Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 17:55, курсовая работа
В наше время человечество испытывает серьезную проблему, заключающуюся в резком увеличении отходов. С непрерывным ростом городов растут и горы мусора вокруг них. Если раньше утилизация использованного сырья или мусора заключалась в вывозе отходов за черту города и организации огромных городских свалок, то с развитием прогресса переработка отходов становится всё более актуальной, позволяя не только избавляться от отходов, но и делать это с максимальной выгодой и пользой.
Приготовление эмульсии состоит в смешивании масла с водой и эмульгатором. Все масляные эмульсии обладают большой устойчивостью. При обычном отстаивании в течение 3 мес концентрация масла снижается всего на 10-20%.
Разрушению эмульсий, т. е. расслоению системы, препятствует упругая оболочка эмульгатора (органической кислоты), молекулы которого ориентированы углеводородным радикалом в сторону частицы масла, а карбоксильной группой - в сторону воды.
Сброс отработанных СОЖ в канализацию наносит вред окружающей среде и расточителен. Утилизация отработанных СОЖ осуществляется путем разрушения эмульсии, разделения ее на компоненты и очистки последних. Содержание масла в СОЖ достигает 50 г/л, а количество СОЖ, подлежащих замене на предприятии, составляет 1 - 300 м /сут. Поэтому регенерация отработанных эмульсий на крупных предприятиях экономически эффективна.
Для разрушения эмульсий применяют следующие методы: центрифугирование, фильтрование, реагентную коагуляцию, термический метод, а также их комбинацию.
В процессе центрифугирования при большой частоте вращения (фактор разделения - не менее 7250) происходит разрушение коллоидной системы, в результате которого масло, имеющее меньшую плотность, чем вода, отделяется от дисперсионной среды. Для облегчения этого процесса в эмульсию добавляют кислоту, в присутствии которой разрушается гидратная оболочка эмульгатора на поверхности частиц масла. Содержание ее в смеси должно обеспечивать рН среды, равный 1 - 2, что требует использования центрифуги в кислотостойком исполнении.
Для фильтрования СОЖ на базе фильтр-пресса ФПАКМ разработан многоярусный фильтр типа МБ1 с бумажной лентой, уложенной на латунной сетке, протянутой между фильтрующими плитами. Фильтр МБ1 выпускается с размерами фильтрующих поверхностей 5; 10 и 20 м. Фильтрование проводится под давлением до 0,2 МПа. Управление всеми операциями автоматизировано, но конструкция фильтра допускает работу и в полуавтоматическом режиме.
Реагентная коагуляция заключается в добавлении к эмульсии сернокислого алюминия, хлорного или сернокислого железа в сочетании с известковым молоком или едким натром. Общее количество реагентов 7-8 г/л. После разрушения эмульсии вследствие протекания химических реакций в процессе отстаивания минеральные компоненты выпадают в осадок. Образующийся осадок удаляется и утилизируется.
Наиболее эффективны централизованная переработка СОЖ на крупных промышленных установках методом реагентной флотации, а также термические методы утилизации.
Принципиальная схема непрерывной установки по разрушению отработанных СОЖ методом флотации приведена на рис. 1.
Рис. 1. Схема флотационной установки для разрушения СОЖ: 1 - отстойник; 2 - сепаратор; 3 - ресивер; 4 - флотатор; 5 - емкость с коагулянтом; 6 - шламосборник; 7 - сборник пены; 8 - сборник масла; 9-12- дозаторы коагулянтов; 13 - рН-метр; 14 - сжатый воздух; 15 - насос |
При этой технологии основная часть масла (85 - 90%) отделяется уже в центробежном сепараторе 2. Полученное после сепаратора масло может использоваться в качестве топлива или для приготовления свежих эмульсий. Более глубокая очистка эмульсии (точнее - того, что от нее осталось после сепарации) производится во флотаторе 4 с использованием реагентов. Принципиальная схема термической установки обезвреживания СОЖ приведена на рис. 2.
