Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 18:04, контрольная работа
Проблема ставится скорее в плоскость «меры потребления» человеком природного вещества и естественной материи. На основе моральных критериев и социально – этических закономерностей это сделать пока не удается и вряд ли в ближайшее время удастся. Необходимо введение некоторых управленческих рычагов, механизмов государственного регулирования, так как любая хозяйственная деятельность, при непременном условии удовлетворения индивидуальной или социальной потребности, связана с неким конечным продуктом, масштаб производства которого надо постоянно увеличивать. Однако пока нет автоматической связи между экологическим равновесием в природе (в данном месте, регионе, континенте, земном шаре в целом) и уровнем развития производительных сил, регулировать масштабы хозяйственной, культурной сфер жизни человека с охраной природы – пока весьма затруднительно.
Введение 3
1. Управление природопользованием 5
2. Зарубежный опыт в решении экологических проблем 10
3. Краткая характеристика экономических методов экологического регулирования 12
4. Организационно – правовые основы регулирования состояния окружающей среды 18
Заключение 21
Библиографический список 25
Вторым по значимости, после
экономического метода регулирования
природопользования, можно выделить
организационно – правовой метод
регулирования состояния
4 Организационно – правовые основы регулирования состояния окружающей среды
Создание административно – правовой базы экологической политики в Японии шло по двум основным направлениям: разработка и принятие законодательства, предназначенного юридически регулировать отношения в сфере природопользования; организация экологической администрации.
Законы, связанные с регулированием природопользования, появились в Японии довольно давно. Так, еще в конце прошлого века был принят Закон о реках (1896 г.), в 1918 г. – Закон об охоте и охране птиц и зверей. Ряд законов был принят вскоре после второй мировой войны: в 1948 г.- Закон о контроле над ядохимикатами, в 1949 г. – Закон о безопасности на рудниках и некоторые другие.[3]
Экологическое законодательство
как система начало складываться
в конце 60 – х – начале 70 –
х годов. В августе 1967 г. был принят
и после частичного пересмотра на
64 –й сессии японского парламента окончательно
утвержден Основной закон о борьбе
с загрязнением окружающей среды. Эта
сессия парламента стала известна как
«экологическая» или «
Принятие Основного закона имело исключительное значение с точки зрения создания правовых основ новой экологической политики правительства и барьеров природоразрушительной деятельности монополий. В нем определены цели, принципы и основные направления политики государства в сфере охраны и воспроизводства природных ресурсов. Статья 1 Основного закона, так называемый «пункт о гармонии», связывала экономический рост с интересами защиты среды. Впервые было дано определение понятия «когай» (общественный ущерб»), хотя при этом ничего не говорилось о социальных причинах загрязнения. Речь шла о загрязнении вследствие «промышленной или какой- либо другой человеческой деятельности».
Важно также отметить, что
в Основном законе была прямо признана
необходимость участия
Основной закон послужил юридической и методологической базой для создания целой системы законов по окружающей среде. Всего в Японии в разное время было принято более 30 специальных законов, связанных с охраной среды. Они регулируют как вопросы охраны отдельных элементов окружающей среды (атмосферы, воды, грунта, шумового загрязнения, вибрации), так и сами методы борьбы с ущербом: административные (законы о деятельности различных институтов и служб по охране среды) и финансовые (законы о распределении расходов на экологические цели).
Помимо общегосударственных законов правовая база включает различные указы, постановления и приказы по охране среды, которые принимают и издают местные органы власти в пределах своей компетенции с учетом конкретных условий отдельных районов страны.
Таким образом, можно сделать
вывод, что созданная в Японии
система законодательных актов
по регулированию
Заключение
В настоящее время почти
все главные политические и экономические
межгосударственные организации и
группировки стран Запада включились
в работу по организации сотрудничества
в деле охраны природы. Согласование
национальных политик отдельных
стран в области окружающей среды
приобретает сегодня для
Возникшие новые узлы экономических и политических противоречий заставляют капиталистические страны искать возможность если не полной согласованности и координации, то, по крайней мере, частичной «гармонизации» своих национальных политик в области окружающей среды.
