Система государственного регулирования охраны окружающей среды и природопользования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 08:24, курсовая работа

Описание работы

Необходимость государственного регулирования в области охраны окружающей среды и природопользования связана с обострением проблемы экологической безопасности. Процесс производственной деятельности, а также личное потребление сопровождается значительными выбросами (различного вида загрязнения, шумы, излучения и т.п.) в окружающую среду (атмосферный воздух, почва, водная среда). Цель государственного регулирования в области охраны окружающей среды в России — переход к устойчивому развитию, обеспечивающий сбалансированное решение социально-экономических задач, проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в интересах нынешнего и будущих поколений россиян.

Содержание работы

Введение
1. Теоретико-правовые основы государственного управления в области охраны окружающей среды и природопользования
1.1 Теоретические основы государственного управления в области охраны окружающей среды и природопользования
1.2 Правовые основы государственного управления в области охраны окружающей среды и природопользования
2. Анализ системы государственного управления в области охраны окружающей среды и природопользования в Белгородской области
2.1 Деятельность оргнов государственного управления в области охраны окружающей среды и природопользования в Белгородской области
2.2 Экологическая политика в Белгородской области и тенденции её развития
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая моя.docx

— 54.93 Кб (Скачать файл)

Главным аспектом в РФ в области экологии является Закон Российской Федерации  «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года №7 ФЗ. Данный Закон раскрывает и аргументирует основные задачи регулирования природопользования и охраны окружающей среды.

Согласно  указанному Закону при осуществлении  хозяйственной, управленческой и любой  иной деятельности государственные  органы, предприятия, учреждения и организации, т.е. все юридические и физические лица, обязаны руководствоваться  следующими принципами[7]:

  • соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;
  • обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
  • научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;
  • охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;
  • международное сотрудничество Российской Федерации в области охраны окружающей среды.

Развитие научно-технического прогресса  и связанная с ним деградация природной среды обусловили необходимость  усиления ее охраны, правового регулирования  потребления отдельных природных  компонентов, поэтому были приняты:

  • Водный кодекс РФ (№74-ФЗ от 3.06.2006 года)
  • Лесной кодекс РФ (№200-ФЗ от 4.12.2006 года)
  • Земельный кодекс РФ (№136-ФЗ от 25.10.2001 года)
  • Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» (№33-ФЗ от 14.03.1995 ред. от 30.12.2008)
  • Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» (№89-ФЗ от 24.06.1998 ред. от 08.11.2008)
  • Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» (№96-ФЗ от 04.05.1999 ред. от 30.12.2008)
  • Федеральный закон «О животном мире» (№52-ФЗ от 24.04.1995 ред. от 14.03.2009)
  • Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1(ред. от 30.12.2008)"О недрах"

Охране от загрязнения, порчи, повреждения, истощения, разрушения подлежат:

  • земля, ее недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иная растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд, природные ландшафты;
  • естественные экологические системы, природные ландшафты и природные комплексы, не подвергшиеся антропогенному воздействию;
  • объекты, включенные в Список всемирного культурного наследия и Список всемирного природного наследия, государственные природные заповедники, в том числе биосферные, государственные природные заказники, памятники природы, национальные, природные и дендрологические парки, ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты, иные природные комплексы, исконная среда обитания, места традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, континентальный шельф и исключительная экономическая зона Российской Федерации, а также редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, леса и иная растительность, животные и другие организмы и места их обитания.

Таким образом, теоретические и правовые основы государственного управления в области  охраны окружающей среды и природопользования в Российской Федерации являются достаточно разработанными и охватывают все проблемные вопросы, связанные  с охраной окружающей среды и  природопользования.

 

 

ГЛАВА 2. Анализ системы государственного управления в области охраны окружающей среды и природопользования в  Белгородской области

 

2.1 Деятельность органов государственного  управления в области охраны  окружающей среды и природопользования  в Белгородской области

 

Государственное регулирование природоохранной  деятельности осуществляется на общегосударственном, региональном, местном уровнях.

