Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 14:33, реферат
Цель данной работы – рассмотреть учение о ноосфере.
Для достижения поставленной цели, мной будут решены следующие задачи:
- рассмотреть учение Вернадского о ноосфере;
- рассмотреть влияние человека на природу и техносферу;
Введение……………………………………………………………………………….3
1. Ноосфера……………………………………………………………………………4
1.1. Учение В.И.Вернадского о ноосфере……………………………………….....4
1.2. Влияние человека на природу. Техносфера…………………………………...6
1.3. Трансформация биосферы в ноосферу………………………………………...8
1.4. Противоречия в системе: природа-биосфера-человек……………………….13
1.5. Единство и многообразие органического мира………………………………17
1.6. Жизнь как биологический круговорот веществ………………………………19
Заключение……………………………………………………………………………21
Список литературы…………………………………………………………………...22
РЕФЕРАТ
по экологии
Всё о ноосфере
Выполнил
Преподаватель
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Ноосфера…………………………………………………………
1.1. Учение В.И.Вернадского о ноосфере……………………………………….....4
1.2. Влияние человека на природу. Техносфера…………………………………...6
1.3. Трансформация биосферы в ноосферу………………………………………...8
1.4. Противоречия в
системе: природа-биосфера-человек………………
1.5. Единство и многообразие
органического мира………………………………
1.6. Жизнь как биологический круговорот веществ………………………………19
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
История науки знает немало великих имён, с которыми связаны
фундаментальные открытия в области естественных и общественных наук, однако
в подавляющем большинстве случаев это - учёные, работавшие в одном
направлении развития наших знаний.
В XX в.
такой же по значению
стал Владимир Иванович Вернадский. На его принадлежность к своей сфере
могут претендовать и естествоиспытатели самых различных направлений, и
приверженцы точного экспериментально проверяемого знания, и историки науки
и человеческой мысли, и науковеды, и, конечно, философы-гуманисты,
социологи. Он, несомненно, принадлежал к тем немногим в истории не только
своего народа, но и человечества, кому было по силам охватить могучим умом
целостность всей картины мира и стать провидцем.
Труды В.И.Вернадского не только внесли огромный вклад в развитие
многих разделов естествознания, но и принципиально изменили научное
мировоззрение XX века, определили положение человека и его научной мысли в
эволюции биосферы, позволили по-новому взглянуть на окружающую нас природу
как среду обитания человека, поставили много актуальных проблем и наметили
пути их решения в будущем.
Цель данной работы – рассмотреть учение о ноосфере.
Для достижения поставленной цели, мной будут решены следующие задачи:
- рассмотреть учение Вернадского о ноосфере;
- рассмотреть влияние человека на природу и техносферу;
- рассмотреть
процесс трансформации
- рассмотреть
противоречия в системе
- рассмотреть единство и многообразие биологического мира и
круговорот веществ.
1. Ноосфера
1.1. Учение В.И.Вернадского о ноосфере
Огромное влияние человека на природу и масштабные последствия его
деятельности послужили основой для создания учения о ноосфере. Термин
«ноосфера» переводится буквально как сфера разума. Впервые его ввел в
научный оборот в 1927 г. французский ученый Э. Леруа. Вместе с Тейяром де
Шарденом он рассматривал ноосферу как некое идеальное образование,
внебиосферную оболочку мысли, окружающую Землю.
Ряд ученых предлагает употреблять вместо понятия «ноосфера» другие
понятия: «техносфера», «антропосфера», «психосфера», «социосфера» или
использовать их в качестве синонимов. Подобный подход представляется весьма
спорным, так как между перечисленными понятиями и понятием «ноосфера» есть
определенная разница.
Следует также отметить, что учение о ноосфере не носит пока
законченного канонического характера, которое можно было бы принимать как
некое безусловное руководство к действию. Учение о ноосфере было
сформулировано и в трудах одного из его основателей В. И. Вернадского. В
его работах можно встретить разные определения и представления о ноосфере,
которые к тому же менялись на протяжении жизни ученого. Вернадский начал
развивать данную концепцию с начала 30-х гг. после детальной разработки
учения о биосфере. Осознавая огромную роль и значение человека в жизни и
преобразовании планеты, В.И.Вернадский употребляет понятие «ноосфера» в
разных смыслах: 1) как состояние планеты, когда человек становится
крупнейшей преобразующей геологической силой; 2) как область активного
проявления научной мысли; 3) как главный фактор перестройки и изменения
биосферы. [1, с.76]
Очень
важным в учении В.И.
впервые осознал и попытался осуществить синтез естественных и общественных
наук при изучении проблем глобальной деятельности человека, активно
перестраивающего окружающую среду. По его мнению, ноосфера есть уже
качественно иная, высшая стадия биосферы, связанная с коренным
преобразованием не только природы, но и самого человека. Это не просто
сфера приложения знаний человека при высоком уровне техники. Для этого
достаточно понятия «техносферы». Речь идет о таком этапе в жизни
человечества, когда преобразующая деятельность человека будет основываться
на строго научном и действительно разумном понимании всех происходящих
процессов и обязательно сочетаться с «интересами природы».
В настоящее время под ноосферой понимается сфера взаимодействия
человека и природы, в пределах которой разумная человеческая деятельность
становится главным
можно выделить в качестве составляющих человечество, общественные системы,
совокупность научных знаний, сумму техники и технологий в единстве с
биосферой. Гармоничная взаимосвязь всех составляющих структуры есть основа
устойчивого существования и развития ноосферы.
