Шпаргалка по "Экологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 20:57, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 10 вопросов по дисциплине "Экология".

Файлы: 1 файл

shpory_Reteyum.doc

— 172.50 Кб (Скачать файл)

ОЦЕНКА РИСКА Оценка экологического риска ставит  своей  задачей  изучение  сценариев  возможных аварий и их последствий для окружающей среды и  населения,  анализ предусмотренных мер  и  средств  предупреждения  и  ограничения  последствий аварии,  порядок  расчёта  ущерба,  нанесённого  деятельностью  предприятия, детализацию средств смягчения этого  ущерба,  оценку воздействия на  среду остаточного загрязнения,  систему информирования  надзорных организаций и граждан о возможной   аварии.   Экологический   аудит   риска   проводится подразделением  компании, ответственным за  риск,   по   его   собственной инициативе,  а также по  требованию  администрации банков   и   страховых компаний, несущих расходы по кредитованию или страхованию от  аварийного  и постепенного загрязнения. Экологический аудит состояния  окружающей  среды проводится  при  слиянии  или  приобретении  предприятий  или  недвижимости, включая приобретение участков под застройку.

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ АУДИТ  Объединение экологического аудита с аудитом безопасности и охраны здоровья.

Билет 5

5.1Цели и задачи ОВОС

В соответствии с Федеральным  законом РФ «Об охране окружающей среды» от 10.01.02 № 7-ФЗ, составление проекта оценки воздействия на окружающую среду, в дальнейшем сокращаемого как ОВОС, направлено на выявление прямой или косвенной угрозы окружающей среде в отношении хозяйственной, и любой другой деятельности, независимо от формы собственности этой деятельности. Целью процедуры ставится не только выявление негативных воздействий, но и разработка мер по ликвидации всех пагубных влияний. Оценка воздействия - оценка рисков для всех участников (инициаторы проекта, кредитор, власти, местное население, общественность, поставщики, потенциальные потребители).

В процессе разработки ОВОС решаются следующие задачи:

• определение допроектного состояния (параметры и характеристики)  окружающей среды, которой потенциально может быть нанесен ущерб хозяйственной деятельностью;

• определение основ  отрицательного воздействия (категории  и факторы) предполагаемой хозяйственной деятельности: акустическое воздействие, загрязнение атмосферы, загрязнение поверхностных и подземных вод, геологическая оценка, оценка нарушенности почвенного покрова и др.;

• разработка и подтверждение  норм ПДК для всех видов гипотетического  загрязнения после реализации предполагаемого проекта;

• разработка предложений (рекомендаций и мероприятий) по снижению или ликвидации основных источников загрязнения среды, основываясь  на современных системах защиты окружающей среды, согласование установки подобных технологий землепользователями.

Задачи с точки  зрения социальных норм:

  • Идентификация существенных различий привносимой и местной социальных норм;
  • Прогноз возможных нежелательных последствий изменения сложившихся норм и негативной реакции местного населения;
  • Выработка рекомендаций.
  • С научной точки зрения, при оценке социальных воздействий следует рассмотреть все типы последствий реализации проекта для местного населения, а именно:
  • ИНГИБИРОВАНИЕ, УСКОРЕНИЕ, ПАТОЛОГИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ, ДЕГРАДАЦИЯ, ОТМИРАНИЕ, ПРИВЛЕЧЕНИЕ, КАТАЛИЗ, ВЫТЕСНЕНИЕ, КОНТРОЛЬ.

Оценка влияния  на здоровье человека: загрязнение и шум.

Экономическая оценка влияния на здоровье: Для этого сначала рассчитывается натуральный ущерб здоровью на основе модели зависимости «ущерб здоровью населения – загрязнение окружающей среды». Затем производится стоимостная оценка ущерба здоровью населения с использованием метода оценки «стоимости заболевания».

Оценка социально-экономических  последствий в особых случаях (ГЭС, трубопроводы, дороги), на территории проживания коренных малочисленных народов. Подлежат социальной, а не экономической оценке!

