Программы экологического образования, используемые на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2013 в 11:30, контрольная работа

Описание работы

В настоящее время программно-методическое обеспечение системы дошкольного образования продолжает совершенствоваться. При выборе образовательных программ необходимо ориентироваться, во-первых, на ребенка, его полноценное развитие как индивида, на желание помочь ему войти в современный мир, приобщиться к его ценностям. Во-вторых, на семью, на возможность предоставить ей качественные образовательные услуги, защитив от некомпетентности. В-третьих, на практическое воплощение в детских садах эмоционально-комфортных условий, способствующих развитию личностного потенциала каждого воспитанника, укреплению его здоровья. Наконец, в-четвертых, на сохранение и развитие уникальной дошкольной образовательной системы России – системы, которая в соответствии с Конвенцией о правах ребенка гарантирует права маленьким гражданам.

Содержание работы

Программы экологического образования дошкольников – программы нового поколения……………………………………………………………...2
Основные требования к программам экологического образования дошкольников …………………………………………………………………6
Характеристика программ экологического образования дошкольников, используемых в ДОУ их преимущества и недостатки …………………….10
Экологическое образование дошкольников в программе «Радуга»..10
Экологическое образование в программе «Детство»………………….12
Экологическое образование в программе «Истоки»…………………...14
Экологическое образование в программе «Одаренный ребенок»…....15
Характеристика программы «Юный Эколог»………………………..16
Характеристика программы «Наш дом - природа»……………………..17
Экологическое образование в программе «Мы»………………………..19
Список используемой литературы…………………………………………...23

Файлы: 1 файл

контрольная по экологии (Автосохраненный).docx

— 50.73 Кб (Скачать файл)

В программе представлено 7 разделов:

  1. Неживая природа Земли и ее значение в жизни живых существ;
  2. и 3. Взаимосвязь растений и животных со средой обитания;

4.Роль взаимосвязей в  процессе онтогенеза – роста и развития растений и высших животных;

5. Взаимосвязи внутри  сообществ, жизнь которых дети  могут наблюдать;

6. Показаны разные формы  взаимодействия человека с природой;

7. Общие рекомендации  к распределению материала по  возрастам.

«Повышение квалификации дошкольных педагогов по экологическому воспитанию детей» включает в себя 5 разделов:  общепроблемный; основы экологии; содержание экологических  знаний для дошкольников; методика экологического воспитания; организация  работы в дошкольном учреждении.

 

3.6. Характеристика  программы «Наш дом - природа»

Автор: Н. А. Рыжова.

Основная цель программы  — воспитание с первых лет жизни  гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно  относиться к ним.

Предназначена программа  для работы с детьми 5 и 6 лет.

Программа построена на принципах  развивающего обучения и направлена на развитие личности ребенка в целом.  Содержит базовый компонент, который  конкретизируется с учетом местных условий – эколого-географических, национально-культурных – и ориентирует воспитателя на системный подход в экологическом образовании старших дошкольников.

Программа состоит из ряда блоков, каждый из которых включает комплекс тем. В первом блоке «Я и  природа» дети знакомятся  с различными, доступными их пониманию, компонентами окружающей среды. Последующие блоки дают дополнительную информацию о каждом компоненте («Воздух», «Вода» и др.).  Затем они рассматриваются в взаимосвязи. Завершающий блок «Человек и природа» - обобщающий по отношению к предшествующим. В каждом блоке выделены две части: обучающий (первоначальные сведения о природе) и воспитывающий компонент (понимание значения природы, ее эстетическая оценка, бережное к ней отношение).

В программе отражаются первоначальные знания из области трех основных направлений  экологии: биоэкология (или общей  экологии),  социальной и прикладной экологии.  Нашли отражение следующие  вопросы биологической экологии.

Живая  неживая природа. Особенности живых организмов, их разнообразие, распространение. Связь  внешнего вида, строения (для животных – и поведения) живых организмов с особенностями среды обитания, их приспособленность к этой среде. Разнообразие сред обитания (водная, наземно-воздушная, воздушная, почвенная).

Место обитания животных, растений. Сообщества (экосистемы), их разнообразие, тесная связь компонентов

В программу включается ряд вопросов социальной экологии:

  • люди и окружающая среда; природа вокруг меня; как я использую природные ресурсы;
  • как я влияю на природу;
  • мое здоровье и окружающая среда;
  • моя экологическая безопасность;
  • что случится со мной, если я буду неграмотно относиться к природе;
  • что я могу сделать, чтобы улучшить состояние окружающей меня среды.

В программе отражаются следующие  вопросы из области прикладной экологии:

  • как  нужно вести себя в природе;
  • почему нужно бережно относиться к ней;
  • как экономить природные ресурсы;
  • почему живые организмы и их сообщества нуждаются в нашей охране;
  • почему на Земле должны жить все живые организмы без исключения;
  • что такое заповедники; для чего созданы Красные книги.

Большое внимание в программе  уделяется совместной со взрослыми  практической деятельности детей: проведению наблюдений, опытов, игр. Экологические  навыки  и знания дети получают не только на специально организованных занятиях по ознакомлению с окружающим миром, но и во время прогулок, экскурсий, чтения книг, изобразительных и музыкальных  занятий.

