Вариант №6
«Программы экологического
образования, используемые на современном
этапе»
- Программы экологического образования дошкольников – программы нового поколения……………………………………………………………...2
- Основные требования к программам экологического образования дошкольников …………………………………………………………………6
- Характеристика программ экологического образования дошкольников, используемых в ДОУ их преимущества и недостатки …………………….10
- Экологическое образование дошкольников в программе «Радуга»..10
- Экологическое образование в программе «Детство»………………….12
- Экологическое образование в программе «Истоки»…………………...14
- Экологическое образование в программе «Одаренный ребенок»…....15
- Характеристика программы «Юный Эколог»………………………..16
- Характеристика программы «Наш дом - природа»……………………..17
- Экологическое образование в программе «Мы»………………………..19
- Список используемой литературы…………………………………………...23
- Программы экологического образования дошкольников – программы нового поколения
В настоящее время программно-методическое
обеспечение системы дошкольного
образования продолжает совершенствоваться.
При выборе образовательных программ
необходимо ориентироваться, во-первых,
на ребенка, его полноценное развитие
как индивида, на желание помочь
ему войти в современный мир,
приобщиться к его ценностям.
Во-вторых, на семью, на возможность
предоставить ей качественные образовательные
услуги, защитив от некомпетентности.
В-третьих, на практическое воплощение
в детских садах эмоционально-комфортных
условий, способствующих развитию личностного
потенциала каждого воспитанника, укреплению
его здоровья. Наконец, в-четвертых, на
сохранение и развитие уникальной дошкольной
образовательной системы России – системы,
которая в соответствии с Конвенцией о
правах ребенка гарантирует права маленьким
гражданам.
Дошкольные образовательные
программы, реализуемые в едином
образовательном пространстве России,
должны соответствовать Закону РФ «Об
образовании», Типовому положению о
ДОУ, нормативно-правовым документам по
аттестации и аккредитации. Программы,
адресованные государственным учреждениям,
должны носить светский характер и соответствовать
общей государственной политике в области
образования и общей направленности концепции
модернизации российского образования.
В содержании программы должны учитываться
социально-экономические, национально-культурные,
демографические, климатические условия
региона.
Перечень программ, прошедших
экспертизу федерального уровня и получивших
гриф Министерства образования России,
постепенно расширяется. В настоящее
время в работе дошкольных учреждений
используется целый ряд отечественных
программ нового поколения, в которых
имеется раздел экологического образования
детей.
Внедряются специализированные
программы экологического образования:
- «Юный эколог» (С.Н.Николаева);
- «Паутинка» (Ж.Л.Васякина-Новикова);
- «Наш дом - природа» (Н.А.Рыжова);
- «Мы - земляне» (Н.Н.Вересов);
- «Природа и художник» (Т.А.Копцева);
- «Семицветик» (В.И.Ашиков, С.Г.Ашикова);
- «Красота – радость – творчество» (Т.С.Комарова и др.); «Я – человек» (С.А.Козлова);
- «Наследие» (М.Ю.Навицкая, Е.В.Соловьева) и др.
Н.А.Рыжова подразделяет программы
по экологическому образованию на три
группы: программы экологической (биоэкологической),
эстетико-культурно-экологической и социально-
экологической направленности.
К первой группе
относятся программы:
- С.Н.Николаевой «Юный эколог» разработана на основе теоретических и практических исследований в области экологического воспитания дошкольников, проводимых автором на протяжении многих лет в Российской академии образования. С 1993 года программа широко апробируется в различных районах России;
- Н.Н.Кондратьевой «Мы» успешно внедряется в регионах Севера, Центральной России;
- Ж.Л.Васякиной-Новиковой «Паутинка» применима для различных видов ДОУ, но особенно может заинтересовать педагогов тех учреждений, для которых экологическое воспитание приоритетно. В ней используется интегрированный подход к воспитанию и обучению, при котором предусмотрено формирование представлений, умений и навыков не только на занятиях, но и в разных видах и формах деятельности ребенка вне их (игра, творческая деятельность, труд);
- А.В. Королевой «Экологическая дорожка»,
- А.И.Ивановой «Живая экология: Программа экологического образования дошкольников» и ряд других.