Экономическая оценка: Ожидаемый экономический ущерб – это денежная оценка негативного воздействия нарушений природной среды (прежде всего и главным образом) загрязнения на конкретных реципиентов.

Два вида ущерба: 1)затраты на предупреждение воздействия нарушенной среды на реципиентов; 2) Затраты и потери, вызываемые воздействием на реципиентов нарушенной среды. 

В состав затрат, возникающих  в результате загрязнения входят:

  • Компенсация убытков, понесенных обществом
  • стоимость утраченных природных ресурсов и снижение стоимости поврежденных природных ресурсов (реальный ущерб);
  • понесенные убытки объектов хозяйственной деятельности, вызванные неполучением ожидаемых доходов (упущенная выгода) из-за потери или порчи ресурса.
  • Затраты на восстановление окружающей природной среды и ликвидацию последствий загрязнения.

5.2 Структура стандарта ИСО 14001

Стандарт ISO 14000 — международный стандарт по созданию системы экологического менеджмента. В соответствии с ISO 14000, система экологического менеджмента – это часть общей системы менеджмента, включающая организационную структуру, планирование деятельности, распределение ответственности, практическую работу, а также процедуры, процессы и ресурсы для разработки, внедрения, оценки достигнутых результатов реализации и совершенствования экологической политики, целей и задач. 
Основные цели внедрения на предприятии системы экологического менеджмента и ее сертификации: 
• Снижение негативного воздействия на ОС; 
• Повышение экологической эффективности деятельности предприятия; 
• Повышение экономической эффективности деятельности предприятия; 
• Снижение образования и переработка отходов 
Структура экологического менеджмента 
Обоснование экологической политики и обязательств. 
Экологическая политика - публично декларируемые принципы и обязательства, связанные с экологическими аспектами деятельности предприятия и обеспечивающие основу для установления его экологических целей и задач. 
Планирование экологической деятельности. 
позволяющет упорядочить и систематизировать возможные многочисленные мероприятия и действия, направленные на достижение экологических целей. 
Организация внутренней и внешней экологической деятельности. 
осуществление запланированных и незапланированных (дополнительных) действий и мероприятий, направленных на минимизацию сбросов загрязняющих веществ (выбросов, отходов, потребления материальных и энергетических ресурсов, использования особо опасных веществ и материалов и т.д.) 
Мотивация персонала. 
Позволяет вовлечь персонал в деятельность по охране ОС и рациональному использованию природных ресурсов. 
Внутренний экологический мониторинг и экологический контроль. 
Проводится с целью заблаговременного выявления отклонения работы предприятия от запланированных показателей. 
Анализ и оценка результатов экологической деятельности.   Функция обеспечения управленческих решений, относящихся к экологической результативности организации, путем выбора показателей, сбора и анализа данных, оценки информации по критериям экологической результативности, подготовки отчетности и обмена информацией, а также периодического пересмотра и совершенствования этого процесса. Механизм внедрения экологического менеджмента.:В соответствии с этими документами механизм внедрения системы экологического менеджмента имеет следующие этапы: 
• Оценка исходной ситуации 
• Планирование внедрения системы экологического менеджмента 
• Постановка целей, задач и разработка программ. 
• Мониторинг (система наблюдения) 
• Оценка результативности 
• Внутренний аудит системы экологического менеджмента.

