Программы экологического образования, используемые на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2013 в 11:30, контрольная работа

Описание работы

В настоящее время программно-методическое обеспечение системы дошкольного образования продолжает совершенствоваться. При выборе образовательных программ необходимо ориентироваться, во-первых, на ребенка, его полноценное развитие как индивида, на желание помочь ему войти в современный мир, приобщиться к его ценностям. Во-вторых, на семью, на возможность предоставить ей качественные образовательные услуги, защитив от некомпетентности. В-третьих, на практическое воплощение в детских садах эмоционально-комфортных условий, способствующих развитию личностного потенциала каждого воспитанника, укреплению его здоровья. Наконец, в-четвертых, на сохранение и развитие уникальной дошкольной образовательной системы России – системы, которая в соответствии с Конвенцией о правах ребенка гарантирует права маленьким гражданам.

Содержание работы

Программы экологического образования дошкольников – программы нового поколения……………………………………………………………...2
Основные требования к программам экологического образования дошкольников …………………………………………………………………6
Характеристика программ экологического образования дошкольников, используемых в ДОУ их преимущества и недостатки …………………….10
Экологическое образование дошкольников в программе «Радуга»..10
Экологическое образование в программе «Детство»………………….12
Экологическое образование в программе «Истоки»…………………...14
Экологическое образование в программе «Одаренный ребенок»…....15
Характеристика программы «Юный Эколог»………………………..16
Характеристика программы «Наш дом - природа»……………………..17
Экологическое образование в программе «Мы»………………………..19
Список используемой литературы…………………………………………...23

Файлы: 1 файл

контрольная по экологии (Автосохраненный).docx

— 50.73 Кб (Скачать файл)

Вариант №6

 

«Программы экологического образования, используемые на современном  этапе»

 

  1. Программы экологического образования дошкольников – программы нового поколения……………………………………………………………...2
  2. Основные требования к программам экологического образования дошкольников …………………………………………………………………6
  3. Характеристика программ экологического образования дошкольников, используемых в ДОУ их преимущества и недостатки …………………….10
    1. Экологическое образование  дошкольников в программе «Радуга»..10
    2. Экологическое образование в программе «Детство»………………….12
    3. Экологическое образование в программе «Истоки»…………………...14
    4. Экологическое образование в программе «Одаренный ребенок»…....15
    5. Характеристика программы «Юный Эколог»………………………..16
    6. Характеристика программы «Наш дом - природа»……………………..17
    7. Экологическое образование в программе «Мы»………………………..19
  4. Список используемой литературы…………………………………………...23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Программы экологического образования дошкольников – программы нового поколения

 

В настоящее время программно-методическое обеспечение системы дошкольного  образования продолжает совершенствоваться. При выборе образовательных программ необходимо ориентироваться, во-первых, на ребенка, его полноценное развитие как индивида, на желание помочь ему войти в современный мир, приобщиться к его ценностям. Во-вторых, на семью, на возможность  предоставить ей качественные образовательные  услуги, защитив от некомпетентности. В-третьих, на практическое воплощение в детских садах эмоционально-комфортных условий, способствующих развитию личностного потенциала каждого воспитанника, укреплению его здоровья. Наконец, в-четвертых, на сохранение и развитие уникальной дошкольной образовательной системы России – системы, которая в соответствии с Конвенцией о правах ребенка гарантирует права маленьким гражданам.

Дошкольные образовательные  программы, реализуемые в едином образовательном пространстве России, должны соответствовать Закону РФ «Об  образовании», Типовому положению о  ДОУ, нормативно-правовым документам по аттестации и аккредитации. Программы, адресованные государственным учреждениям, должны носить светский характер и соответствовать общей государственной политике в области образования и общей направленности концепции модернизации российского образования. В содержании программы должны учитываться социально-экономические, национально-культурные, демографические, климатические условия региона.

Перечень программ, прошедших  экспертизу федерального уровня и получивших гриф Министерства образования России, постепенно расширяется. В настоящее  время в работе дошкольных учреждений используется целый ряд отечественных  программ нового поколения, в которых  имеется раздел экологического образования  детей.

Внедряются специализированные программы экологического образования:

  • «Юный эколог» (С.Н.Николаева);
  • «Паутинка» (Ж.Л.Васякина-Новикова);
  • «Наш дом - природа» (Н.А.Рыжова);
  • «Мы - земляне» (Н.Н.Вересов);
  • «Природа и художник» (Т.А.Копцева);
  • «Семицветик» (В.И.Ашиков, С.Г.Ашикова);
  • «Красота – радость – творчество» (Т.С.Комарова и др.); «Я – человек» (С.А.Козлова);
  • «Наследие» (М.Ю.Навицкая, Е.В.Соловьева) и др.

