Проблема чистой воды в Уральском ФО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 20:10, курсовая работа

Описание работы

В соответствии с Водным кодексом Российской Федерации «Воды являются важнейшим компонентом окружающей природной среды, возобновляемым, ограниченным и уязвимым природным ресурсом, используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на ее территории, обеспечивают экономическое, социальное, экологическое благополучие населения, существование животного и растительного мира.
Устойчивое развитие взаимоотношений общества с окружающей средой возможно при обязательном осознании ценности и значимости водного фактора и его функций в существовании техноприродных систем.

Содержание работы

1. Состояние водопользования………………………………………………..3
1.1. Водные ресурсы, их качество и использование…………………………..3
1.2. Водохозяйственные проблемы………………………………………….......6
2. Концепция использования и охраны водно-ресурсного потенциала…12
2.1. Цель…………………………………………………………………………..12
2.2. Основные принципы водохозяйственной политики………………………12
2.3. Механизмы реализации………………………………………………….13
2.3.1. Нормативно-правовое регулирование……………………………………13
2.3.2. Экономические и финансовые механизмы…………………………14
2.3.3. Организационные механизмы…………………………………….......16
Карта-анаморфоз……………………………………………………………….17
Список используемой литературы……………………………………………17

Файлы: 1 файл

Проблема чистой воды в Уральском Федеральном округе.docx

— 55.52 Кб (Скачать файл)

Планомерность, этапность и тщательная обоснованность преобразований

Открытость  информации и участие общественности в принятии решений

 

2.3. Механизмы реализации

2.3.1. Нормативно-правовое  регулирование

Законодательно-правовые акты

Совершенствование нормативного правового регулирования  водных отношений должно осуществляться в следующих направлениях: сопряжение административного и гражданского права, более широкое внедрение  в сферу водопользования гражданских  отношений и методов экономического регулирования, завершение разработки нормативных правовых актов, способствующих реализации принятых федеральных законов.

Нормативно-правовое регулирование должно обеспечить:

законодательное закрепление основ организации  водного хозяйства и системы  обустройства водных объектов;

совершенствование правового регулирования отношений  собственности на водные объекты  и разграничение функций и  прав федеральных органов управления и органов управления субъектов  Российской Федерации в области  обустройства, охраны и использования  водных объектов;

согласованность нормативной правовой базы на федеральном, бассейновом и региональном уровнях;

целевое использование средств, предназначенных  для обустройства и охраны водных объектов, предотвращения вредного воздействия  вод;

правовые  гарантии по защите инвестиций в водное хозяйство;

законодательное и нормативное закрепление форм и методов участия общественных организаций и граждан в обсуждении водохозяйственных программ, общественном контроле за рациональным использованием и охраной водных ресурсов.

Нормирование

Основная  задача нормирования сводится к тому, чтобы способствовать планированию и наиболее эффективному использованию  в производственных процессах технически и экономически обоснованного количества воды. Нормирование включает разработку, утверждение и контроль за выполнением норм водопотребления и лимитов водопользования (включая сброс загрязняющих веществ).

Водохозяйственная политика ориентируется на поэтапный  переход к такому нормированию водопользования, которое бы обеспечивало постоянное и планомерное снижение вредных  воздействий на водные объекты при  помощи гибкой системы экологически ориентированных целевых показателей  и при учете реальной экологической, экономической и социальной обстановки на конкретном водном объекте.

Контроль

Контроль  как механизм управления обеспечивает реализацию водного законодательства, выполнение целевых водохозяйственных  программ, соблюдение требований, касающихся отдельных аспектов охраны здоровья населения, и включает административные и хозяйственные методы.

2.3.2. Экономические и финансовые механизмы

Платежи за водопользование

Правильно установленная плата за пользование  водными объектами должна обеспечивать достижение следующих целей:

поступление доходов в бюджетную систему;

финансирование  работ по обустройству, содержанию и охране водных объектов на уровне, обеспечивающем их длительное и беспрепятственное  использование;

стимулирование  мероприятий по экономному использованию  и эффективной охране водных ресурсов.

Инвестирования в  сферу использования, восстановления и охраны водных объектов

Основными принципами являются:

последовательная  децентрализация инвестиционного  процесса при многообразии форм собственности;

обеспечение экологической безопасности населения  путем централизованных инвестиций в водное хозяйство с переносом центра тяжести от безвозвратного бюджетного финансирования к кредитованию на возвратной основе;

бюджетное финансирование инвестиционных проектов на возвратной основе;

повышение роли водопользователей в создании инвестиционных фондов;

расширение  практики совместного государственно-коммерческого  финансирования проектов с привлечением иностранного капитала.

Страхование

Водохозяйственное страхование – это экономический механизм, который, естественно вписываясь в рыночную структуру, должен обеспечить своевременную компенсацию ущерба от водных факторов риска и формирование дополнительных источников финансирования. Основное назначение системы водохозяйственного страхования – управление водным хозяйством на паводкоопасных территориях методами экономического стимулирования.

