Система ОВОС (комплекс процедур оценки воздействия на окружающую среду)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 04:15, реферат

Описание работы

Цель моей работы – изучить процесс организации комплекса процедур оценки воздействия на окружающую среду
Задачи:
Изучить понятие ОВОС
Рассмотреть историю ОВОС
Ознакомиться с этапами разработки ОВОС

Содержание работы

Введение
Понятие «Комплекс процедур оценки воздействия на окружающую среду». История ОВОС
ОВОС и общественные слушания
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Система ОВОС.doc

— 117.50 Кб (Скачать файл)

Санкт – Петербургский  Государственный Университет

Факультет социологии


Кафедра теории и практики социальной работы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Система ОВОС (комплекс процедур оценки воздействия  на окружающую среду).

 

 

Реферат по дисциплине

«Социальная экология»

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка 4 курса, 8 группы

 Клешкова Т.О.

Преподаватель: Савин  С.Д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт – Петербург

2012

 

Оглавление

 

 

 

Введение

  1. Понятие «Комплекс процедур оценки воздействия на окружающую среду». История ОВОС
  2. ОВОС и общественные слушания

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Россия обладает огромным количеством  ресурсов, как земельных так и  водных. По запасам водных ресурсов Россия стоит на первом месте среди стран Европы. В то же время проблема их загрязнения становится наиболее острой и актуальной.

Чем значительнее экологические последствия  антропогенной деятельности, тем  раньше их следовало предотвращать - к такому выводу пришли американские и советские ученые в результате совместных исследований, проведенных в конце 70-х годов. Иными словами, человечество все больше нуждается не столько в эффективных способах ликвидации негативных последствий, сколько в надежных механизмах их предупреждения.

Цель моей работы – изучить процесс  организации комплекса процедур оценки воздействия на окружающую среду

Задачи:

  • Изучить понятие ОВОС
  • Рассмотреть историю ОВОС
  • Ознакомиться с этапами разработки ОВОС

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие «Оценка воздействия на окружающую среду». История возникновения.

 

 

Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) – это процедура учета экологических требований законодательства РФ в системе подготовки хозяйственных, в том числе предпроектных, проектных и других решений, направленная на выявление и предупреждение неприемлемых для общества экологических и связанных с ними социальных, экономических и других последствий ее реализации, а также оценки инвестиционных затрат на природоохранные мероприятия.

Целью ОВОС является организация и  проведение (на стадии подготовки решения) всесторонних, объективных, научных исследований и анализа объектов экспертизы с позиций эффективности, полноты, обоснованности и достаточности предусмотренных в них мер, правильности определения заказчиком степени экологического риска и опасности намечаемой или осуществляемой деятельности, а также обеспечение экологического прогнозирования на основе информации о состоянии и возможных изменениях экологической обстановки, вследствии размещения и развития производительных сил, не приводящих к негативному воздействию на ОС, т. е. определение вероятности экологически вредных воздействий и возможных социальных, экономических и экологических последствий.1

Как и любая деятельность ОВОС имеет свои принципы, которые закреплены в Законе «Об охране окружающей природной среды». Основными среди них являются принципы:

1.  обязательности. ОВОС является обязательной мерой охраны окружающей природной среды, предшествующей принятию хозяйственного решения.;

2.  научной обоснованности. ОВОС - научно-исследовательский процесс, который должен производиться на современном научно-техническом уровне, с использованием новейших форм и методов научных исследований квалифицированными учеными-экспертами;

3.  гласности, участия общественности. В ходе проведения ОВОС вся  информация должна быть доступной.

4.  презумпции потенциальной экологической опасности и приоритета экологической безопасности – любой вид деятельности может повлечь экологические последствия для окружающей среды. В связи с этим заказчик намечаемой деятельности обязан привести доказательства экологической безопасности или спрогнозировать воздействие планируемой им деятельности на окружающую среду, обосновать допустимость этого воздействия и разработать необходимые меры охраны.

5.  комплексности оценки –  предполагает подготовку заказчиком  раздела «ОВОС» проекта, в котором определяется воздействие, его масштабы и распространение, изменения в окружающей среде, природных процессах и явлениях, а также в социальной среде.;

6.  достоверности и полноты  информации определяет необходимость  предоставления заказчиком полной информации о планируемом объекте, современном состоянии окружающей среды и воздействии на нее планируемого объекта в соответствии с требованиями, которые предъявляются к комплектованию проектной документации;

7.  ответственности заинтересованных лиц за организацию, проведение и качество ОВОС и экологической экспертизы означает, что в случае невыполнения ими требований по организации и проведению работ они будут нести предусмотренную законодательством ответственность.

На основании проекта ОВОС появляется возможность принимать эффективные и правильные решения с точки зрения эко-безопасности, т.к. она позволяет дать оценку экологическим последствиям, спрогнозировать их появление и соответственно свести к минимуму их отрицательное воздействие.

Обязательной составляющей проекта  ОВОС является общественное мнение, состоящего из целого ряда компонентов и направленного  на анализ воздействия организации  на природную среду.

Проект оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) предусматривает следующие  этапы разработки:

  • выявление общей информации о планируемой деятельности предприятия
  • оценка состояния участка для размещения предполагаемого предприятия
  • оценка воздействия на окружающую среду планируемого предприятия
  • количественная оценка воздействия на окружающую среду
  • составление и проработка мероприятий уменьшающих воздействие предприятия на окружающую среду
  • мониторинг и контроль на каждом этапе осуществления проекта
  • экологическое и экономическое обоснование инвестиций в строительство
  • предоставление материалов по оценке воздействия на окружающую среду планируемой деятельности и рекомендаций по экологическому обоснованию и разработка его этапов.
  • Согласование данных по оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС).

