Влияние автомобильного транспорта на хвойные растения лосиного острова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 14:41, курсовая работа

Описание работы

В наш век уже сложно представить себе жизнь людей без автомобильного транспорта. Особенно обилие автомобилей заметно в крупных городах: километровые пробки, оживленное движение, не прекращающееся даже ночью, загрязнение воздуха продуктами сгорания топлива. Все это – лишь малая часть недостатков, с которыми ежедневно сталкивается среднестатистический городской житель. Конечно, нельзя смотреть на данный вопрос однобоко, большое количество автомобилей принесло нам множество плюсов, например возможность транспортировки людей и грузов, облегчение коммуникации между населенными пунктами и внутри них, независимость нашей жизни от погодных условий. Однако, отрицать негативное воздействие транспорта на среду нашего обитания было бы весьма недальновидно.

Содержание работы

Введение...................................................................................................................4
1. Общие сведения о Национальном парке «Лосиный остров».........................8
1.1 История...............................................................................................................8
1.2 Географические характеристики..................................................................9 1.3 Растительность и животный мир...................................................................13
1.4 Ландшафт…………………………………………………………………….25
1.5 Транспортная загруженность………………………………………………27
2. Методика исследования....................................................................................34
2.1 Оценка уровня загрязнения в компонентах окружающей среды по суммарному показателю загрязнения..................................................................34
2.2 Методика определения выбросов автотранспорта для проведения сводных расчетов загрязнения атмосферы городов……………………………………..35
3. Экологическое состояние НП «Лосиный остров»........................................40
3.1 Основные источники загрязнения парка химическими элементами.........40
3.2 Загрязнение растительности………………………………………………...41
4. Оценка транспортного загрязнения от Щелковского шоссе и ее особенности………………………………………………………………………47
4.1 Общее загрязнение…………………………….…………………………….47
4.2 Загрязнение растительности………………………………….……………..48
4.3 Солевое загрязнение………………………………………………..………..51
4.7 Собственные исследования. Расчет и оценка величины выбросов загрязняющих веществ в атмосферу автотранспортным потоком на выбранном участке Щелковского шоссе……………………………………...54
5. Меры по снижению влияния автотранспорта на окружающую среду и рекомендации………………………………………………………… ………..60
5.1 Улучшение двигателя внутреннего сгорания автомобиля………..……....60
5.2 Экологические стандарты «Евро»………………………………………….70
5.3 Зарубежный опыт и рекомендации…………………………………………62
Заключение……………………………………………………………………….65
Список использованной литературы……………………………………

Файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 930.89 Кб (Скачать файл)

Ствол сосны, растущей в сравнительно сомкнутых насаждениях, стройный, прямой, ровный, высокоочищенный от сучьев; в изреженных насаждениях или на просторе дерево менее высокое, ствол сбежистый и более суковатый. Кора в разных частях дерева различной толщины и разного цвета: в нижней части ствола она толстая, бороздчатая, красно-бурая, почти серая; в средней и верхних частях ствола и на крупных ветвях - желтовато-красная, отслаивающаяся тонкими пластинками, почти гладкая, тонкая. Почки красновато-бурые, удлиненно-яйцевидные, остроконечные, длиной 6-12 мм, в большинстве смолистые, расположены на конце побега мутовчато вокруг конечной почки, иногда почки появляются на побегах сбоку, но ветвей не образуют. Наибольший прирост по высоте дает в благоприятных условиях в возрасте 15-30 лет, достигая к восьмидесяти годам 30м.

Древесина сосны с розовым или буро-красным ядром и желтовато-бурой заболонью, прямослойная, легкая, смолистая, прочная, легко обрабатывается. Годичные слои хорошо видны, ранняя часть годичного слоя светлая, поздняя – темная.

Хвоя темно-зеленая, растет в пучках по две, длиной 4-7 см, сверху выпуклая, снизу плоская, жесткая, остроконечная. Держится на дереве в течение трех лет, опадает вместе с укороченным побегом. Укороченные побеги располагаются спирально, равномерно покрывая как главный, так и боковые побеги и придавая им радиальную симметрию. Укороченные побеги выходят из пазухи чешуек, представляющих собой редуцированные листья. Эти чешуйки хорошо видны только на молодом побеге. Укороченный побег имеет сложное строение, хорошо различимое сразу после распускания почек. Он состоит из очень короткого (1-2мм) стебля, двух хвоинок, между которыми на стебле имеется маленькая спящая почка. Кроме того, укороченный побег имеет еще пленчатые чешуйки двух видов, плотно охватывающие его в виде трубки, - так называемое влагалище укороченного побега. Эти пленчатые чешуйки являются редуцированными листьями. Они хорошо видны только весной на молодых побегах, позже засыхают и опадают. Спящая почка опадает вместе с хвоей. При сильном повреждении хвои, например, насекомыми или при поломке верхней части удлиненного побега, при повреждении верхушечной почки у многих укороченных побегов спящие почки прорастают, и между двумя хвоинками появляется удлиненный побег. Хвоя ежегодно опадает с дерева, но не вся сразу, а частично, так как отдельные иглы живут 2-3 года.