Рис. 2. Схема установки для термического обезвреживания СОЖ: 1 — сборник; 2 - мерник ПАВ; 3 - уравнительный сосуд; 4 - паро - генераторный реактор; 5 - барботажный аппарат; 6 - сборник стоков; 7 - скруббер; 8 - вентилятор |
Принцип действия такой установки состоит во вспенивании эмульсии с помощью ПАВ в сборнике 1 и подаче пены в пароге - нераторный реактор 4, где она равномерно сгорает при 1500 - 1600 °С. Дымовые газы, проходя через барботажный аппарат 5, отдают тепло для упаривания СОЖ. Конденсация пара, содержащегося в дымовых газах, выходящих из барботажного аппарата 5, Производится водой в скруббере 7. Выходящая из него чистая вода подается в систему оборотного водоснабжения. Производительность установки составляет 5 т/ч.
3 Синтетические масла
Очистка и регенерация
синтетических масел в связи
с их высокой стоимостью имеют
чрезвычайно важное значение. Кроме
того, ряд синтетических масел (ПХД,
сложные эфиры фосфорной
Наиболее целесообразным
и выгодным способом утилизации отработанных
синтетических масел является регенерация,
поскольку смешение масел различного
происхождения в большинстве
случаев нецелесообразно. Специфика
химического состава свежих и
отработанных синтетических масел
существенно влияет и на методы их
регенерации. За рубежом основным процессом
как для нефтяных, так и для
синтетических масел до сих пор
остается сернокислотная очистка. В
развитых странах рост объемов регенерации
масел на базе синтетических сложных
эфиров приводит к существенному
увеличению количества кислого гудрона,
поскольку серная кислота в значительной
степени разлагает эти
В Средневолжском НИИ НП разработан способ регенерации огнестойкого турбинного масла на основе триксиленилфосфата. В опытно-промышленных условиях процесс проводили по схеме: перегонка – водно-щелочная и водная отмывка – сушка – доочистка сорбентом – фильтрование. Получаемый продукт соответствует нормам на свежее масло и, кроме того, может быть использован в качестве противоизносной присадки к смазочным материалам.
Технология фирмы Dalton (Великобритания) предназначена, в частности, для регенерации отработанных огнестойких авиационных масел (в том числе гидравлических жидкостей специального назначения для самолетов «Конкорд»). Услугами фирмы Dalton в области регенерации синтетических масел пользуются основные авиакомпании Великобритании и ряда других стран. Отработанные авиационные масла составляют ~30% общего объема переработки, осуществляемого фирмой.
Осушку и дегазацию работающих масел на основе сложных эфиров фосфорной кислоты можно проводить на установке фирмы Pall (Германия), принцип действия которой заключается в тонком фильтровании и вакуумной сепарации. Содержание воды в таких маслах можно снизить с 1500 до 23 млнˉ¹. Процесс Rotovac пригоден для регенерации синтетических масел на основе ПАО и сложных эфиров. Уникальным следует считать процесс ENTRA, позволяющий перерабатывать отработанные нефтяные масла на базе синтетических сложных эфиров и растительных продуктов.
Весьма важной является проблема переработки смесей отработанных синтетических и нефтяных масел. Такие смеси образуются либо из-за отсутствия элементарной культуры эксплуатации масел и сбора отработанных продуктов, либо из-за невозможности организации отдельного сбора. Подобные трудности возникают и при регенерации отработанных масел на смешанной основе (так называемых полусинтетических). Смеси отработанных масел для компрессоров холодильных машин (нефтяные компоненты и сложные эфиры пентаэритрита) предложено очищать по схеме, включающей стадии удаления основной части хладоагентов, контактной очистки асканитом, фильтрования и осушки цеолитом. Очищенная смесь пригодна для повторного использования по прямому назначению.
Основная информация по очистке и регенерации отработанных синтетических масел содержится в патентах. Масла на основе силиконов находят широкое применение, их используют, в частности, в качестве охлаждающих или изоляционных средств в электроустановках высокого напряжения. Для осушки и дегазации таких масел можно использовать последовательную очистку цеолитом (силикагелем, оксидом алюминия), а затем активированным углем или активированным природным сорбентом с последующим отделением и фильтрацией. Такая очистка исключает удаление из масла присадок. Затем проводят дегазацию в вакууме при 50–110ºС.
