Управление природопользованием в развитых странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 18:04, контрольная работа

Описание работы

Проблема ставится скорее в плоскость «меры потребления» человеком природного вещества и естественной материи. На основе моральных критериев и социально – этических закономерностей это сделать пока не удается и вряд ли в ближайшее время удастся. Необходимо введение некоторых управленческих рычагов, механизмов государственного регулирования, так как любая хозяйственная деятельность, при непременном условии удовлетворения индивидуальной или социальной потребности, связана с неким конечным продуктом, масштаб производства которого надо постоянно увеличивать. Однако пока нет автоматической связи между экологическим равновесием в природе (в данном месте, регионе, континенте, земном шаре в целом) и уровнем развития производительных сил, регулировать масштабы хозяйственной, культурной сфер жизни человека с охраной природы – пока весьма затруднительно.

Содержание работы

Введение 3
1. Управление природопользованием 5
2. Зарубежный опыт в решении экологических проблем 10
3. Краткая характеристика экономических методов экологического регулирования 12
4. Организационно – правовые основы регулирования состояния окружающей среды 18
Заключение 21
Библиографический список 25

Файлы: 1 файл

Реферат по природопользованиюdocx.docx

— 51.43 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки РФ

 

ФГБОУ ВПО «СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Экономический факультет

 

Кафедра: Экономики и организации  отраслей лесного комплекса

 

Дисциплина: Экономика природопользования

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

Тема: Управление природопользованием в развитых странах

 

 

 

 

 

 

 

        Проверил:

____________

         (подпись)            

_______________________________

                   (оценка, дата)

 

        Выполнил:

студ. курса,

шифр 

__________________

           (подпись)

________________________________

                                               (дата)

 

 

 

 

Содержание

 

Введение 3

1. Управление природопользованием 5

2. Зарубежный опыт в решении экологических проблем 10

3. Краткая характеристика экономических методов экологического регулирования 12

4. Организационно – правовые основы регулирования состояния окружающей среды 18

Заключение 21

Библиографический список 25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Проблема взаимодействия человека с природой – вечная и  одновременно современная. Человек  – элемент этого окружения, часть  сложной системы «природа-общество». Природная среда создает условия  для жизни человека как биологического вида, ее компоненты он использует в  хозяйственной деятельности. В современной  географии получает все большее  признание представление о природопользовании как об особой сфере деятельности, направленной на взаимосвязанное решение  трех основных задач – ресурсообеспечения, сохранения среды жизни людей, охраны разнообразия природы.

В настоящее время человечество уже реально осознало необходимость  бережного отношения к окружающей природной среде. Законы, по которым  действует природа, были всегда, и  лишь теперь люди практически осознали это, их противоречивую связь с основными  направлениями социальной жизни, пытаясь, что-то сделать, чтобы воскресить уже  почти погибшее, исправить испорченное, не допустить и ограничить дальнейшее разрушение природы.

Возникшая проблема была бы быстро и эффективно решена, как  это неоднократно случалось в  истории науки, если бы не одно важное обстоятельство. Дело в том, что сохранение экологического равновесия требует  от общества больших усилий. Проявление таких усилий. Проявление таких усилий должно начинаться с качественно  нового отношения между природой и обществом. Такое экологическое  воспитание и образование – процесс  длительный: необходимо изменить устойчивое «завоевательное» отношение к природе. Ведь все, что человек мог и  может создать для себя и удовлетворения своих потребностей, он заимствует из природы. Поэтому, не потребляя в  той или иной мере природного вещества, человек просто не может существовать как биологический вид. Следовательно, человек не может жить без окружающей природной среды, которая была изначально дана ему как естественная основа его бытия.

Проблема ставится скорее в плоскость «меры потребления» человеком природного вещества и  естественной материи. На основе моральных  критериев и социально – этических  закономерностей это сделать  пока не удается и вряд ли в ближайшее  время удастся. Необходимо введение некоторых управленческих рычагов, механизмов государственного регулирования, так как любая хозяйственная  деятельность, при непременном условии  удовлетворения индивидуальной или  социальной потребности, связана с  неким конечным продуктом, масштаб  производства которого надо постоянно  увеличивать. Однако пока нет автоматической связи между экологическим равновесием  в природе (в данном месте, регионе, континенте, земном шаре в целом) и  уровнем развития производительных сил, регулировать масштабы хозяйственной, культурной сфер жизни человека с  охраной природы – пока весьма затруднительно.

