Техногенные цивилизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 08:31, реферат

Описание работы

Приближаясь к рубежу XX и XXI в.в. человечество подвергает анализу и переоценке многое из того, что определяло его развитие на протяжении последних десятилетий завершающегося столетия. Что должно быть взято в новый век и новое тысячелетие, а что надо отбросить, что нуждается в изменениях или переориентации ценностей. Никогда еще человечество не находилось столь близко к роковой черте, и вопрос - быть или не быть - никогда не звучал так буквально, как последнее предостережение разуму людей и в то же время как испытание их способности преодолеть накапливающиеся трудности мирового порядка.

Содержание работы

1. Введение.
2. Человек и природа.
3. Техногенная цивилизация.
4. Заключение.

Файлы: 1 файл

техногенная цивилизация.DOC

— 111.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Республики Казахстан

 

Павлодарский медицинский  колледж

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

По дисциплине Экология

          Тема Техногенная цивилизация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                           

                                                                                    Выполнила: Етекбаева А.

Специальность: Лечебное дело

                                                                                                                         Гр.ф-ра                                                

                                                                                       

                                                                                                         Проверила: Балашова А. А.

 

 

 

 

 

 

 

Павлодар 2009

 

СОДЕРЖАНИЕ.

 

1. Введение.

2. Человек и природа.

3. Техногенная цивилизация.

4. Заключение.

 

 

1. ВВЕДЕНИЕ.

 

 

  Приближаясь к рубежу XX и XXI в.в. человечество подвергает анализу и переоценке многое из того, что определяло его развитие на протяжении последних десятилетий завершающегося столетия. Что должно быть взято в новый век и новое тысячелетие, а что надо отбросить, что нуждается в изменениях или переориентации ценностей.

Никогда еще человечество не находилось столь близко к роковой черте, и вопрос - быть или не быть - никогда не звучал так буквально, как последнее предостережение разуму людей и в то же время как испытание их способности преодолеть накапливающиеся трудности мирового порядка. Наука и техника, научно-технический прогресс, будучи величайшими достижениями современности являются наиболее конкретизированным выражением человеческого разума, а значит, вместе с ним такому испытанию подвергаются и они.

Впервые мы поняли, что человечество способно разрушить само себя, анализируя последствия возможного ядерного конфликта. Исчезла угроза, и все вздохнули с облегчением. Между тем, энергия взрыва всех термоядерных зарядов меньше энергии, вырабатываемой энергетическими установками мира всего лишь за год. Ежегодно перемещаются и преобразуются гигантские массы вещества, нарушаются огромные участки девственной поверхности суши, исчезают виды растений и животных, нарастает радиоактивный фон. Окружающая среда меняется стремительно, а старые стереотипы все еще владеют нашими умами, хотя давно уже перешли в разряд неверной информации. Мы верим, что способны создать такую социальную систему, при которой человечество может не ограничивать свою численность и при этом улучшать свой жизненный уровень, сохраняя окружающую среду.

До сих пор все усилия по охране окружающей среды предпринимаются в рамках общепринятой парадигмы о «неправильном» ведении хозяйства и возможности «технологического» решения возникающих проблем. Главная ошибка многих исследователей данной проблемы в том, что они исходят из предположения, будто деформация окружающей среды есть некий «гладкий» процесс, хотя природа обычно демонстрирует наличие порогов, за пределами которых - обвальные процессы разрушения.  На каком же этапе находимся мы сегодня: это начало пути, предкризисное состояние или уже катастрофа?

В последние десятилетия  на экологизацию производства были затрачены  огромные средства, но желаемого результата добиться не удалось: глобальные изменения продолжаются, и темпы их нарастают; ситуация в 1996 году хуже, чем была в 1986-м. Это свидетельствует или о том, что затраченных усилий и средств недостаточно, или о неверности выбранного подхода, или о том и другом вместе.

Для улучшения состояния  среды требуются поистине гигантские суммы. Например, чтобы в США, которые гораздо больше других поставляют в атмосферу углекислого газа, сократить его выбросы на 50%, замещая угольные электростанции на атомные, потребуется, по крайней мере, 50 трнл. долларов. При этом в течение 38 лет каждые 2,5 дня надо будет устанавливать один реактор. Подсчитано, что в Западной Европе для контроля и очистки индустриальных отходов в 1992 году требовалось 120 млрд долларов, а в США в 1994 г. - 200 млрд. Затраты явно нереальные. Но даже не в этом дело.  Искусственное поддержание стационарного состояния окружающей среды на каком-то локальном участке - это дополнительное потребление энергии, а значит ухудшение в остальной части биосферы. Все меры, принимаемые сегодня в области экологии, - не более чем заметание сора под кровать.

