Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2013 в 11:30, контрольная работа
В настоящее время программно-методическое обеспечение системы дошкольного образования продолжает совершенствоваться. При выборе образовательных программ необходимо ориентироваться, во-первых, на ребенка, его полноценное развитие как индивида, на желание помочь ему войти в современный мир, приобщиться к его ценностям. Во-вторых, на семью, на возможность предоставить ей качественные образовательные услуги, защитив от некомпетентности. В-третьих, на практическое воплощение в детских садах эмоционально-комфортных условий, способствующих развитию личностного потенциала каждого воспитанника, укреплению его здоровья. Наконец, в-четвертых, на сохранение и развитие уникальной дошкольной образовательной системы России – системы, которая в соответствии с Конвенцией о правах ребенка гарантирует права маленьким гражданам.
Программы экологического образования дошкольников – программы нового поколения……………………………………………………………...2
Основные требования к программам экологического образования дошкольников …………………………………………………………………6
Характеристика программ экологического образования дошкольников, используемых в ДОУ их преимущества и недостатки …………………….10
Экологическое образование дошкольников в программе «Радуга»..10
Экологическое образование в программе «Детство»………………….12
Экологическое образование в программе «Истоки»…………………...14
Экологическое образование в программе «Одаренный ребенок»…....15
Характеристика программы «Юный Эколог»………………………..16
Характеристика программы «Наш дом - природа»……………………..17
Экологическое образование в программе «Мы»………………………..19
Список используемой литературы…………………………………………...23
В программе представлено 7 разделов:
4.Роль взаимосвязей в процессе онтогенеза – роста и развития растений и высших животных;
5. Взаимосвязи внутри сообществ, жизнь которых дети могут наблюдать;
6. Показаны разные формы
взаимодействия человека с
7. Общие рекомендации к распределению материала по возрастам.
«Повышение квалификации дошкольных педагогов по экологическому воспитанию детей» включает в себя 5 разделов: общепроблемный; основы экологии; содержание экологических знаний для дошкольников; методика экологического воспитания; организация работы в дошкольном учреждении.
3.6. Характеристика программы «Наш дом - природа»
Автор: Н. А. Рыжова.
Основная цель программы — воспитание с первых лет жизни гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним.
Предназначена программа для работы с детьми 5 и 6 лет.
Программа построена на принципах развивающего обучения и направлена на развитие личности ребенка в целом. Содержит базовый компонент, который конкретизируется с учетом местных условий – эколого-географических, национально-культурных – и ориентирует воспитателя на системный подход в экологическом образовании старших дошкольников.
Программа состоит из ряда блоков, каждый из которых включает комплекс тем. В первом блоке «Я и природа» дети знакомятся с различными, доступными их пониманию, компонентами окружающей среды. Последующие блоки дают дополнительную информацию о каждом компоненте («Воздух», «Вода» и др.). Затем они рассматриваются в взаимосвязи. Завершающий блок «Человек и природа» - обобщающий по отношению к предшествующим. В каждом блоке выделены две части: обучающий (первоначальные сведения о природе) и воспитывающий компонент (понимание значения природы, ее эстетическая оценка, бережное к ней отношение).
В программе отражаются первоначальные
знания из области трех основных направлений
экологии: биоэкология (или общей
экологии), социальной и прикладной
экологии. Нашли отражение следующие
вопросы биологической
Живая неживая природа.
Особенности живых организмов, их
разнообразие, распространение. Связь
внешнего вида, строения (для животных
– и поведения) живых организмов
с особенностями среды
Место обитания животных, растений. Сообщества (экосистемы), их разнообразие, тесная связь компонентов
В программу включается ряд вопросов социальной экологии:
В программе отражаются следующие вопросы из области прикладной экологии:
Большое внимание в программе уделяется совместной со взрослыми практической деятельности детей: проведению наблюдений, опытов, игр. Экологические навыки и знания дети получают не только на специально организованных занятиях по ознакомлению с окружающим миром, но и во время прогулок, экскурсий, чтения книг, изобразительных и музыкальных занятий.
3.7. Экологическое образование в программе «Мы»
Автор Н.Н.Кондратьева
Цель программы: формировать
экологическую воспитанность
Ядро содержания программы Н.Н. Кондратьевой составляют «знания о человеке в его связи с природой, другими людьми, представления о человеке и природе как высших ценностях, знания о гуманном отношении к живому и умении его осуществлять». При этом главное внимание уделяется рассмотрению связей живых организмов с окружающей средой на разных уровнях. В каждом разделе программы представлены знания как основа экологического сознания, умения экологически ориентированной деятельности, опыт гуманного отношения к природе. В программе также раскрыта идея единства человека и природы.
В программе представлены доступные дошкольнику элементы экологической культуры. Ядром ее содержания являются экологические представления о животных, растениях, людях как живых существах. Особенность программы заключается в том, что природа представлена в ней как ценность, а гуманное отношение к живому – как эстетический принцип поведения человека.
Здесь используется доступная
дошкольнику разнообразная
В программе отражены ведущие идеи и понятия современного естествознания. На доступном дошкольникам уровне раскрывается идея единства и взаимосвязи живого и неживого, понимание которой составляет основу экологической культуры личности. Также раскрыта идея единства человека и природы. В соответствии с ней человек рассматривается как живое существо, похожее на животных и растения. Здесь же отражено влияние природы на жизнь человека и человека на природное окружение. Поэтому в программу включены знания о самоценности природы и ее многообразном значении для человека – эстетическом, нравственном, познавательном, практическом.
Природа на Земле представляет собой огромную сложную систему, что отражено в программе идеей системного строения природы. Каждый живой организм показан как система, в которой взаимосвязаны органы и их функции; представлены сообщества организмов одного вида (например, сообщества растений или животных) и установлено, что организм – их составная, связанная с другими частями. В свою очередь, сообщества живых организмов включены в процессе жизнедеятельности в еще более широкие системы (экосистема леса, луга), где они также взаимосвязаны.
В программе показаны взаимосвязи, сложившиеся в природе на любом ее уровне: организм, живое – среда, экосистема. Разъясняется, что сохранение сложившихся связей – важное условие жизнеспособности живых систем, а нарушение их целостности влечет за собой негативные экологические последствия для живого.
Программа построена системно. В последнюю редакцию вошли три раздела: «Живые… Какие мы?». «Как живые приспосабливаются к среде», «Мы нужны друг другу на Земле».
В программе последовательно раскрывается сущность живого организма и его взаимодействие со средой. Каждый последующий раздел опирается на содержание предыдущего, представления в нем усложняются, пополняются новыми фактами, связями, обобщениями. Раскрытие все новых и новых знаний о живом создает предпосылки для обобщения представлений детей о ценности природы и нормах взаимодействия с ее объектами, для включения в следующие разделы более сложных умений экологически ориентированного взаимодействия с природой, дальнейшего накопления опыта гуманно-ценностного отношения к ней.
Программа не разделена по возрастам. Это позволяет педагогу использовать ее в любой группе детского сада, ориентируясь на возрастные показатели и стартовые возможности детей: особенности из познавательного развития, интересов, эмоционального восприятия окружающего.
В программе представлены
следующие виды познавательной деятельности:
наблюдение, экологическое моделирование,
поисковая деятельность, труд в природе.
Программа предусматривает
Итак, экологически ориентированная
активность позволяет дошкольникам
овладеть умением экологически целесообразно
вести себя в природе. Ребенок
накапливает нравственно-
Я считаю, что в результате работы по экологическому воспитанию есть положительные результаты:
Информация о работе Программы экологического образования, используемые на современном этапе