Билет 6

6.1 Типы воздействий на природную  среду и их прогнозирование

Геогр основания: оценки воздействия: внесение чужеродного  вещ-ва в окр среду, изъятие вещ-ва из окр среды, блокирование(плотина), дренирование(обеспечение перетока веществ из одного места в другое), уничтожение, порождение (лесопарки), видоизменение (таяние вечной мерзлоты) 
Финансовые основания оценки воздействия: плата за сбросы и выбросы загрязняющих веществ, за размещение отходов производства и потребления 
В оценка воздействий в соотв с законодательством приоритет отдается прогнозу и его последствиям, однако это лишь часть побочных результатов реализации проектов. В основе прогнозирования – мониторинг (отслеживание изменяющихся показателей и сопоставление данных с данными, которые должны были бы иметься по плану). 
Типы последствий: ингибирование (замедление процессов, например, ухудшение роста организмов), ускорение процессов, патологические изменения, деградация, отмирание, привлечение  (медведи идут к мусорным бакам), катализ (образование облаков над городом), вытеснение (животные уходят), контролирование (коренные жители подчиняются порядкам властей страны),  
Примеры из лекций: Строительство линейных объектов (магистральных нефте и газопроводов, магистралей), ввод мощностей по добыче нефти, работы по орошению земель, строительство аэродромов, жилищное строительство.

6.2 Политика в экологическом менеджменте

Экологическая политика  — заявление организации о своих намерениях и принципах, связанных с ее общей экологической эффективностью, которое служит основанием для действия и установления целевых и плановых экологических показателей. ЭП определяет высшее руководство. Согласно п. 4.2 ИСО 14001-2004, оно должно обеспечить:

1) соответствие поставленных  целей характеру деятельности  организации, ее продукции и  воздействию на окружающую среду;

2) включение обязательства  постоянного улучшения окружающей  среды; 

3) подтверждение намерения  соблюдать законодательные и другие нормы, в том числе принятые добровольно;

4)  создание предпосылок  для того, чтобы были установлены целевые экологические показатели и плановые экологические показатели;

5) документальное оформление ЭП, ее внедрение, поддержание;

6) доведение положений ЭП до сведения всех служащих;

7)  доступность сведений об ЭП для общественности.

В сущности, основополагающее значение имеют два требования к ЭП:  соответствие законодательным и другим нормам и постоянное улучшение, они же есть общие принципы управления по стандартам ИСО.

Например, положение  экологической политики компании SAAB:

-Требования законов Швеции и рекомендации соответствующих авторитетных органов будут выполняться и, если это возможно, перевыполняться,

-Когда приемлемы альтернативы, будут использоваться продукты, наименее опасные для здоровья и окружающей среды,

- Все процессы будут проектироваться так, чтобы минимизировать отходы; при возможности с внедрением замкнутых циклов.

Высшее  руководство - отдельное лицо или группа лиц, которые управляют организацией и контролируют ее работу.  В стандарте Р ИСО 14004-2004 «Системы управления окружающей средой. Общее руководство по принципам, системам и методикам применения»  говорится, что «для обеспечения успеха на раннем этапе внедрения или усовершенствования системы управления окружающей среды необходимо заручиться поддержкой высшего руководства организации в области улучшения управления экологическими аспектами деятельности, продукции и услуг организации. Постоянная поддержка и лидирующая роль высшего руководства имеют огромное значение» (п. 4.1.2)

Плановые  экологические показатели - детализированные требования в отношении системы управления окружающей средой, предъявляемые организации, которые должны быть установлены и достигнуты в известное время.

Определяют плановые экологические показатели целевые экологические показатели. Они образуют элемент процесса «планирование», через них экономическая политика конкретизируется до четких установок. Необходимо, чтобы плановые экологические показатели были измеряемыми там, где это возможно.Как правило, плановые экологические показатели выражают в относительных величинах, например, через степень сокращения объемов выделяемых отходов разных видов и уменьшения расхода энергии и сырья по сравнению с работой в базовый период.

Билет 7

7.1 Два принципа стандарта ИСО  14001

Два принципа стандарта  ИСО 14001

Постоянное  улучшение

Зафиксированное в тексте экологической политики обещание организации, в соответствии с которым созданная система экологического менеджмента будет повышать свою эффективность.

Соблюдение  установленных норм и правил.

Система экологического менеджмента должна выполнять законодательные и прочие требования.

