Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 08:31, реферат
Приближаясь к рубежу XX и XXI в.в. человечество подвергает анализу и переоценке многое из того, что определяло его развитие на протяжении последних десятилетий завершающегося столетия. Что должно быть взято в новый век и новое тысячелетие, а что надо отбросить, что нуждается в изменениях или переориентации ценностей. Никогда еще человечество не находилось столь близко к роковой черте, и вопрос - быть или не быть - никогда не звучал так буквально, как последнее предостережение разуму людей и в то же время как испытание их способности преодолеть накапливающиеся трудности мирового порядка.
1. Введение.
2. Человек и природа.
3. Техногенная цивилизация.
4. Заключение.
Современная экологическая ситуация и тенденции ее развития ставят перед человечеством множество новых, острых и сложных проблем. И можем ли мы сказать, что экологические проблемы целиком охватываются сферой только естественных либо только общественных или технических наук? Очевидно, нет. Их решение - как на уровне построения единой теории взаимодействия общества и природы, так и на уровне разработки более конкретных и частных вопросов - предполагает самое непосредственное участие представителей всех этих групп наук.
3. ТЕХНОГЕННАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ.
Взрыв атомной бомбы
над Хиросимой ознаменовал
С тех пор ядерные арсеналы по мощности увеличились в миллионы раз. Этого достаточно для того, чтобы уничтожить жизнь на Земле. Но, к счастью, после бомбардировки двух японских городов у человечества хватило благоразумия не применять атомное оружие, а после долгой цепи переговоров между США и СССР, а также по причине распада последнегo, угроза ядерной войны снизилась до самой низшей отметки за последние 50 лет. Но я думаю, что над человечеством еще нависнет эта угроза, учитывая, что число стран обладательниц атомного оружия увеличится, ведь его, при желании, уже в состоянии получить Иран, Пакистан, Израиль и Индия. Из них наибольшую угрозу представляют Иран и Пакистан, как страны с фанатиками-исламистами у власти. Выход же я опять вижу во всеобщей интеграции стран и контроле, к примеру ООН, за всеми разработками в этой области.
Но угрозу представляет не только и не столько ядерное оружие, но и усовершенствованные «классические» виды вооружений. После второй мировой войны резко выросло число локальных конфликтов, причем 95% из них - в развивающихся странах, что привело не только к массовым человеческим жертвам, но и к усугублению проблем отсталости. Но сейчас, по-моему, после прекращения гонки вооружений и все более возрастающего понимания роли мирового сообщества в урегулировании локальных конфликтов, следует путем введения в район нестабильности «голубых касок» пресекать набирающие обороты сепаратизм и межнациональные столкновения.
26 апреля 1986 года произошла авария
на чернобыльской АЭС. В
Так кто виноват в случившейся трагедии? Кто виноват в смерти 30 человек, погибших сразу и тысячах заболевших и умерших затем? Кто виноват, что стронций находят в молоке скандинавских коров и на ледниках Памира?
Виноваты были люди. Физики, инженеры, создавшие далеко не совершенный реактор, операторы, отключившие систему аварийной защиты, чиновники из минатома, подгонявшие темпы строительства АЭС к очередному юбилею, т. е. виноваты были все мы.
На протяжении всей своей истории человек сталкивался с природными катастрофами - цунами, смерчами, землетрясениями, чумой. Но 26 апреля 1986 года стало ясно - человек способен создать катастрофу в 1000 раз сильнее любого природного катаклизма. Мы уже привыкли к постоянным взрывам метана в шахтах, падениям самолетов и столкновениям поездов, но зачастую человек может стать даже причиной наводнения (закованный в бетон Рейн, не справляясь с ледоходом, регулярно обрушивает свои воды на густонаселенные районы Европы) или землетрясения (из-за образования подземных пустот в результате добычи нефти в Калифорнии активизировалась подвижность земной коры). Человек - царь природы. Это «мудрое» изречение привело к осушению Арала и наступлению пустынь. В 1950 - 2000 годах человечество потеряет 1/5 плодородного слоя земли. Наступление пустыни привело к появлению миллионов экологических беженцев, а всего от этого процесса пострадал 1 миллиард человек.
Но причины рукотворных
В декабре 1985 года в индийском городе Бхопал произошла катастрофа, которая по числу непосредственно погибших считается крупнейшей в истории промышленности. В результате технического сбоя из резервуаров завода в воздух было выброшено вреднейшее химвещество, вызывающее удушье и потерю зрения. Только за 3 дня после катастрофы погибло от удушья 2000 человек.
Причиной этих катастроф явилась созданная человеком искуственная среда обитания. Машины, в силу их сложности, не в состоянии не ломаться. Казалось бы, это единичные случаи, но сбой в сети компьютеров компании АТ&Т в 1990 году, когда миллионы человек слышали в телефонной трубке сигнал «занято», показал, что машины могут «сойти с ума» сразу во всем мире. Избавившись от угрозы быть сьеденным тигром, человек, попав в столь же чуждую ему городскую среду, может попасть под колеса автомобилей. В России на автодорогах гибнет в 4 раза больше человек, чем погибло за все годы войны в Афганистане! По подсчетам специалистов в техногенных катастрофах и авариях погибает больше людей, чем во всех стихийных бедствиях вместе взятых.
Развитие техники влечёт за собой увеличение городского населения. К концу первой четверти XXI в. ежегодный рост городского населения в развивающихся странах по одному из прогнозов ООН составит примерно 90 млн.человек. Это ведет к поглощению городами сельскохозяйственных земель. Но именно в большинстве развивающихся стран, где нередко (особенно в Африке) часть городского населения занимается сельским хозяйством, особенно болезненно проявляется растущая нехватка сельскохозяйственных угодий. Такое «расползание» городов также ухудшает и экологическое состояние урбанизированных территорий в развивающихся странах.
