Система государственного регулирования охраны окружающей среды и природопользования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 08:24, курсовая работа

Описание работы

Необходимость государственного регулирования в области охраны окружающей среды и природопользования связана с обострением проблемы экологической безопасности. Процесс производственной деятельности, а также личное потребление сопровождается значительными выбросами (различного вида загрязнения, шумы, излучения и т.п.) в окружающую среду (атмосферный воздух, почва, водная среда). Цель государственного регулирования в области охраны окружающей среды в России — переход к устойчивому развитию, обеспечивающий сбалансированное решение социально-экономических задач, проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в интересах нынешнего и будущих поколений россиян.

Содержание работы

Введение
1. Теоретико-правовые основы государственного управления в области охраны окружающей среды и природопользования
1.1 Теоретические основы государственного управления в области охраны окружающей среды и природопользования
1.2 Правовые основы государственного управления в области охраны окружающей среды и природопользования
2. Анализ системы государственного управления в области охраны окружающей среды и природопользования в Белгородской области
2.1 Деятельность оргнов государственного управления в области охраны окружающей среды и природопользования в Белгородской области
2.2 Экологическая политика в Белгородской области и тенденции её развития
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая моя.docx

— 54.93 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное образовательное  учреждение

Высшего профессионального образования

«Белгородская государственная сельскохозяйственная академия им. В.Я. Горина»

 

 

Агрономический факультет

Кафедра экологии и радиобиологии

 

 

Курсовая работа

По дисциплине «Экологическая экспертиза»

на тему:

Система государственного регулирования  охраны окружающей среды и природопользования

 

 

 

Выполнила: студентка 6 курса

Факультета заочного и профессионального  образования

63 АЭ группы

Васильева Ульяна Геннадиевна

Проверила: Роменская Н.В.

 

 

 

 

Белгород 2012

Содержание:

Введение

1. Теоретико-правовые  основы государственного управления  в области охраны окружающей  среды и природопользования

1.1 Теоретические  основы государственного управления  в области охраны окружающей  среды и природопользования

1.2 Правовые  основы государственного управления  в области охраны окружающей  среды и природопользования

2. Анализ  системы государственного управления  в области охраны окружающей  среды и природопользования в Белгородской области

2.1 Деятельность  органов государственного управления  в области охраны окружающей  среды и природопользования в  Белгородской области

2.2 Экологическая политика в Белгородской области и тенденции её развития

 

Заключение

Список  использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Необходимость государственного регулирования в  области охраны окружающей среды  и природопользования связана с  обострением проблемы экологической  безопасности. Процесс производственной деятельности, а также личное потребление  сопровождается значительными выбросами (различного вида загрязнения, шумы, излучения  и т.п.) в окружающую среду (атмосферный  воздух, почва, водная среда).

Окружающая  среда обладает ассимилирующей способностью, т.е. способностью поглощать загрязнения  и отходы без ущерба для экологических  систем. Например, биологическое равновесие в водоемах поддерживается, если вредные  органические вещества, попавшие в  воду в результате загрязнения, полностью  уничтожаются бактериями без каких-либо негативных последствий. Однако возможности  природы в самоочищении и самовосстановлении не безграничны. С возрастанием объемов  выбросов, особенно высокотоксичных  веществ, и их концентрации увеличивается  ущерб, наносимый окружающей среде. Происходит экологическая деградация окружающей среды и биосферы: опустынивание, сокращение площади лесов, уменьшение количества сырья и пресной воды, возникновение парникового эффекта, загрязнение Мирового океана, сокращение биологического разнообразия, накопление твердых, токсичных и радиоактивных  отходов, выпадение кислотных дождей и т.п. Все это может привести к непредсказуемым последствиям и угрожать существованию человека как вида. Большинство нынешних экологических  проблем имеют глубокие корни  и достались “в наследство” с  советских времен. Радикальные рыночные реформы и череда экономических  кризисов привели к обострению проблем  в сфере экологии, разбалансированию  процессов управления и контроля, способствовали противопоставлению экологических  интересов экономическим. Результат - повсеместное ухудшение качества окружающей среды, деградация возобновимых и сокращение невозобновимых природных ресурсов, рост числа экологически обусловленных заболеваний и реальная угроза генофонду населения страны. Нельзя забывать и о значительной инерционности экологических процессов. Экологическая безопасность - важная составляющая национальной безопасности России.

