Программы экологического образования, используемые на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2013 в 11:30, контрольная работа

Описание работы

В настоящее время программно-методическое обеспечение системы дошкольного образования продолжает совершенствоваться. При выборе образовательных программ необходимо ориентироваться, во-первых, на ребенка, его полноценное развитие как индивида, на желание помочь ему войти в современный мир, приобщиться к его ценностям. Во-вторых, на семью, на возможность предоставить ей качественные образовательные услуги, защитив от некомпетентности. В-третьих, на практическое воплощение в детских садах эмоционально-комфортных условий, способствующих развитию личностного потенциала каждого воспитанника, укреплению его здоровья. Наконец, в-четвертых, на сохранение и развитие уникальной дошкольной образовательной системы России – системы, которая в соответствии с Конвенцией о правах ребенка гарантирует права маленьким гражданам.

Содержание работы

Программы экологического образования дошкольников – программы нового поколения……………………………………………………………...2
Основные требования к программам экологического образования дошкольников …………………………………………………………………6
Характеристика программ экологического образования дошкольников, используемых в ДОУ их преимущества и недостатки …………………….10
Экологическое образование дошкольников в программе «Радуга»..10
Экологическое образование в программе «Детство»………………….12
Экологическое образование в программе «Истоки»…………………...14
Экологическое образование в программе «Одаренный ребенок»…....15
Характеристика программы «Юный Эколог»………………………..16
Характеристика программы «Наш дом - природа»……………………..17
Экологическое образование в программе «Мы»………………………..19
Список используемой литературы…………………………………………...23

Файлы: 1 файл

контрольная по экологии (Автосохраненный).docx

— 50.73 Кб (Скачать файл)

Таким образом, на современном  этапе существует большое разнообразие программ экологического воспитания дошкольников. Каждая из них называет различные  формы организации экологического воспитания. Но общим является то, что  ведущей формой организации является занятие в совокупности с работой  в повседневной жизни.

 

 

  1. Характеристика программ экологического образования дошкольников, используемых в ДОУ их преимущества и недостатки
    1. Экологическое образование  дошкольников в программе «Радуга»

Авторы: Т.Н.Доронова, С.Г.Якобсон, Е.В.Соловьева, Т.И.Гризик. Программа направлена на воспитание, образование и развитие детей от 2 до 7 лет. В ней даны возрастные характеристики ребенка, определены задачи работы с детьми и пути их решения, обозначены главные направления взаимодействия ДОУ с родителями.

Программа содержит семь разделов: изобразительная деятельность, математика, развитие речи, конструирование, музыка, движение, окружающий мир.

Структура программы отражает закономерности появления и становления  в психике ребенка важнейших  психических новообразований: от 2 до 4 лет – целенаправленная деятельность, от 4 до 5 лет – переход сознания ребенка за пределы окружающей его действительности, от 5 до 7 лет произвольность психических процессов, развиваются воображение, творчество.

Программа задумана и реализована:

  • как комплексная, т.е. охватывающая все основные стороны развития детей в дошкольном возрасте;
  • массовая, т.е. предназначенная для использования во всех регионах России в городских и сельских детских садах.

Основное содержание представлений о природе формируется в совместной с воспитателем деятельности в повседневной жизни и на занятиях.

Программа «Радуга» предлагает разделить работу по экологическому воспитанию на два раздела: «Живая природа» и «Неживая природа».  Авторы рекомендуют при ознакомлении детей с растениями учитывать специфику края, местности, где живут дети. Например, следует знакомить с морскими растениями тех, кто живет на морском побережье; при классификации комнатных растений следует начать с тех, которые есть в группе, детском саду и т.д.  С детьми рекомендуется проводить систему занятий по ознакомлению с растениями. Темы занятий: «Царство растений»,  «Культурные растения», «Дикие растения», «Удивительные и прекрасные».

Царство животных авторы подразделяют по взаимосвязям с человеком, т.е. на диких и домашних животных. Детям  дают знания о том, что к домашним животным относятся виды, живущие  рядом с человеком не одну тысячу лет (коровы, козы, овцы, свиньи), а дикие  животные – те, которые не могут  жить с человеком. Они сами заботятся  о себе, живут по своим законам.

Темы занятий: «Царство животных», «Домашние животные», «Дикие животные», «Удивительное о животных».