Лишь при наличии необходимых  документов, они подаются в соответствующие органы по гос. экспертизе для дальнейшего согласования оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС).

В случае неполучения необходимого заключения на документы ОВОС от органов  осуществляющих государственную экспертизу, дальнейшее проведение работ по получению ордера на возможность осуществления строительных работ невозможно.2

На сегодняшний момент, согласно ст.16. Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" за негативное воздействие на окружающую среду взимается определённая плата.

Формы платы за негативное воздействие  на окружающую среду, в соответствии с этим Законом, определяются федеральными законами.

 

К видам негативного воздействия  на окружающую среду Федеральный  закон "Об охране окружающей среды" относит:

 

• выбросы в атмосферный воздух загрязняющих и иных веществ;

 

• сбросы загрязняющих и иных веществ  и микроорганизмов в поверхностные  водные объекты, подземные водные объекты  и на водосборные площади;

 

• загрязнение недр, почв;

 

• размещение отходов производства и потребления;

 

• загрязнение окружающей среды  шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими  и другими видами физических воздействий;

 

• иные виды негативного воздействия  на окружающую среду.

 

Плата за негативное воздействие на окружающую среду, на основании Определения Конституционного суда от 10.12.2002 г. № 284-О, признана обязательным публично-правовым платежом. Он носит индивидуально-возмездный и компенсационный характер и является по своей правовой природе не налогом, а фискальным сбором.3

 

История возникновения  ОВОС

 

Если обратиться к истории ОВОС можно отметить, что ещё в начале 60-х годов нашего столетия раздавались голоса ученых о возможных губительных последствиях строительства целлюлозного завода на берегу оз. Байкал, реализации планов развития хлопкосеяния в долинах рек Аму-Дарья и Сыр-Дарья, впадающих в Аральское море. Протестовали и против строительства перемычки-плотины между Каспийским морем и заливом Кара-Богаз-гол. Делались научные прогнозы изменений окружающей среды, которые могут произойти в результате осуществления этих и многих других природопреобразующих проектов и стать причиной неблагоприятных экологических последствий. Однако соответствующие решения были приняты и проекты осуществлены.

Официальным началом деятельности по оценке воздействия на окружающую среду в нашей стране принято считать 1985 год, когда были утверждены строительные нормы и правила (СНиП 1.02.01-85) "О составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений". Появилась рекомендация, согласно которой этот раздел рабочего проекта (проекта) строительства хозяйственного объекта должен был содержать "комплексную оценку оптимальности предусматриваемых технических решений по рациональному использованию природных ресурсов и мероприятий по предотвращению отрицательного воздействия строительства и эксплуатации предприятия, сооружения на окружающую природную среду, включая флору и фауну".

Однако эта рекомендация долгое время не выполнялась. Можно обозначить следующие причины такого положения дел:

 во-первых, отсутствие методической  базы по проведению оценки  экологической обеспеченности предусматриваемых  технических решений при разработке  обосновывающей документации,

во-вторых, нетребовательность института государственной экспертизы

в-третьих, отсутствие в проектных  организациях и экспертных органах  специалистов достаточной квалификации для выполнения работ по ОВОС и  ряд других обстоятельств.

Не изменило ситуацию и требование Государственного комитета СССР по охране природы (1988 г.) о том, что все проектные материалы, поступающие на государственную экологическую экспертизу, в разделе "Охрана окружающей природной среды" ТЭО/проекта строительства нового, реконструкции, расширения, технического перевооружения действующего предприятия должны "содержать результаты оценки воздействия планируемой деятельности на окружающую среду". Дополнительным прессом на заказчика явилось также постановление Верховного Совета СССР от 27.11.89 "О неотложных мерах по экологическому оздоровлению страны", согласно которому "финансирование и осуществление работ по всем проектам и программам должно производиться только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы". Несмотря на это, при разработке обосновывающей документации по-прежнему подготавливался традиционный раздел "Охрана природы", основная цель которого заключалась в перечислении объектов, которые могут быть отнесены к природоохранным мероприятиям на будущем предприятии.

"Экологическая" переориентация деятельности "института проектирования" и соответствующие структурные изменения в проектных организациях начались по существу в 1992 г., когда территориальные органы системы Госкомприроды СССР получили указание от руководства Комитета не принимать на государственную экологическую экспертизу обосновывающую документацию без информации об использовании в проектных решениях результатов проведения ОВОС4. В том же году Госкомприроды СССР была утверждена Временная инструкция о порядке проведения оценки воздействия на окружающую среду при разработке технико-экономических обоснований (расчетов) и проектов строительства народнохозяйственных объектов и комплексов, которая впервые использовала аббревиатуру ОВОС и явилась первым нормативным документом в этой области5. На основе Временной инструкции более 20 министерств и ведомств утвердили по согласованию с Госкомприроды СССР отраслевые инструкции по проведению ОВОС, которые стали первым "эшелоном" нормативной базы по оценке воздействия на окружающую среду.

К сожалению, принятый Закон Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" не содержал требований о проведении ОВОС. Лишь в разделе IV Закона, где регламентируются экологические требования, указано, что при размещении предприятий, сооружений и иных объектов "должно быть обеспечено выполнение требований по учету ближайших и отдаленных экологических, экономических, демографических, нравственных последствий деятельности указанных объектов"6.

Информация о работе Система ОВОС (комплекс процедур оценки воздействия на окружающую среду)