2.3.3. Организационные  механизмы

Государственное управление использованием и охраной водных объектов

Управление  использованием и охраной водных ресурсов относится к совместному  ведению Российской Федерации и ее субъектов. Это реализуется федеральными органами управления использованием и охраной водных ресурсов в субъектах Российской Федерации, которые осуществляют управление водными ресурсами на своей территории совместно с соответствующими органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

При государственном  управлении использованием, восстановлением  и охраной водных объектов должно быть обеспечено:

соблюдение  принципа бассейнового планирования и  территориального администрирования;

разграничение функций по управлению использованием и охраной водных ресурсов между  федеральным органом и органами власти субъектов Российской Федерации, что позволит реализовать принцип  совместного ведения;

распределение доходов от платы за пользование  водными объектами между Российской Федерацией и ее субъектами, что  позволит создать финансовую основу для выполнения каждой стороной своих  функций;

создание  эксплуатационных водохозяйственных  организаций, ответственных за обустройство водных объектов, содержание и обслуживание водохозяйственных систем и обеспечивающих возможность хозяйственного использования  водных, биологических, энергетических, рекреационных и других природных  ресурсов водных объектов;

государственный контроль за соблюдением водного законодательства и требований нормативных правовых актов при пользовании водными объектами.

Мониторинг

Динамичный  характер водных ресурсов не позволяет  принимать обоснованные управленческие решения без надежных данных о  количественных и качественных показателях  состояния водных объектов. Средством  получения таких данных является государственный мониторинг водных объектов, который представляет собой  составную часть системы государственного мониторинга окружающей среды и  включает:

мониторинг  поверхностных водных объектов;

мониторинг  подземных вод;

мониторинг  водохозяйственных систем и сооружений.

Основные  требования к системе мониторинга:

ведется по единой для речного бассейна программе;

данные  о количественных и качественных характеристиках водных объектов передаются для анализа и использования  в специализированные центры, созданные  в субъектах Федерации и обеспечивающие архивное хранение информационных ресурсов в области использования и  охраны водных объектов.

Научное и информационное обеспечение

Сложность процессов формирования гидрологических, гидрохимических и гидробиологических характеристик водных объектов, влияние  гидротехнических сооружений на окружающую среду и на жизнедеятельность  населения обширных территорий обусловливают  высокую наукоемкость всего цикла воспроизводства, использования и охраны водных объектов. В связи с этим требуется не только проведение целенаправленных фундаментальных и прикладных исследований, но и постоянное научное сопровождение крупных водохозяйственных мероприятий, что позволит прогнозировать возможные последствия их осуществления и своевременно разработать компенсационные меры по снижению возможных неблагоприятных изменений.

2.4. Приоритеты  региональной водохозяйственной  политики в сфере использования,  восстановления и охраны водных  объектов

К приоритетным направлениям относятся:

улучшение качества питьевого водоснабжения, в том числе за счет расширенного использования подземных вод;

восстановление  и сохранение водных экосистем и  обеспечение стабильной благоприятной  экологической обстановки в основных речных бассейнах;

предупреждение  и снижение опасных последствий  паводков, наводнений, подтопления  территорий и водной эрозии;

формирование  региональной системы государственного надзора за безопасностью водохозяйственных  сооружений, особенно крупных гидроузлов;

совершенствование управления водными ресурсами округа на основе создания и реализации системы  интегрированного управления водохозяйственной  деятельностью;

совершенствование экономического механизма водопользования, улучшение на этой основе финансирования водохозяйственной деятельности;

развитие  системы мониторинга водных объектов и повышение эффективности государственного контроля за использованием водных объектов;

совершенствование системы информационного обеспечения  управления водным хозяйством, включая  ее организационно-структурное обеспечение;

проведение  оптимальной региональной водохозяйственной  политики, основанной на учете состояния  водных объектов, особенностей их использования  основными водопользователями, нормирования водохозяйственной деятельности с  учетом региональных стандартов, т.е. предельных значений параметров, определяющих пригодность  воды для конкретных видов использования  и учитывающих естественный региональный фон;

создание  системного механизма управления безопасностью  водопользования.

 

 

 

 

Список используемой литературы:

Ливчак, И. Ф. Охрана окружающей среды/  И. Ф. Ливчак, Ю. В. Воронов.-Москва.: М. Колос 1995.-с. 270.

Крупинин Н.Я., Лопатин К.И. Характеристика эколого-экономических проблем Ханты-Мансийского автономного округа и пути их решения// Экономика природопользования, 2003, №5, с. 61-71

Басаргин В.Ф. Оценка водно-ресурсного потенциала Уральского федерального округа, его использования и перспектив развития. [Электронный документ]// Открытые системы. – Режим доступа:http://www.invur.ru/index.php?page=npot&cat=npub&doc=water.- Проверено:22.11.2012.

 

 


Информация о работе Проблема чистой воды в Уральском ФО