В России единую государственную политику в области охраны окружающей среды  и природопользования осуществляет Министерство природных ресурсов и  экологии РФ, которое выполняет координационные  функции, разрабатывает соответствующие  нормативные правовые акты и контролирует их выполнение. В последние годы прослеживается тенденция увеличения числа органов государственного управления, включая отраслевые министерства, ответственных за состояние окружающей среды на своем участке, и расширения их функций в этой области.

В соответствии с проводимой в Российской Федерации административной реформой, приведшей к реорганизации Министерства природных ресурсов и его структур в субъектах федерации, в Белгородской области образованы:

- Управление Федеральной  службы по надзору в сфере  природопользования по Белгородской  области;

- Агентство лесного хозяйства  по Белгородской области;

- Отдел геологии и лицензирования по Белгородской области регионального агентства по недропользованию по Центральному федеральному округу;

- Управление природных  ресурсов и охраны окружающей  среды Белгородской области.

 

Управление Федеральной  службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Белгородской области является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, осуществляющим свои полномочия на территории Белгородской области.

Управление  подчиняется непосредственно Федеральной  службе по надзору в сфере природопользования, а в оперативном отношении - Федеральной  службе по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу.

В состав Управления Федеральной службы по надзору  в сфере природопользования по Белгородской области входят:

  • Аппарат при руководстве, кадровое, юридическое обеспечение, делопроизводство;
  • Отдел экологического контроля, контроля за особо охраняемыми природными территориями и разрешительной деятельности;
  • Отдел экономики, финансов и бухгалтерского учета, информационно-аналитического и административно-хозяйственного обеспечения;
  • Отдел геологического контроля, охраны недр и надзора за водными и земельными ресурсами.

            Управление Росприроднадзора по Белгородской области в пределах своей компетенции осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности (согласно приказу Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 27.06.2011 №460)[8]:

- Контроль и надзор:

  • за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти Белгородской области переданных полномочий в области  государственной экологической экспертизы, охраны и использования объектов животного мира, не отнесенных к водным биологическим ресурсам, в том числе в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, с правом направления предписаний об устранении выявленных нарушений, а также о привлечении к ответственности должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных полномочий; в области функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения;
  • за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;
  • за исполнением органами государственной власти Белгородской области переданных им для осуществления полномочий Российской Федерации в области водных отношений с правом направления предписаний об устранении выявленных нарушений, а также о привлечении к ответственности должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных полномочий;
  • государственный лесной контроль на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения;
  • за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, в том числе в области охраны атмосферного воздуха и обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов);
  • государственный земельный контроль в пределах своей компетенции в отношении земель водного фонда, лесного фонда, земель лесов, не входящих в лесной фонд, и особо охраняемых природных территорий федерального значения;

- Принимает  решения о выдаче лицензий  на экспорт ресурсов животного  и растительного происхождения,  выдаваемых Минэкономразвития России

- Готовит для Росприроднадзора справки – обоснования:

  • для согласования заявлений о выдаче лицензий на экспорт ресурсов животного и растительного происхождения, выдаваемых Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.
  • для согласования заявлений о выдаче лицензий на экспорт коллекционных материалов по минералогии и палеонтологии, отдельных видов минерального сырья и информации о недрах.
  • согласовывает порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходам, определяемый юридическими лицами, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами, по объектам, подлежащим федеральному государственному экологическому контролю;
  • осуществляет согласование введения органами государственной власти Белгородской области ограничений и запретов на использование объектов животного мира, в том числе охотничьих ресурсов (кроме объектов рыболовства);
  • координирует деятельность органов государственной власти Белгородской области в области охраны и использования объектов животного мира в пределах своей компетенции;
  • осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.;

- Осуществляет  в пределах компетенции Росприроднадзора  в проведении мониторинга объектов  животного мира

- Участвует  в ведении Красной книги Российской  Федерации

- Участвует  в ведении кадастра особо охраняемых  природных территорий федерального  значения

- Утверждает  лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков, расположенных на землях  особо охраняемых природных территорий, а также государственную экспертизу  проекта освоения лесов, расположенных  на землях особо охраняемых  природных территорий федерального  значения.