В конце мая сосны начинают цвести. В это время можно видеть целые тучи «желтой пыли», поднимающейся над лесом. В случае дождя вся эта пыльца падает на землю и сносится водой в низины, что дает повод несведущим людям говорить о выпадении «серного дождя». На одних ветвях образуются мужские шишки, собранные в большом количестве в виде колосовидного «соцветия», желтого цвета, а на верхушках молодых побегов, того же дерева находятся женские шишки. Женские шишечки овальной формы, длиной 5-6 мм, во время цветения красноватые, сидят по 1-3 на коротких ножках. Опыление происходит весной, а оплодотворение летом следующего года. Зрелые шишки сосны удлиненно-яйцевидные, длиной 2,5-7 см и шириной 2-3 см, буровато-серые, матовые, с плотными деревянистыми семенными чешуями, свисающие на загнутых ножках вниз. Щитки, или апофизы, на концах семенных чешуй матовые или слабо блестящие почти ромбические, пупок (бугорок апофиза) слабовыпуклый. Встречаются шишки красно-коричневые, лилово-коричневые, серые, серо-зеленые.

Семена удлиненно-яйцевидные, длиной 3-4 мм, различной окраски (пестрые, серые, черные) с крылом в 3-4 раза длиннее семян, охватывающим семя с двух сторон, как щипчиками, и легко от него отделяющимся. Время вылета семян растянуто и продолжается с первых дней весны до конца мая – начала июня. Прорастание семян и появление всходов возможно в течение всего вегетационного периода. В лесу сосна начинает плодоносить с сорока лет, при свободном состоянии с 15-30 лет. Семенные годы повторяются через 2-3-5 иногда даже до двадцати лет (в зависимости от региона и погодных условий).

Всходы обычно с 4-7 трехгранными семядолями. Хвоинки на всходах одиночные, сидят спирально. Парная хвоя появляется на второй год. Верхушка удлиненного побега второго года заканчивается одной верхушечной и несколькими боковыми почками, из которых весной следующего года образуется первая мутовка. Следовательно, при определении возраста молодых сосенок к числу мутовок надо прибавлять две единицы, так как первые два года мутовки не образуются. Определять возраст сосны по мутовкам сравнительно легко до 40-50 лет; поскольку с возрастом сучья нижних мутовок отмирают и делаются незаметными на стволе, зарастая древесиной и корой. К тому же при благоприятных условиях в течение вегетационного периода сосна может за один год давать два и более прироста, соответственно образуя две и более мутовки.

Сосна образует ряд форм, различающихся цветом шишек, формой апофиза, строением крон и т. д. У сосны обыкновенной имеются формы с пирамидальной и плакучей кроной, с золотистой, серебристой и беловатой окраской хвои у молодых побегов, с корой пластинчатой и чешуйчатой [47].

Ель обыкновенная европейская (Pícea ábies) - она же ель обыкновенная, относится к хвойной породе деревьев, класс хвойные, семейство сосновые, род ель. В отличии от своей родственницы сосны ель европейская достаточно «капризна». На черноземных и бедных песчаных почвах она не приживается, но зато очень теневынослива. Это вечнозеленое дерево имеет поверхностную корневую систему и от этого оно часто подвержено ветровалу.

Высота дерева колеблется от 35 до 50 метров, а ширина в обхвате ствола достигает двух метров. Крона конусовидная, густая, расположение ветвей мутовчатое, т.е поникающее вниз. Кора у ели имеет тонкую пластинчатую структуру серого тона.

Четырехгранные хвоинки, которые  расположены спирально, одиночны и  крепятся на листовых подушечках. Размер их доходит до 2,5 см., продолжительность  жизни каждой хвоинки до 10 лет. Хвоя имеет несколько оттенков от тёмного до бледно-зеленого с острым верхом.

Мужские колоски появляются на побегах  прошлого года в окружении чешуек. Опыление происходит в мае. Плодоносит европейская ель приблизительно к 30 годам, бывает и позже.

Но если Ель обыкновенная европейская произрастает на свободных местах, то шишки могут появиться уже к 15 годам. Шишки появляются в год цветения ,а следующее потомство бывает только на 4, а то и на 7 год. Семена шишек – яйцевидной формы, заостренные, длинной 4 мм, с крылом.