Никакого другого источника, кроме биосферы и ее ресурсов, для поддержания жизни не существует. Сейчас наше хозяйство внутри биосферы представляет собой особую систему синтеза и разложения вещества, причем человек взял на себя функции только синтеза (производство), а функции разложения предоставил природе, уповая на ее ассимилирующую емкость. Но значительная часть производимых веществ чужда природе и не поддается разложению, к тому же ассимилирующая емкость биосферы, несомненно исчерпана.

Еще один стереотип, мешающий нам реально оценить свое положение: отходы нашей жизнедеятельности - это то, что мы, грубо говоря, выбрасываем на свалку. А рассеяние тепловой энергии любым промышленным, транспортным или коммунальным объектом? А вода, которая используется практически в любой технологии? А, самое главное, любой произведенный конечный продукт? Ведь это не более чем отложенный отход. Все отправится на свалку, через день или через несколько веков.

В конце ХХ века человечество столкнулось с недостатком не продовольственных или технологических ресурсов, как это принято считать, а экологического ресурса, обеспечивающего стабильность окружающей среды, ресурса хозяйственной емкости биосферы.

Ценность нетронутой природы в условиях экологического кризиса быстро возрастает. В недалеком будущем она на много порядков превысит все другие ценности. Вот тогда Россия, если она оставит неразрушенной часть своих территорий, будет богаче всех других стран мира. В наше сложное время нам ни в коем случае нельзя поддаться искушению получить сиюминутную выгоду, необходимо сохранить свой естественный фундаментальный потенциал.

Обратимся к творчеству Вернадского. Вернадский ставил в один ряд живую и неживую природу, как участников единого геологического процесса, то есть он раскрывал глубинные  взаимосвязи органического и неорганического миров. В частности, Вернадский рассматривал биосферу как особое геологическое тело, строение и функции которого определяются особенностями Земли (планеты Солнечной системы) и космоса. А живые организмы, популяции, виды и все живое вещество -это формы, уровни организации биосферы.

Одной из ключевых идей, лежащих в  основе теории Вернадского о ноосфере, является то, что человек не является самодостаточным живым существом, живущим отдельно по своим законам, он сосуществует внутри природы и является частью её. Вернадский обращал большое внимание на гуманистическое содержание науки, на ее роль в решении задач человечества, на ответственность ученых за применение научных открытий.

Мы наблюдаем, как наука  все сильнее и глубже начинает изменять биосферу Земли, она меняет условия жизни, геологические процессы, энергетику планеты.

Жизнь человечества, при всей ее разнородности, стала неделимой, единой. Событие, происшедшее  в захолустном уголке любой точки  любого континента или океана, отражается и имеет следствия - большие и малые - в ряде других мест, всюду на поверхности Земли.

 

 

2. ЧЕЛОВЕК И  ПРИРОДА.

 

Современные процессы, связанные  с увеличением интенсивности  воздействия человека на природную  среду, рост многообразия форм ее преобразования не только ставят на повестку дня исследование необходимых гармоничных связей внутри системы "общество - природа", но выдвигают как наиболее актуальную проблему сохранения естественного мира.

Разрушения, наносимые  человеком эстетически ценной природной среде, обусловлены развитием новых видов производственных процессов и активным экологически не спрогнозированным применением техники. Вместе с тем с изменившимся типом культуры и расширением ценностного кругозора стремление к удовлетворению эстетических потребностей стало, как уже отмечалось, занимать все большее место в жизнедеятельности человечества. В этой связи актуален интерес к возможностям сохранения утрачиваемых ценностей в период научно-технической революции и связанным с ними процессом компенсации.

Рационализация природопреобразования  связывается с такими новыми формами  охраны и использования экосистем, как национальные парки и природные  парки. Анализируя значение этих форм, советский исследователь С.А. Генсирук выделяет рекреационное использование лесных территорий с учетом не только прагматических задач, но и их эстетических значений .