Необходимость государственного регулирования в  области охраны окружающей среды  обусловлена и тем, что невозможно решить данную проблему только за счет чисто рыночных механизмов. Цель государственного регулирования в области охраны окружающей среды в России — переход к устойчивому развитию, обеспечивающий сбалансированное решение социально-экономических задач, проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в интересах нынешнего и будущих поколений россиян.

Обеспечение экологической безопасности и реализация конституционного права граждан  РФ на здоровую окружающую среду –  вот те основные задачи, которые  должны быть решены в процессе государственного управления охраны окружающей среды  и природопользования.

В этой связи  данная курсовая работа представляется мне наиболее важной и актуальной.

Объектом  курсовой работы является охрана окружающей среды и природопользования, а  предметом - система государственного управления в области охраны окружающей среды и природопользования в  Белгородской области.

 

 

 

 

 

 

1. Теоретико-правовые основы государственного управления в области охраны окружающей среды и природопользования

 

1.1 Теоретические основы управления  в области охраны окружающей  среды и природопользования

Согласно  Закону «Об охране окружающей среды», принятым в 2002 г. окружающая среда – это совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов; охрана окружающей среды – это деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий; использование природных ресурсов - эксплуатация природных ресурсов, вовлечение их в хозяйственный оборот, в том числе все виды воздействия на них в процессе хозяйственной и иной деятельности. В настоящее время значительная часть основных производственных фондов России не отвечает современным экологическим требованиям, а состояние 16 % территории страны характеризуется как экологически неблагополучное. В связи с этим защита окружающей среды сегодня становится базисной функцией государства.[3]

Среди задач государственного регулирования в области охраны окружающей среды можно выделить следующие:

  • улучшение состояния окружающей среды путем экологизации экономической деятельности в рамках институциональных и структурных преобразований;
  • формирование правовой основы экономического механизма регулирования природопользования и охраны окружающей среды;
  • создание условий для становления новой модели хозяйствования и широкого применения экологически ориентированных методов управления;
  • оценка хозяйственной емкости локальных и региональных экосистем страны, определение допустимого антропогенного воздействия на них;
  • активное участие в международных экологических мероприятиях;
  • формирование эффективной системы пропаганды идей экологической безопасности и создание соответствующей системы экологоправового воспитания и обучения (формирование экологического мышления).[3]

Поиск эффективных  государственных регуляторов в  области охраны окружающей среды  и природопользования связан с выбором  критерия эффективности природоохранных мероприятий:

  • критерий экологической эффективности — объем выбросов не должен превышать установленного максимально допустимого-значения;
  • критерий экономической эффективности в статическом смысле — достижение экологической цели с минимальными народно-хозяйственными издержками при данном уровне технических знаний;
  • критерий экономической эффективности в динамическом смысле постоянное снижение минимума народно-хозяйственных издержек на предотвращение ущерба с развитием науки и техники;
  • критерий социальной эффективности применяемых инструментов государственного регулирования. Например, меры по стимулированию природоохранных мероприятий могут вызвать значительное увеличение издержек производства, что может привести к уменьшению инвестиций, сокращению производства, в крайнем случае к закрытию предприятия. Меры по усилению природоохранных мероприятий могут противоречить обеспечению занятости в условиях высокой безработицы. В то же время меры по защите окружающей среды могут оказывать и положительное влияние на уровень занятости, например в результате создания новых рабочих мест в производственной и административной сферах, связанных с контролем за осуществлением природоохранных мероприятий;
  • критерий политической осуществимости мер по усилению защиты окружающей среды.

Таким образом, для достижения цели природоохранной  политики необходимо определить ее приоритеты и рассмотреть все возможные  последствия планируемых мероприятий.