Ель нуждается во влажном воздухе, любит питательные влажные почвы, но не выносит застоя воды. Всходы ели часто развиваются на упавших стволах и разрушающихся старых пнях, так как это растение способно усваивать сложные азотные соединения.

Помогает дереву добывать из почвы питательные вещества и микориза – в данном случае это симбиоз многих съедобных шляпочных грибов с еловыми корнями. Именно поэтому в ельниках много белых грибов.

Морозостойкость ели во многом связана с защищающими почки от мороза тонкими чешуйками, покрытыми слоем смолы. От греческого слова «pissa», обозначающего смолу, произошло латинское название этого дерева.

Средняя продолжительность ели 300 лет. Но вблизи произрастания ее с  лиственными породами деревьев срок намного меньше, где от 120 до 150 лет [47].

Из животных на территории парка обитают:

  • Млекопитающие - 44 вида;
  • Птицы - 170 видов;
  • Амфибии - 9 видов;
  • Рептилии - 5 видов;
  • Рыбы - 19 видов.

С точки зрения разнообразия местообитаний и видового состава  в Национальном парке выделяются несколько фаунистических комплексов:

  • Комплекс хвойно–широколиственных лесов. В условиях Подмосковья этот комплекс обладает максимальным видовым разнообразием и плотностью. Типичные виды - лось, кабан, куньи (ласка, куница, горностай), заяц–беляк, белка. Из редких и нуждающихся в охране видов встречаются орешниковая соня, совы (серая неясыть, мохноногий сыч), рукокрылые, голуби (клинтух, вяхирь), вальдшнеп, седой дятел.
  • Таежный комплекс встречается в Алексеевском лесопарке и в небольших по площади участках в Мытищинском. Типичные обитатели - лоси, кабаны в зимний период, заяц–беляк, белка, куница. Плотность населения птиц в 3-4 раза меньше, чем в широколиственных лесах. Характерные виды — дятлы, синицы, клест–еловик. Из видов, требующих охраны - рябчик, воробьиный сычик.
  • Лесопарковый комплекс (Вторичные березовые леса и лесные культуры). Занимает значительные площади в московской части. Отличается отсутствием крупных млекопитающих (исключение — лоси), снижением численности наземно гнездящихся птиц, смещением высоты расположения гнезд: те виды, которые обычно гнездятся на высоте 3 м, здесь располагают гнезда на 10 м.
  • Водно-болотный комплекс. В нем обитает целый ряд видов животных (американская норка, выдра, бобр, ондатра), особо ценные временные, сезонные (лось, гусеобразные и пастушковые в период миграций и др.). Характерные виды птиц — выпь, серая цапля (не гнездится, но кормится), гуси и лебеди (на пролете); черношейная и красношейная поганки; утки — 8 видов гнездится, в том числе гоголь, серая утка, свиязь, широконоска; выпь; пастушковые (лысуха, погоныш). В нижней части Яузских болот расположена крупная (более 500 пар) колония сизых чаек. Из хищных видов постоянно обитает болотный лунь, на пролете отмечается орлан–белохвост.
  • Луговые биотопы: поляны к северу и югу от Яузских болот, поля, примыкающие к восточной части парка. Характерные виды: заяц–русак (численность которого постоянно сокращается из–за сокращения площади местообитания и стресса), мелкие грызуны и насекомоядные; птицы: перепел, коростель, чибис, дневные хищники (осоед, канюк, пустельга, чеглок) [28].

Птицы, внесенные в Красную  книгу РФ, обитающие в парке:

  • серый сорокопут (Lanius excubitor) - возможно гнездование;
  • черный аист (Ciconia nigra (L.));
  • орлан-белохвост (Haliaeetus albicilla (L.));
  • скопа (Pandion haliaetus (L.));
  • краснозобая казарка (Rufibrenta ruficollus (L.));
  • большой подорлик (Aquila clanga) - виды встречаются во время сезонных миграций).

Рисунок 4. Орлан-белохвост

 

1.4 Ландшафты

Центральная моренная равнина занимает центральную часть парка. Сложена с поверхности опесчаненной мореной и водно–ледниковыми отложениями, с глубины 0,6—1,0м. подстилаемыми тяжелосуглинистой мореной. Имеет  очень сложную геоморфологическую структуру, которую образуют: моренная равнина и ее склон к Яузской ложбине, вершины, склоны холмов, сырые ложбины и округлые заболоченные западины. Коренная растительность — хвойно–широколиственные и широколиственные леса, пойменные березняки и ольшаники, верховые и переходные болота в замкнутых понижениях.