Для этих программ характерно
акцентирование внимания на вопросах
классической экологии (ознакомление
детей с некоторыми взаимосвязями живых
объектов и окружающей среды, экосистемами).
Во вторую группу
вошли программы:
- В.И.Ашикова, С.Г.Ашиковой «Семицветик» (культурно-экологическая) рассчитана на детей от 3 до 7 лет;
- И.Г.Белавиной, Н.К. Найденской «Планета – наш дом» ориентирована на дошкольный и младший школьный возраст, когда ребенок наиболее чувствителен к восприятию таких общечеловеческих ценностей, как красота, одухотворенность и совершенство природы;
- Т.И.Поповой «Мир вокруг нас» теоретической основой служат исследования ведущих педагогов и психологов, выдающихся деятелей культуры, направленные на всестороннее развитие ребенка в процессе становления его сознания, на формирование основ культуры личности (Ш.Амонашвили, Л.Венгер, Л.Выготский, А.Леонтьев, Н.Непомнящая, Н.Рерих, С.Рерих, Б.Юсов и др.).
Для них характерен акцент
на эстетическом и нравственном воспитании
детей, вопросы самой экологии отходят
на второй план.
Программы третьей группы:
- Н.Н.Вересова «Мы – земляне»;
- Т.В.Потаповой «Детский сад XXI века» (второй вариант названия «Надежда») наряду с вопросами образования в области окружающей среды большое внимание уделяет формированию у ребенка основ гражданской позиции, в том числе ознакомлению с правами человека, вопросам рационального природопользования. Автор подчеркивает, что «при ознакомлении ребенка с окружающим миром следует делать упор не столько на знания о предметах и явлениях, сколько на навыки бережного и неразрушающего обращения с ними и активное желание поступать щадящим и сберегающим образом»;
- Л.М.Клариной «Экономика и экология». Так, Л.М. Кларина отмечает, что ее разработки направлены на совершенствование экономического, экологического и социального сознания детей. Программа данного автора предназначена для детей в возрасте от 6 до 10 лет, однако ее элементы используются рядом дошкольных учреждений. Проблемы экономики и экологии увязываются Л.М. Клариной через вопросы использования природных ресурсов и анализ потребностей человека. Многие детские сады используют в работе персонажей, придуманных этим автором — Гнома Эконома и Фею Экологии.
В их содержании преобладают
вопросы социальной экологии, экономики,
граждановедения, валеологии и т.п.
Таким образом, обзор ряда
программ экологического образования
дошкольников демонстрирует большую
творческую активность специалистов -
понимание экологических проблем
планеты, необходимости их решения, ценности
природы и жизни на Земле во всех ее проявлениях,
необходимости изменения стратегии и
тактики поведения человечества на планете,
способов его взаимодействия с природой.
А для этого нужно интенсивное экологическое
образование всех людей, начиная с дошкольного
детства.
- Основные требования к программам экологического образования дошкольников
Согласно рекомендациям по экспертизе
программ ДОУ программы должны строиться
на принципе личностно-ориентированного
взаимодействия взрослых с детьми.
Программы должны быть нацелены на
развитие любознательности как основы
познавательной активности у дошкольника;
развитие способностей ребенка; формирование
творческого воображения; развитие
коммуникативности.
Программы должны обеспечивать охрану
и укрепление физического и психического
здоровья детей, их физические развитие;
эмоциональное благополучие каждого ребенка;
интеллектуальное развитие ребенка; создание
условий для развития личности ребенка,
его творческих способностей; приобщение
детей к общечеловеческим ценностям; взаимодействие
с семьей для обеспечения полноценного
развития ребенка.