Система стандартов, инструментов и рычагов  регулирования, а также санкции  в отношении нарушителей правовых норм определены Законом «Об охране окружающей среды», принятым в 2002 г. В  России используются следующие группы методов: административное регулирование, предполагающее введение нормативных  стандартов и ограничений, а также  прямой контроль и лицензирование процессов  природопользования, указывающих производителю  рамки, которые он должен соблюдать; система экономических стимулов — механизмов, предполагающих внедрение  системы платежей за загрязнение, экологических  налогов, субсидий, а также использование  других экономических стимулов, имеющих  целью заинтересовать производителя  в рациональном природопользовании; природоохранное нормирование проводится с целью государственного регулирования  нормативов качества окружающей среды  и нормативов воздействия на нее, при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется  биологическое разнообразие; система специальных механизмов и инструментов.

Нормативы качества окружающей среды устанавливаются в соответствии с физическими, химическими, биологическими и иными показателями, гарантирующими экологическую безопасность населения и сохранение генетического фонда.[5]

Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду устанавливают требования к источнику вредного воздействия в соответствии с показателями влияния хозяйственной или иной деятельности на окружающую среду и определяют предел антропогенного воздействия, превышение которого может создать угрозу сохранению оптимальных условий совместного существования человека и внешнего природного окружения.

В целях  предотвращения негативного воздействия  на окружающую среду хозяйственной  или иной деятельности, а также  для сохранения здоровья человека, для природопользователей устанавливаются  следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду:

  • нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов;
  • нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение;
  • нормативы допустимых физических воздействий (количество тепла, уровни шума, вибрации, ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий);
  • нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды;
  • нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду;
  • нормативы иного допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, устанавливаемые законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в целях охраны окружающей среды.[1]

Преимущество  нормативного регулирования — оперативность  его внедрения в практику и  эффективность с экологической  точки зрения. Оно используется в особо тяжелых случаях, когда необходимо срочно спасать нарушенные прошлой деятельностью человека экосистемы.

Система специальных механизмов и инструментов, непосредственно связанных с охраной окружающей среды и эксплуатацией природных ресурсов, включает мероприятия, имеющие экологическую направленность и ожидаемый экологический эффект. Ее основные элементы следующие:

  • непосредственное осуществление государством различных мер природоохранного характера (подготовка специалистов, установка очистных сооружений, выполнение обязательств в рамках международных программ и организаций);
  • административно-правовое регулирование (применение мер административного пресечения и юридической ответственности за правонарушения, т.е. приостановление, прекращение деятельности предприятий, нарушающих природоохранные законы; привлечение к административной ответственности за нарушение законов и причинение вреда природной среде);
  • государственное экономическое стимулирование и поддержка природоохранной деятельности частного сектора (косвенные субсидии, займы и кредиты под низкие проценты, ускоренная амортизация экологически чистой техники, налоговые льготы, создание бюджетных и внебюджетных экологических фондов);
  • меры государства, побуждающие природопользователей к охране окружающей среды (отчисления за загрязнение, купля-продажа прав на загрязнение и др.);
  • формирование и реализация экологических программ.

В этих мероприятиях в качестве объектов выступают охрана окружающей среды и улучшение  использования природных ресурсов. В случае появления негативных экологических  эффектов от проведения «большой» экономической политики государство бывает вынуждено реализовать дополнительные экологические программы или мероприятия для стабилизации ухудшающейся экологической ситуации.

 

1.2 Правовые основы управления  в области охраны окружающей  среды и природопользования

 

Важнейшим инструментом сохранения окружающей среды  и ее устойчивого развития является законодательное закрепление основных принципов, механизмов, гарантий, критериев  охраны окружающей природной среды, заложенных в Конституции, а также  оценки качества окружающей среды. Поэтому  экологическое законодательство ориентировано  на регулирование общественных отношений  в сфере взаимодействия общества и природы, чтобы активизировать все эти юридические механизмы  в интересах сохранения, рационального  использования природных ресурсов, их воспроизводства, сохранения благоприятной  окружающей природной среды для  настоящего и будущих поколений.

Информация о работе Система государственного регулирования охраны окружающей среды и природопользования