В тоже время революция в области коммуникаций и информации достигла таких масштабов, каких не могли себе представить предшествующие поколения. Массовая компьютеризация, внедрение и развитие новейшей информационной технологии привели к впечатляющему рывку вперед в сферах образования, бизнеса, промышленного производства, научных исследований и социальной жизни. Информация превратилась в глобальный, в принципе неистощимый ресурс человечества, вступившего в новую эпоху развития цивилизации - эпоху интенсивного освоения этого информационного ресурса и неслыханных возможностей феномена управления.
По мере развития и углубления познания обнаруживается необходимость постижения системно-динамического характера складывающейся картины мира. Материалистическая диалектика, теория отражения, современный уровень естественнонаучных знаний служат теоретико-методологический предпосылкой для построения логически стройной единой развивающейся картины мира на базе информации.
Статистическая теория
информации и кибернетика существенно
расширили понятие информации: информация
стала объектной
Информация, как и материя, существовала и существует всегда. Она неотъемлемый атрибут материи и движения. Памятуя, что движение-способ существования материи, можно утверждать, что информация реализует этот способ, являя собой меру изменений, которыми сопровождаются все протекающие в мире процессы.
Никакая социальная жизнь невозможна без информации, без общения и коммуникаций. Информация выступает в качестве двигателя общественного и технического прогресса, а также в качестве узлового пункта познания, выявляя всеобщие и конкретные, многогранные связи с действительностью как отражение этой действительности. Существуя независимо от познающего субъекта, информация проявляется в процессе познания.
Информационная картина
мира обращена и в будущее, указывая
перспективу дальнейшего
Человечество оказалось
в XX в. в беспрецедентной ситуации
реальной опасности самоуничтожения.
Результатом большой
Не менее грозной является многоликая экологическая опасность - прогрессирующее отравление среды обитания средствами интенсификации сельскохозяйственного производства и отходами химических, энергетических, металлургических производств, транспорта и быта, уничтожение лесов, истощение природных ресурсов, необратимое нарушение равновесия в живой и неживой природе и - как апогей всего - нарушение генофонда человека и других живых существ. Мы, возможно, уже вступили на путь, ведущий к экологической гибели.
«Грядущая информационная цивилизация должна стать и экологической, причем именно на основе массовой информатизации возможно решение экологических проблем, без создания баз данных и знаний экологической информации,-утверждает А.Д.Урсул,- без полного развития экологической гласности нельзя будет перейти к планетарному управлению экоразвитием... Близкая угроза экокатастрофы с особой остротой ставит вопрос об ускорении информатизации общества».
До недавнего времени основным типом взаимодействия науки и практики было внедрение тех или иных уже полученных результатов научного поиска в промышленность, сельское хозяйство и другие сферы практики. В этом случае весь цикл - от фундаментальной идеи до ее практического воплощения оказывается преимущественно однонаправленным. В результате подчас разрабатывается и внедряется не то, что нужно потребителю, а то, что выгоднее или проще для тех, кто создает новую технику.
Это существенно затрудняет
оптимальное использование
Ясно, что проблема внедрения, а точнее, проблема создания современного механизма взаимодействия науки и практики заслуживает - и уже давно! - глубокого и всестороннего комплексного исследования. Его необходимо организовать и начать как можно скорее, ибо каждый выигранный год обернется многими сэкономленными миллиардами долларов. И не только теми, которые пока оседают в науке мертвым капиталом, но и теми, многократно большими, которые нам могло бы дать увеличение утилизации практически значимых научных результатов.
Сказанное затрагивает и взаимосвязи науки с другими сферами социальной практики, такими, как воспитание и образование, здравоохранение и др. Ведь необходимость взаимодействия общественных, естественных и технических наук возникает всякий раз там, где приходится управлять обширной сферой совместной и целенаправленной деятельности людей, будь то программа регионального развития или программа освоения космоса, защита окружающей среды или измерение, оптимизация и стимулирование трудовой деятельности и т. п. Комплексный подход здесь нужен и для разработки программа развития соответствующей сферы, и для реализации этой программы.
. Сходная ситуация складывается и в такой сравнительно недавно возникшей и интенсивно развивающейся отрасли знания, как эргономика. Ее задача - целостное проектирование и оптимизация трудовой деятельности человека, оперирующего с современными техническими устройствами и системами. Существует множество научных дисциплин, занятых изучением труда. Здесь и социология труда, и инженерная психология, и техническая эстетика, и физиология, и биомеханика, и гигиена труда. Наряду с этим многие естественные и технические науки исследуют и разрабатывают средства труда, такие, как современные высокомеханизированные и автоматизированные технические системы. Что же касается эргономики, то она, конечно, опирается на данные всех наук: общественных, естественных и технических, так или иначе изучающих труд. Однако она имеет особый объект исследования: системы "человек - машина - окружающая среда", которые она рассматривает в их целостности, во взаимодействии их компонентов. Такой комплексный подход - необходимое условие для создания новой техники, которая, обладая высокой производительностью, надежностью и экономичностью, может способствовать достижению социальных результатов - сохранению здоровья людей и развитию личности в процессе труда, повышению содержательности, эффективности и качества человеческой деятельности как в сфере труда, так и везде, где человеку приходится вступать в контакт с современной техникой.
В более конкретном выражении эта проблема выступает как проблема всесторонней, комплексной оценки создаваемых и проектируемых технологических процессов и новых типов оборудования. Очевидно, такая комплексная оценка возможна только на основе тесной взаимосвязи между основными группами наук. Особая роль принадлежит здесь наукам общественным, призванным оценивать не только в целом, но и на уровне отдельных конкретных научно-технических нововведений с точки зрения интересов общественного развития и развития личности.
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.