Лосиноостровская водно–ледниковая равнина занимает юго–западную часть национального парка. Равнина сложена водно–ледниковыми супесями, песками и суглинками, подстилаемыми с глубины 2—4 м. мореной, в нижних частях склонов — водно–ледниковыми песками. Характерны заболоченные и сырые ложбины, сложенные делювиальными и делювиально–аллювиальными суглинками и супесями, подстилаемыми водно–ледниковыми песками. Долины ручьев плохо выражены. Занята преимущественно вторичными лесами, большую площадь занимают участки культур. Подверглась наиболее значительному антропогенному воздействию.

Мытищинская водно–ледниковая равнина занимает северную часть Национального парка «Лосиный остров». Ее поверхность наклонена в сторону расположенной к югу от нее Яузской ложбины и прорезана многочисленными сырыми ложбинами, самая большая из которых — Нехлюдов рукав — сложена аллювиальными суглинками. Сама равнина заполнена водноледниковыми суглинками и супесями, подстилаемыми с 0,5—0,6 м песками. Коренными породами здесь являются  верхнемеловые пески. Имеются большие участки старовозрастных хвойных лесов. В северной части равнины леса неоднократно пройдены рубками, в настоящее время там располагаются лесные культуры, в том числе посадки начала ХХ в [28]. 

Верхне–Пехорская водно–ледниковая равнина занимает юго–восточную часть Национального парка и сложена мощными (10—20 м.) водно–ледниковыми песками, перекрытыми супесями (0,5—1,0 м.).  Имеющиеся на равнине плосковершинные холмистые повышения сложены морено–водно–ледниковыми суглинками и подстилаются водно–ледниковыми песками. Местность пересечена сетью мелких сырых и заболоченных ложбин, сложенных делювиальными суглинками, и замкнутых межхолмовых понижений, выполненных водно-ледниковыми суглинками. Занята хвойными лесами таежного типа, близких по составу к коренным лесам Мещеры.

Яузская древняя ложбина стока сформировалась в понижении коренных пород, представленных верхнеюрскими глинами. Формирование ложбины происходило во времена отступления днепровского и наступления московского ледника. Конус выноса днепровской морены, южная граница которого примерно совпадает с руслом р. Яузы. В его основании залегает толща крупнообломочного материала, образующего водоносный горизонт, глубина залегания которого колеблется от 1 до 18 м. Здесь сформировались благоприятные условия для заболачивания и торфообразования. Значительная часть Яузской ложбины более 100 лет использовалась для добычи торфа. В настоящее время территория представляет собой комплекс из мелководий, участков низинных и переходных болот, дамб, заросших березняками, и сырых лугов по окраинам массива [40].

1.5 Транспортная загруженность парка

Согласно данным сервиса  Яндекс.Пробки, с 2008 года загруженность автомобильных дорог выросла, в среднем, на 0,5 – 1,0 балла. Причины этому могут быть самые разные: от увеличения товарооборота между городами, до увеличения количества личных автомобилей у жителей города и области.

Для оценки ситуации на улицах города Яндекс.Пробки измеряют, насколько дорожные затруднения и пробки замедляют движение. Алгоритм Яндекс.Пробок автоматически рассчитывает, сколько времени при текущей загруженности дорог понадобится, чтобы проехать по одному из заранее заданных маршрутов, и сравнивает это время с тем, которое уходит на ту же поездку, но по свободным улицам. Всего для оценки загруженности в Москве используется несколько десятков маршрутов — они включают все основные магистрали города (кольцевые дороги, ключевые шоссе и проспекты).

Загруженность измеряется в баллах. Баллы соответствуют потерянному  времени — тому дополнительному  времени, которое автомобилисты  проводят в пробках. Например, загруженность 7 баллов означает, что на дорогу придётся потратить почти в два раза больше времени, чем при свободных  улицах [12].

Исходя из этих данных, можно  сделать вывод, что транспортная нагрузка, приходящаяся на территорию Лосиного острова, выросла и продолжает увеличиваться с каждым годом.

Основными источниками загрязнения воздушного бассейна при эксплуатации автотранспорта являются двигатели внутреннего сгорания, которые выделяют в атмосферу отработанные газы и топливные испарения.

Автомобильная промышленность в зависимости от назначения и приспособленности к дорожным условиям выпускает автомобили различных типов. По назначению автомобили делятся на пассажирские, грузовые и специальные. К пассажирским автомобилям, предназначенным для перевозки людей, относятся легковые автомобили и автобусы. Грузовые автомобили служат для перевозки различных грузов.

Информация о работе Влияние автомобильного транспорта на хвойные растения лосиного острова