Управлением Росприроднадзора по Белгородской области:

  • организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок;
  • запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия                                                                       решений по вопросам, отнесённым к компетенции территориального органа;
  • давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесённым к сфере деятельности территориального органа;
  • привлекать в условном порядке для проработки вопросов, отнесённых к установленной сфере деятельности, научные и иные организации, учёных и специалистов;
  • применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного, и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, с целью пресечения фактов нарушения законодательства Российской Федерации;
  • приостанавливать использование лесов в пределах полномочий в соответствии с федеральными законами;
  • создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы коллегии) в установленной сфере деятельности;
  • направлять в Росприроднадзор предложения по ограничению, приостановлению или запрещению использования объектов животного мира на определенных территориях и акваториях в пределах полномочий в соответствии с федеральными законами;
  • Управление для осуществления своих полномочий имеет право направлять в судебные инстанции, органы прокуратуры Российской Федерации, органы внутренних дел Российской Федерации, органы Федеральной налоговой службы и иные государственные органы материалы о выявленных в результате проверок нарушениях, заявлять в установленном законом порядке иски о возмещении ущерба (вреда), причиненного окружающей среде в установленной сфере деятельности, о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду.

 

 

2.2Экологическая  политика в Белгородской  области и тенденции  её развития

Сегодня как никогда важно  объединить весь интеллектуальный и технический  потенциал, разум  и политическую волю всех народов мира на решение проблем  формирования нового образа мышления и  гармоничного развития человека и природы, создания общества, которое удовлетворяло  бы свои потребности, не подрывая законные интересы последующих  поколений.

Однако  устойчивое и поступательное развитие любой страны не возможно без заботы о здоровье нации, без сильных и  процветающих регионов.

Сейчас  эта задача особенно актуальна. И наш  долг перед многими  поколениями жителей  планеты Земля  не на бумаге, а в  реалии создать достойные  условия для плодотворной жизнедеятельности  человека от его рождения и до глубокой старости.

Между тем известно, что  здоровье нации достаточно точно отражает уровень  экологического и  экономического развития общества. В тех  странах, где власти прилагают определенные усилия в области  охраны окружающей среды  и безопасности работ, там эффективные  и прибыльные производства и устойчивый рост благосостояния населения. И, наоборот, где экологические  проблемы уходят на задний план, там  вперед неизбежно  выдвигаются непростые  задачи выживания  человека в чужой  для него среде.

В последние годы обозначилась хорошая традиция и тенденция приоритетности решения экологических  проблем, сохранения природных ресурсов, охраны окружающей среды - среды обитания.

И теперь с каждым годом  неизменно растут объемы финансирования, направляемые на реализацию природоохранных  мероприятий. Реализуются  намеченные региональные и федеральные  программы по стабилизации объемов выбросов и сбросов, снижению негативного воздействия  производства, формированию единой системы комплексного мониторинга за изменением качества окружающей среды, профилактике предотвращения экологических  и техногенных  аварий и катастроф.

Забота  о повышении качества жизни и экологической  безопасности населения  являются неизменным курсом работы всех структур администрации  Белгородской области.

Так за короткий промежуток времени – менее  двух с небольшим  лет, законодательно разработаны и  внедрены основные принципы природоохранной  деятельности Белгородской области, создан пакет  целевых программ и нормативных  актов, ряд крупных  межобластных и международных  соглашений.

Как пример - Генеральное  и пять рамочных соглашений в области природопользования и охраны окружающей среды, воспроизводстве  лесного фонда, использования  недр и охраны водных объектов, подписанные  между Министерством  природных ресурсов РФ и администрацией области. Концепция безопасности населения Белгородской области, снижения рисков и защиты от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного характера и террористических проявлений. Постановления :- №329 «Об усилении экологической безопасности и охраны окружающей среды на территории области», №57 «Об утверждении Правил обеспечения плодородия почв на территории Белгородской области», №6-пп «О мерах по организации обращения с отходами производства и потребления на территории области». Всего около 20 важных нормативно-правовых актов.[2]

Информация о работе Система государственного регулирования охраны окружающей среды и природопользования