В настоящее время процесс  антропогенного воздействия на экологическое  равновесие оказывается гораздо  сильнее, и природа страдает значительно  больше, но в равной мере увеличиваются  и обратные нагрузки на социальные формы бытия. Поэтому человек  старается найти защиту от собственных, пока еще не совсем осознанных, действий.

Никогда еще за всю историю  человечества так быстро и в таких  размерах не разрушалась окружающая среда, как это происходит после  второй мировой войны. Именно в это  время была подготовлена стратегия  охраны природы, содержащая не только рекомендации государствам по охране природы, но и фактическую информацию о состоянии экологического равновесия всех природных объектов мира, особенно лесной флоры и фауны.

Специалисты считают, что  в настоящее время быстрое  вымирание угрожает около 1000 видам  птиц и млекопитающих, под угрозой  исчезновения находятся около 10% видов  флоры земного шара. Поэтому центральная  задача стратегии охраны природы  – обеспечение развития и одновременно поддержания продуктивности природных возобновляемых ресурсов, охрана дикой флоры и фауны, генетического фонда. Эту стратегию можно считать итогом работы всего международного сообщества по охране природы за последнее столетие. 

Рассмотрим, как решаются проблемы регулирования природопользования в развитых странах мира.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Управление природопользованием

Управление природопользованием  представляет собой воздействие  на сплошную систему взаимосвязей между  обществом и природной средой с целью упорядочения, организации  удовлетворения потребностей в природных  ресурсах, свойствах, качествах объектов природы при одновременном сохранении и возможном приумножении ПРП. Исходя из объекта воздействия, сложностей названных взаимосвязей в объекте  воздействия, процесс управления может  быть действенным, наиболее соответствующим  поставленным целям при условии, что он будет иметь научный  характер, т.е. основываться на познании и использовании объективных  закономерностей.

В силу того, что процесс  управления природопользованием непосредственно  объединяет особенности развития двух разнокачественных по характеру  процессов (развитие природы как  объективной реальности и развитие общества), то и достижение цели предполагает учет этих особенностей, учет разнообразных  факторов, оказывающих влияние на процесс взаимосвязи в сложной  системе " общество - природная среда". Поэтому процесс управления природопользованием (научно объективного) предполагает объективную необходимость прогноза возможных последствий воздействия в этой системе взаимодействия: общества на природную среду и природной среды на общество. Это особенно важно в условиях НТР, в условиях которой масштабы воздействия общества на природную среду соизмеримы с масштабами явлений, происходящих в самой природной среде. Имеется в виду способность воздействия общества вызвать глобальные изменения в качественных и количественных характеристиках баланса веществ, энергия в природе как в планетарном аспекте, так и локально (парниковый эффект, "озонные дыры", исчезновение или возникновение огромных участков песо- и травостоя, пустынь, степей, перемещение огромных масс воды и их локализация во времени и в пространстве в виде хранилищ и водных поверхностей...

Научно обоснованное управление процессами воздействия на природную  среду должно учитывать еще одно обстоятельство - природная среда имеет определенный запас, предел, порог, способность самовосстанавливаться. самоочищаться, саморегулироваться при "возмущающих воздействиях", не превышающих этот предел. Но так как в условиях нарушения темпов и пропорций в этом масштабе "возмещения" и возможностями саморегулирования природной среды уже наметились тенденции в деградации природной среды, то очевидно, что управление воздействием на природную среду должно переходить на следующую ступень от ограничения воздействия к рациональному преобразованию, рациональному приспособлению человеческой деятельности к особенностям природной среды. Т.е. становится объективной необходимостью в этих условиях организация целенаправленной, сознательно организованной деятельности (вместо стихийных мер и попыток) по воздействию на природную среду на основе научного предвидения возможных изменений и последствий (планирования действий и прогнозирования последствий). О степени объективности, оптимальности принимаемых управленческих решений можно судить исходя из степени познания свойств природы, степени развития средств учета и контроля ресурсов и свойств, качеств природной среды и соответствия в темпах, пропорциях использования природных ресурсов, свойств и качеств природной среды и темпах их восстановления, воспроизводства.

Исходя из объективных  принципов диалектики достигнуть, восстановить абсолютные (первозданные, созданные  природой) качественные состояния природной  среды невозможно, а можно только приблизиться к ним, также нельзя абсолютно познать свойства и  качества природной среды раз  и навсегда, ибо этот процесс бесконечный, то должны быть определены и основные принципы (выработанные обществом руководящие  положения) оптимального управления процессом  природопользования, т.е. максимально  соответствующие достигнутому уровню знаний о природе и возможностям человека, удовлетворяющие определенным ограничениям, критериям. Среди возможных принципов необходимо назвать следующие:

1. Управление природопользованием - неотъемлемый, необходимый, обязательный элемент в общественном развитии.