Программы должны предусматривать
организацию детской жизни в
трех формах: занятия как специально
организованная форма обучения; нерегламентированные
виды деятельности; свободное время, предусмотренное
для ребенка в детском саду в течение дня.
Программы должны строиться с учетом
специфических для детей дошкольного
возраста видов деятельности (игра,
конструирование, изобразительная, музыкальная,
экологическая, театрализованная деятельности
и т.д.);
Программы должны предусматривать
возможность реализации индивидуального
и дифференцированного подходов
в работе с детьми.
Современные программы классифицируются
на вариативные и альтернативные;
базовые, федеральные, региональные, муниципальные;
основные и дополнительные; примерные;
комплексные и парциальные программы.
Вариативные и альтернативные программы
различаются по философско-концептуальным
основам (взгляды авторов на ребенка,
на закономерности его развития, а,
следовательно, и на создание условий,
которые способствуют становлению личности).
Вариативные программы могут быть
основными и дополнительными .
Комплексные образовательные
программы для дошкольников должны обеспечивать:
- полноту раскрытия целей обучения;
- конкретность и процессуальноть представления содержания образования;
- оптимальное сочетание индивидуальной и совместной деятельности детей;
- широкие контакты с различными сферами (изобразительное искусство, музыка, детская литература, родной язык, экология, математика, игра, труд);
- возможность приобщения ребенка к истокам отечественной и мировой культуры, знакомства с родным городом, его историей, традициями;
- учет возрастных и психофизических особенностей, интересов ребенка, склонностей, определяемых половой принадлежности, двигательных, физических, психологических нагрузок;
- гарантированность ребенку к концу дошкольного детства базового уровня образования;
- обеспечение развития наглядно-образного мышления, воображения, любознательности, познавательной активности, стимулирование расширения объектов познания (люди, их отношения, мир предметов, трудовая деятельность, природа, искусство);
- осуществление постепенного перехода от представлений об объекте к выделению существенных групп объектов, установление связей между объектами и явлениями, формирование способов познания (сенсорный анализ, построение и использование наглядных моделей и пр.);
- решение проблемы развития творчества, желание учиться в деятельности и др.
Программа должна способствовать
активному взаимодействию ребенка
с миром. Каждый дошкольник – маленький
исследователь, с радостью и удивлением,
открывающим для себя окружающий
мир. Важно не дать этому стремлению
угаснуть: тем более она значима
для ребенка и отвечает его
природе, те успешнее развиваются и
реализуются первые творческие проявления.
Специализированные
(парцианальные) и дополнительные программы должны обеспечивать:
- раскрытие научных положений в соответствии с достижениями современной отрасли науки;
- оптимальность объема содержания и нагрузки на ребенка;
- ясность, точность и лаконичность изложения учебного материала, четкость формулировок, правил и определений;
- возможность реализации новых педагогических технологий, методического обеспечения;
- преемственность при переходе к каждому возрастному периоду;
- обучение и воспитание дошкольника в русле его реальной и постоянно развивающейся деятельности;
- целесообразную организацию развивающей среды.
Выбирая программу для
работы, педагоги, как правило, ориентируются
на следующие критерии:
- научность программного материала;
- методическая обеспеченность программы;
- наличие четкой структуры;
- наличие критериальной базы;
- содержание программы;
- наличие в программе задач экологического образования;
- возможность включения в программу регионального компонента;
- доступность изложения материала;
- наличие указаний на условия реализации программы;
- возможность использования программы в разных типах ДОУ;
- охват детей, воспитателей, родителей;
- новизна и современность педагогических технологий;
- обеспечение преемственности ДОУ и школы;
- возможность интеграции экологического содержания программы с другими разделами;
- возможность работы с детьми разного уровня развития;
- обеспечение совместной работы всего коллектива по экологическому образованию;
- личностно-ориентированный подход во взаимодействии педагога и воспитанников;
- постепенное усложнение содержания образования от группы к группе;
- направленность программы на экологическое развитие личности;
- соответствие временному стандарту ДОУ.