Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2013 в 11:30, контрольная работа
В настоящее время программно-методическое обеспечение системы дошкольного образования продолжает совершенствоваться. При выборе образовательных программ необходимо ориентироваться, во-первых, на ребенка, его полноценное развитие как индивида, на желание помочь ему войти в современный мир, приобщиться к его ценностям. Во-вторых, на семью, на возможность предоставить ей качественные образовательные услуги, защитив от некомпетентности. В-третьих, на практическое воплощение в детских садах эмоционально-комфортных условий, способствующих развитию личностного потенциала каждого воспитанника, укреплению его здоровья. Наконец, в-четвертых, на сохранение и развитие уникальной дошкольной образовательной системы России – системы, которая в соответствии с Конвенцией о правах ребенка гарантирует права маленьким гражданам.
Программы экологического образования дошкольников – программы нового поколения……………………………………………………………...2
Основные требования к программам экологического образования дошкольников …………………………………………………………………6
Характеристика программ экологического образования дошкольников, используемых в ДОУ их преимущества и недостатки …………………….10
Экологическое образование дошкольников в программе «Радуга»..10
Экологическое образование в программе «Детство»………………….12
Экологическое образование в программе «Истоки»…………………...14
Экологическое образование в программе «Одаренный ребенок»…....15
Характеристика программы «Юный Эколог»………………………..16
Характеристика программы «Наш дом - природа»……………………..17
Экологическое образование в программе «Мы»………………………..19
Список используемой литературы…………………………………………...23
Таким образом, на современном
этапе существует большое разнообразие
программ экологического воспитания дошкольников.
Каждая из них называет различные
формы организации
Авторы: Т.Н.Доронова, С.Г.Якобсон, Е.В.Соловьева, Т.И.Гризик. Программа направлена на воспитание, образование и развитие детей от 2 до 7 лет. В ней даны возрастные характеристики ребенка, определены задачи работы с детьми и пути их решения, обозначены главные направления взаимодействия ДОУ с родителями.
Программа содержит семь разделов: изобразительная деятельность, математика, развитие речи, конструирование, музыка, движение, окружающий мир.
Структура программы отражает закономерности появления и становления в психике ребенка важнейших психических новообразований: от 2 до 4 лет – целенаправленная деятельность, от 4 до 5 лет – переход сознания ребенка за пределы окружающей его действительности, от 5 до 7 лет произвольность психических процессов, развиваются воображение, творчество.
Программа задумана и реализована:
Основное содержание представлений о природе формируется в совместной с воспитателем деятельности в повседневной жизни и на занятиях.
Программа «Радуга» предлагает разделить работу по экологическому воспитанию на два раздела: «Живая природа» и «Неживая природа». Авторы рекомендуют при ознакомлении детей с растениями учитывать специфику края, местности, где живут дети. Например, следует знакомить с морскими растениями тех, кто живет на морском побережье; при классификации комнатных растений следует начать с тех, которые есть в группе, детском саду и т.д. С детьми рекомендуется проводить систему занятий по ознакомлению с растениями. Темы занятий: «Царство растений», «Культурные растения», «Дикие растения», «Удивительные и прекрасные».
Царство животных авторы подразделяют по взаимосвязям с человеком, т.е. на диких и домашних животных. Детям дают знания о том, что к домашним животным относятся виды, живущие рядом с человеком не одну тысячу лет (коровы, козы, овцы, свиньи), а дикие животные – те, которые не могут жить с человеком. Они сами заботятся о себе, живут по своим законам.
Темы занятий: «Царство животных», «Домашние животные», «Дикие животные», «Удивительное о животных».
В старшем возрасте дети только накапливают познавательный багаж, содержащий знания и информацию о неживой природе. Авторы предлагают передавать детям на занятиях конкретные факты и сведения через крупные познавательные темы: «Атмосферные явления» - происхождение облаков, туч, дождя, молнии; «Разнообразие природы» - рассказы о разных климатических зонах; «Времена года» - обобщающие беседы о зиме, весне, лете, осени; «Солнечная система» - познавательные рассказы о различных камнях, их происхождении, роли в жизни людей в разные времена.
Программа ориентирует педагогов на осуществление трудовой деятельности, но не на занятиях, а в повседневной жизни. Авторы рекомендуют выращивать в группе культурные растения (из семян и луковиц), проводить беседы на познавательные темы. В итоге бесед ребенок должен осознать, понять различные закономерности нашего мира, получить новую информацию (беседы о фруктах, «Мой любимый день недели, года», «Животные, которых мы знаем»).
«Радуга» предусматривает значительное количество занятий о растениях, животных, строении Солнечной системы. Дошкольники получают много знаний, но недостаточно экологических. Предполагается частое использование словесного метода: рассказ воспитателя, объяснение вместо наблюдения, совсем не присутствует опытническая работа, мало внимания уделено труду в природе. Детям все дается в готовом виде, т.е. всю информацию они черпают из рассказа воспитателя. Эта программа рассчитана в основном на получение готовых знаний, а не на практическую деятельность детей. В программе в арсенале педагогического руководства познавательной активностью детей входят разбор, обсуждение проблемных ситуаций, но конкретно опытническая работа отсутствует.
3.2. Экологическое
образование в программе «
Авторы: В.И.Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А.Ноткина, М.В.Крулехт и др.
