом и органами власти субъектов Российской Федерации, что позволит реализовать принцип совместного ведения;
распределение
доходов от платы за пользование
водными объектами между
создание эксплуатационных водохозяйственных организаций, ответственных за обустройство водных объектов, содержание и обслуживание водохозяйственных систем и обеспечивающих возможность хозяйственного использования водных, биологических, энергетических, рекреационных и других природных ресурсов водных объектов;
государственный контроль за соблюдением водного законодательства и требований нормативных правовых актов при пользовании водными объектами.
Мониторинг
Динамичный
характер водных ресурсов не позволяет
принимать обоснованные управленческие
решения без надежных данных о
количественных и качественных показателях
состояния водных объектов. Средством
получения таких данных является
государственный мониторинг водных
объектов, который представляет собой
составную часть системы
мониторинг поверхностных водных объектов;
мониторинг подземных вод;
мониторинг водохозяйственных систем и сооружений.
Основные требования к системе мониторинга:
ведется по единой для речного бассейна программе;
данные
о количественных и качественных
характеристиках водных объектов передаются
для анализа и использования
в специализированные центры, созданные
в субъектах Федерации и
Научное и информационное обеспечение
Сложность
процессов формирования гидрологических,
гидрохимических и
2.4. Приоритеты
региональной
К приоритетным направлениям относятся:
улучшение качества питьевого водоснабжения, в том числе за счет расширенного использования подземных вод;
восстановление и сохранение водных экосистем и обеспечение стабильной благоприятной экологической обстановки в основных речных бассейнах;
предупреждение и снижение опасных последствий паводков, наводнений, подтопления территорий и водной эрозии;
формирование
региональной системы государственного
надзора за безопасностью
совершенствование управления водными ресурсами округа на основе создания и реализации системы интегрированного управления водохозяйственной деятельностью;
совершенствование экономического механизма водопользования, улучшение на этой основе финансирования водохозяйственной деятельности;
развитие
системы мониторинга водных объектов
и повышение эффективности
совершенствование
системы информационного
проведение оптимальной региональной водохозяйственной политики, основанной на учете состояния водных объектов, особенностей их использования основными водопользователями, нормирования водохозяйственной деятельности с учетом региональных стандартов, т.е. предельных значений параметров, определяющих пригодность воды для конкретных видов использования и учитывающих естественный региональный фон;
создание системного механизма управления безопасностью водопользования.
Список используемой литературы:
Ливчак, И. Ф. Охрана окружающей среды/ И. Ф. Ливчак, Ю. В. Воронов.-Москва.: М. Колос 1995.-с. 270.
Крупинин Н.Я., Лопатин К.И. Характеристика эколого-экономических проблем Ханты-Мансийского автономного округа и пути их решения// Экономика природопользования, 2003, №5, с. 61-71
Басаргин В.Ф. Оценка водно-ресурсного потенциала
Уральского федерального округа, его использования
и перспектив развития. [Электронный документ]// Открытые системы.
– Режим доступа:http://www.invur.ru/