3.7. Экологическое образование в программе «Мы»

Автор Н.Н.Кондратьева

Цель программы: формировать  экологическую воспитанность дошкольников.

Ядро содержания программы  Н.Н. Кондратьевой составляют «знания о человеке в его связи с природой, другими  людьми, представления о человеке и природе как высших ценностях, знания о гуманном отношении к живому и умении его осуществлять». При этом главное внимание уделяется рассмотрению связей живых организмов с окружающей средой на разных уровнях. В каждом разделе программы представлены знания как основа экологического сознания, умения экологически ориентированной деятельности, опыт гуманного отношения к природе. В программе также раскрыта идея единства человека и природы.

В программе представлены доступные дошкольнику элементы экологической культуры. Ядром ее содержания являются экологические  представления о животных, растениях, людях как живых существах. Особенность программы заключается в том, что природа представлена в ней как ценность, а гуманное отношение к живому – как эстетический принцип поведения человека.

Здесь используется доступная  дошкольнику разнообразная деятельность, организованная сначала педагогом, а затем и самостоятельно ребенком с целью приобретения опыта гуманного  взаимодействия с природой.

В программе отражены ведущие  идеи и понятия современного естествознания. На доступном дошкольникам уровне раскрывается идея единства и взаимосвязи живого и неживого, понимание которой  составляет основу экологической культуры личности. Также раскрыта идея единства человека и природы. В соответствии с ней человек рассматривается  как живое существо, похожее на животных и растения. Здесь же отражено влияние природы на жизнь человека и человека на природное окружение.  Поэтому в программу включены знания о самоценности природы и  ее многообразном  значении для человека – эстетическом, нравственном, познавательном, практическом.

Природа на Земле представляет собой огромную сложную систему, что отражено в программе идеей  системного строения природы. Каждый живой  организм показан как система, в  которой взаимосвязаны органы и  их функции; представлены сообщества организмов одного вида (например, сообщества растений или животных) и установлено, что  организм – их составная, связанная  с другими частями. В свою очередь, сообщества живых организмов включены в процессе жизнедеятельности в  еще более широкие системы (экосистема леса, луга), где они также взаимосвязаны.

В программе показаны взаимосвязи, сложившиеся в природе на любом  ее уровне: организм, живое – среда, экосистема. Разъясняется, что сохранение сложившихся связей – важное условие  жизнеспособности живых систем, а  нарушение их целостности влечет за собой негативные экологические  последствия для живого.

Программа построена системно. В последнюю редакцию вошли три раздела: «Живые… Какие мы?». «Как живые приспосабливаются к среде», «Мы нужны друг другу на Земле».

В программе последовательно  раскрывается сущность живого организма  и его взаимодействие со средой. Каждый последующий раздел опирается  на содержание предыдущего, представления  в нем усложняются, пополняются  новыми фактами, связями, обобщениями. Раскрытие все новых и новых  знаний о живом создает предпосылки  для обобщения представлений  детей о ценности природы и  нормах взаимодействия с ее объектами, для включения в следующие  разделы более сложных умений экологически ориентированного взаимодействия с природой, дальнейшего накопления опыта гуманно-ценностного отношения к ней.

Программа не разделена по возрастам. Это позволяет педагогу использовать ее в любой группе детского сада, ориентируясь на возрастные показатели и стартовые возможности детей: особенности из познавательного  развития, интересов, эмоционального восприятия окружающего.

В программе представлены следующие виды познавательной деятельности: наблюдение, экологическое моделирование, поисковая деятельность, труд в природе.  Программа предусматривает также  художественно-творческую деятельность, слушание, чтение и рассматривание с детьми книг с рисунками о  природе.

Итак, экологически ориентированная  активность позволяет дошкольникам овладеть умением экологически целесообразно  вести себя в природе. Ребенок  накапливает нравственно-ценностный опыт отношения к миру, что придает  его деятельности гуманный характер.

Я считаю, что в результате работы по  экологическому воспитанию есть положительные результаты:

  • сформированы начала экологической культуры у детей;
  • сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;
  • дети учатся практическим действиям по охране природы;
  • развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
  • у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Список используемой литературы

 

  1. Кондратьева Н. Н. Программа экологического образования детей «Мы». - СПб.: Детство-Пресс, 2003.
  2. Иванова А.И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2009.
  3. Николаева С.Н. «Обзор зарубежных и отечественных программ экологического образования  и воспитания детей» ж// Дошкольное воспитание, 2002 г. № 7.
  4. Николаева С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания дошкольников. – М.:Мозаика-Синтез, 2005.
  5. Программа воспитания , образования и развития детей дошкольного возраста «Мир детсва».
  6. Зебзеева В.А. Развитие элементарных естественно-научных представлений и экологической культуры детей: Обзор программ дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
  7. Программы «Истоки», «Детство», «Развитие», «Одаренный ребенок».

 


Информация о работе Программы экологического образования, используемые на современном этапе