Н.А.Рыжова подразделяет программы  по экологическому образованию на три группы: программы экологической (биоэкологической), эстетико-культурно-экологической и социально- экологической направленности.

        К первой группе относятся программы:

  • С.Н.Николаевой «Юный эколог» разработана на основе теоретических и практических исследований в области экологического воспитания дошкольников, проводимых автором на протяжении многих лет в Российской академии образования. С 1993 года программа широко апробируется в различных районах России;
  • Н.Н.Кондратьевой «Мы» успешно внедряется в регионах Севера, Центральной России;
  • Ж.Л.Васякиной-Новиковой «Паутинка» применима для различных видов ДОУ, но особенно может заинтересовать педагогов тех учреждений, для которых экологическое воспитание приоритетно. В ней используется интегрированный подход к воспитанию и обучению, при котором предусмотрено формирование представлений, умений и навыков не только на занятиях, но и в разных видах и формах деятельности ребенка вне их (игра, творческая деятельность, труд);
  • А.В. Королевой «Экологическая дорожка»,
  • А.И.Ивановой «Живая экология: Программа экологического образования дошкольников» и ряд других.

Для этих программ характерно акцентирование внимания на вопросах классической экологии (ознакомление детей с некоторыми взаимосвязями живых объектов и окружающей среды, экосистемами).

Во вторую группу вошли программы:

  • В.И.Ашикова, С.Г.Ашиковой «Семицветик» (культурно-экологическая) рассчитана на детей от 3 до 7 лет;
  • И.Г.Белавиной, Н.К. Найденской «Планета – наш дом» ориентирована на дошкольный и младший школьный возраст, когда ребенок наиболее чувствителен к восприятию таких общечеловеческих ценностей, как красота, одухотворенность и совершенство природы;
  • Т.И.Поповой «Мир вокруг нас» теоретической основой служат исследования ведущих педагогов и психологов, выдающихся деятелей культуры, направленные на всестороннее развитие ребенка в процессе становления его сознания, на формирование основ культуры личности (Ш.Амонашвили, Л.Венгер, Л.Выготский, А.Леонтьев, Н.Непомнящая, Н.Рерих, С.Рерих, Б.Юсов и др.).

Для них характерен акцент на эстетическом и нравственном воспитании детей, вопросы самой экологии отходят  на второй план.

Программы третьей группы:

  • Н.Н.Вересова «Мы – земляне»;
  • Т.В.Потаповой «Детский сад XXI века» (второй вариант названия «Надежда») наряду с вопросами образования в области окружающей среды большое внимание уделяет формированию у ребенка основ гражданской позиции, в том числе ознакомлению с правами человека, вопросам рационального природопользования. Автор подчеркивает, что «при ознакомлении ребенка с окружающим миром следует делать упор не столько на знания о предметах и явлениях, сколько на навыки бережного и неразрушающего обращения с ними и активное желание поступать щадящим и сберегающим образом»;
  • Л.М.Клариной «Экономика и экология». Так, Л.М. Кларина отмечает, что ее разработки направлены на совершенствование экономического, экологического и социального сознания детей. Программа данного автора предназначена для детей в возрасте от 6 до 10 лет, однако ее элементы используются рядом дошкольных учреждений. Проблемы экономики и экологии увязываются Л.М. Клариной через вопросы использования природных ресурсов и анализ потребностей человека. Многие детские сады используют в работе персонажей, придуманных этим автором — Гнома Эконома и Фею Экологии.

В их содержании преобладают  вопросы социальной экологии, экономики, граждановедения, валеологии и т.п.                                                                                

Таким образом, обзор ряда программ экологического образования  дошкольников демонстрирует большую  творческую активность специалистов - понимание экологических проблем  планеты, необходимости их решения, ценности природы и жизни на Земле во всех ее проявлениях, необходимости изменения стратегии и тактики поведения человечества на планете, способов его взаимодействия с природой. А для этого нужно интенсивное экологическое образование всех людей, начиная с дошкольного детства.

 

 

 

 

 

  1. Основные требования к программам экологического образования дошкольников

Согласно рекомендациям по экспертизе программ ДОУ программы должны строиться  на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми. Программы должны быть нацелены на развитие любознательности как основы познавательной активности у дошкольника; развитие способностей ребенка; формирование творческого воображения; развитие коммуникативности.                         