Программа разработана авторами
с позиции гуманистической
Особое внимание в программе
обращается на приобщение детей к
миру природы, воспитание бережного
отношения к природным
Программный материал для каждого возраста включает четыре содержательных блока:
В программе представлены произведения устного народного творчества, народные игры, музыка и танцы, декоративно-прикладное искусство России. Педагогу предоставляется право самостоятельно определять сетку занятий, содержание, способ организации и место в режиме дня.
В программе предусмотрены занятия-наблюдения в уголке природы и на участке, где дети учатся сами ставить цель, элементарно планировать, делать выводы. Также важную роль играют обобщающие наблюдения, экскурсии.
Авторы предлагают использовать элементарную поисковую деятельность. Этому способствуют такие занятия: «Воздух и его свойства», «Свойства воды», «Сравнение песка, глины и камней», «Светолюбивые и теневыносливые растения».
Большое внимание в программе уделяется трудовой деятельности, которая осуществляется как в повседневной жизни в форме групповых и индивидуальных поручений (дежурство в уголке природы), так и на специальных занятиях.
К моменту поступления в школу дети имеют обобщенное представление о том, что человек может жить только в природной среде, поэтому ее надо беречь.
3.3.Экологическое
образование в программе «
«Истоки» - это еще одна комплексная программа, созданная психолого-педагогическим коллективом исследователей Центра «Дошкольное детство» имени А.В.Запорожца. Подраздел «Природа и ребенок» входит в раздел «Познание окружающего мира» и включает характеристику возрастных возможностей, задачи и показатели развития, содержание и условия педагогической работы. Основное внимание сосредоточено на развитии познавательного интереса к явлениям природы.
Содержание программы ориентировано на три возраста:
В программу включено познание детьми связей живого организма со средой обитания (экологический аспект), но оно не раскрыто на конкретном материале. Между тем ценно положение программы о том, что важнейшим педагогическим условием ее реализации являются хорошая естественно-научная осведомленность, развитое экологическое сознание воспитателей, их готовность к содержательному общению с детьми по вопросам жизни природных объектов.
В программе фактически не представлен мир растений, а главным образом фигурирует животный мир.
В программе в целом психологически глубоко и интересно представлена работа по ознакомлению с насекомыми – они обстоятельнее других освещены в разделе «Содержание и условия педагогической работы» и в разделе приложения «Живой мир природы в городе и ребенок».
Нельзя согласиться с рекомендациями о проведении длительных наблюдений за развитием насекомых, которые проходят стадии качественного преобразования, что затрудняет понимание всего процесса. Этот вопрос уже обсуждался практиками и исследователями, и доказано, что рост и развитие прекрасно познаются детьми на примере однолетних растений, птиц и млекопитающих, всегда имеющихся в дошкольных учреждениях.
В целом можно сказать,
что программа «Истоки», интересная
по многим параметрам, не вышла на современный
уровень полноценного экологического
воспитания — она не ставит задачи
развития у детей азов экологической
культуры, в которой природа
3.4. Экологическое образование в программе «Одаренный ребенок»
Программу создал авторский
коллектив сотрудников
Программа предназначена для работы с одаренными детьми 6-7 лет (в течение двух лет) как уровневый вариант программы «Развитие».
Целью программы является развитие у детей трех основных блоков структуры одаренности: познавательной активности, умственных способностей, детских видов деятельности.
Содержание экологического образования отражено в разделе «Ознакомление с природой» и «Ознакомление с элементарными физическими явлениями».
В программе представлено содержание работы в старшей и подготовительной к школе группе.
В старшей группе программа включает в себя три раздела, первый из которых посвящен ознакомлению с живой и неживой природой. Дети учатся вычленять факторы, оказывающие влияние на живое, выделять отличительные признаки живой природы, растений и животных, классифицируют объекты, определяют их родовые признаки.
Во втором разделе дети знакомятся со строением растений и учатся определять зависимость видоизменений частей растения от факторов внешней среды, выполняемых функций.
Третий раздел направлен на ознакомление с природными поясами Земли, их климатом, растительным и животным миром.
В подготовительной группе основным принципом работы остается выявление взаимосвязи живой и неживой природы. Для этого используется содержание из биологии, систематике, эволюционного учения.
Как и в старшей группе, программа состоит из трех разделов. В первом разделе продолжается знакомство с картой и глобусом, условными обозначениями на них.
Второй раздел включает в себя продолжение материала о многообразии живой природы и ее зависимости от факторов внешней среды, но растения и животные рассматриваются в них с точки зрения классификации, выделения существенных признаков в строении и объединении в классы по этим признакам.
В третьем разделе дети узнают историю происхождения многообразия живой природы, рассматривая эволюцию жизни на Земле с точки зрения дарвинизма. В подготовительной группе осуществляются два типа работы: эксперимент и наблюдение.
В каждом разделе программы даются основные задачи занятий, указываются те формы образовательной работы, которые не требуют специальных средств обучения и могут быть спланированы самим воспитателем.
3.5. Характеристика программы «Юный Эколог»
Автор С.Н.Николаева.
Цель: воспитание экологической культуры дошкольников.
Программа состоит из двух подпрограмм: «Экологическое воспитание дошкольников» и «Повышение квалификации работников ДОУ». Одна из них ориентирована на детей и предназначена для организации занятий по развитию экологической культуры дошкольников 2-7 лет. Другая предназначена взрослым; по ней осуществляется повышение квалификации педагогов.
Информация о работе Программы экологического образования, используемые на современном этапе