Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 18:33, реферат
Экологические трансграничные проблемы, наряду с проблемами в области торговли, энергетики и транспортных инфраструктур, а также миграционными и гуманитарными вопросами, относятся к факторам, определяющим политическую стабильность в регионе.
В Гаагском Заявлении Министров окружающей среды 12 стран Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии (далее - СВЕКЦА), положившем начало разработке Экологической стратегии указывается, что «…Стратегия будет направлена на решение общих экологических проблем наших стран, на основе тесного сотрудничества…».
В настоящем документе предпринята попытка идентификации трансграничной проблематики субрегиона Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии, для обоснования потребности и рекомендаций по перспективным направлениям сотрудничества стран-участниц Экологической Стратегии в рамках процесса «Окружающая среда для Европы».
Введение
1. Источники загрязнения атмосферы, трансграничных рек и международных водоемов, земель и геологических структур в приграничной зоне
2. Наличие общих природных ресурсов, порождающее проблему совместного пользования и охраны таких объектов
З. Наличие трансграничных экосистем, требующих установления особого статуса охраны, однотипного и целенаправленного
4. Предпринятые действия и барьеры
5. Позитивные тенденции
Заключение
Содержание
Введение
1. Источники загрязнения атмосферы, трансграничных рек и международных водоемов, земель и геологических структур в приграничной зоне
2. Наличие общих природных
ресурсов, порождающее проблему
совместного пользования и
З. Наличие трансграничных экосистем, требующих установления особого статуса охраны, однотипного и целенаправленного
4. Предпринятые действия и барьеры
5. Позитивные тенденции
Заключение
ВВЕДЕНИЕ
Распад Советского Союза
в 1992 году привел к существенному
ухудшению ситуации в области
охраны окружающей среды. Сегментация
хозяйственного механизма привела
к остановке либо к значительному
ухудшению технического и финансового
состояния множества
Одновременно произошла
дезинтеграция системы
Экологические трансграничные проблемы, наряду с проблемами в области торговли, энергетики и транспортных инфраструктур, а также миграционными и гуманитарными вопросами, относятся к факторам, определяющим политическую стабильность в регионе.
В Гаагском Заявлении Министров окружающей среды 12 стран Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии (далее - СВЕКЦА), положившем начало разработке Экологической стратегии указывается, что «…Стратегия будет направлена на решение общих экологических проблем наших стран, на основе тесного сотрудничества…».
В настоящем документе
предпринята попытка
ТРАНСГРАНИЧНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
Специфической особенностью трансграничных проблем является невозможность их разрешения усилиями отдельного государства, либо более высокая эффективность совместных действий, по сравнению с автономной национальной, либо двухсторонней деятельностью.
Представленная странами информация иллюстрирует широту спектра трансграничной проблематики. Она характеризуется нижеследующими комплексными категориями.
1. ИСТОЧНИКИ
ЗАГРЯЗНЕНИЯ АТМОСФЕРЫ,
Государственными границами
суверенных государств после 1992 года была
рассечены инфраструктура и зоны
активного загрязнения, сопряженные
с промышленными и
В масштабах отдельного государства экстернальные эффекты минимизируются под давлением природоохранных органов, местных властей и населения. Кроме того, в рамках национальной экономики они отчасти компенсируются, путем введения платежей за загрязнение окружающей среды.
Межгосударственные
Трансграничные загрязнения
порождают множество
Принципиально многосторонняя
трансграничная проблематика, присуща
Черному и Балтийскому морям,
загрязняемым стоками рек многих
государств бассейнов. Судьба экосистемы
и богатейших биоресурсов Каспийского
моря в перспективе будет
Значимость проблем
Наряду с этим, снижаются
возможности урегулирования трансграничных
проблем. Распалась ранее единая
система экологического мониторинга,
информации и принятия решений. Унаследованная
нормативно-методическая база природоохранной
деятельности, по мере становления
и развития национальных природоохранных
законодательств, подвергается постепенной,
все увеличивающейся
Это приводит к несопоставимости
данных мониторинга состояния
Стабилизация экономической
деятельности, восстановление и расширение
промышленного производства, сопровождается
интенсификацией загрязнения
2. НАЛИЧИЕ
ОБЩИХ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ, ПОРОЖДАЮЩЕЕ
ПРОБЛЕМУ СОВМЕСТНОГО
Трансграничные водные ресурсы, особенно - в зонах развитой ирригации в вододефицитных аридной и субаридной зонах (юг Восточной Европы, Центральная Азия) – наиболее представительны в этой категории проблем.