Программы должны обеспечивать охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их физические развитие; эмоциональное благополучие каждого ребенка; интеллектуальное развитие ребенка; создание условий для развития личности ребенка, его творческих способностей; приобщение детей к общечеловеческим ценностям; взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

Программы должны предусматривать  организацию детской жизни в  трех формах: занятия как специально организованная форма обучения; нерегламентированные виды деятельности; свободное время, предусмотренное для ребенка в детском саду в течение дня.

Программы должны строиться с учетом специфических для детей дошкольного  возраста видов деятельности (игра, конструирование, изобразительная, музыкальная, экологическая, театрализованная деятельности и т.д.);                  

Программы должны предусматривать  возможность реализации индивидуального  и дифференцированного подходов в работе с детьми.

Современные программы классифицируются на вариативные и альтернативные; базовые, федеральные, региональные, муниципальные; основные и дополнительные; примерные; комплексные и парциальные программы.

Вариативные и альтернативные программы  различаются по философско-концептуальным основам (взгляды авторов на ребенка, на закономерности его развития, а, следовательно, и на создание условий, которые способствуют становлению личности).

Вариативные программы могут быть основными и дополнительными .

Комплексные образовательные  программы для дошкольников должны обеспечивать:

  • полноту раскрытия целей обучения;
  • конкретность и процессуальноть представления содержания образования;
  • оптимальное сочетание индивидуальной и совместной деятельности детей;
  • широкие контакты с различными сферами (изобразительное искусство, музыка, детская литература, родной язык, экология, математика, игра, труд);
  • возможность приобщения ребенка к истокам отечественной и мировой культуры, знакомства с родным городом, его историей, традициями;
  • учет возрастных и психофизических особенностей, интересов ребенка, склонностей, определяемых половой принадлежности, двигательных, физических, психологических нагрузок;
  • гарантированность ребенку к концу дошкольного детства базового уровня образования;
  • обеспечение развития наглядно-образного мышления, воображения, любознательности, познавательной активности, стимулирование расширения объектов познания (люди, их отношения, мир предметов, трудовая деятельность, природа, искусство);
  • осуществление постепенного перехода от представлений об объекте к выделению существенных групп объектов, установление связей между объектами и явлениями, формирование способов познания (сенсорный анализ, построение и использование наглядных моделей и пр.);
  • решение проблемы развития творчества, желание учиться в деятельности и др.

Программа должна способствовать активному взаимодействию ребенка  с миром. Каждый дошкольник – маленький  исследователь, с радостью и удивлением, открывающим для себя окружающий мир. Важно не дать этому стремлению угаснуть: тем более она значима  для ребенка и отвечает его  природе, те успешнее развиваются и  реализуются первые творческие проявления.

Специализированные (парцианальные) и дополнительные программы должны обеспечивать:

  • раскрытие научных положений в соответствии с достижениями современной отрасли науки;
  • оптимальность объема содержания и нагрузки на ребенка;
  • ясность, точность и лаконичность изложения учебного материала, четкость формулировок, правил и определений;
  • возможность реализации новых педагогических технологий, методического обеспечения;
  • преемственность при переходе к каждому возрастному периоду;
  • обучение и воспитание дошкольника в русле его реальной и постоянно развивающейся деятельности;
  • целесообразную организацию развивающей среды.

Выбирая программу для  работы, педагоги, как правило, ориентируются  на следующие критерии:

  • научность программного материала;
  • методическая обеспеченность программы;
  • наличие четкой структуры;
  • наличие критериальной базы;
  • содержание программы;
  • наличие в программе задач экологического образования;
  • возможность включения в программу регионального компонента;
  • доступность изложения материала;
  • наличие указаний на условия реализации программы;
  • возможность использования программы в разных типах ДОУ;
  • охват детей, воспитателей, родителей;
  • новизна и современность педагогических технологий;
  • обеспечение преемственности ДОУ и школы;
  • возможность интеграции экологического содержания программы с другими разделами;
  • возможность работы с детьми разного уровня развития;
  • обеспечение совместной работы всего коллектива по экологическому образованию;
  • личностно-ориентированный подход во взаимодействии педагога и воспитанников;
  • постепенное усложнение содержания образования от группы к группе;
  • направленность программы на экологическое развитие личности;
  • соответствие временному стандарту ДОУ.

Информация о работе Программы экологического образования, используемые на современном этапе