В старшем возрасте дети только накапливают познавательный багаж, содержащий знания и информацию о неживой природе. Авторы  предлагают передавать детям на занятиях конкретные факты и сведения через крупные  познавательные темы: «Атмосферные явления» - происхождение облаков, туч, дождя, молнии; «Разнообразие природы» - рассказы о разных климатических зонах; «Времена года» - обобщающие беседы о зиме, весне, лете, осени; «Солнечная система» - познавательные рассказы о различных камнях, их происхождении, роли в жизни людей в разные времена.

Программа ориентирует педагогов на осуществление трудовой деятельности, но не на занятиях,  а в повседневной жизни. Авторы рекомендуют выращивать в группе культурные растения (из семян и луковиц), проводить беседы на познавательные темы. В итоге бесед ребенок должен осознать, понять различные закономерности нашего мира, получить новую информацию (беседы о фруктах, «Мой любимый день недели, года», «Животные, которых мы знаем»).

«Радуга» предусматривает  значительное количество занятий о  растениях, животных, строении Солнечной  системы. Дошкольники получают много знаний, но недостаточно экологических. Предполагается частое использование словесного метода: рассказ воспитателя, объяснение вместо наблюдения, совсем не присутствует опытническая работа, мало внимания уделено труду в природе. Детям все дается в готовом виде, т.е. всю информацию они черпают из рассказа воспитателя. Эта программа рассчитана в основном на получение готовых знаний, а не на практическую деятельность детей. В программе в арсенале педагогического руководства познавательной активностью детей входят разбор, обсуждение проблемных ситуаций, но конкретно опытническая работа отсутствует.

3.2.  Экологическое  образование в программе «Детство»

Авторы:  В.И.Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А.Ноткина, М.В.Крулехт и др.

Программа разработана авторами с позиции гуманистической педагогики, личностно-деятельностного подхода  к развитию и воспитанию дошкольника. Она создавалась как программа обогащенного, многогранного развития и воспитания дошкольника в разных видах деятельности.

Особое внимание в программе  обращается на приобщение детей к  миру природы, воспитание бережного  отношения к природным объектам. Определен круг познавательных, речевых, практических умений, которые может  освоить дошкольник и которые  позволяют ему получить первоначальные знания о природных объектах, включить их в круг своих интересов и  деятельности.

Программный материал для  каждого возраста включает четыре содержательных блока:

  1. Сведения о растениях, животных как представителях живой природы. Дети познают особенности внешнего строения и жизненных функций организма (питание, дыхание и пр.), перед ними раскрываются связи живых существ со средой обитания, их неповторимость.
  2. Механизмы приспособительной взаимосвязи живых организмов со средой обитания. Дети подробно знакомятся со свойствами различных сред, у них формируется представление о группах  животных, проживающих в однородной среде.
  3. Знания о росте, развитии и размножении знакомых детям растений и животных. Дети получают представления о последовательных изменениях организмов, цикличности процесса.
  4. Знания экосистемного характера. Дети знакомятся с растениями и животными, проживающими в одном сообществе, их взаимозависимостью, узнают также, что человек способен по-разному воздействовать на сообщества живых организмов: может их разрушать, а может поддерживать.

В программе представлены произведения устного народного  творчества, народные игры, музыка и  танцы, декоративно-прикладное искусство  России. Педагогу предоставляется право  самостоятельно определять сетку занятий, содержание, способ организации и  место в режиме дня.

В программе предусмотрены  занятия-наблюдения в уголке природы  и на участке, где дети учатся сами ставить цель, элементарно планировать, делать выводы. Также важную роль играют обобщающие наблюдения, экскурсии.

Авторы предлагают использовать элементарную поисковую деятельность. Этому способствуют такие занятия: «Воздух и его свойства», «Свойства  воды», «Сравнение песка, глины и  камней», «Светолюбивые и теневыносливые растения».

Большое внимание в программе  уделяется трудовой деятельности, которая  осуществляется как в повседневной жизни в форме групповых и  индивидуальных поручений (дежурство  в уголке природы), так и на специальных  занятиях.

К моменту поступления  в школу дети имеют обобщенное представление о том, что человек  может жить только в природной  среде, поэтому ее надо беречь.

 

3.3.Экологическое  образование в программе «Истоки»

«Истоки» - это еще одна комплексная программа, созданная  психолого-педагогическим коллективом  исследователей Центра «Дошкольное  детство» имени А.В.Запорожца. Подраздел «Природа и ребенок» входит в раздел «Познание окружающего мира» и включает характеристику возрастных возможностей, задачи и показатели развития, содержание и условия педагогической работы. Основное внимание сосредоточено на развитии познавательного интереса к явлениям природы.