К ней также относится:
* пользование и
охрана мигрирующих видов
* пользование и
охрана биоресурсов
* пользование месторождениями
подземных вод, нефти и газа,
имеющими трансграничный
* практикуемая рядом
стран аренда пастбищ в
З. НАЛИЧИЕ
ТРАНСГРАНИЧНЫХ ЭКОСИСТЕМ, ТРЕБУЮЩИХ
УСТАНОВЛЕНИЯ ОСОБОГО СТАТУСА ОХРАНЫ,
ОДНОТИПНОГО И
Обычно эта потребность
возникает на локальных приграничных
территориях двух-трех государств,
где рассеченные границами
При организации охраны водно-болотных угодий на путях миграции перелетных птиц, требуется участие многих стран региона, основанное на общей методологии и согласованных действиях.
ПРЕДПРИНЯТЫЕ ДЕЙСТВИЯ И БАРЬЕРЫ
Национальный уровень. Природоохранное оснащение объектов, загрязняющих природную среду сопредельных государств, является исключительной обязанностью каждого государства.
Строительство сооружений по очистке промышленных и коммунальных сточных вод, пылегазооочистке, хранилищ промышленных и бытовых отходов, требует значительных капиталовложений. Их источником служат, в первую очередь, частные и корпоративные инвестиции, а также национальные и местные бюджеты, вклад которых наиболее весом в нерентабельной коммунальной сфере.
Странами достигнут
Наряду с этим, в странах субрегиона сохраняются огромные объемы исторических загрязнений от государственных предприятий советского периода, которые в период приватизации перешли на ответственность республиканского и местного бюджетов. Потребные объемы финансирования на ликвидацию исторических загрязнений, по оценкам Министерств, составляют несколько годовых ВВП, что значительно превышает существующие и перспективные возможности бюджетов.
В странах еще не сложилась система комплексного природоохранного планирования природоохранной деятельности:
* отсутствует законодательное
разделение ответственности
* медленно внедряется оценка экологических рисков, экономическая оценка природных ресурсов,
* отсутствует методология
разграничения природоохранных
и технологических затрат в
процессе проектирования и
* отсутствуют правительственные
процедуры рассмотрения и
На этом неблагоприятном фоне, вследствие низкой мотивации, присущей экстернальным эффектам, природоохранное оснащение объектов, загрязняющих природную среду сопредельных государств, закономерно не входит в число приоритетов национальных и местных планов по охране окружающей среды.
Межгосударственные соглашения. Странами СВЕКЦА, на протяжении последнего десятилетия заключен ряд межправительственных и межминистерских двух- и многосторонних соглашений, часть которых приведена в приложении 2.
Некоторый прогресс достигнут
в сфере совместного
Практика свидетельствует,
что попытки двухстороннего разрешения
проблем трансграничного
Субрегиональные организации
министерского и
В этих организациях и процессах одновременно разрабатываются многочисленные субрегиональные конвенции и планы действий:
В рамках Межгосударственного
экологического совета СНГ – проекты
Конвенции экологической
В рамках Международного фонда спасения Арала с 1997 года реализуется несколько проектов Программы Бассейна Аральского моря; разрабатываются Региональный план действий по охране окружающей среды, Программа по борьбе с опустыниванием, План действий по устойчивому развитию горных территорий. Предполагается разработка Горной конвенции и Конвенции устойчивого развития Центральной Азии.
В рамках Каспийской экологической
программы – проекты
Планируется разработка соглашений и планов совместных действий в области охраны окружающей среды Шанхайской организации сотрудничества и Организации экономического сотрудничества.
Действует Конвенция по Черному морю.
Разрабатываются Конвенция по Днепру, горные инициативы Кавказа и Карпат, многие локальные двух- и многосторонние соглашения.
В рамках программы ЕЭК
ООН «Окружающая среда для
Европы» – реализуется
Позитивным результатом этой деятельности, стали детальный анализ и идентификация потребностей сотрудничества, а также многочисленные контакты должностных лиц министерств, национальных экспертов и представителей международных организаций.
Вместе с тем, координация
многочисленных субрегиональных организаций
процессов полностью
Большинство субрегиональных структур не располагают финансовыми средствами для содержания постоянно действующих секретариатов и экспертных групп, способных вести планирование и мониторинг деятельности в своем и других субрегионах, поскольку ни одной из них пока не удалось создать общие фонды за счет вкладов правительств. Международный Фонд спасения Арала только в 2002 году принял решение, еще невыполненное - о централизации некоторой части средств, предназначенных на содержание аппарата Исполнительного комитета.
Информация о работе Трансграничные проблемы водных ресурсов РК