Говоря об эволюционном развитии мира, его переходе в ноосферу,
основатели этого учения
расходились в понимании
Тейяр де Шарден говорил о постепенном переходе биосферы в ноосферу, т.е. «в
сферу разума, эволюция которой подчиняется разуму и воле человека», путем
постепенного сглаживания трудностей между человеком и природой.
У В.И.Вернадского мы встречаем иной подход. В его учении о биосфере
живое вещество преобразует верхнюю оболочку Земли. Постепенно вмешательство
человека все увеличивается, человечество становится основной планетарной
геолого-образующей силой. Поэтому (стержень учения Вернадского о ноосфере)
человек несет прямую ответственность за эволюцию планеты. Понимание им
данного тезиса необходимо и для его собственного выживания. Стихийность же
развития сделает биосферу непригодной для обитания людей. В связи с этим
человеку следует соизмерять свои потребности с возможностями биосферы.
Воздействие на нее должно быть дозировано разумом в ходе эволюции биосферы
и общества. Постепенно биосфера преобразуется в ноосферу, где ее развитие
приобретает направляемый характер.
В этом
и заключаются непростой
также сложности появления ноосферы, определения роли и места в ней
человека. В. И. Вернадский неоднократно подчеркивал, что человечество лишь
вступает в данное состояние. И сегодня, спустя несколько десятилетий после
смерти ученого, говорить об устойчивой разумной деятельности человека (т.е.
о том, что мы уже достигли состояния ноосферы) нет достаточных оснований. И
так будет по крайней мере до тех пор, пока человечество не решит глобальных
проблем планеты, в том числе экологическую. О ноосфере правильнее говорить,
как о том идеале, к которому следует стремиться человеку. [3, с.106]
1.2. Влияние человека на природу. Техносфера.
Масштабы созданной человечеством материальной культуры поистине
огромны. И темпы ее развития постоянно увеличиваются. В наши дни так
называемая техномасса (все созданное человеком за год) уже на порядок
превышает биомассу (вес диких живых организмов). Это тревожный сигнал, он
требует вдумчивого отношения к балансу составляющих системы
природа—биосфера—человек.
Уровень
воздействия человека на
очередь от технической вооруженности общества. Она была крайне мала на
начальных этапах развития человечества. Однако с развитием общества, ростом
его производительных сил ситуация изменилась кардинальным образом. XX
столетие — век научно-
взаимоотношением науки, техники и технологии, он колоссально увеличил
масштабы воздействия общества на природу и поставил перед человечеством
целый ряд новых, чрезвычайно острых проблем.
Изучение влияния техники на биосферу и природу в целом нуждается не
только в прикладном, но и в глубоком теоретическом осмыслении. Техника все
менее остается только вспомогательной силой для человека. Все больше
проявляется ее автономность (автоматические линии, роботы, межпланетные
станции, сложнейшие компьютерные самоналаживающиеся системы).
Понятие
«совокупность техники и
обретать право на существование в науке. По аналогии с живым веществом,
лежащим в основе биосферы, мы можем говорить о техновеществе как
совокупности всех существующих
технических устройств и
техноценозов). В его состав, в частности, включают технические устройства,
добывающие полезные ископаемые и вырабатывающие энергию подобно зеленым
растениям в биосфере. Выделяется также технический блок по переработке
полученного сырья и производству средств производства. Далее идет техника,
производящая средства потребления. Затем — технические системы по передаче,
использованию и хранению средств информации. В особый блок выделяют
автономные
станции и др.). В последнее время появляются также техносистемы по
переработке и утилизации отходов, включенные в непрерывный цикл безотходной
технологии. Это своего рода «технические санитары», действующие подобно
биологическим, природным подсистемам. Таким образом, структура
техновещества (как совокупность отдельных технических устройств и целых
подсистем-техноценозов) все больше воспроизводит аналогичную организацию
естественных природных живых систем.
Другой подход к пониманию структуры и роли техновещества предлагает
швейцарский экономист и географ Г. Беш. Он выделяет в мировом хозяйстве три
крупнейшие отрасли: первичная (добыча природных ресурсов), вторичная
(обработка добытой продукции) и третичная (обслуживание производства:
наука, управление). [3, с.108]
По силе своего воздействия на планету техновещество в виде системы
техноценозов в состоянии как минимум на равных спорить с живым веществом.
Дальнейшее развитие техники со всей очевидностью требует просчета
оптимальных вариантов взаимодействия составных подсистем техновещества и
последствий их влияния на природу, и в первую очередь на биосферу. В
результате преобразования человеком естественной среды обитания можно
говорить уже о реальном существовании нового ее состояния — о техносфере.
Понятие «техносфера» выражает совокупность технических устройств и систем
вместе с областью технической деятельности человека. Ее структура
достаточно сложна, так как включает техногенное вещество, технические
системы, живое вещество, верхнюю часть земной коры, атмосферу, гидросферу.
Более того, с началом эры космических полетов техносфера вышла далеко за
пределы биосферы и охватывает уже околоземный космос.
Нет смысла современному человеку подробно говорить о значении
техносферы в жизни общества и природы. Техносфера все больше преобразует
природу, изменяя прежние и создавая новые ландшафты, активно влияя на
другие сферы и оболочки Земли, и прежде всего опять-таки на биосферу.
Говоря о важнейшем значении техники в жизни человека, нельзя не
отметить обостряющуюся сегодня проблему гуманизации техносферы. Пока что
наука и техника нацелены главным образом на максимальную эксплуатацию