2. Управление природопользованием должно осуществляться теми же темпами и средствами, что и так называемое "основное производство", с помощью достижений НТП.

3. Управление природопользованием основывается на понимании непрерывности этого процесса во времени и пространстве, с учетом взаимосвязи, взаимообусловленности отдельных компонентов, элементов природного комплекса, отдельных природных ресурсов, отдельных свойств и качеств,

4. Природные ресурсы и объекты не совпадают с исторически сложившимися административно - хозяйственно обособленными территориями и не совпадают с их границами (например, на территории крупного регионального хозяйственного комплекса могут функционировать несколько целостных объектов природы: отдельны водные объекты, отдельные лесные массивы или же они распространяются по территориям нескольких региональных хозяйственных комплексов).

5. Природные ресурсы и объекты в отличие от продуктов труда, не созданы человеческим трудом, они не могут быть полностью присвоены отдельной личностью, группой лиц, коллективом, это достояние, благо, богатство всего человечества. Степень распространения собственности на них - условное понятие, явление.

6. Оптимизация управления природопользованием предполагает учет разделения труда (территориальное, общественное, международное, объединение усилий, согласованность, сотрудничество)."

7. Системность во времени и пространстве учета, контроля, наблюдения за динамикой количественных и качественных характеристик, показателей балансов ресурсов.

8. Заинтересованность и обязательную ответственность (материальную, моральную, административную, уголовную) за выполнение законодательной основы природопользования на всех уровнях управления (регион, республика, государство, международные соглашения). Отсутствие или недостаточное воздействие мер ответственности во многом определяют сегодня большое количество аварий, технологических катастроф с последствиями, разрушениями, сопоставимыми с ведением военных действий. Применительно к процессу развития форм, методов, принципов управления природопользованием в нашей стране следует говорить о формирующейся системе.

Даже в этом случае нельзя окончательно утверждать об абсолютном праве отдельных людей распоряжаться  этой продукцией, так как продукция  природопользования стала "продукцией", товаром в меру приложения труда  к естественному телу, силе, веществу, энергии природы или в меру затраченного труда; объекты природы  оказывают услуги в процессе воспроизводства  главной производительной силы, в  развитии, формировании личности, и  эти услуги невозможно присвоить  кем-либо.

В этом смысле нельзя назвать  сколько-нибудь приближенными к  принципам оптимальности тенденции  использования природных ресурсов и объектов, сложившиеся между  отдельными группами стран и в  нашей стране, в том числе имеется  в виду тот факт, что так называемые развитые страны навязывают остальным  развитие и размещение на их территории преимущественно добывающих отраслей, производств по первичной обработке  сырья, т.е. "грязные циклы", приводящие к возникновению экологически опасных  ситуаций с последствиями.

Министерство природопользования и охраны окружающей среды пока не имеет утвержденного статуса, не определены функции, положение и  самое главное - не определено место в имеющейся действительности организации природопользования. Объективно то, что необходимо выполнение самостоятельных хозяйственных функций по рациональному использованию природных ресурсов и воздействие на отрасли и их предприятия в этом аспекте, нужны организации, наделенные полномочиями распоряжаться природными ресурсами от имени общества и на экономической основе строить отношения по поводу природопользования со всеми участниками. Управление природопользованием призвано упорядочить взаимоотношения между владельцем природных ресурсов и объектов (государство и наделенные этими полномочиями распорядиться местные органы хозяйственного управления), мятными органами системы Минприроды, потребителями и пользователями природных ресурсов и объектов в регионе, таким образом предполагается развитие системы управления со следующим примерным содержанием формами и методами.

Критериями оптимальности  системы управления природопользованием  являются:

- социально-экономические: удовлетворение потребностей в природных ресурсах, свойствах и качествах объектов природы, в том числе лучших условиях труда и проживания людей;

- экологические: сохранение и приумножение природно-ресурсного потенциала в регионах, в стране в целом.

Управление природопользованием  как целенаправленное воздействие  на систему "общество - природная среда" с целью оптимизации их взаимосвязей предполагает оценку ПРП, планирование (понимая под этим установление необходимых темпов и пропорций между составляющими процесса рационального природопользования) и научного прогнозирования в названной системе взаимосвязи.

Информация о работе Управление природопользованием в развитых странах