Предлагается очистка
и осушка отработанного силиконового
масла при 20–80 ºС с помощью инертного
газа, получаемого испарением жидкого
азота. Очищенное масло дегазируют
при нагреве в вакууме. Конечный
продукт содержит менее 1 млнˉ¹ воды.
В ряде патентов предлагаются разнообразные
способы регенерации
Регенерацию масел на основе полиалкиленгликолей, легко абсорбирующих влагу при эксплуатации, предложено проводить с помощью цеолитов с частицами диаметром 0,1–10 мм. Процесс можно осуществлять в контейнере, на дно которого помещается цеолит в сетчатой упаковке; для повышения эффективности обезвоживания масло в контейнере подвергают воздействию ультразвука.
Отработанные сложноэфирные масла предложено регенерировать с помощью 3–10%-ого водного раствора серной кислоты, взятого в количестве 20–50% мас. На исходное масло. Процесс ведут при 20–80ºС с последующей промывкой водой и осушкой. По другому методу отработанное сложноэфирное масло обрабатывают при 45–55ºС 10–20%-ным водным раствором гидроксида натрия в количестве 20–30% мас. на сырье. Последующими стадиями регенерации являются выделение масляного слоя, его водная промывка, сушка и фильтрация. Процесс позволяет кроме загрязнений и продуктов старения удалить из масла присадки и продукты их окисления. При этом не происходит термической и гидролитической деструкции сложного эфира.
Для очистки смазочных материалов на основе фторхлоруглеродных соединений, попадающих при эксплуатации примесей предложен фильтрационный метод, предполагающий применение различных сорбентов – активного оксида алюминия, глинозема, боксита, силикагеля, глин и др. Предусмотрен четкий контроль качества получаемого продукта. Отработанное фреоновое масло подвергают грубой очистке от посторонних загрязнителей. Затем масло разбавляют петролейным эфиром 10:2 и после перемешивания смесь разделяют. Из выделенного масла удаляют оставшиеся компоненты петролейного эфира.
Предложен метод регенерации
фторсодержащих масел типа перфторполиэфиров,
перфторполифениловых эфиров, перфторполиэфиров
триазина с помощью различных
галогенсодержащих
Возможно использование отработанных синтетических масел в качестве топлив, имеющих, однако, более низкую теплоту сгорания по сравнению с ОМ. В отличие от сложноэфирных масел, смешивающихся с нефтяными, ПАГ образуют с последними двухфазную систему, создающую трудности при прокачке и впрыске такого топлива. В связи с этим в ряде стран ЕС при сборе запрещается смешение ОМ и ПАГ.
В связи с ростом потребления
синтетических масел и
4 Отработанные смазочные материалы за рубежом
Управление отработанными
маслами в ЕЭС подчинено
В Директиве ЕЭС отработанные масла впервые рассматриваются не как отходы, подлежащие уничтожению, а как отработанные продукты, подлежащие вторичному использованию. Деятельность сборщиков, перевозчиков и переработчиков подлежит обязательному лицензированию.
Важным фактором реализации
положений Директивы ЕЭС
Для обеспечения жизнеспособности
требований Директивы ЕЭС
В некоторых странах ЕЭС (Австрия, Бельгия, Финляндия, Франция, Ирландия, Италия, Люксембург, Португалия, Испания, Великобритания) отработанные масла, применяемые в качестве топлива для энергетических целей, полностью освобождены от налогов. Эта фискальная политика, пролонгированная до 2006 года, поддерживает применение отработанных масел в качестве топлива и создает дефицит сырья для производителей регенерированных масел. Однако в последние годы наметилась серьезная тенденция к утилизации отработанных масел: законодательство ЕЭС все больше отдает предпочтение регенерации отработанных масел как наиболее экологически безвредному способу их утилизции.
Информация о работе Утилизация отработанных смазочно-охлаждаемых жидкостей