Содержание программы  ориентировано на три возраста:

  • ранний – от 0 до 3 лет,
  • младший дошкольный – от 3 до 5 лет,
  • старший – от 5 до 7 лет.

В программу включено познание детьми связей живого организма со средой обитания (экологический аспект), но оно не раскрыто на конкретном материале. Между тем ценно положение программы о том, что важнейшим педагогическим условием ее реализации являются хорошая естественно-научная осведомленность, развитое экологическое сознание воспитателей, их готовность к содержательному общению с детьми по вопросам жизни природных объектов.

В программе фактически не представлен мир растений, а главным  образом фигурирует животный мир.

В программе в целом  психологически глубоко и интересно  представлена работа по ознакомлению с насекомыми – они обстоятельнее  других освещены в разделе «Содержание и условия педагогической работы» и в разделе приложения «Живой мир природы в городе и ребенок».

Нельзя согласиться с  рекомендациями о проведении длительных наблюдений за развитием насекомых, которые проходят стадии качественного  преобразования, что затрудняет понимание  всего процесса. Этот вопрос уже обсуждался практиками и исследователями, и доказано, что рост и развитие прекрасно познаются детьми на примере однолетних растений, птиц и млекопитающих, всегда имеющихся в дошкольных учреждениях. 

В целом можно сказать, что программа «Истоки», интересная по многим параметрам, не вышла на современный  уровень полноценного экологического воспитания — она не ставит задачи развития у детей азов экологической  культуры, в которой природа рассматривается  как ценность во всех аспектах человеческого  развития — познавательного, эстетического, нравственного и физического. Недостаточно реализуется заявленный в программе  принцип развития ребенка через  деятельность: познание природы, общение  с ней, отражение ее в искусстве  и творчестве детей предполагает много разных видов деятельности, которые можно включить в педагогический процесс.

 

3.4. Экологическое образование в программе «Одаренный ребенок»

Программу  создал авторский  коллектив сотрудников Института  дошкольного образования и семейного  воспитания РАО. А начинал ее разрабатывать  доктор психологических наук Л.А. Венгер.

Программа предназначена  для работы с одаренными детьми 6-7 лет (в течение двух лет) как уровневый  вариант программы «Развитие».

Целью программы является развитие у детей трех основных блоков структуры одаренности: познавательной активности, умственных способностей, детских видов деятельности.

Содержание экологического образования отражено в разделе  «Ознакомление с природой» и  «Ознакомление с элементарными  физическими явлениями».

В программе представлено содержание работы в старшей и  подготовительной к школе группе.

В старшей группе программа включает в себя три раздела, первый из которых посвящен ознакомлению с живой и неживой природой. Дети учатся вычленять факторы, оказывающие влияние на живое, выделять отличительные признаки живой природы, растений и животных, классифицируют объекты, определяют их родовые признаки.

Во втором разделе дети знакомятся со строением растений и  учатся определять зависимость видоизменений  частей растения от факторов внешней  среды, выполняемых функций.

Третий раздел направлен  на ознакомление с природными поясами  Земли, их климатом, растительным и  животным миром.

В подготовительной группе основным принципом работы остается выявление взаимосвязи живой и неживой природы. Для этого используется содержание из биологии, систематике, эволюционного учения.

Как и в старшей группе, программа состоит из трех разделов. В первом разделе продолжается знакомство с картой и глобусом, условными  обозначениями на них.

Второй раздел включает в  себя продолжение материала о  многообразии живой природы и  ее зависимости от факторов внешней  среды, но растения и животные рассматриваются  в них с точки зрения классификации, выделения существенных признаков  в строении и объединении в  классы по этим признакам.

В третьем разделе дети узнают историю происхождения  многообразия живой природы, рассматривая эволюцию  жизни на Земле с точки зрения дарвинизма. В подготовительной группе осуществляются два типа работы: эксперимент и наблюдение.

В каждом разделе программы  даются основные задачи занятий, указываются  те формы образовательной работы, которые не требуют специальных  средств обучения и могут быть спланированы самим воспитателем.

 

3.5. Характеристика  программы «Юный Эколог»

Автор С.Н.Николаева.

Цель: воспитание экологической  культуры дошкольников.

Программа состоит из двух подпрограмм: «Экологическое воспитание дошкольников» и «Повышение квалификации работников ДОУ». Одна из них ориентирована на детей и предназначена для организации занятий по развитию экологической культуры дошкольников 2-7 лет. Другая предназначена взрослым; по ней осуществляется повышение квалификации педагогов.

Информация о работе Программы экологического образования, используемые на современном этапе