Широкое распространение  в связи с проблемой сохранения природы приобретают идеи контроля окружающей природы как формы  научного наблюдения, включенного в  технологию рационального природопользования. При этом ряд исследователей заявляют о необходимости стабилизации достигнутых наиболее положительных результатов, закрепления оптимальных форм природопреобразующей практики, в том числе и эстетической

Во всех сферах деятельности, связанных с преобразованием живой природы, ландшафта по законам красоты, - от выведения новых сортов декоративной флоры, эстетической организации сельскохозяйственных площадей до камерных форм садового искусства - проявляется принцип пространственного единства как важного условия сохранения естественной среды обитания человека. Реализация этого принципа осуществляется в природотворческой деятельности общества, получающей все более конкретное оформление в качестве самостоятельного вида искусства. В этом виде творчества природа не только среда, в которой происходит адаптация общества. Здесь человечество опредмечивает себя и, расширяя свой мир в процессах эстетического преобразования природы, обогащает, продолжает ее и чем дальше, тем изменяет ее шире и существеннее. Создаются реальные предпосылки для выхода за рамки отдельных естественных и художественно оформленных природных ансамблей, их объединения в композиционное целое на целостно-нормативной эстетической основе.

Наряду с творческой деятельностью людей, направленной на сохранение и дальнейшее обогащение природной среды, в наше время имеет место и столкновение развивающейся промышленной индустрии с природой, представляющей эстетическую ценность, что порождает конфликтные ситуации, которые не всегда могут быть решены в пользу последней. Поэтому возникает необходимость в идее компенсации, которая отражает дискретность объективного содержания понятия сохранения. Можно выделить три основных пути компенсации разрушаемой природы, выступающих на первый план в различные исторические периоды: самовосстановление природы, интуитивная художественная деятельность человека природными средствами и целенаправленные процессы создания культурного и художественного оформления ландшафта. Они отражают уровень познания человеком природы, ее творческого преобразования и связаны как с характером природопользования, так и с социальной организацией общества.

В современной урбанизированной культуре "висячие сады" на крышах, балконах домов, так называемое вертикальное озеленение, примыкающее к ним по характеру устройства и принципам оформления комнатное цветоводство получают все более широкое распространение. Но этот вид деятельности, хотя и содержит прежде всего эстетическую функцию, продолжает сохранять стихийно-художественный характер. В определенной степени компенсируя разрыв между человеком и природой, который принимает вид антагонизма в условиях современных мегаполисов, он объективирует стремление широких масс к гармонизации отношений с естественной средой.

Человек долгое время рассматривал природу как чуждую себе силу, которую нужно покорять, подчинять. По отношению к ней он вел себя как завоеватель, он измерял прогресс степенью господства над природой. Иначе и быть не могло. Однако Земля могла терпеть порой хаотическое и бездумное поведение своего "высшего продукта" до тех пор, пока она была способна стихийно нивелировать негативные эффекты его деятельности, автоматически воспроизводить всеобщие, естественные условия жизни. Но с превращением деятельности людей в планетарную, с ростом мощи этой деятельности, а стало быть, и объема негативных эффектов нарушается механизм стихийного воспроизводства всеобщих условий жизни на Земле. Ранее мало различимые отрицательные экологические следствия деятельности превращаются в глобальные. На повестку дня ставится необходимость принципиально изменить отношение человека к природе.

НТР заставляет отказаться от рассмотрения природы только как средства, приучает людей воспринимать ее как цель деятельности. Это значит, что отныне развитие человека и развитие природы из двух частично пересекающихся процессов превращаются в единый космический процесс.

При всем внимании к экопроблемам мы еще недооцениваем опасности  нарушения нормального хода взаимодействия между природой и обществом, размеров средств, необходимых для устранения эконарушений. Всесторонняя и правильная оценка таких расходов, проведенная с позиции самых различных наук, могла бы показать, что экопроблемы уже сегодня представляют собой наиболее капиталоемкие пункты деятельности. Поэтому экоэпоха в отличие от своих предшественниц способна существовать только в условиях рационального общественного строя, уничтожения всех форм социального паразитизма и социальной патологии.

Таким образом, экологические задачи - как позитивные (прогноз и управление погодой, экономия ресурсов и т.д.), так и негативные (очистка и восстановление воздуха, воды, почвы и т.д.) - требуют предельно высокого, т.е. планетарного обобществления труда. Международная кооперация усилий в самых различных областях науки и техники становится жизненной потребностью.

Информация о работе Техногенные цивилизации