Европейский экономический совет, созданный в 1949 г., с конца 60 – х гг. обращается к современным проблемам окружающей среды, приняв две декларации: «Европейскую декларацию в области сохранения природы» (1970г.) и «Декларацию об улучшении природной среды в Европе» (1980 г.). С начала 70 – х гг. основной целью Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) становится выявление наиболее экономичных мер по предотвращению отдельных видов нарушения условий окружающей среды и влияния этих мер на экономику, экономический рост, выработка международных соглашений и административных правил, направленных на соблюдение «условий конкуренции» и на предотвращение торговой дискриминации между членами этой организации.[4]
Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды начало более активно развиваться в последние годы не только в рамках западных экономических и политических группировок, но и между странами, расположенными в пределах крупных морских и речных бассейнов. Создана Международная комиссия по охране Рейна от загрязнения, 15 стран Северо – Западной Европы подписали конвенцию о предотвращении загрязнения Северного моря.
Все международные организации
западных стран занялись деятельностью
в области окружающей среды, но эффективность
этой деятельности весьма различна в
каждой из организаций. Деятельность их
в данной области осуществляется
в первую очередь с целью выполнения
этими организациями своих
Наиболее сложной проблемой для стран Запада является устранение различий в их национальных природоохранных системах, что предполагает выработку единых основ этих систем.
Предложения и рекомендации
Изложенные в предыдущих
разделах факты свидетельствуют
о том, что механизмы экологического
регулирования действуют
Чтобы перейти к предложениям
и рекомендациям, могущим способствовать
улучшению положения в
Одна из основных причин
рассматриваемых проблем в том,
что в государствах продолжает стойко
сохраняться стереотип
Продолжает сохраняться
идеология "все вокруг народное и
все вокруг мое", в ресурсоизбыточных
районах бытует такое понятие - все
от бога, все от природы, все безгранично
большое и неистощимое. В дополнение
к этому (или к усилению этого)
продолжает сохраняться, в особенности
у хозяйственников и у
На этом общем
фоне да еще со ссылкой на современные
социально-экономические
1. недостаточно четкие и определенные положения федерального законодательства,
2. Хроническое несоблюдение законодательства и отсутствие ответственности за это,
3. отсутствие механизмов реализации имеющихся законов или недостаточность и не действенность этих механизмов,
4. слабый контроль и ответственность за несоблюдение норматовно-правовой базы,
5. слабое развитие общественных экологических организаций,
6. низкий уровень экологического образования.
В целях совершенствования действия механизмов экологического регулирования необходимо принятие следующих мер:
Библиографический список
1.Лисицын «Охрана природы в зарубежных странах», М., 2009г.
2.Максаковский. «Географическая картина мира: 230 каналов в углубление», М., 2010г.
3. Бабина Ю.В., Региональные проблемы экономического регулирования комплексного природопользования. М., 2004.
4.Соколенко «Экономика рационального использования природных ресурсов», М, 2012г.
5.Суэтин. «Экологические проблемы и международное сотрудничество, М., 2012г.
6.Тимонина. «Япония: Экономика и окружающая среда», М., 2011г.
7.Хачатуров «Экономика природопользования», М., МГУ,
2011г.
8.В.Н. Панькова Природопользование: Учебно-методический комплекс. – Новосибирск: НГУЭУ, 2009 г., стр. 16–45
9.Экономика природопользования: учебник, Бобылев С.Н., Ходжаев А.Ш. Издательство: Инфра-М, Москва, 2012, стр. 134
10. Петров К.М. Основы природопользования. СпБ., С.Пб. ун-т, 2010.
11. Лукьянчиков Н.Н., Потравный И.М. Экономика и организация природопользования. — М.: Тройка, 2011.
12. Голуб А.А., Струкова Е.Б. Экономика природопользования. — М.: Аспект прогресс, 2012.
Информация о работе Управление природопользованием в развитых странах