Законодательные требования: юридически закрепленные нормы и  ограничения, устанавливаемые для организаций индивидуально.

Правовые нормативные  акты должны быть рассчитаны на многократное применение, должны быть адресованы неопределенному числу субъектов и должны быть обязательны для исполнения.

Прочие требования, которые  принимаются организацией добровольно, могут включать различные обязательства, данные местному населению и потребителям, соглашения с другими организациями и т.д.

7.2 Типы эколого-географических последствий в ОВОС

Типы последствий: ингибирование (замедление) процессов (частный случай – ухудшение роста организмов), ускорение процессов (цветение водоемов), патологические изменения (заболевания растений и животных), деградация (эрозия почв, уменьшение численности коренных народов), отмирание (усыхание деревьев в городе, обезлюдение поселений), привлечение (концентрация диких животных у доступных мест размещения пищевых отходов), катализ (образование облаков над городом вследствие попадания в атмосферу искусственных ядер кристаллизации), вытеснение (покидание мест обитания серыми китами из-за шума при разведке и освоении месторождений), контролирование (подчинение коренных жителей порядкам и ограничениям, связанным с функционированием создаваемого объекта).

Воздействия вызывают цепные реакции в природе, хозяйстве  и населении. Один из типичных примеров развития цепной реакции –отдаленные последствия добычи нефти-превышение предельно допустимых концентраций нефтепродуктов.

Билет 8

8.1 Соотношение ОВОС и экспертизы

Цель экспертизы - установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности существующим требованиям и определение допустимости реализации объекта экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных социальных, экономических и иных последствий.

ОВОС - комплексное изучение эффектов влияния человеческой деятельности на природу и его последствий, предпринимаемое на стадии принятия решений в интересах своевременного учета лимитирующих факторов. Процедура ОВОС позволяет выяснить возможные ограничения деятельности,  тем самым она становится важнейшим практическим инструментом перехода на устойчивое развитие. Методология ОВОС используется для анализа действующего производства, если на нем внедряется система экологического менеджмента по стандарту ИСО 14001.

Сферы ОВОС: строительство нефтепроводов, магистральных газопроводов, автодорог, ввод мощностей по добыче полезных ископаемых и нефти, орошение земель, строительство аэродромов, жилищное строительство,

Финансовые  основания ОВОС: плата за выбросы и сбросы загрязняющих веществ, за размещение отходов производства и потребления.

8.2 Роль высшего руководства в  экологическом менеджменте

Участие в процессе высшего  руководства необходимо для обеспечения  эффективного выполнения процедур, программ и включает в себя распределение  достаточных финансовых и человеческих ресурсов, а также времени для решения задач интегрирования экологических аспектов в проектирование и разработку продукции. Высшее руководство должно обеспечить выполнение обязательств по реализации программы, определив конкретные цели по процессам: 1 постоянного экологического улучшения продукции; 2 управления цепочкой поставок; 3 обеспечения активного участия в программе работников, 4 занятых проектированием и разработкой продукции;5  поощрения новых идей и инноваций. Руководство устанавливает и соблюдает основные условия, в пределах которых работает организация. При осуществлении интегрирования экологических аспектов в проектирование разработку продукции границы этих условий могут включать в себя:- определение экологических взглядов и политики;- определение целей и задач для:а) обеспечения соответствия продукции требованиям законодательства,б) уменьшения неблагоприятных воздействий продукции на окружающую среду;- распределение ресурсов;- распределение обязанностей, задач и подотчетности;- определение, поддержку и мониторинг программ проектирования и разработки продукции;- определение и учреждение программ для анализа процесса проектирования и разработки продукции;- организацию/структурирование экологических функций и процессов для проектирования и разработки продукции;- идентификацию потребностей в наборе и обучении новых кадров для выполнения программ; - определение методов измерений показателей эффективности; - развитие и обеспечение обратной связи по экологической результативности.

Информация о работе Шпаргалка по "Экологии"